Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИКА И АНДРАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / E-EDUCATION / DISTANCE EDUCATION / TYPES OF E-LEARNING / FEATURES OF THE COMMUNICATIVE ENVIRONMENT OF MODERN STUDENTS / PEDAGOGY AND ANDRAGOGY / PEDAGOGICAL DESIGN / MANAGEMENT SYSTEMS OF THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова О.Б., Николаева Е.А.

Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что современные исследования вопросов информатизации образовательной среды практически не рассматривают вопросы, связанные с разработкой требований к качеству образовательного контента, а сами авторы учебных курсов зачастую ограничиваются формальным оцифровыванием существующих учебно-методических материалов. В настоящее время требования к качеству образовательного контента должны быть сформированы не только на основе содержания профессиональных компетенций и формы обучения, но и ориентированы на особенности коммуникативных трендов в современном обществе, особенностей восприятия информации поколением Y, а также включать в себя критерии оценки полноты использования возможностей интернет-технологий в процессе обучения. Цель исследования заключается в том, чтобы сформулировать принципы создания электронного контента курса иностранного языка для студентов неязыковых вузов. Авторы формулируют данные принципы на основе прикладного исследования особенностей коммуникативной среды современного студента, а также концепций педагогического дизайна. По мнению авторов, коммуникативная среда современного студента (поколение Y) требует расширения перечня задач, которые должен решать преподаватель в процессе создания курса в электронном формате. В частности, учитывать не только требования, основанные на содержании профессиональных компетенций, но и индивидуальные особенности студента. Принципы создания электронного контента курса иностранного языка должен быть основан на понимании индивидуальных различий студентов в особенностях восприятия информации, мотивации к изучению курса, а также изменения форм обратной связи, позволяющих повысить уровень освоения изучаемой дисциплины. Результаты исследования, представленные в данной статье, могут быть использованы в практике создания электронных курсов иностранного языка для студентов неязыковых специальностей, а также в процессе разработки критериев оценки качества электронного образовательного контента в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова О.Б., Николаева Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLES OF THE CREATING OF THE EFFECTIVE ELECTRONIC CONTENT OF THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR THE STUDENTS OF NON-LINGUISTICS SPECIALTIES AT THE UNIVERSITY

The relevance of the article is determined by the fact that modern research of the questions concerning the informatization of the educational environment practically does not consider issues related to the development of requirements for the quality of educational content, and the authors of different training courses are often limited to the formal digitization of existing educational materials. Currently, the requirements for the quality of educational content should be formed not only on the basis of the content of professional competencies and the form of training, but also focused on the features of communicative trends in modern society, the characteristics of the perception of information by generation Y, as well as they should include criteria for assessing the completeness of Internet technologies used in the training process. The aim of the study is to formulate the principles of creating electronic content of the foreign language course for students of non-linguistics specialties. The authors formulate these principles on the basis of the applied research concerning the features of the communicative environment of a modern student, as well as the concepts of pedagogical design. According to the authors, the communicative environment of a modern student (generation Y) requires an expansion of the tasks list that the teacher must solve in the process of creating a course in electronic format. In particular, the teacher must take into account not only the requirements based on the content of professional competencies, but also the individual characteristics of the student. The principles of creating electronic content of a foreign language course should be based on understanding of the individual differences in the aspects of information perception, motivation to study this particular course, as well as the changes in feedback forms that can allow increasing the discipline level. The results of the study presented in this article can be used in the practice of creating electronic courses of the foreign language for students of non-linguistics specialties, as well as in the process of developing criteria for assessing the quality of the electronic educational content in general.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЭЛЕКТРОННОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ СТУДЕНТАМ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

УДК 378:881.1

Принципы создания эффективного электронного контента для преподавания иностранного языка в вузе студентам неязыковых специальностей

The principles of the creating of the effective electronic content of the foreign language teaching for the students of non-linguistics specialties at the University

Симонова О.Б., Ростовский государственный университет путей сообщения, simnvoks@mail.ru

Николаева Е.А., Институт водного транспорта имени Г.Я. Седова - филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, yfcntyf12032009@yandex. ru

Simonova O., Rostov State Transport University, simnvoks@mail.ru

Nikolaeva E., Sedov Water Transport Institute - the branch of Admiral Ushakov State Maritime University, yfcntyf12032009@yandex.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.020

Ключевые слова: электронное образование, дистанционное образование, виды электронного обучения, особенности коммуникативной среды современных студентов, педагогика и андрагогика, педагогический дизайн, системы менеджмента процесса обучения.

