Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС'

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оселедчик Елена Борисовна, Дмитриева Анна Вячеславовна

Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные рядом факторов. К ним относятся новые требования к профессиональным качествам специалистов. Они подразумевают не только наличие знаний, но и развитые навыки их применения. В образовательных стандартах прямо указывается наличие таких компетенций как способности к самостоятельной поисковой деятельности, к критическому анализу информации, к нахождению оптимальных способов решения профессиональных задач, к работе в коллективе. Еще одним фактором стала доступность для учащихся любой учебной информации в виртуальном пространстве. Это изменило роль преподавателя как главного, а порой и единственного источника знаний, и заставило искать новые формы и методы для проведения занятий. Также оказывает влияние повышенная подготовка абитуриентов к учебе в вузе. Будущие студенты более информированы, уже получили привычку к активной работе на уроке. Традиционное обучение становится для них скучным и неэффективным. Поэтому наиболее востребованными стали современные образовательные технологии, основанные на интерактивной деятельности. Они позволяют сделать студентов не только слушателями, но полноправными участниками учебного процесса. Многочисленные методы и формы интерактивного обучения дают возможность разнообразить занятия, сделать их интересными. Для преподавателя овладение интерактивными технологиями служит ступенью к повышению профессионализма, к свободному общению с обучающимися в ходе передачи и получения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE ACTIVITIES AS AN EFFECTIVE WAY TO INVOLVE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Modern education is undergoing significant changes due to a number of factors. These include new requirements for the professional qualities of specialists. They imply not only the availability of knowledge, but also the developed skills of their application. The educational standards directly indicate the presence of such competencies as the ability to independently search for activities, to critically analyze information, to find the best ways to solve professional problems, to work in a team. Another factor was the availability for students of any educational information in the virtual space. This changed the role of the teacher as the main, and sometimes the only source of knowledge, and forced to look for new forms and methods for conducting classes. The increased preparation of applicants for studying at the university also has an impact. Future students are more informed, have already gotten the habit of active work in the classroom. Traditional learning becomes boring and ineffective for them. Therefore, modern educational technologies based on interactive activities have become the most popular. They allow you to make students not only listeners, but full participants in the educational process. Numerous methods and forms of interactive learning make it possible to diversify the classes, make them interesting. For the teacher, the mastery of interactive technologies serves as a step towards increasing professionalism, to free communication with students during the transfer and acquisition of knowledge.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»

Литература:

1. Алтынова, Н.В. Психофизиологическая реакция организма студентов в различные периоды обучения в вузе / Н.В. Алтынова, В.К. Таланцева // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: матер. IV Всеросс. науч.-практич. конф. с международным участием,. - Казань, 2018. - С. 416-418.

2. Бирюков, В.А. Инновационные подходы в системе физического воспитания студентов / В.А. Бирюков // Вклад молодых учённых в аграрную науку : матер. международ. науч.-практич. конф. - Кинель, 2021. - С. 582-583.

3. Волкова, Т.И. Региональные особенности физического развития и функциональных возможностей кардиореспираторной системы студентов / Т.И. Волкова, В.К. Таланцева, А.А. Суриков // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 60-63.

4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, - 2002.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах / Л.С. Выготский. - М: Педагогика - 1983.

6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. - 336 с.

7. Диалектика. Современная энциклопедия. - М., 2000.

8. Зуккель, Е.Д. Особенности физического воспитания студентов высших учебных заведений на основе реализации программы студент.здоровье / Е.Д. Зуккель, Я.М. Кулумбегов, Н.А. Мелешкова // Студенческий вестник. 2019. - № 411 (91). - С. 56-57.

9. Кабанов, А.А. Пути совершенствования физического воспитания студентов высших учебных заведениях / А.А. Кабанов, В.М. Башкин // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2012. Т. 7. -№ 1. - С. 235-236.

