Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивность / активность / компетентность / педагогические технологии / интерактивное обучение / квест / мини-игра / лонгрид / интерактивность / активность / компетентность / педагогические технологии / интерактивное обучение / квест / мини-игра / лонгрид

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонова Елена Алексеевна, Медведева Наталья Петровна

В настоящее время проблема эффективного взаимодействия в ходе реализации педагогического процесса сохраняет свою бесспорную актуальность. Необходимость быть успешным, полезным, значимым в реализации задач группы свойственна современной молодежи. Следовательно, социальное пространство в условиях поликультурного общества должно быть организовано так, чтобы каждый человек имел возможность самоутверждения, самоактуализации и саморазвития. Авторы убеждены, что возможно лишь при условии создания рефлексивно-творческой среды взаимодеятельности субъектов отношений на основе положительной мотивации к сотрудничеству, развитию и саморазвитию создания такого специфического развивающего образовательного пространства, которое обеспечит возможность реализации индивидуальной траектории развития социокультурной компетентности. Преимуществами работы в малых группах являются высокая активность всех участников совместной деятельности, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы, что обеспечивает успешность каждого; принятием на себя ответственности за общий результат. Эффективность интеракции будет обеспечиваться следующими условиями: создание благоприятного эмоционального климата и соответствующей образовательно-пространственной среды; руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса; организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности; осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the problem of effective interaction during the implementation of the pedagogical process retains its indisputable relevance. The need to be successful, useful, and meaningful in the implementation of the group's tasks is characteristic of modern youth. Consequently, the social space in a multicultural society should be organized so that everyone has the opportunity for self-affirmation, self-actualization and self-development. The authors are convinced that it is possible only under the condition of creating a reflexive and creative environment for the interaction of the subjects of relations on the basis of positive motivation for cooperation, development and self-development to create such a specific developing educational space that will ensure the possibility of implementing an individual trajectory of development of socio-cultural competence. The advantages of working in small groups are the high activity of all participants in joint activities, due to the presence of a common goal and common motivation; the division of the activity process between its participants is adequate to the individual capabilities, experience and abilities of the group members, which ensures the success of each; taking responsibility for the overall result. The effectiveness of the interaction will be ensured by the following conditions: the creation of a favorable emotional climate and an appropriate educational and spatial environment; the management of dialogue interaction of all participants in the educational process; the organization of productive intra-group and intergroup activities; the implementation of feedback with the audience, the analysis of the reasons for success and failure in joint activities).

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Выводы. Таким образом, проблема развития нравственных чувств обучающихся средствами изобразительного искусства требует дальнейшей разработки, предполагающей наполнение содержание уроков тщательно подобранным материалом (зрительного ряда из произведений изобразительного искусства, литературных произведений), разработку упражнений и творческих заданий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, а также использование в работе учителя изобразительного искусства принципа последовательности и систематичности занятий для достижения положительных результатов. Важно отметить, что искусство является эффективным средством развития нравственных чувств и поэтому задача учителя изобразительного искусства приоритетным направлением своей работы считать нравственное воспитание.

Аннотация. В статье изучается проблема нравственного воспитания и формирования нравственных чувств у обучающихся на уроках изобразительного искусства при анализе произведений искусства и собственном творчестве. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «нравственное воспитание», «нравственные чувства» и вывели понятие «нравственные чувства на уроках изобразительного искусства». В рамках исследования авторы провели диагностическую работу на выявление уровня сформированности нравственных чувств на уроках изобразительного искусства у обучающихся. По мнению авторов, искусство является эффективным средством развития нравственных чувств, поэтому проблема развития нравственных чувств на уроках изобразительного искусства требует дальнейшего изучения и разработки методических материалов.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные чувства, искусство, средства выразительности изобразительного искусства.

