ПРИМЕНЕНИЕ LMS MOODLE ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Э.Н. Диденко, ассистент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11022
Аннотация. Статья посвящена обобщению практического опыта использования виртуальной образовательной платформы Moodle для повышения эффективности обучения студентов иностранному языку в условиях смешанного обучения. Среди множества образовательных платформ автор отдает предпочтение LMS (learning managment system) Moodle, проанализировав успешный профессиональный опыт применения в российских вузах дидактических возможностей этой электронной образовательной среды, отвечающей всем требованиям современных информационно- коммуникативных технологий.
Ключевые слова: виртуальная образовательная платформа; смешанное обучение; гибкое обучение; иностранный язык; лингвистика; электронная образовательная среда; дидактические возможности; рефлексия; информационно-коммуникативные технологии.
Современные реалии экономических, политических и культурных связей между странами способствует интеграции различного рода информации, повышению интереса к изучению иностранных языков, увеличению открытости процесса познания. В XXI веке образование, как важнейший социальный институт, играет ведущую роль в формировании свободной и креативной личности, способной интегрироваться в демократическое общество, обладающей критическим мышлением, умением работать с информацией и ориентироваться в ее потоке, обладающей способностью учиться на протяжении всей жизни и успешно применять полученные знания в профессиональной и социальной сферах. Для решения ключевых проблем современной цивилизации, ее устойчивого развития и достижения целей Повестки дня «0бразование-2030», выдвинутых ЮНЕСКО, необходима не просто сумма знаний и компетенций, а новое мировоззрение, гарантирующее предотвращение межнациональных конфликтов, преодоление мировых кризисов, создание единого открытого образовательного пространства и использование высокоэффективных технологий.
В реалиях сегодняшнего глобального мира, все более очевидными становится противоречие между традиционными спо-
собами получения знаний и возрастающим количеством информации, которую необходимо осваивать. В связи с этим, возросла необходимость более активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), открытых виртуальных образовательных систем и других интернет-ресурсов при дистанционном и смешанном обучении иностранному языку, с учетом теоретических и прикладных исследований в области профессиональной и электронной лин-гводидактики в России и за рубежом. Также в условиях массового закрытия образовательных учреждений, вызванного пандемией COVID-19, перед международным педагогическим сообществом встали вопросы о том, как продолжить обучение в период прекращения очной формы образовательного процесса. Это привело к переосмыслению и уточнению таких понятий как «гибкое обучение» (flexible learning) и «гибкая педагогика», которую рассматривают как «личностно-ориентированную стратегию, предусматривающую выбор основных параметров учебного процесса» [22, с. 2] с созданием индивидуальных образовательных траекторий и применением эффективных ИКТ. Недавно прошедшая в Пекине Глобальная конференция по смарт-образованию 2020 года «Искусственный интеллект и будущее образо-
вание» стала виртуальной площадкой для обсуждение темы общего будущего для всего человечества в эпоху искусственного интеллекта, различных подходов и возможностей для смарт-образования. «Особое внимание было уделено вопросам важности разработки высокотехнологичных платформ для обмена и сотрудничества, содействия инновационной интеграции технологий и образования и обеспечения равенства в области образования и индивидуального роста» [4].
Эти тенденции напрямую затрагивают методики преподавания иностранных языков, лингводидактику как частную область теории обучения, открывают новые возможности для использования ИКТ в образовательном процессе. Освоение студентами виртуальных обучающих сред и новых образовательных технологий - важное условие для оптимизации совершенствования языковых умений и навыков, формирования языковой компетентности, успешной сдачи итоговых и международных экзаменов по иностранным языкам. Вместе с тем, многие аспекты эффективности использования виртуальных средств в обучении иностранным языкам, а также содержание знаний при обучении по новым образовательным технологиям требуют углубленных исследований. В связи с этим, особо актуальной является необходимость анализа и аккумуляции профессионального опыты в этой сфере.
Подготовка преподавательского состава и разработка такого типа учебных ресурсов, которые могли бы быть использованы для обучения иностранному языку в соответствии с новыми задачами образования также представляется исключительно актуальным. Третья версия документа «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО» (2018-2019 год) описывается полный набор компетенций, которыми «должен обладать преподаватель для эффективной интеграции ИКТ в свою профессиональную практику, чтобы помочь учащимся достичь целей, предусмотренных учебной программой. В документе освещается то, как последние технологические достижения, например, искусственный интеллект (ИИ), мобильные
технологии, Интернет вещей и открытые образовательные ресурсы, влияют на образование и обучение, способствуя формированию инклюзивных обществ знания» [24].
