Научная статья на тему 'Интеграция аудиторной и дистанционной форм обучения иностранному языку в вузе'

Интеграция аудиторной и дистанционной форм обучения иностранному языку в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / LEARNING A FOREIGN LANGUAGE / ИНТЕГРАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарина Наталия Владимировна, Газизова Альфия Ильдусовна

Статья посвящена вопросу повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор предлагает решить проблему несовершенства учебных планов и малого количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, через перераспределение аудиторных часов на весь период обучения в вузе и привлечение дистанционных форм обучения. В статье подробно описаны возможности эффективного использования образовательной платформы Moodle для организации интегрированного обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарина Наталия Владимировна, Газизова Альфия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of class and distant learning a foreign language in university

The article is devoted to the issue of improving the quality of teaching a foreign language in a non-linguistic institution. The author proposes to solve the problem of imperfect curriculum and a small number of lecture hours allocated for the study of a foreign language, through the redistribution of class hours for the entire study period at the university and the introduction of distance learning. The article properly describes the opportunities for effective use of the Moodle educational platform for organizing integrated learning a foreign language in a non-linguistic institution.

Текст научной работы на тему «Интеграция аудиторной и дистанционной форм обучения иностранному языку в вузе»

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук Самарина Наталия Владимировна

Сарапульский политехнический институт (филиал)

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова» (г. Сарапул); доктор педагогических наук, доцент Газизова Альфия Ильдусовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А. Н. Туполева» (г. Казань)

ИНТЕГРАЦИЯ АУДИТОРНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения качества обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Автор предлагает решить проблему несовершенства учебных планов и малого количества аудиторных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, через перераспределение аудиторных часов на весь период обучения в вузе и привлечение дистанционных форм обучения. В статье подробно описаны возможности эффективного использования образовательной платформы Moodle для организации интегрированного обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, интеграция, дистанционная форма обучения, LMS Moodle.

Annotation. The article is devoted to the issue of improving the quality of teaching a foreign language in a non-linguistic institution. The author proposes to solve the problem of imperfect curriculum and a small number of lecture hours allocated for the study of a foreign language, through the redistribution of class hours for the entire study period at the university and the introduction of distance learning. The article properly describes the opportunities for effective use of the Moodle educational platform for organizing integrated learning a foreign language in a non-linguistic institution.

Keywords: learning a foreign language, distance learning, LMS Moodle.

Введение. Современный мир предъявляет все более и более высокие требования к уровню подготовки выпускников российских вузов. Владение иностранным языком или, иноязычной коммуникативной компетенцией, уже давно является неотъемлемым качеством хорошего специалиста, настоящего профессионала в любой сфере деятельности. Расширение международных контактов влечет за собой острую потребность в кадрах способных эффективно взаимодействовать с представителями иных культур, вести деловую переписку, повышать свою профессиональную компетентность через чтение специализированных текстов на иностранном языке. Следовательно, перед вузом встает острая задача подготовки специалистов такого уровня. Однако, возникает существенное противоречие между требованиями к языковой подготовке выпускников вузов и тем малым количеством аудиторных часов учебного плана, которые выделяются на изучение иностранного языка в неязыковом вузе. В результате, увы, не приходится говорить о том, что выпускники вуза владеют иноязычной коммуникативной компетенцией на достаточном уровне для осуществления межкультурных контактов при решении производственных задач. Одним из способов решения вышеобозначенной проблемы может стать увеличение количества занятий иностранным языком в неязыковом вузе за счёт интеграции аудиторных и дистанционных форм обучения на протяжении всего периода обучения.

Изложение основного материала статьи. Согласно учебным планам многих неязыковых вузов дисциплина «Иностранный язык» является базовым учебным курсом, на изучение которого выделяется 4 зачётные единицы (144 аудиторных часа), на освоение которых отводятся первые четыре семестра обучения. В конце четвертого семестра студенты проходят аттестацию (экзамен) и изучение иностранного языка для них завершается. Выстроенный таким образом процесс обучения является губительным, так как отсутствие языкового образования в последующие годы обучения абсолютно нивелирует результаты первых двух лет обучения и, следовательно, ведет к низкому уровню языковой подготовки выпускников. Что в свою очередь ставит под сомнение возможность формирования «языковых» ОК и ОПК, прописанных в Федеральных государственных стандартах по любому направлению подготовки. На наш взгляд, разумным выходом из складывающейся ситуации может стать распределение аудиторные занятия на все 8 семестров обучения (по 0,5 з.е. на семестр). Малое количество аудиторных часов в неделю можно компенсировать организацией дистанционных форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий и платформы для дистанционного обучения MOODLE.