Annotation. The article examines the problem of moral education and the formation of moral feelings in children at the lessons of fine arts in the analysis of works of art and their own creativity. Analyzing the literature on the subject of the study, the authors examined the concepts of "moral education", "moral feelings" and derived the concept of "moral feelings in art lessons". As part of the study, the authors conducted diagnostic work to identify the level of formation of moral feelings in the lessons of fine arts in children. According to the authors, art is an effective means of developing moral feelings, therefore, the problem of developing moral feelings in fine art lessons requires further study and development of methodological materials.

Keywords: moral education, moral feelings, art, means of expression of fine art.

Литература:

1. Аристотель. Сочинения / Аристотель. - М., 1983. -Т.4.- С. 468.

2. Бражникова, А.Н. Нравственные чувства как высшие чувства человека / А.Н. Бражникова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2019,- № 2. - С. 11-16

3. Каджаспиров, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. уче. завед. / Г.М. Каджаспиров. - М.: Акадаемич, 2003. - 176 с.

4. Коменский, Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

5. Котряхов, Н.В. Формирование нравственных чувств у обучающихся в начальной школе / Н.В. Котряхов // Концепт. - 2019. - №10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-nravstvennyh-chuvstv-u-obuchayuschihsya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения 12.11.2023)

6. Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутецкий. - М., 1976. - С. 150.

7. Ларина, Т.В. Нравственные чувства обучающихся: эмоциональный компонент / Т.В. Ларина // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2020. - №15. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-chuvstva-obuchayuschihsya-emotsionalnyy-komponent (дата обращения 12.11.2023)

8. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 с.

9. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. / B.C. Мухина. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -456 с.

10. Оборина, Е.В. Воспитательные возможности изобразительного искусства / Е.В. Оборина // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - №3 (49). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnye-vozmozhnosti-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения 12.11.2023)

11. Сухомлинский, В.А.Избранные пед. сочинения: В 3-х т. Т. 1 / Составители: О.С. Богданова, В.З. Смаль,- М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

12. Толстой, Л.Н. Поли. собр. соч. / Л.Н. Толстой. - Т. 64. - С. 95.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

УДК 378.1

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Парамонова Елена Алексеевна преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар);

Медведева Наталья Петровна старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Северо-Кавказский филиал Федерального государственного бюджетного образовательногоучреждения высшего образования «Российский государственныйуниверситет правосудия» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Актуализация проблемы использования интерактивных образовательных технологий в педагогической деятельности является сегодня весьма важной целью для преподавательского сообщества. Развитие представления о сущности интерактивных педагогических технологий, формирование мотивации к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе и, конечно, развитие умения анализировать ресурсы педагогических интерактивных технологий - вот спектр задач, которые позволят преподавателю прийти к достижению данной цели.

Единого определения такой категории, как педагогическая технология, на сегодняшний день, не существует. Но по своей сущностной характеристике, это всегда строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Важно понимать, в этой связи, что использование отдельных элементов никак не может привести к намеченной цели. Для осмысления данной актуализированной задачи, которой хочет достичь преподаватель, для четкого понимания, каким

будет планируемый результат учебного процесса, необходимо сделать акцент на требованиях, которые предъявляются к педагогическим технологиям. Педагогическая технология может трактоваться и как система, и как некий инструментарий достижения планируемого. Педагогическая технология в образовании может иметь и частные случаи.

Интерактивное обучение, как известно, - это способ познания, который осуществляется в формах совместной деятельности. Интерактивные технологии получили свое название от понятия взаимодействия или воздействия людей друг на друга.

Изложение основного материала исследования. Поставленные задачи приводят к необходимости разработки и апробации новых технологий организации образовательного пространства, где важным становится обеспечение открытого диалога всех участников образовательных отношений, с использованием ресурсов интерактивного общения. В данном контексте, говоря о диалоге, необходимо опираться на принципы диалогического общения (Роджерс, Маслоу).