10. Кутенков, В.Я. Физическое воспитание в творческом развитии личности студентов Волгоградского государственного университета на примере конкурса «Универсальный студент» / В.Я. Кутенков, Д.А. Ульянов, Г.Е. Середина, Н.В. Сведерек // В сборнике: Проблемы и перспективы развития физической культуры в системе оздоровления молодежи. - Волгоград, 2013. - С. 112-114.

11. Кушнер, Л.М. О проблемах формирования профессионально-личностных ценностей в процессе физического воспитания студентов младших курсов РязГМУ / Л.М. Кушнер, Л.В. Островская // Сборник научных трудов кафедр гуманитарных дисциплин. - Рязань, 2012. - С. 61-65.

12. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - М., 1971.

13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2012. - 130 с.

14. Орлов, А.И. Динамика показателей индекса функциональных изменений студентов ЧГУ им. И.Н. Ульянова / А.И. Орлов, А.Г. Шугаев // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: матер. III Всерос. науч.-практич. конф. с международ. уч. - Москва, 2021. -С. 388-394.

15. Орлов, А.И. Исследование адаптационных возможностей организма студентов различных курсов / А.И. Орлов, А.Г. Шугаев // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях: матер. международ. науч.-практич. конф. - Чебоксары, 2021. - С. 449-454.

16. Орлов, А.И. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов специальных медицинских групп в процессе реализации проекта «физиологический проект» / А.И. Орлов, В.К. Таланцева // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 68.

17. Ратковский, А.А. Современные организационно-методические основы физического воспитания студентов вузов. / А.А. Ратковский, И.П. Уйманова // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: матер. VI Международ. науч.-метод. конф. - Уфа, 2018. - С. 191-196.

18. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство: «Питер», 2002.

19. Сорокина, К.А. Проблемы физического воспитания студентов в высших учебных заведениях / К.А. Сорокина // Вопросы педагогики. - 2020. - №10-1.- С. 228-230.

20. Сумина, В.В. Отношение студентов экономического факультета к организации и качеству физического воспитания в Омском ГАУ / В.В. Сумина // Проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта и здоровья в образовательном пространстве современной России: матер. нац-й науч.-практич. конф. - Омск, 2019. - С. 43-47.

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Оселедчик Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Анна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация. Современное образование претерпевает значительные изменения, обусловленные рядом факторов. К ним относятся новые требования к профессиональным качествам специалистов. Они подразумевают не только наличие знаний, но и развитые навыки их применения. В образовательных стандартах прямо указывается наличие таких компетенций как способности к самостоятельной поисковой деятельности, к критическому анализу информации, к нахождению оптимальных способов решения профессиональных задач, к работе в коллективе. Еще одним фактором стала доступность для учащихся любой учебной информации в виртуальном пространстве. Это изменило роль преподавателя как главного, а порой и единственного источника знаний, и заставило искать новые формы и методы для проведения занятий. Также оказывает влияние повышенная подготовка абитуриентов к учебе в вузе. Будущие студенты более информированы, уже получили привычку к активной работе на уроке. Традиционное обучение становится для них скучным и неэффективным. Поэтому наиболее востребованными стали современные образовательные технологии, основанные на интерактивной деятельности. Они позволяют сделать студентов не только слушателями, но полноправными участниками учебного процесса. Многочисленные методы и формы интерактивного обучения дают возможность разнообразить занятия, сделать их

интересными. Для преподавателя овладение интерактивными технологиями служит ступенью к повышению профессионализма, к свободному общению с обучающимися в ходе передачи и получения знаний.

Ключевые слова: интерактивная деятельность, учебный процесс, технология, формы и методы интерактивной деятельности.