Последние несколько десятилетий дистанционное обучение на базе информационно-коммуникационных технологий активно развивается, во многом благодаря государственной концепции информатизации образования [4]. В научной литературе, посвященной проблемам дистанционного образования сформулированы его основные характеристики:

- тщательное планирование деятельности обучающегося;

- четкая постановка цели и задач обучения;

- своевременное обеспечение всеми необходимыми учебными материалами;

- организация эффективной обратной связи между студентом, преподавателем и учебным материалом для обеспечения информации об успешности освоения материала;

- возможность группового обучения;

- мотивирующие приемы и средства обучения;

- модульная структура курса;

- гибкость (обучение в удобное время и в индивидуальном темпе);

- асинхронность.

В мировой образовательной практике существует опыт интеграции аудиторной и дистанционной форм обучения, получивший название «Blended learning» или комбинирование очных и дистанционных занятий,

которое может варьироваться в зависимости от целей и этапов обучения, а также от типа учебного заведения. Интегративная концепция основана на идеях личностно-ориентированного подхода, который подразумевает, что образовательный процесс осуществляется индивидуально и управляется учащимися самостоятельно, а преподаватель лишь направляет и поддерживает. Такое обучение становится «трехмерным»; пространство-время-доверие. Эта «трехмерность» предполагает;

- гибкость пространства, то есть возможность учиться как дома, так и в учебной аудитории;

- гибкость по времени; возможность самому решать, когда и сколько времени учиться;

- создание доверительной атмосферы; возможность «видеть и чувствовать» других партнеров по общению, чувствовать себя свободно и комфортно в группе [3].

Новые образовательные системы строятся на основе сочетания в учебном процессе педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

К современным педагогическим технологиям исследователи относят такие методы и формы обучения, как обучение в сотрудничестве на разных этапах познавательной деятельности, мозговая атака, виртуальная дискуссия, ролевые и деловые игры проблемной направленности, ситуационный анализ, метод проектов, технология языкового портфеля. Именно эти технологии способны реализовать свой образовательный потенциал в специализированных образовательных информационно-коммуникационных средах, называемых виртуальными образовательными средами [7].

Виртуальная образовательная среда (ВОС) (с технологической точки зрения) - информационное пространство взаимодействия участников образовательного процесса, порождаемое технологиями информации и коммуникации, включающее комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющее осуществлять управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [2].

ВОС (в организационно-коммуникативном аспекте) - сложная самонастраивающаяся (подразумевает корректировку поведения, действий участников процесса коммуникации применительно к изменяющейся ситуации) и самосовершенствующаяся (подразумевает постепенное установление эффективной взаимосвязи, ее совершенствование по мере усвоения более сложных типов взаимосвязей) коммуникативная система, обеспечивающая прямую и обратную связь между обучающим, обучающимся и другими участниками учебного процесса [2].

ВОС базируется на трех составляющих; содержательной, организационной и технологической. Содержательная составляющая представляет собой структурированный информационно-образовательный контент среды, в который входят электронные и печатные средства обучения, справочно-информационные и информационно-образовательные ресурсы, дидактическое обеспечение учебного процесса и инструментарий общего назначения. Организационная составляющая предусматривает планирование, организацию и проведение учебного процесса с использованием разнообразных методов и организационных форм применительно к различным моделям дистанционного обучения. Технологическая составляющая базируется на специально разработанном программном обеспечении, состоящем из определенного набора компьютерных оболочек и включает инвариантный набор компонентов/функциональных блоков [1].

Функции виртуальной образовательной среды;

- информационно-обучающая (представлена в самых разных формах учебная информация);

- коммуникационная (обучение проходит в диалоге с участниками учебного процесса);

- контрольно-административная (проводятся комплексные меры по контролю уровня знаний, умений и навыков и администрированию) [2].

ВОС наиболее полно отражает специфику учебного процесса при дистанционном обучении.

По мнению Е.С.Полат «дистанционное обучение (ДО) - это самостоятельная форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или других интерактивных технологий» [5].

Технологическую основу ВОС составляет программное обеспечение или программные оболочки/платформы Learning Management System (LMS), широко представленные на рынке образовательных услуг, среди которых «Доцент», «Прометей», «OpoKC»,e-learning, WebTutor, «Аванта», WebClass, Moodle и др.

В настоящее время особую популярность в учебных заведениях Удмуртской Республики снискала ВОС, базирующиеся на всемирно известной системе поддержки интернет - обучения LMS Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (Moodle). Благодаря возможностям системы учащиеся могут учиться, получая доступ ко многим учебным ресурсам, а учитель может эффективно организовать процесс обучения любому предмету, в том числе иностранному языку.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного обучения, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули. Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими обучающимися. Существуют различные сервисы для коммуникации («Обмен сообщениями», «Комментарии», «Форум», «Чат» и т.д.). Эта система позволяет удобно представлять весь учебный курс дисциплины, начиная с организационного материала - учебной программы, расписания, глоссария и т.д. - и заканчивая обеспечением обучающихся учебными пособиями по изучаемой дисциплине в более удобном электронном формате, в которых используются гиперссылки, предусмотрено деление на разделы и блоки, применяются средства наглядности, видео и аудио.