Интеракция - это такая организация совместной работы, в которой невозможно неучастие человека в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе взаимо-деятельности. Применение интерактивных технологий обеспечивает возможность реального межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечивая в том числе и развитие социокультурной компетентности личности как результата интериоризации социального взаимодействия [1, С. 344].

Использование интерактивных технологий позволяет максимально конструктивно организовать межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов («интеракция» от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Развитие каждого участника педагогического процесса происходит прогрессивно именно в ситуациях межличностного взаимодействия обучающихся друг с другом.

В настоящее время многие представители академического сообщества пытаются определить подходы, методы, технологии и средства, которые способствовали бы повышению эффективности обучения. Многих преподавателей всегда волнует данная актуальная проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на занятии, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного? Как развивать личность студента, его творческое мышление, умение анализировать, делать собственные выводы и иметь собственную точку зрения? Все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности студентов, при использовании преподавателем интерактивных методов и приемов обучения. В этом и заключена сущность педагогической деятельности. Технологий сегодня достаточно много. Они апробируются и доказывают свою бесспорную эффективность.

Использование конструкторов квестов для активизации познавательной деятельности обучающихся - это, на сегодняшний день, новое и интересное направление интерактивного обучения. Теоретических моментов, связанных с конструкторами квестов в настоящее время достаточно много. Но ключевой композицией является, конечно, предполагаемый конечный результат. Преимущества этих конструкторов и их значимость для образовательной деятельности очевидны. Этапы работы в рамках использования квестов в образовательной деятельности и возможности использования российских конструкторов квестов в рамках учебной деятельности - предметное поле интересов многих педагогов.

Определение, которое транслируется сегодня в академическом сообществе гласит, что квест - это такая образовательная и инновационная педагогическая технология, которая должна помочь преподавателю в его профессиональной деятельности. Если говорить о методическом потенциале квестовой технологии (поскольку квесты были введены именно как инновационная педагогическая технология), - то можно констатировать, что методический потенциал у данного варианта технологий есть [2,С. 61].

Во-первых, это тренировка и развитие навыков информационной деятельности, т.к. квесты можно использовать не только для предметных областей, таких как: гуманитарные или естественно-научные, но и непосредственно именно для информационно-коммуникативной деятельности. В настоящее время именно информационно-коммуникативные технологии являются максимально одобряемыми со стороны целевой аудитории обучающихся.

Во-вторых, это весомое значение данной педагогической технологии, направленное на формирование мотивации. Обучающиеся, выполняя квестовые задания, получают какой-то результат, и на протяжении всего этапа передвижения по различным вопросам при выполнении заданий, транслируют высокий уровень внутренней мотивации. Мотивация повышается потому, что они стремятся к этому конечному результату.

В-третьих, это процесс развитие творческого потенциала. В рамках квестовых заданий можно предлагать не только поиск какого-то конкретного решения, но и, например, обратную связь, описание своего видения вопроса, по которому был сформирован квест.

В-четвертых, развитие читательских компетенций с максимальной концентрацией внимания. Зачастую современные студенты читают тексты достаточно поверхностно, что обусловлено огромным потоком поглощаемой ими информации, и очень актуально в настоящее время.

В-пятых, это навыки командной работы. Квестовая технология несёт очень серьёзный методический потенциал и является хорошим помощником в педагогической деятельности. Если говорить вообще о понятии квеста, то в лексическом значении, представленном в английском языке, - это один из способов построения путешествия, сюжета к какой-то определённой цели, и проходит это путешествие через преодоление определённых трудностей.

По сути квест - это педагогическая технология, которую можно считать игровой вариацией, поскольку она может содержать игровой сюжет, задания игрового характера и. конечно же, у этой технологии есть обязательно дидактическая задача. У любого квеста должны быть определённые правила, о которых обучающиеся должны узнавать на первом этапе работы с квестом. Квест направлен не только на повышение мотивации к предмету, мотивации к изучению определённой проблемы в предметной области, но и на мотивацию, например, к проектно-исследовательской деятельности. Этот момент обусловлен тем, где именно используется эта технология, и какие преподаватель перед собой, в первую очередь, ставит цели и задачи.