Annotation. Modern education is undergoing significant changes due to a number of factors. These include new requirements for the professional qualities of specialists. They imply not only the availability of knowledge, but also the developed skills of their application. The educational standards directly indicate the presence of such competencies as the ability to independently search for activities, to critically analyze information, to find the best ways to solve professional problems, to work in a team. Another factor was the availability for students of any educational information in the virtual space. This changed the role of the teacher as the main, and sometimes the only source of knowledge, and forced to look for new forms and methods for conducting classes. The increased preparation of applicants for studying at the university also has an impact. Future students are more informed, have already gotten the habit of active work in the classroom. Traditional learning becomes boring and ineffective for them. Therefore, modern educational technologies based on interactive activities have become the most popular. They allow you to make students not only listeners, but full participants in the educational process. Numerous methods and forms of interactive learning make it possible to diversify the classes, make them interesting. For the teacher, the mastery of interactive technologies serves as a step towards increasing professionalism, to free communication with students during the transfer and acquisition of knowledge.

Key words: interactive activity, educational process, technology, forms and methods of interactive activity.

Введение. Современные требования к результатам обучения в высшем учебном заведении предполагают получение студентами таких компетенций, которые делают выпускаемого специалиста способным к самостоятельной поисковой деятельности, умеющим критически анализировать получаемую информацию, находить оптимальные способы решения поставленных профессиональных задач, работать в команде. Именно подобные качества необходимо культивировать у студентов, получающих среднее специальное и высшее образование.

Помимо этих требований, предъявляемых государством и обществом, на образовательные процессы во всю силу действует фактор появления новых доступных средств по передаче и получению информации, то есть Интернет. Возможность для обучающегося почти мгновенно извлечь любые сведения из справочных, научных и других компетентных источников приводит к необходимости уменьшить долю традиционных образовательных технологий, базирующихся в основном на передаче знания от преподавателя к студенту, где в их связке преподаватель выступает как активный субъект, а студент - заведомо более пассивный - как ведомый объект.

Еще одним важным фактором, воздействующим на необходимость преобразований в учебном процессе, являются качественные изменения в подготовке абитуриентов. Они гораздо информированнее, чем предшествующие поколения, приходят в вуз, уже привыкнув к контокоррентной когнитивной деятельности, владеют ее первичными навыками и поэтому перестают удовлетворяться ролью только слушателей, стремясь к полноценному участию в занятиях.

Модернизация системы образования приводит к разработке все новых технологий и освоению появляющихся технических возможностей. Сейчас наиболее актуальными стали современные технологии, предполагающие в большей степени совместную активную работу обучаемого и обучающего, где обе стороны выступают субъектами учебного процесса, а основу составляет интерактивная деятельность.

Изложение основного материала статьи. Интерактивная деятельность в современном образовании - это один из эффективных способов, способствующих привлечению интереса студента, вовлечению его в учебный процесс. В научной и педагогической литературе термины «интерактивная педагогика», «интерактивное обучение», «интерактивная деятельность» часто применяются как равнозначные, хотя они связаны с различными аспектами образовательной деятельности. Впервые понятие «интерактивная педагогика» вводится в научный оборот в 1975 г. Г.Фрицем. Он считал, что в него входит «... построение процесса целенаправленного взаимовлияния и взаимодействия участников педагогического процесса» [9, С. 816]. Принято считать, что термин «интерактивное обучение» связан с распространением интернет-пространства и его освоением массовыми пользователями, дистанционным обучением. Но еще в конце советского периода, в 1980-х годах, у некоторых ученых, например, В.А. Сластенин [10], М.В. Кларин [5] и др., появляется понятие об интерактивной деятельности, создающей собственную модель обучения. В педагогическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бад дается определение, принятое в современной педагогике: «Интерактивное обучение (от англ. interation -взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания» [7, С. 107].

Интерактивная деятельность в обучении становится таковой при активизации учащихся и повышения взаимодействия, как между преподавателем и студентов, так и между обучающимися. Об этом сказано у Саушкиной И.А.: «...ее отличительной особенностью является организация совместной деятельности учащихся по освоению учебного материала, обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Таким образом, интерактивная деятельность нацелена не только на передачу информации, но и на формирование и развитие личности, ее самореализацию в процессе учебной деятельности» [8].