При разработке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. Для достижения целей и задач конкретных занятий преподаватель может применять различные элементы курса, сочетая их.

Очень удобным инструментом является такой элемент курса, как глоссарий, позволяющий организовать работу с терминами, которые появляются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на

соответствующие статьи глоссария. Используя эту систему, участники учебного процесса могут создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: например, текст, иллюстрация, web-страница, аудио- или видеофайл и др. Для создания web-страниц в систему встроен визуальный редактор, который позволяет преподавателю, не знающему языка разметки HTML, с легкостью создавать такие страницы, включающие элементы форматирования, иллюстрации, таблицы.

Для организации текущего контроля, в том числе для выполнения домашнего задания, можно использовать элемент курса «Задание». Этот интерактивный элемент позволяет учащимся размещать свои ответы на предоставленные задания в любом формате в своем электронном курсе. Преподаватель имеет возможность видеть, какие работы сданы и в какие сроки, выставлять оценку и писать свои комментарии. Все ответы, присланные учениками, хранятся в портфолио. Элемент курса «Форум» является эффективным инструментом при организации обучения в команде, так как удобен для проведения дискуссий, консультаций и так далее. На базе выложенного материала можно организовать обсуждение проблем и оценить работы друг друга. Элемент курса Wiki предоставляет возможность коллективного обсуждения проблемы и редактирования текстов.

Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. При этом весь учебный материал можно разбить на дидактические единицы и по мере усвоения материала предложить контрольные вопросы. Система построена таким образом, что при получении в результате проведенного контроля определенного количества баллов учащиеся получают возможность переходить к изучению следующего материала, тогда как при недостаточном количестве баллов - вернуться для повторения предыдущего материала. Несомненным достоинством этого элемента курса является автоматическое оценивание студенческих работ и фиксирование результатов в ведомости. Для входного тестирования студентов, а также промежуточного и итогового контроля преподаватель использует элемент курса «Тесты». На платформе Moodle можно разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов, в том числе: - в закрытой форме (множественный выбор); - да/нет; - короткий ответ; - числовой ответ; - соответствие; -случайный вопрос; - вложенный ответ. При создании тестов преподаватель задает параметры: временной лимит, количество попыток, возможность показать правильные ответы или просто представить результаты в баллах. Все результаты хранятся в ведомости, что позволяет преподавателю контролировать учебную деятельность обучающегося. Также преподаватель может отслеживать посещаемость и активность студентов, время их работы на платформе Moodle.

Опираясь на опыт работы вузов можно выделить следующие преимущества платформы Moodle:

- обучение в индивидуальном темпе (скорость изучения предоставленного материала устанавливается самим обучающимися в зависимости от личных обстоятельств и потребностей);

- свобода и гибкость (студент может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий);

- доступность (образовательный ресурс доступен независимо от географического и временного положения студента и образовательного учреждения);

- мобильность (эффективная реализация обратной связи между преподавателем и студентом является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения);

- технологичность (использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий);

- творчество (создание комфортных условий для творческого самовыражения обучаемого) [6].

Учитывая большие перспективы и достоинства ВОС, с одной стороны, и сохраняющиеся преимущества

традиционных методов, с другой стороны, можно говорить о целесообразности интеграции аудиторных и дистанционных форм обучения.

Интегрированное обучение - форма обучения, при которой учебный процесс осуществляется как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения. Соотношение между традиционным и дистанционным обучением может варьироваться. Как отмечает К. Торн, смешанные технологии основаны на соединении следующих элементов в обучении:

- мультимедиа-технологий;

- потокового видео с CD-ROM;

- технологий виртуального класса;

- голосовой почты, электронной почты, телеконференции;

- онлайн анимации текстов и потокового видео [8].

Все эти элементы могут успешно соединяться с традиционным обучением.

Выводы. Таким образом, использование ВОС при интеграции аудиторного и дистанционного обучения в вузе может способствовать оптимизации учебного процесса в условиях недостаточного количества аудиторного времени, при этом у обучающихся появляется возможность управлять учебным процессом, что повышает их значимость в реализации образовательных целей и влияет на их мотивацию, делает процесс обучения более интенсивным и индивидуализированным.

Литература:

1. Богомолов А.Н. Модели виртуальной среды обучения иностранному языку [Текст] / А.Н. Богомолов // Образование в России. - 2008. - №7. - с. 57-61

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий [Текст]: Учебное пособие. - М.:МГОУ, 2010. - 102 с.