Keywords: e-education, distance education, types of e-learning, features of the communicative environment of modern students, pedagogy and andragogy, pedagogical design, management systems of the learning process.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем фактом, что современные исследования вопросов информатизации образовательной среды практически не рассматривают вопросы, связанные с разработкой требований к качеству образовательного контента, а сами авторы учебных курсов зачастую ограничиваются формальным оцифровыванием существующих учебно-методических материалов.

В настоящее время требования к качеству образовательного контента должны быть сформированы не только на основе содержания профессиональных компетенций и формы обучения, но и ориентированы на особенности коммуникативных трендов в современном обществе, особенностей восприятия информации поколением Y, а также включать в себя критерии оценки полноты использования возможностей интернет-технологий в процессе обучения.

Цель исследования заключается в том, чтобы сформулировать принципы создания электронного контента курса иностранного языка для студентов неязыковых вузов.

Авторы формулируют данные принципы на основе прикладного исследования особенностей коммуникативной среды современного студента, а также концепций педагогического дизайна. По мнению авторов, коммуникативная среда современного студента (поколение Y) требует расширения перечня задач, которые должен решать преподаватель в процессе создания курса в электронном формате. В частности, учитывать не только требования, основанные на содержании профессиональных компетенций, но и индивидуальные особенности студента. Принципы создания электронного контента курса иностранного языка должен быть основан на понимании индивидуальных различий студентов в особенностях восприятия информации, мотивации к изучению курса, а также изменения форм обратной связи, позволяющих повысить уровень освоения изучаемой дисциплины.

Результаты исследования, представленные в данной статье, могут быть использованы в практике создания электронных курсов иностранного языка для студентов неязыковых специальностей, а также в процессе разработки критериев оценки качества электронного образовательного контента в целом.

Abstract. The relevance of the article is determined by the fact that modern research of the questions concerning the informatization of the educational environment practically does not consider issues related to the development of requirements for the quality of educational content, and the authors of different training courses are often limited to the formal digitization of existing educational materials.

Currently, the requirements for the quality of educational content should be formed not only on the basis of the

content ofprofessional competencies and the form of training, but also focused on the features of communicative trends in modern society, the characteristics of the perception of information by generation Y, as well as they should include criteria for assessing the completeness of Internet technologies used in the training process.

The aim of the study is to formulate the principles of creating electronic content of the foreign language course for students of non-linguistics specialties.

The authors formulate these principles on the basis of the applied research concerning the features of the communicative environment of a modern student, as well as the concepts of pedagogical design. According to the authors, the communicative environment of a modern student (generation Y) requires an expansion of the tasks list that the teacher must solve in the process of creating a course in electronic format. In particular, the teacher must take into account not only the requirements based on the content of professional competencies, but also the individual characteristics of the student. The principles of creating electronic content of a foreign language course should be based on understanding of the individual differences in the aspects of information perception, motivation to study this particular course, as well as the changes in feedback forms that can allow increasing the discipline level.

The results of the study presented in this article can be used in the practice of creating electronic courses of the foreign language for students of non-linguistics specialties, as well as in the process of developing criteria for assessing the quality of the electronic educational content in general.

Введение. Процесс информатизации образовательной среды вуза ориентирован на реализацию двух целей: внедрение технологий дистанционного обучения и средств его администрирования. В свою очередь реализация данных целей предполагает внедрение в практику преподавания дисциплин технологий

дистанционного обучения [8]: средств создания электронных курсов, средств управления электронными курсами, средств управления процессом обучения, а также средств управления обучением и учебным контентом. Причем, существующая путаница в терминах «электронное обучение» и «технологии дистанционного обучения» поддерживает отрицательные реакции общественного мнения на процессы внедрения цифровых технологий в образовательную среду, создавая негативные стереотипы восприятия интернет-технологий обучения. Данное положение дел негативно влияет на качество электронного обучения в целом и, соответственно, формирует негативный опыт восприятия процессов цифровизации образовательной среды.

Однако, рассматривая информатизацию как современный этап развития системы образования, следует отметить, что технологии дистанционного обучения являются мощным инструментом формирования активной образовательной среды, о которой и идет речь в программных документах, т.е. электронном обучении [15]. Технологии дистанционного обучения способны решить ряд задач, которые off-line образовательные технологии даже не рассматривали в качестве приоритетных. К таким задачам можно отнести: создание эффективной системы мотивации студентов, персонализация образовательного контента, интенсивная персонализированная обратная связь со студентами курса, повышение уровня объективности оценки знаний студента и др.