В настоящее время выделяют несколько типов квестов. По уровню сложности это могут быть линейные варианты квестов, штурмовые квесты и также могут быть использованы кольцевые вариации. Если анализировать линейные квесты, то следует отметить, что их суть заключается в том, что вся игра, всё продвижение по определённым этапам, построено на логической цепочке.

Например, обучающиеся отгадывают одно задание, соответственно, получают подсказку или следующее задание, далее отгадывают его, и так продолжают двигаться по всему маршруту до тех пор, пока они не придут к логическому завершению.

Следующий тип квестов - это штурмовые. Суть данной технологии заключается в том, что ребята получают какое-то определённое главное основное задание и несколько подсказок, несколько таких вариантов, которые они должны самостоятельно проанализировать, и выбрать из них именно ту правильную, или те правильные, которые нужны им для

решения основного задания. Третий тип квестов - кольцевые, это аналог линейных квестов, но здесь есть один важный сущностный нюанс, связанный со стартом для разных команд из разных точек.

Важное значение приобретает использование в педагогической работе различных платформ и сервисов, которые позволяют повысить уровень интерактивности. Современные студенты находятся на платформе и являются потребителями продукта, который называется индивидуальной образовательной траекторией. Также появляется цифровой инструмент: платформа, которая объединяет в себе индивидуальные стандарты, интерфейсы, данные. Принципиальным элементом является то, что все работают с одним и тем же объектом. А также появляется новый вид взаимодействия - «lean-agile культура» и кросс-функциональная команда, объединяющая всех участников цепи. Появление цифровой культуры сопровождается внедрением Lean-Agile мышления - перехода от экспертной позиции к проектированию и экспериментированию. Именно проектирование и экспериментирование являются мощным вектором развития и внедрения интерактивных педагогических технологий.

Благодаря цифровой среде такие изменения возможны в рамках семестра или года. Они помогают преподавателям непрерывно улучшать свои программы и находить то, что нужно для сегодняшнего потребителя (студента). Это является ядерным принципом в организации индивидуальных образовательных траекторий.

Еще одной интересной формой работы, в основе которой лежит и интерактивность, являются мини-игры. Мини-игры, в настоящий момент, выступают в качестве способа дополнительной мотивации обучающихся, и они максимально интерактивны. Когда студенты проходят какой-то курс, они двигаются неравномерно. Поэтому необходимо пересмотреть управление динамикой прохождения различных курсов. Студенты весьма часто транслируют разную степень подготовленности. Поэтому имеет смысл работать в таких форматах, в которых слушатель самостоятельно выбирает скорость прохождения и изучает те материалы, которые ему нужны в первую очередь. Очевидно, что уровень интерактивности и эффективной обратной связи, в данном случае, повысится.

Также популярным в современных образовательных реалиях становится формат микрообучения. Например, «Bite-size Learning - виртуальный гибкий формат обучения небольшими объемами». Сложности и барьеры процесса обучения современных студентов доказали, что информацию нужно давать дробно и разноформатно, например, в формате лонгридов. «Лонгрид - формат подачи журналистских материалов в интернете. Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих». Очевидно, что процесс обучения должен включать интерактивность, деятельность: только в таком случае слушатель присваивает себе знание, которое в перспективе может превратиться в компетенцию. Поэтому одним из популярных решений является встраивание в курс учебного задания (проекта). Однако, при разработке проекта должно быть учтено, что простые задания не очень интересны студентам, а сложные требуют экспертной оценки, что существенно увеличивает требования к поддержке изучаемого курса [3, С. 489].

В настоящее время нужна генерация интерактивных заданий, которые при этом будут разнообразными, легко администрируемыми и будут иметь явную пользу для слушателя.