Использование интерактивной деятельности в учебном процессе несет для студента достаточно много положительных моментов:

- она позволяет осознать свои возможности и дать оценку своим способностям;

- выявляет сильные и слабые стороны интеллекта, воли, воображения, коммуникативных качеств и т.д., то есть тех сторон личности ученика, которые необходимы в успешной учебной и внеучебной деятельности;

- подобная рефлексия служит основой для работы над собой, для дальнейшего личностного развития, которое позволит эффективно действовать в социуме и профессии;

- тренируются умения работать, как индивидуально, так и в команде, достигая общих целей, что необходимо в современном обществе;

- прививаются этические нормы, упражняются нравственные качества, такие как: уважение к чужому мнению, выдержанность выражений и проявлений в дискуссии, умение признавать свои ошибки и т.д.;

- у студента стимулируется интерес к познавательной деятельности, которая происходит гораздо более активно, чем на традиционных занятиях, лучше запоминается и осваивается новый материал, т.к. овладение им подкреплено положительными эмоциями, развиваются поисково-исследовательские и творческие навыки.

Таким образом, в процессе интерактивной деятельности учащийся формирует и совершенствует свои психологические, познавательные, нравственные, интеллектуальные, коммуникативные качества.

Для преподавателя применение интерактива в обучении также приносит немалый выигрыш. Прежде всего, он помогает лучше узнать студентов и взаимодействовать с ними во время занятий, выработать положительную мотивацию к обучению,

наладить кооперацию и сформировать учебный коллектив, а также выявить более слабых или робких учащихся и оказать им дополнительную помощь. Побуждаемые к активным познавательным действиям студенты показывают достигнутый уровень освоения дисциплины, пробелы в знаниях, которые необходимо устранить. Успешная организация интерактивной учебной деятельностью, мастерское владение ее технологией позволяет преподавателю профессионально расти, приносит удовлетворение, спасая от психологического выгорания.

У Саушкиной И.А. приводится классификация форм интерактивной деятельности [8]. Мы выделили несколько критериев (оснований) такой классификации:

- по форме подачи и освоения учебного материала - игровые;

- по методу взаимодействия учащихся и педагогов - дискуссионные;

- по масштабу вовлеченных в учебный процесс учащихся - групповые;

- по применяемым методам познания - исследовательские;

- по использованию технических средств и организации взаимодействия между субъектами учебного процесса (учитель-ученик) - дистанционные.

Для организации эффективной работы с применением интерактива необходимо учитывать специфику этих форм, выбирая наиболее соответствующие поставленным образовательным целям и задачам. У любого преподавателя есть любимые, хорошо удающиеся ему формы занятий, но не следует использовать только их: комбинация, разнообразие форм интерактивной деятельности повышают ее результативность и привлекательность для студентов.

Основные методы интерактивной деятельности хорошо описаны в педагогической и психологической научной литературе [1; 4; 6]. Это:

- Приемы театрализации и драматизации и ролевые игры;

- Дискуссия;

- Дебаты;

- Пресс-конференции;

- Мозговой штурм;

- Дерево решений;

- Метод «Знаем/хотим узнать/узнали»;

- Незаконченное предложение;

- Кластеры;

- Синквейн и т.д.

Приведем только некоторые примеры из практики Краснодарского института культуры. На занятии по предмету «Экскурсионный сервис» по теме «Сопровождение экскурсий» в групповой игровой форме со студентами был произведен разбор возможных конфликтов, они поделились своим опытом, при обсуждении совместно выбрали лучшие решения по преодолению конфликтных ситуаций. В теме «Методика создания квест-экскурсий» проведена дискуссия о сходстве и различии квест-экскурсии от традиционной, определена специфика ее использования, цели и задачи этой формы. По итогам занятия было объявлено о конкурсе по созданию лучшей разработки такой экскурсии на одну общую тему.