Ключевую роль в процессе обеспечения условий реализации вышеперечисленных целей играет качество образовательного контента, адаптированного для цифровой образовательной среды. В новой среде учебно-методический комплекс дисциплины становится

структурированным продуктом, который должен не только соответствовать требованиям образовательных стандартов, но и особенностям покупательского поведения, потребностям самого студента. В частности, предоставлять возможность выбора темпа обучения, его содержания и времени, соответствовать учебным стилям обучающихся.

Здесь следует отметить, что качество образовательного контента должно оцениваться, помимо вопросов соответствия образовательным стандартам, еще в трех аспектах: содержательном и технологическом и маркетинговом.

Содержательный аспект предполагает оценку полноты учебно-методического комплекса, которая позволяет транслировать тот объем знаний, навыков, умений, которые необходимы студенту для решения профессиональных задач. Маркетинговый аспект позволяет анализировать уровень соответствия технологий преподавания курса индивидуальным особенностям студента, его потребностям. Технологический аспект ориентирован на оценку эффективности использования интернет-технологий в процессе достижения учебных и коммуникативных задач. Именно два последних аспекта и являются предметной областью данного исследования.

Рассмотрим существующие теоретико-методологические подходы к формированию критериев оценки маркетинговых и технологических аспектов электронного контента учебного курса.

Методология. Методологической основой формирования требований к качеству электронного образовательного контента

выступают: тренды развития системы образования современного общества в целом, особенности развития технологий образования в интернет-среде, а также принципы обучения взрослых. Рассмотрим вышеперечисленые детерминанты подробнее.

В формулировке трендов развития системы образования не будем вдаваться в дискуссионные вопросы относительно приоритета прикладных знаний, а также требований системности и непрерывности образовательной практики на фоне сокращения фундаментальных дисциплин в образовательных программах. Речь пойдет лишь о вопросах, связанных с персонализацией системы образования, ориентированной на автономность формирования индивидуальной траектории развития личности студента.

В этом контексте Интернет-среда позволяет формировать такие системы электронного обучения, которые ориентированы на формирование культуры непрерывного обучения (тренды на вдохновляющее обучение на связь процесса обучения с личностным ростом), персонализацию процесса обучения

(индивидуализация процесса оценивания знаний, аналитика данных, позволяющая строить персонифицированные программы развития профессиональных компетенций), рост практической ценности полученных знаний (интеграция процесса обучения в систему коммуникации профессиональных сообществ) и, как сопутствующий эффект, формирование навыков интеграции, групповой работы.

Далее рассмотрим особенности

технологического обеспечения образовательного процесса в Интернет-пространстве.

Технологические возможности самой распространенной системы менеджмента процесса обучения (LMS) MOODLE оцениваются как достаточно эффективные, позволяющие решить ключевые задачи учебных курсов по иностранному языку. Исследователи отмечают, что система позволяет не только транслировать необходимый объем информации, но и организовывать групповую работу студентов [5; 19], осуществлять эффективный контроль знаний [12]. Анализ исследований отчетливо демонстрирует тот факт, что для большей части авторов курсов иностранного языка в вузах данная платформа эффективна лишь потому, что решает задачу оцифровки существующего учебно-методического обеспечения дисциплины. Данные подходы не демонстрируют необходимость изменения принципов обучения в целом. Авторы обучающих курсов ориентированы на адаптацию существующих

методик преподавания к новым информационным носителям, а не на использование технологий дистанционного образования для реализации возможностей электронного образования в целом. То есть речь не идет о том, что система электронного образования - принципиально другая технология обучения, требующая новых подходов к формированию образовательного контента и новых видов коммуникации со студентами.

Здесь следует отметить тот факт, что мнению ряда исследователей [2] большая часть систем менеджмента процесса обучения, таких как Прометей, Learning Space, Blackboard проектировались для модели образовательного учреждения, не претендующего на инновационные стратегии развития. Даже более гибкая архитектура сервисов Sakai и MOODLE имеют ограничения в интеграции с большей частью используемых сервисов и баз данных. В то же время сервисы Google и Pearson находятся в стадии развития и возможность их применения в вузах России - вопрос дискуссионный. Таким образом, очевидно, что современные LMS не способны обеспечить такое качество электронного обучения, которое позволило бы приблизиться к новым парадигмам общественного развития.

Альтернатива данным системам - разработка нового поколения LMS, ориентированных на новый опыт коммуникаций в социальных СМИ. Во-первых, речь идет о создании технологической основы для перехода от парадигмы информационного общества к новой парадигме общества непрерывно обучающихся, обменивающихся знаниями, создающих новое знание индивидов. Речь идет о новой образовательной системе личностно-

развивающего образования, основанного на практике развития межличностных

коммуникаций в социальных сетях и профессиональных сообществах.