Выводы. Таким образом, обобщая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что интерактивное наполнение процессов, связанных с индивидуальными образовательными траекториями, сегодня весьма значимо.

Так, адаптивное обучение, может позволить студенту выстроить индивидуальную траекторию освоения конкретного предмета. Аналитика движения студента по образовательной траектории, управление его траекторией, предоставление возможности выбора, и возможности промоделировать этот выбор, обратная связь по курсам и осмысление процесса выбора, управление каталогом курсов и образовательным пространством, тьюторинг и адвайзинг, аналитика образовательных данных с использованием искусственного интеллекта - все это может быть внедрено в инновационные модели интерактивного обучения.

При этом сама сущностная характеристика интерактивных педагогических технологий тяготеет к формированию новой цифровой культуры, когда невозможно внедрить ничего нового по отдельности, нужно одновременно менять все процессы. Культурные нормы производства не исчезают, они дополняются, формируя цифровую технологическую культуру как основу использования интерактивных педагогических технологий.

Аннотация. В настоящее время проблема эффективного взаимодействия в ходе реализации педагогического процесса сохраняет свою бесспорную актуальность. Необходимость быть успешным, полезным, значимым в реализации задач группы свойственна современной молодежи. Следовательно, социальное пространство в условиях поликультурного общества должно быть организовано так, чтобы каждый человек имел возможность самоутверждения, самоактуализации и саморазвития. Авторы убеждены, что возможно лишь при условии создания рефлексивно-творческой среды взаимодеятельности субъектов отношений на основе положительной мотивации к сотрудничеству, развитию и саморазвитию создания такого специфического развивающего образовательного пространства, которое обеспечит возможность реализации индивидуальной траектории развития социокультурной компетентности. Преимуществами работы в малых группах являются высокая активность всех участников совместной деятельности, обусловленная наличием единой цели и общей мотивацией; разделением процесса деятельности между его участниками адекватно индивидуальным возможностям, опыту и способностям членов группы, что обеспечивает успешность каждого; принятием на себя ответственности за общий результат. Эффективность интеракции будет обеспечиваться следующими условиями: создание благоприятного эмоционального климата и соответствующей образовательно-пространственной среды; руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса; организация продуктивной внутригрупповой и межгрупповой деятельности; осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности).

Ключевые слова: интерактивность, активность, компетентность, педагогические технологии, интерактивное обучение, квест, мини-игра, лонгрид.

Annotation. Currently, the problem of effective interaction during the implementation of the pedagogical process retains its indisputable relevance. The need to be successful, useful, and meaningful in the implementation of the group's tasks is characteristic of modern youth. Consequently, the social space in a multicultural society should be organized so that everyone has the opportunity for self-affirmation, self-actualization and self-development. The authors are convinced that it is possible only under the condition of creating a reflexive and creative environment for the interaction of the subjects of relations on the basis of positive motivation for cooperation, development and self-development to create such a specific developing educational space that will ensure the possibility of implementing an individual trajectory of development of socio-cultural competence. The advantages of working in small groups are the high activity of all participants in joint activities, due to the presence of a common goal and common motivation; the division of the activity process between its participants is adequate to the individual capabilities, experience and abilities of the group members, which ensures the success of each; taking responsibility for the overall result. The effectiveness of the interaction will be ensured by the following conditions: the creation of a favorable emotional climate and an appropriate educational and spatial environment; the management of dialogue interaction of all participants in the educational process; the organization of productive

intra-group and intergroup activities; the implementation of feedback with the audience, the analysis of the reasons for success and failure injoint activities).

Key words: интерактивность, активность, компетентность, педагогические технологии, интерактивное обучение, квест, мини-игра, лонгрид.