3. Канатова С.Ш., Иванова И.А. Модель интеграции очных и дистанционных форм обучения иностранному языку [Текст]. / С.Ш. Канатова, И.А. Иванова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 10-2. С. 91-102.

4. Концепция информатизации сферы образования Российской федерации [Текст.] - М., 1998.

5. Полат Е.С., Моисеева М.В. И др. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]. -М.: Академия, 2006. - 600 с.

6. Рыманова И. Е. Использование среды Moodle для обучения профессиональному иностранному языку студентов технического вуза [Текст] / И. Е. Рыманова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013.- № 11 (29), ч. 2. - с. 164-167

7. Самарина Н.В. Виртуальная образовательная среда как средство интенсификации и индивидуализации процесса обучения [Текст]. / Н.В. Самаринва // Профессиональное образование в Удмуртской Республике. 2015. № 2. С. 23.

8. Thorne K. Blended Learning: How to Integrate Online and Traditional Learning [Text] / London: Sterling: Kogan Page. 2003. - 148 p

Педагогика

УДК 378

кандидат юридических наук,

доцент кафедры физической подготовки Самойлюк Ростислав Николаевич

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель кафедры физической подготовки Свиридов Алексей Игоревич

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород);

стажер по должности преподавателя кафедры физической подготовки Розов Василий Валерьевич

Нижегородская академия МВД России (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМАТИКА ФОРМИРОВАНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация. В научной статье делается попытка определения эффективности использования женщин-сотрудников ОВД при применение боевых приемов. Формирование номенклатуру контрольных заданий по боевым приемам борьбы для женщин-сотрудников ОВД является на наш взгляд актуальным, в первую очередь это связано с формированием эффективного педагогического процесса и организации физической подготовки женщин в ОВД.

Ключевые слова: женщины-сотрудники, номенклатура контрольных заданий, физическая подготовка, боевые приемы борьбы, педагогический процесс.

Annotation. The scientific article attempts to determine the effectiveness of the use of female police officers in the use of combat techniques. The formation of a range of control tasks of combat wrestling techniques for female officers is in our view relevant in the first place this is due to the formation of an efficient educational process and the organization of physical training of women in the police Department.

Keywords: female employees, nomenclature of control tasks, physical training, fighting techniques, pedagogical process.

Введение. В настоящее время система профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) в свете реформирования Министерства внутренних дел России и принятия нового наставления по организации физической подготовки1 претерпевает значительные изменения. Современное законодательство, регламентирующее служебную деятельность сотрудников полиции, в том числе Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-Ф32, предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке сотрудников полиции.Анализ основных документов, регламентирующих физическую подготовку в ОВД, показал, что при обучении женщин сотрудников ОВД (далее - женщин-сотрудников) боевым приемам борьбы не учитываются их анатомо-физиологические особенности в связи с этим обстоятельством, появилась необходимость формирования номенклатуры контрольных заданий по боевым приемам борьбы для женщин сотрудников ОВД Г101.

Изложение основного материала статьи. Применение сотрудниками полиции физической силы представляет собой специфическое принудительное воздействие. Оно основывается на использовании мускульных индивидуальных возможностей служащих. При этом полицейский вступает в непосредственный физический контакт с объектом этого воздействия. Им может быть человек, предмет, животное, механизм и пр. Применение физической силы сотрудником полиции может сопровождаться причинением вреда здоровью, боли, смерти, повреждением или разрушением имущества, временным изъятием предметов. Нормативная база Условия применения физической силы сотрудниками полиции закреплены в ФЗ № 3, ст. 20.

Согласно норме, служащий вправе оказать воздействие в составе подразделения или лично, если несиловые методы не позволяют обеспечить исполнение обязанностей, возложенных на него. Согласно статье 20, применение физической силы допускается для: Пресечения административных нарушений и уголовных посягательств. Задержания лиц, совершивших противоправные действия, и доставления их в служебное помещение подразделения ОВД, муниципального органа и пр. Преодоления сопротивления законным требованиям служащего. Перечень случаев применения сотрудником полиции физической силы является закрытым. В локальных нормативных документах (инструкциях, положениях, распоряжениях и пр.) их содержание может конкретизироваться в зависимости от той или иной ситуации Г71.

Пресечение правонарушений и преступлений - Это первое основание для применения физической силы сотрудником полиции. Воздействие в этом случае осуществляется на лицо, совершающее активные противоправные действия. Если субъект находится в состоянии незаконного бездействия, то сотрудник

'Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»: // URL: http://publication.pravo.gov.ru: (дата обращения: 18.08.2017).

Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «О полиции» // Текст опубликован: «Российская газета», № 25, 08.02.2011 «Российская газета», № 28 10.02.2011«Парламентская газета», № 7 11-17.02.2011«Собрание законодательства РФ», 14.02.2011 № 7 ст. 900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.