В-вторых, исследования показывают, что большая часть студентов воспринимают LMS как «безжизненные», лишенные интерактивности, а также ориентированными на неэффективное усложнение контроля знаний при отсутствии привычных форматов взаимодействия в Интернет-среде [18].

Здесь следует отметить тот факт, что процесс автоматизации учебного процесса - не единственное направление развития

образовательных технологий в электронной среде. Актуальным является и вопрос об интеграции мобильных приложений в практику преподавания иностранного языка (m-learning)

[4]. Примечателен тот факт, что в оценке эффективности технологий m-learning гораздо чаще встречаются вопросы, связанные с целью управления уровнем вовлеченности студентов в процесс изучения иностранного языка, вариантами группового взаимодействия в процессе обучения и другим показателям, которые соответствуют трендам развития образования в XXI в.

И еще одна детерминанта - особенности обучения студентов. Здесь следует отметить самый важный аспект, о котором практически не упоминается ни в одном из исследований, рассматривающих вопросы реализации системы электронного обучения в вузе. Речь идет о том, что особенности обучения студентов должны рассматриваться в контексте технологий андрагогики. В настоящее время практика обучения студентов основана на принципах педагогики: доминирующее положение обучающего в формировании целей, средств, методов обучения; готовность к обучению студента определяется внешними системами принуждения; студенты приобретают знания «впрок», понимая непригодность большей части из них в будущем; студенты обучаются по одному и тому же стандарту, предполагающему единообразное изучение несвязанных между собой дисциплин и т.д. [3].

Таким образом, технологии дистанционного образования могут работать эффективно только в том случае, если система электронного образования в вузе будет построена на принципах андрагогики, в рамках которых преподаватель становится помощником в освоении навыков работы с новой информацией. Но самое главное для изучения иностранного языка, данный курс должен обладать свойствами междисциплинарности, развивая коммуникативную компетентность студента во всех видах профессиональной деятельности, интегрируя в своей содержательной части процесс изучения дисциплин профессионального цикла. Безусловно, такая задача нерешаема в рамках привычных off-line технологий и существующих LMS платформ. Однако, интеграция образовательного процесса в систему коммуникаций профессиональных сообществ, объединяющих носителей языка (к примеру представленных в социальных сетях) лишает подобные задачи статуса недостижимости и фантастичности. Соответственно, задача преподавателя курса заключается в том, чтобы проектировать учебный курс с учетом эффективности существующих интернет-технологий и требований к уровню коммуникативной компетентности, предъявляемых профессиональными сообществами [1].

Особенности и принципы проектной деятельности преподавателя в процессе создания учебного курса подробно рассматривается в концепциях педагогического дизайна. Содержание данного термина достаточно объемно и используется. Педагогический дизайн рассматривается и как категория дидактики [6], как процесс проектирования учебных курсов [11], а также как технология формирования коммуникативной образовательной среды [17].

Мы будем понимать под данным термином совокупность двух технологий: педагогического проектирования, ориентированного на формировании методики преподавания в конкретной предметной области и технологии Web-дизайна, которая позволяет реализовать данную методику в сети Интернет [10].

С методологической точки зрения идеи педагогического дизайна позволят внести изменения в критерии и процедуры оценки знаний студента. К примеру, на основании идей Б.Блума, применение таксономии для проверки уровня знаний [9].

В нашем исследовании мы будем опираться на идеи Р. Ганье [14], предлагающего общую архитектуру образовательного процесса, которые позволяющих структурировать процесс создания эффективного электронного курса иностранного языка.

Дескриптивная теория Р. Ганье описывает девять событий обучения, которые соответствуют событиям, происходящим в процессе запоминания. То есть его идеи описывают не модель поведения преподавателя на занятии, а когнитивные процессы обучающихся. Ганье утверждает, что если учебное занятие включает все девять событий, то обучение будет наиболее эффективным. Эти события могут включаться в учебный процесс в произвольном порядке и не являются алгоритмом.

Рассмотрим, как идеи Ганье могут быть использованы для построения эффективного электронного курса по иностранному языку в контексте трендов развития системы образования и особенностей формирования коммуникативных компетенций студентов изучающих иностранный язык в неязыковых вузах.

Результаты. Итак, сформулируем принципы, на которых должен формироваться эффективный контент для электронного курса по иностранному языку.