Основные тенденции, происходящие в современном мире и в системе образования, приводят к все более ощутимому слиянию традиционного и открытого образования в единую образовательную систему, более активному использованию виртуальных обучающих сред и открывают новые возможности для изучения и преподавания иностранных языков. Открытое обучение направлено на развитие самостоятельности и независимости учащихся, при этом роль учителя все больше сводится к роли координатора учебного процесса (Wiki, 2019). Согласно
А.Л. Назаренко......, «Модель открытого
образования - это результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации как неотъемлемой ее части» [13, с. 41]. По мере общественного развития, именно знания и инновации выступают качестве основного источника прибыли, прогресса и умения личности занять свое место в обществе. Подтверждает это и высказывание известного экономиста Лестера Туроу: «Знание становится единственным источником долговременного устойчивого конкурентного преимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» [19, с. 92]. Еще в 1983 году Э. Тоффлер (ТоШег) в работе «Прогнозы и предпосылки» подчеркивал, что: «В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей» [25, с. 230].
В настоящее время под смешанным обучением подразумевается современный универсальный способ образования, сочетающий в себе технологии традиционного и электронного обучения и отвечающий индивидуальным требованиям обучающихся. В последние десятилетия для их конструктивного обсуждения активно ис-
пользуются площадки ИИТО ЮНЕСКО [4]. В зарубежной педагогике проблемам смешанного обучения посвятили свои работы Bonk C., Graham С. [20, с.10], Valiathan P. [23], Moore J. и другие специалисты. Увеличивается количество отечественных работ, посвященных исследованиям в этой области. Среди них можно выделить труды А.Л. Назаренко [11-15], М.Е. Вайндорф-Сысоевой [2], И.И. Климовой [6], М.В Ивкиной [5], Л.М. Гальчук [3], Н.А. Копыловой [8] и др. Актуальные вопросы смешанного обучения активно обсуждались и на X Международной научно-практической конференции в Москве «Современное языковое образование: инновации, проблемы» [18].
Модель современного смешанного образования в области иностранных языков и лингводидактики предполагает партнерство преподавателя и ученика, трансформируя учителя в «тьютора» (наставника, помощника), умеющего направить обучающихся по нужной образовательной траектории и научить их самостоятельно ориентироваться в виртуальном образовательном пространстве и в том числе, готовиться к экзаменам любого уровня сложности. Подобный подход отвечает требованиям языковой андрагогики [9] и новой образовательной парадигмы, в которой, согласно А.Л. Назаренко (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова), «обучающийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия» [11. с. 38]. При этом как отмечают в своем исследовании Т.П. Попова и Т.А. Ненашева (Национальный исследовательский университет «Высшая Школа Экономики», Нижний Новгород): «Решая проблемы обучения изучения языка, нельзя не учитывать и национально-культурную составляющую этого процесса. Ставя перед собой задачу формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов вуза, необходимо учитывать специфические знания и умения языковой личности в культуре изучаемого языка, а также те специфические умения, которые реализует языковая личность в общении» [17, с. 232]. При обучении в
дистанционной форме с использованием ИКТ на первый план, как неоднократно указывала в своих работах А.Л. Назаренко [9, 11], выходят те общие дидактические принципы, которые «наиболее эффективно помогают психологически преодолеть распределение процессов преподавания и обучения в пространстве и/или во времени, отсутствие привычной для образовательного процесса ситуации, когда обучение происходит в классе, группе, т.е. в каком-то сообществе и т.д. В то же время те методы и приемы, которые оправдывают себя в традиционных условиях, могут уходить на второй план или полностью видоизменяться» [11, с. 145]. Становясь все более значимым социокультурным явлением, виртуальная образовательная среда является предметом активных исследований, в первую очередь, с точки зрения ее дидактического потенциала. По определению Е.С. Полат, «под дидактическими свойствами того или иного средства обучения понимаются основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики как в плане теории, так и практики» [16, c. 184]. Среди множества образовательных платформ с полновесным дидактическим потенциалом особо выделяют такие виртуальные образовательные платформы как Moodle, Blackboard, Coursera и некоторые другие. Обладая, в целом, общими принципами построения и использования, они распространяются в образовательных целях по всему миру и их эффективность получает высокую оценку. Особенно возрос пользовательский интерес к платформе Moodle, внедрение и сопровождение которой с помощью компании Открытых Технологии (с 2006 года и по настоящее время) стало возможно в России. Рассмотрим ее основные дидактические возможности и практическое применение для повышения эффективности преподавания иностранных языков, в некоторых высших учебных заведениях России.