В предмете «Проектный менеджмент в социально-культурной сфере» по теме «Диагностика проблематики социокультурного проекта» на основе проведенного исследования методом «Мозгового штурма» студентами была определена основная социально-культурная проблема региона и сопутствующие ей, а методом «Дерево решений» -намечены пути по разрешению проблемных ситуаций.

В результате применения форм и методов интерактивного обучения студенты лучше усваивали знания, обретали познавательную активность и уверенность в своих силах, получали навыки общения и ведения дискуссий, учились одновременно глубже и шире смотреть профессию. От преподавателя требовалось поддерживать их активность и задавать тон учебному общению.

Выводы. Обучающая интерактивная деятельность применима в преподавании любой темы по любому предмету. Создание интерактивной учебной среды не просто активизирует весь образовательный процесс. Здесь обучающийся становится соратником преподавателя, выступает наравне с ним при организации занятия, развивает и реализует не только свои когнитивные способности и умения, но коммуникативные, рефлексивные, творческие, организаторские, проявляет коллективистские качества, то есть формирует весь спектр, составляющий личность студента. Преподаватель, качественно овладевший методами и формами интерактивного обучения, более свободен в своей педагогической практике, легче налаживает коммуникации с учащимися и получает удовлетворение от профессиональной деятельности. Фактически большинство современных технологий (проблемного и эвристического, разноуровнего, проектного и т.д. обучения) используют интерактивную деятельность, приводит к необходимости ее дальнейшего изучения.

Литература:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе : учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. - Нижний Новгород: КИРАСУ. - 2013. - URL: http://www.nngasu.ru/education/ high_education/education_manual.pdf. - (дата обращения 17.04.2022).

2. Гавронская, Ю.А. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» / Ю.А. Гавронская // Высшее образование в России. - 2008. - № 7. - С. 104.

3. Гаджиева, П.Д. Интерактивные методы в правовом образовании учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гаджиева Патимат Даитбеговна. - Махачкала, 2005. - 25 с.

4. Голованова, И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. ун-т, 2014. - 288 с.

5. Кларин, М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика. - 2000. -№ 7. - С. 12-18.

6. Курышева, И.В. Интерактивные методы обучения как фактор самореализации старшеклассников в учебной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Курышева Ирина Владимировна. - Пенза, 2009. - 31 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим -Бад. - М., 2002. - С. 107.

8. Саушкина, И.А. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения на уроках музыки в школе / И.А. Саушкина // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: href="https://scienceforum.ru/2013/article/2013006930">https://scienceforum.ru/2013/article/2013006930 (дата обращения: 17.04.2022).

9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К.Селевко. В 2 т. Т.1. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 816.

10. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность. Учеб.пособие для вузов / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2007. - 566 с.

11. Шумскис, Ю.Г. Подходы к определению понятия интерактивных форм обучения в системе среднего профессионального образования / Ю.Г. Шумскис // Вестник Югорского государственного университета. - 2017. - Выпуск 1 (44). - С. 82-90.

Педагогика

УДК 373.67

кандидат педагогических наук, доцент Останина Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (г. Петрозаводск); специалист отдела высшего образования Сайнюк Есения Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова» (г. Петрозаводск), преподаватель

МОУ «Гимназия №30» имени Д.Н. Музалева (г. Петрозаводск)

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. Воспитание и образование подрастающего поколения является важной стратегической задачей развития Российского государства. Значительное место в этом процессе занимает формирование духовно-нравственных качеств человека. В связи с этим возрастает значение деятельности школ в сфере эстетического образования. Отличительной чертой духовно-нравственного развития личности представляется ее интерес к музыкальному искусству. В статье рассматривается формирование эмоционально-ценностного отношения обучающихся к произведениям музыкального искусства на уроках музыки в общеобразовательной школе. Авторы показывают, что эмоционально-ценностное отношение тесно связано с формированием художественно-образного отношения ребенка к миру. При этом его восприятие является результатом осмысленных эстетических оценок происходящего вокруг, а также своего поведения, переживаний и чувств. В статье рассматривается сущность понятия «эмоционально-ценностное отношение». Представлены определения понятий «отношение», «эмоции», «ценность». Авторы определяют и раскрывают компоненты формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к музыке. Представлены теоретические и практические подходы формирования эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке. Показан процесс организации занятий на уроках музыки. Описаны формы и методы работы с детьми. Показана взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Полученные в исследовании результаты могут быть полезными для учителей, педагогов дополнительного образования и студентов-музыкантов.

Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение, эмоции, ценность, произведения музыкального искусства, общеобразовательная школа.

Annоtation. The upbringing and education of the younger generation is an important strategic task of the development of the Russian state. A significant place in this process is occupied by the formation of spiritual and moral qualities of a person. In this regard, the importance of the activities of schools in the field of aesthetic education is increasing. A distinctive feature of the spiritual and moral development of a person is her interest in the art of music. The article considers the formation of the emotional and value attitude of students to works of musical art at music lessons in a secondary school. The authors show that the emotional-value attitude is closely related to the formation of the child's artistic and imaginative attitude to the world. At the same time, his perception is the result of meaningful aesthetic assessments of what is happening around him, as well as his behavior, experiences and feelings. The article examines the essence of the concept of "emotional-value attitude". The understanding of the concepts of "attitude", "emotions", "value" is presented. The authors define and reveal the components of the formation of the emotional and value attitude of schoolchildren to music. Theoretical and practical approaches to the formation of emotional and value attitude of students to music are presented. The process of organizing classes in the lesson "Music" is shown. The forms and methods of working with children are described. The relationship between the scheduled and extracurricular activities is shown. The results of experimental work are presented. The results obtained in the study can be useful for teachers, teachers of additional education and music students.

Key words: emotional-value attitude, emotions, value, works of musical art, secondary school.

Введение. Проблема эмоционально-ценностного отношения человека к окружающей действительности является важной и актуальной в психологии и педагогике. Процесс эмоционального воспитания и формирования ценностных ориентиров начинается еще в раннем детстве и продолжается на протяжении всей жизни. С раннего возраста дети развиваются в различных направлениях: умственно, физически и эмоционально. Каждый ребенок по-своему отвечает на эмоцию, и эти происходящие реакции оказывают влияние на поведение детей, приспособление к внешнему миру, оценке происходящих ситуаций, формирование системы ценностей и общее качество жизни.

В своих трудах исследователи обращают внимание на формирование эмоционально-ценностного отношения к миру в целом (К.В. Дерожинская, Е.Е. Сорокина), природе (В.В. Николина), семье (З.Н. Алибекова), учению (Н.А. Жукова), отдельным видам деятельности, например, изобразительной деятельности (Т.В. Юсупхаджиева), музыкальной деятельности (В.В. Бахтин, Р.Г. Тройная, И.М. Щурова) и др.

Эффективное формирование эмоционально-ценностного отношения подрастающего поколения происходит в рамках школьных дисциплин, в частности, дисциплины «Музыка», изучение которой направлено на получение знаний и умений в области музыкальной деятельности, развитие внимания и интереса обучающихся к произведениям музыкального искусства, приобретение опыта творческой деятельности. На уроках постепенно формируется индивидуальное отношение школьников к музыке, раскрывается целостная картина музыкального мира, воспитывается потребность в музыкальном самообразовании.

Изложение основного материала статьи. В контексте исследования мы проанализировали определения понятия «эмоционально-ценностное отношение», которое является основополагающим в нашей работе. Так, Н.А. Усольцева в своей статье «Проблема развития эмоционально-ценностного отношения школьников к природе» акцентирует понимание эмоционального-ценностного отношения как «системы ценностей, эмоций, идеалов, отношений, обеспечивающей формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся...» [8]. Н.А. Жукова предлагает рассматривать эмоционально-ценностное отношение «как компонент содержания образования, который формируется в процессе образовательной деятельности и базируется на инвариантной части содержания» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.