Индивидуализация. Данный принцип предполагает дифференциацию студентов не только по уровню знания языка, но и по стилям обучения. Именно понимание стиля обучения студента позволит адекватно реагировать на темп

прохождения курса, повышать объективность процедуры оценки знаний. Здесь мы понимаем и значимость второго принципа «объективность оценки».

Объективность оценки. В обучении взрослых, в нашем случае студентов, не имеет смысла использовать стандартные «знать, уметь, владеть». Если стратегическая цель обучения -формирование коммуникативной компетенции, позволяющей активно существовать в профессиональной среде, то совершенно бессмысленно использовать данные индикаторы. Здесь можно обратиться к идеям Б. Блума, который предложил оценивать не знания, а способность их применения в новых или нестандартных ситуациях. Соответственно, должны и измениться маркеры оценки. В интерпретации Блума - это «внедрять, применять, демонстрировать, решать...» [13]. И здесь возникает резонный вопрос, где студент может продемонстрировать языковую активность, продемонстрировав вышеперечисленные

маркеры. Возможны два варианта ответа, которые предполагают реализацию следующего принципа - коллаборативность.

Принцип коллаборации может быть реализован в двух вариантах. Первый - это интеграция учебных курсов по специальности и иностранного языка. Т.е. большая часть времени освоения специальных профессиональных знаний может происходить на иностранном языке. Данный вариант, конечно, имеет ряд сложностей, связанных с уровнем знания иностранного языка преподавателей профильных специальностей. Поэтому более применимый вариант - это участие студентов в профессиональных сообществах, коммуникации с носителями языка на профессиональные темы. Данный вариант предполагает внедрение различных форм сотрудничества через социальные сети, начиная с совместных студенческих проектов, заканчивая участием в дискуссиях профессиональных сообществ.

Также мы должны понимать, что современное поколение студентов (поколение Y) имеет специфические особенности в восприятии информации, что делает актуальным принцип адаптивности. Данный принцип предполагает тот факт, что трансляция учебного материала должна происходить в форматах, которые являются для данного поколения наиболее эргономичными.

Интерес к различиям в ментальностях субъектов образовательного процесса основана на теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса, где каждое поколение является носителем специфического ментального кода, который формируется в определенной информационной среде. Отечественные исследователи Ю.А. Левада, Т. Шанин [20] и др. выделили шесть поколений. В соответствии с их классификацией самой активной стратой преподавателей является поколение Х, современное студенчество - Y, а поколение Z - это будущее студенчество.

Среди общих особенностей ментального кода поколения Y выделяют нелинейность в восприятии мира, которая проявляется в конфликте между «клиповым мышлением» и академическими традициями поколения Y, чье мышление формировалось на понимании причинно-следственных связей и стройных теориях. То же нелинейное миромоделирование сформировало у поколения Y визуальное мышление (Р.Арнхейм), т.е. мышление посредством визуальных операций. Данный факт объясняет причину сложностей освоения текстовых документов в поколения Y. То есть современные студенты не способны воспринимать большие объемы текста без визуализации. Для них более доступны небольшие объемы информации, лаконичные по содержанию и яркие для визуального восприятия.

В этом контексте перед преподавателями стоит сложная методическая задача, адаптация текстовых материалов к особенностям восприятия «клипового», «аббревиатурного» мышления. Пример решения такого рода методических задач представлен в исследованиях П.Ю. Тенхунен, Ю.А. Елисеевой [16].

Рассмотрим подробнее, каким

коммуникативным требованиям должны удовлетворять учебно-методические материалы курса иностранного языка в электронном формате. Для того, чтобы выявить коммуникативные предпочтения студентов в изучении иностранных языков, было проведено исследование методом анкетирования. Исследование проводилось на платформе Яндекс Взгляд. Объем выборки составил 1500 человек, студенты высших учебных заведений, возраст 17 - 19 лет. Структура выборки представлена на рисунке 1.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

В

знание активность цель мотивация нескольких языков

Ы Продвинутый □ Средний ■ Начальный

Рисунок 1. - Структура выборки

Поясним критерии формирования выборки. «Первоначальный уровень знания языка» оценивался по результатам обучения в школе, колледже, дополнительных занятий в языковых школах и курсах. Соответственно, основой кластеризации выборки стали критерии «продвинутый, средний, начальный» уровни знания языка. «Активность изучения иностранного языка» - показатель, демонстрирующий число интернет-сервисов, которые студент использует для своих занятий. Показатель «Цели изучения языка » выявляет уровень притязаний на получение дополнительных сертификатов, удостоверяющих уровень знаний (оценка в дипломе, сертификат об окончании авторского курса, сертификаты

TOEFL, IELTS). На основе показателя «Мотивация» оценивалось понимание студентом важности изучения иностранного языка для профессионального развития в целом.