В Википедии дано следующее определение: «Moodle - система управления курсами (электронное обучение), также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Яв-
ляется аббревиатурой от англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения. Первая версия написана 20 августа 2002 года» [26].
Согласно определению официальных партнеров Moodle в России - компании «Открытые Технологии» [7], Moodle - это
модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда, которую обычно определяют как CMS или LMS. Эти аббревиатуры означают следующее: CMS -course managment system - система управления курсами, LMS - learning managment system - система управления обучением.
О возрастании ее популярности свидетельствуют данные статистики, представленные на официальном сайте Moodle [28]. Сравнивая данные 2015 года и 2020 года (табл. 1) можно судить о значительной динамике роста использования Moodle.
Таблица 1. Динамика роста использования Moodle
Options 2015 г. 2020 г.
Registered sites 53 357 159 000
Countries 225 243
Courses 7848065 30 000 000
Users 70 164 279 233 000 000
Enrolments 168 215 019 1 227 000 000
Forum posts 141 933 424 505 000 000
Resources 71 443 422 242 000 000
Quiz questions 298 478 807 2 866 000 000
Став одной из самых востребованных систем в мире, благодаря открытому коду, эта обучающая платформа на сегодняшний день имеет сотни миллионов пользователей по всему миру более чем в 240 странах. Предоставляя огромный выбор возможностей для дистанционного обучения, она содержит как платные, так и бесплатно распространяемые плагины.
Согласно официальной статистике, Россия входит в десятку лидирующих стран, использующих Moodle, поднявшихся с 10 места в 2015 г., на 8 место в 2020 г.
Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов, это базовая платформа, с которой интегрируются управленческие базы данных, а также специфические сервисы и учебные материалы. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей. Она написана на языке программирования PHP австралийским профессором Мартином Дунгиамосом и за последние десять лет была усовершенствована и переведена на несколько десятков языков
мира. Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код - это означает, что ее можно адаптировать под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью и под особенности каждого образовательного проекта, т.е.:
- интегрировать с другими информационными системами;
- дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
- установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности);
- снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов;
- легко устанавливать обновления при переходе на новые версии;
- бесплатно использовать (при этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам).
Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон
Moodle. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель может использовать широкий набор элементов курса [28], в который входят:
- глоссарий;
- ресурс;
- задание;
- форум;
- wiki;
- лекция;
- тест и др.
Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий и построению индивидуальных траекторий обучения. Философия и структурные параметры виртуальной обучающей среды Moodle ориентированы на педагогику социального конструктивизма и модульную организацию курса [21].
Анализируя, возросшее число научных публикаций, посвященных разным аспектам преподавания иностранных языков при смешанном обучении в российских вузах, можно с определенностью сказать, что все больше преподавателей применяют Moodle для рефлексивного способа общения с учащимися. Имея доступ к полностью или частично выполненным студенческим работам, можно создавать тесты и различные формы заданий, проверять, корректировать, давать рекомендации, осуществляя обратную связь со студентами в процессе выполнения заданий. LMS Moodle предлагает тестовые задания разного характера по дисциплине «Иностранный язык»:
1) множественный выбор (multiple choice);
2) соответствие (matching);
3) замена (substitution);
4) завершение (completion);
5) заполнение пропусков в связанном тексте (close procedure).
После выполнения студентами задания в форме теста, система автоматически обрабатывает полученные ответы и выдает результаты.
Исследуя возможности и особенности использования электронного обучающего
курса для организации обучения иностранному языку и проведения компьютерного тестирования на базе системы LMS Moodle, Ю.В. Морозова (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса отмечает) «несомненные преимущества» использования такого тестирования по сравнению с традиционными методами контроля [10]. Автор выделяет несколько таких преимуществ: «Во-первых, он позволяет осуществлять контроль как аудиторной, так и самостоятельной работы студентов в любое для преподавателя время, а студенты, имеют возможность выполнять задания в автономном режиме, получая при этом помощь и поддержку руководителя. Во-вторых, при помощи интерактивных элементов электронного курса можно проследить процесс формирования различных языковых компетенций и коммуникативных умений студента. В-третьих, такой вид работы развивает самостоятельность и активность у обучающихся и повышает внутреннюю мотивацию к обучению...» [10, с. 98].