Литература:

1. Боцоева, А.В. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 343-346

2. Джишкариани, Т.Д. Развитие профессиональных компетенций у будущих педагогов на семинарских занятиях средствами интерактивных технологий / Т.Д. Джишкариани, Е.И. Юдина // Современные проблемы науки и образования. -2021. -№ 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30985 (дата обращения: 10.11.2023)

3. Генова, Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т.Н. Генова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490

УДК 378.2

ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ

Перевозкина Екатерина Андреевна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В настоящее время цифровое пространство в образовательной среде значительно превалирует, что постепенно ведёт к цифровизации сознания детей и подростков. Данный процесс в перспективе может привести к снижению способности видеть и отличать прекрасное от безобразного, сопереживать и проявлять эмпатию.

Одной из важных составляющих такой личности является эстетическая эмпатия, которая подразумевает под собой способность к эмоциональному погружению и сопереживанию другому человеку или художественному образу.

Изложение основного материала исследования. Вопросы развития эстетической эмпатии у подрастающего поколения предполагают изучение красоты, искусства и чувственного опыта и способности понимать и разделять чувства других.

Изучением понятия «эстетика» занимались многие учёные, среди которых Д. Юм, И. Кант, Т.В. Кузнецова и др. По мнению Д. Юма, эмоциональная реакция на объект или действие определяет, воспринимает ли индивид объект как красивый или уродливый, добродетельный или порочный [7, С. 471].

Учитывая эти исследования, можно утверждать, что, эстетика как понимание красоты тесно связана с эмоциями и чувствами, где эмпатия выражается через сопереживание и ответную реакцию на эстетику [2].

Важным аспектом в любой деятельности человека является эмпатия, изучением которой занимались многие отечественные и зарубежные учёные; Андреева М.Г., Бодалев А.А, Гаврилова Т.П., Липпс Т., Петровская Л.А., Петровский A.B., Роджерс, K.P. и др.

Так, американский психолог Роджерс, K.P., считал, что эмпатия это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания [4].

Известно, что, эмпатия как осознанное сопереживание может происходить и не только к другому человеку, но и к окружающим человека предметам или явлениям.

Так, в первой концепции Т. Липпса эмпатия считалась преимущественно психическим процессом, при котором человек проецирует своё эмоциональное состояние на воспринимаемый объект, что приводит к положительным или отрицательным эстетическим переживаниям [3].

Таким образом, эмпатия как ответная реакция на окружающий человека мир содержит в себе широкий спектр переживаний, которые выражаются в положительные или отрицательные эмоциональные состояния или чувства.

Как утверждают учёные, полноценное эстетическое восприятие мира и искусства возможно при условии сформированности эстетической эмпатии [61.

Под эстетической эмпатией специалисты в области образования подразумевают «вчувствование» в художественный объект, источник эстетического наслаждения, сотворчества, способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в мир другого человека (художественного образа)» [5].

Таким образом, эстетическая эмпатия обучающегося - это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию, отражённому в предметах искусства, развития у обучающегося способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Живопись одно из наиболее эмоциональных направлений в изобразительном искусстве, в процессе изучения которого обучающиеся имеют возможность прикоснуться к секрету создания гармонии цвета и композиции, которые воплощены в художественный образ кистью художника. Получив опыт сопереживания произведению, обучающиеся имеют возможность создать свой собственный творческий продукт.

Портрет - важный жанр в изобразительном искусстве, в котором художники - портретисты стремятся не только запечатлеть физическое сходство, но и передать уникальные черты личности портретируемого, его психологическое состояние.

Рассмотрим влияние живописного портрета на процесс развития эстетической эмпатии на примерах известных художников, работавших в разных направлениях и техниках: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Николая Ивановича Фешина.

Например, портрет В. Ван Гога «На пороге вечности» - одна из известных картин художника, отражающая негативные чувства.

На картине изображен Старик, сидящий у камина. Его поза выражает отчаяние: сгорбленная спина, сжатые кулаки, закрывающие лицо, локти, упирающиеся в колени, - все это даёт понять зрителю, что мужчина морально сломлен. Композиция фокусируется прежде всего на фигуре, вокруг почти ничего нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.