Как показали результаты, наибольшую активность в анкетировании проявили студенты, которые уже имеют определенные достижение в области изучения иностранного языка с высоким уровнем мотивации к обучению и пониманием значимости языкознания в профессиональной деятельности.

Студентам была предложена анкета, ответы на вопросы которой позволили сформировать представление о видах цифровых продуктов, которые пользуются большей популярностью. Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. -Популярность цифровых носителей программ по изучению иностранного языка

Как показали результаты опроса, популярность мобильных приложений зачастую определяется их ценовой доступностью, а

интернет-программы языковых школ решают вопросы планомерной организации процесса изучения языка и сертификации.

Далее студентам было предложено оценить эффективность технологий обучения в сети Интернет. В качестве критериев эффективности были использованы показатели «легкость запоминания», «сохранение мотивации к занятиям», «скорость освоения информации». Результаты оценки представлены на рисунке 3.

Как показали результаты исследований, большую популярность имеют программы и приложения, которые обладают большим объемом визуального контента, разбиты на

небольшие содержательные блоки, содержат высокий процент игрового формата.

Таким образом, следует признать, что существующие технологии преподавания в высшей школе не соответствуют особенностям механизмов восприятия информации и мышления студентов (поколение У). И такое положение дел требует коренной перестройки структуры образовательного процесса, начиная с роли преподавателя, заканчивая форматами занятий и учебно-методических материалов.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

Скрайбинг Мультфильм Геймификация Диалог

Совместный Видеосюжет с проект титрами

Рисунок 3. - Оценка эффективности технологий обучения в сети Интернет

И, один из самых сложных принципов для реализации - принцип партнерства, который возлагает на преподавателя дополнительную функцию по развитию и сохранению у студента мотивации к обучению. Данный принцип требует полного пересмотра статуса преподавателя в учебной студенческой группе.

Еще одна отличительная особенность поколения У - низкий уровень стрессоустойчивости к сложностям и неудачам. Этим объясняется отказ от дальнейшего обучения уже после первой сессии. Представители поколения У ориентированы на быстрый результат и с легкостью бросают начатое, если это угрожает их самооценке и не приносит удовольствия [7].

Здесь мы снова возвращаемся к идеям андрагогики, к тому факту, что педагогические концепты взаимоотношений «преподаватель-студент» совершенно не актуальны. Сложность реализации данного принципа заключается в том, что высокий уровень консервативности большей части преподавателей может воспринять изменение своего статуса достаточно болезненно.

То есть, переход к партнерским отношениям между преподавателем и студентом, где студент приобретает активную роль в процессе обучения может восприниматься консервативно настроенными преподавателями как угроза потери авторитета и прочих привычных составляющих социальной роли преподавателя. Хотя партнерская роль преподавателя предполагает лишь отказ от функции транслятора знаний. Основная функция преподавателя в андрагогике заключается в том, чтобы стимулировать и развивать у студента навыки самообучения, а именно, диагностировать существующий и приобретаемый опыт студента в процессе обучения, стимулировать его творческие инициативы в поиске новых знаний, помогать адаптироваться в новой информационной среде. То есть, педагогический концепт обучения, где основная роль студента -восприятие опыта педагога совершенно неэффективен, если речь идет о формировании у обучающегося высокого уровня мотивации к приобретению практических языковых навыков. И данный подход явно не соответствует

0202010100010002010101010200000000000000000000

основным трендам развития социума, в частности прогнозируемому ЮНЕСКО переходу от информационного общества (Information Society) в общество непрерывно обучающихся (Learning Society).

Заключение. Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы. В настоящее время качество образовательного контента в электронной среде не соответствует коммуникативным особенностям студентов, представителей поколения Y, а также не формирует предпосылки для эволюции парадигм развития социума, переходу в общество непрерывно обучающихся.

Основная причина такого положения дел заключается в том, что современные платформы LMS ориентированы на процессы существующих моделей обучения и перевод соответствующих учебно-методических комплексов в цифровой формат. Не менее важный фактор, отрицательно

влияющий на качество учебного контента -парадигма образовательного процесса, основанная на постулатах педагогики.

Анализ коммуникативных и когнитивных особенностей студентов (поколение У) позволил сформулировать ряд принципов, реализация которых является условием создания эффективного контента для электронных курсов иностранного языка. Данные принципы основаны на ключевых идеях концепций андрагогики и педагогического дизайна.