Также, все большее распространение получает создание дистанционных учебных курсов, лекций, пособий с использованием Moodle, которые являются не только средством для организации процесса обучения, но и одновременно средой для коммуникации всех его участников, как бакалавров и магистров, так и аспирантов, способствует погружению в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Анализируя применение обучающей среды Moodle, Н.А. Копылова (ФГБОУ ВО «Рязанскиий государственныий радио-техническиий университет») считает ее основными преимуществами то, что: «Система Moodle предоставляет полный набор инструментов, позволяющих студенту обучаться самостоятельно» подчеркивая, что «Одним из основных понятий системы Moodle является дистанционный учебный курс» [8, с. 176-178]. В вузе разработаны и используются для разных направлений, несколько курсов в системе дистанционного обучения Moodle, в том числе и для преподавания английского
языка. При этом интерактивность как принцип, реализующийся в учебном процессе, дает возможности преподавателям эффективнее организовать процесс обучения, а студентам обеспечивает вовлеченность в активную коммуникативную деятельность и создает высокий уровень заинтересованности в освоении иностранных языков.
В своем исследовании Л.М. Гальчук (Новосибирский государственный университет экономики и управления) конкретизирует параметры виртуальной образовательной среды Moodle и рассматривает ее роль «в реализации интегративного принципа профессиональной лингводидактики» в профессионально ориентированном обучении английскому языку студентов магистратуры в неязыковом вузе [3, с. 173-174]. В вузе успешно применяется электронный учебный курс «Английский язык для студентов финансово-экономических специальностей, обучающихся по программам магистратуры созданный «с учетом концептуальных подходов и методических принципов проектирования эффективного электронного контента на платформе Moodle».
«Электронный контент этого учебного курса включает теоретический материал (учебный и справочно-информационный), практические задания тренировочного, проблемно-ориентированного, проектно-ролевого характера и методические рекомендации для их выполнения, оценочные средства, глоссарий, чаты, форумы, вики, базы данных и анкеты как инструменты активизации рефлексивного мышления студентов и организации их совместной работы» [3, с. 177].
Широко применяется использование среды Moodle и для повышения лингво-культурной компетенции как в профиль-
ных, так и в неязыковых вузах [1, 15]. В исследовании В.В. Воног и
О.А. Прохоровой (Сибирский федеральный университет) рассматриваются особенности использование LMS Moodle в рамках смешанного и дистанционного образования в электронном образовательном курсе «Иностранный язык для аспирантов (английский)». По мнению авторов основными преимуществами Moodle, которые обеспечивают сформированность межкультурной профессиональной коммуникативной компетенции у будущих ученых является доступность, мобильность, технологичность, создание комфортных условий для творческого самовыражения обучаемого, а также возможность проводить обучение в индивидуальном темпе, предоставляя свободу и гибкость выбора времени, места и продолжительность занятий [1]. Получая доступ к интерактивным обучающим элементам и ресурсам LMS Moodle, учащиеся могут значительно оптимизировать усвоение учебного материала.
Заключение. Таким образом, широкие информационно-коммуникационные и педагогические возможности системы Moodle доказывают целесообразность ее применения в учебном процессе. Смешанное образование - как ответ современным реалиям, призвано повысить эффективность результатов образовательной деятельности. Развитие новых образовательных форм в социокультурном пространстве предполагают разработку и активное использование ИКТ в области преподавания иностранных языков, в частности использование всех возможностей виртуальных сред и тестовых программ для обучения и подготовки дистанционных форм обучения с высокой дидактической эффективностью.
Библиографический список
1. Воног В.В, Прохорова О.А. Использование LMS Moodle при обучении иностранному языку в аспирантуре в рамках смешанного и дистанционного образования // Вестник кемеровского государственного университета. - 2015. - №2-3 (62). - С. 27-30.
2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда как неотъемлемый компонент современной системы образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. - 2012. - № 14 (273).