Реализация данных принципов имеет не только технологические ограничения. В большей степени, вопрос повышения качества образовательного контента в системе электронного обучения иностранному языку ограничен нерешенными вопросами социального и экономического статусов преподавателя высшей школы. Однако данный факт не снимает значимости проблемы создания эффективного образовательного процесса.

Литература:

1. Бондарева Е.П. Языковая подготовка взрослых обучающихся: поиск эффективных методов работы [Электронный ресурс] / Е.П. Бондарева, Г.В. Чистякова, А.А. Степанов. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-podgotovka-vzroslyh-obuchayuschihsya-poisk-effektivnyh-metodov-raboty/viewer

2. Буланова Т.В. Педагогический дизайн информационной учебной среды / Т.В. Буланова, В. А. Стародубцев, О.Б. Шамина // Проблемы информатики.

- 2012. - № 17. - С. 208-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вылешанина О.Е., Бавтрушева, М.В. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения / О.Е. Вылешанина, М.В. Бавтрушева // Журнал гродненского государственного медицинского университета. - 2009. - № 1(25). - С. 141-144.

4. Данилова В.А., Шихалкина Т.Г. Мобильное обучение(т-1еагтщ) в процессе изучения английского языка для профессиональных целей (ESP): методические приемы и оценка результативности / В.А. Данилова, Т.Г. Шихалкина // Litera. - 2020. - № 3.

- С. 1-13.

5. Еремеева Г.Р., Мельникова О.К. Английский язык через систему MOODLE / Г.Р. Еремеева, О.К. Мельникова // Казанский педагогический журнал. -2018. - № 1(126). - С. 103-107.

6. Зауторова Э.В., Такушевич И.А. Педагогический дизайн как средство формирования ценностных ориентаций личности / Э.В. Зауторова, И.А. Такушевич // Вестник СПбГЭУ: Преступление. Наказание. Исправление. - 2016 - № 1(33). - С.77-80.

7. Карпушкина Г.И. Особенности восприятия информации современными российскими студентами /

Г.И. Карпушкина, И.Ю. Лясина, К.С. Дьяконова, Р.В. Соколов // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 116-117.

8. Классификация систем дистанционного обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.redcenter.ru/?sid=312

9. Коваленко Е.С., Кузуб Н.М. Использование таксономии Блума для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза / Е.С. Коваленко, Н.М. Кузуб // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 89-96.

10. Курносова С.А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна / С.А. Курносова // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-4. - С. 747-751.

11. Макаренко А.А. Педагогический дизайн как средство повышения эффективности организации учебного процесса / А.А.Макаренко // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - № 4. - С. 13-16.

12. Морозова Ю.В. Использование электронного обучающего курса MOODLE для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку / Ю.В. Морозова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - № 3(28). - С. 96-99.

13. Мурзагалиева А.Е., Утегенова Б.М. Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. - 54 с.

14. Павлов Ю. IDD&E: ESSENTIALS Справочные материалы по педагогическому дизайну [Электронный ресурс] / Ю. Павлов. - Режим доступа: https://yuripavlov.ru/wp-content/uploads/2017/07/IDDE-Essentials.pdf

15. О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7

16. Тенхунен П.Ю., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации / П.Ю. Тенхунен, Ю.А. Елисеева // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19. - № 4. - С. 28-34.

17. Токарева А.В. Психологический дизайн как структурная единица педагогического дизайна,

1. Bondareva E.P. Language training of adult students: search for effective methods of work [Electronic resource] / E.P. Bondareva, G.V. Chistyakova, A.A. Stepanov. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovaya-podgotovka-vzroslyh-obuchayuschihsya-poisk-effektivnyh-metodov-raboty/viewer

2. Bulanova T.V. Pedagogical design of information educational environment / T.V. Bulanova, V.A. Starodubtsev, O.B. Shamina // Problems of Informatics. -2012. - № 17. - P. 208-212.

3. Vyleshanina O.E., Bavtrusheva, M.V. Comparative analysis of pedagogical and andragogic training models / O.E. Vyleshanina, M.V. Bavtrusheva // Journal of Grodno State Medical University. - 2009. - № 1 (25). - S. 141-144.

4. Danilova V.A., Shikhalkina T.G. Mobile learning (m-learning) in the process of learning English for professional purposes (ESP): methodological techniques and performance assessment / V.A. Danilova, T.G. Shikhalkin // Litera. - 2020. - № 3. - P. 1-13.

5. Eremeeva G.R., Melnikova O.K. English through the MOODLE system / G.R. Eremeeva, O. K. Melnikova // Kazan Pedagogical Journal. - 2018. - № 1(126). - S. 103-107.

6. Zautorova E.V., Takushevich I.A. Pedagogical design as a means of the formation of personal value orientations / E.V. Zautorova, I.A. Takushevich // Bulletin of St. Petersburg State University of Economics: Crime. Punishment. Correction. - 2016 - № 1(33). - P.77-80.

7. Karpushkina G.I. Peculiarities of information perception by modern Russian students / G.I. Karpushkin, I. Yu. Lyasina, K.S. Dyakonova, R.V. Sokolov // International Journal of Experimental Education. - 2014. -№ 6-1. - S. 116-117.

8. Classification of distance learning systems [Electronic resource]. - Access mode: http://www.redcenter.ru/?sid=312

9. Kovalenko E.S., Kuzub N.M. The use of Bloom's taxonomy to improve the quality of professional training of students of a pedagogical university / E.S. Kovalenko, N.M.

отвечающая за формирование среды образовательного учреждения / А.В. Токарева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 5-2. - С. 187-191.

18. Фещенко А.В. Использование социальных сетей и систем дистанционного обучения в учебном процессе: мнение преподавателей и студентов / А.В. Фещенко, Н.Н. Зильберман, И.А. Куликов, Г.В. Можаева // Гуманитарная информатика. - 2015. - № 9.

- С. 128-140.

19. Худолей Н.В. Использование LMS MOODLE при обучении иностранному языку в вузе (опыт ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ») / Н.В. Худолей // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования.

- 2018. - № 4. - С. 410-423.

20. Шанин Т., Левада Ю. Отцы и дети: Поколенческий анализ современной России [Электронный ресурс] / Т. Шанин, Ю. Левада. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21768998

ces:

Kuzub // Kazan pedagogical journal. - 2020. - № 1. - P. 89-96.

10. Kurnosova S.A. Theoretical and pedagogical preconditions for the problem of preparing university students for the design of pedagogical design / S.A. Kurnosova // Fundamental research. - 2011. - № 12-4. - S. 747-751.

11. Makarenko A.A. Pedagogical design as a means of increasing the efficiency of the organization of the educational process / A.A. Makarenko // Bulletin of the Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. - 2017. - № 4. - P. 13-16.

12. Morozova Yu.V. Using the MOODLE e-learning course to control the quality of students' knowledge in the process of teaching a foreign language / Yu.V. Morozova // Baltic Humanitarian Journal. - 2019. - № 3(28). - S. 96-99.

13. Murzagalieva A.E., Utegenova B.M. Collection of tasks and exercises. Learning objectives according to Bloom's taxonomy / A.E. Murzagalieva, B.M. Utegenova. -Astana: AOO "Nazarbayev Intellectual Schools" Center for Pedagogical Excellence, 2015. - 54 p.

14. Pavlov Yu. IDD & E: ESSENTIALS Reference materials on pedagogical design [Electronic resource] / Yu. Pavlov. - Access mode: https://yuripavlov.ru/wp-content/uploads/2017/07/IDDE-Essentials.pdf

15. On amendments to Article 16 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" in terms of defining powers to establish the procedure for the use of e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs [Electronic resource]. - Access mode: https: //sozd.duma .gov.ru / bill / 957354-7

16. Tenkhunen P.Yu., Eliseeva Yu.A. Features of the perception of educational information by modern students: the potential of visual conceptualization / P.Yu. Tenhunen, Yu.A. Eliseeva // Integration of education. - 2015. - T. 19. -№ 4. - P. 28-34.

17. Tokareva A.V. Psychological design as a structural unit of pedagogical design responsible for the formation of the environment of an educational institution / A.V.

Tokareva // Psychology and Pedagogy: Methodology and Problems of Practical Application. - 2009. - № 5-2. - S. 187-191.

18. Feschenko A.V. The use of social networks and distance learning systems in the educational process: the opinion of teachers and students / A.V. Feschenko, N.N. Zilberman, I.A. Kulikov, G.V. Mozhaeva // Humanitarian informatics. - 2015. - № 9. - P. 128-140.

19. Khudoley N.V. Using LMS MOODLE when

teaching a foreign language at a university (experience of the Krasnoyarsk State Agrarian University) / N.V. Khudoley // Bulletin of RUDN. Series: Informatization of education. - 2018. - № 4. - P. 410-423.

20. Shanin T., Levada Y. Fathers and children: Generational analysis of modern Russia [Electronic resource] / T. Shanin, Y. Levada. - Access mode: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21768998

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.