3. Гальчук Л.М. Электронный курс на платформе MOODLE в профессионально ориентированном обучении английскому языку студентов магистратуры в неязыковом вузе: от
концепции к реализации. Вестник Российского университета дружбы народов // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. № 2. - С. 173-184.
4. ИИТО ЮНЕСКО на Глобальной конференции по смарт-образованию 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iite.unesco.org/ru/news/iito-unesco-na-globalnoj-konferentsii-po-smart-obrazovaniyu-2020/ (дата обращения 24.08. 2020)
5. Ивкина М.В. Обучение иностранному языку в системе Moodle с применением информационных компьютерных технологий. - Самара: Изд-во СГАУ, 2012. - 68 с.
6. Климова И.И. Смешанное обучение как одна из наиболее эффективных форм образовательной системы // Повышение академической мобильности преподавателей и студентов в рамках сотрудничества РЭУ им. Г.В. Плеханова с международной образовательной корпорацией «PEARSON»: сб. науч. трудов Международной научно-практической конференции. - М., 2016.
7. Компания открытые технологии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.opentechnology.ru.
8. Копылова Н.А. Современные электронные средства обучения иностранному языку // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2017. - Т. 13, № 1.
9. Мильруд Р.П. Актуальные проблемы языковой андрагогики // Вопросы современной науки и практики. - 2016. - № 1 (59). - С. 176-180.
10. Морозова Ю.В. Использование электронного обучающего курса Moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8, № 3 (28).
11. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидакти-ке: дистанционное обучение. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. - 279 с.
12. Назаренко А.Л. Информатизация образования: синтез традиционного и электронного обучения (опыт создания новой модели лекционного курса) // Открытое образование. -2015. - №2 (109). - С. 70-74. https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-2Q09-70-74
13. Назаренко А.Л. К вопросу об информатизации лингвистического образования // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - № 1. - С. 114-121.
14. Назаренко А.Л. Теоретико-прагматические основы интегрирования ИКТ в лингво-дидактику. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alnazarenko.wikispaces.com/ (дата обращения 04.09. 2019)
15. Назаренко А.Л. Технология Wiki для создания виртуальной обучающей среды дистанционного культурологического курса «THE WORLD OF BRITAIN»
16. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. И др. Новые Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2009.
17. Попова Т.П., Ненашева Т.А. Виртуальная языковая личность и обучение иностранным языкам в высшей школе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - T. 8, №5-1.
18. Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения. // Материалы X Международной научно-практической конференции, МПГУ г. Москва, 15 марта 2019 г. Часть 2.
19. Туроу Л. Будущее капитализма. - Новосибирск, 1999. - С. 92.
20. Bonk C., Graham C. Handbook of blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. San Francisco, CA: Pfeiffer Publishing, 2005. - 624 p.
21. Dougiamas M. A Journey into Constructivism. 1998. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// dougiamas.com/archives/ajourney-into-constructivism/ (дата обращения: 12.01.2019)
22. Handbook on Facilitating Flexible Learning During Educational Disruption: The Chinese Experience in Maintaining Undisrupted Learning in COVID-19 Outbreak. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2020/03/Handbook-on-Facilitating-Flexible-Learning-in-C0VID-19-0utbreak-SLIBNU_V2.0_20200324.pdf
23. Valiathan P. Blended Learning Models. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.purnima-valiathan.com/wp-content/uploads/ 2015/09/Blended-Learning-Models-2002-ASTD.pdf
24. UNESCO ICT Competency Framework for Teacher. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.unesco.kz/unesco-ict-competency-framework-for-teachers-version-3.
25. Toffler A. Previews and Premises. - New York: Morrow, 1983.
26. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle
27. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moodle.net/stats/
28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.moodle.org/
THE USE OF LMS MOODLE IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN TNE CONTEXT OF BLENDED LEARNING IN HIGHER EDUCATION
E.N. Didenko, Assistant Lecturer
Financial University under the Government of the Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. Article is devoted to the practical use of LMS Moodle as an integral part of learning foreign languages in the context of blended learning in higher school. Among the variety of Internet platforms for conducting classes, the author selects LMS Moodle, relying on the successful professional linguistic experience in the Russian educational space and all its possibilities for e-learning and using new information and communication technologies.
Keywords: virtual learning environment; blended learning; flexible learning; foreign languages; LMS Moodle; e-learning; reflection; professional linguistic experience; information-communicative technologies.