Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобильные технологии / музыкальное образование / музыкально-компьютерные технологии / повышение квалификации / преподаватель музыкальных дисциплин / mobile technologies / music education / music and computer technologies / professional development / teacher of music d

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М.С. Гончарова

Постоянно меняющиеся условия общественной, социокультурной, экономической и технологической среды (глобализация экономики, информационный взрыв, цифровизация образования, новые форму и способы коммуникации, пандемия COVID-19 в 2020 году и др.) являются движущей силой модернизации образования. На современном этапе деятельность преподавателей музыкальных дисциплин существенно преобразована, так как изменился процесс обучения, он стал интеллектуально-технологическим, основывается не только на непосредственной взаимосвязи преподавателя с обучающимся, но и на взаимодействии музыканта с цифровыми технологиями, в том числе музыкально-компьютерными технологиями (МКТ), где они выступают как новый инструмент в творческой деятельности. Всё это требует новых подходов в построении моделей и содержания программ повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с использованием мобильных технологий. В статье рассмотрены подходы к организации процесса обучения музыке в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды, обеспечивающей эффективную систему подготовки преподавателей музыкальных дисциплин с учётом современных тенденций в образовании и с опорой на применение МКТ и мобильных технологий в процессе дополнительного профессионального образования преподавателей-музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М.С. Гончарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF A MUSIC TEACHER FOR THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The constantly changing conditions of social, socio-cultural, economic and technological environment (globalization of economy, information explosion, digitalization of education, new forms and methods of communication, COVID-19 pandemic in 2020, etc.) are the driving force for modernization of education. At the present stage, the activity of music teachers has been significantly transformed, as the learning process has changed, it has become intellectual and technological, based not only on the direct relationship of the teacher with the student, but also on the interaction of the musician with digital technologies, including music computer technologies (MCT), where technologies act as a new tool in creative activity. All this requires new approaches in building models and content of professional development programs for music teachers using mobile technologies. The article considers approaches to the organization of the process of teaching music in the conditions of functioning of a high-tech creative educational environment that provides an effective system of training teachers of music disciplines, taking into account modern trends in education and relying on the use of MCT and mobile technologies in the process of additional professional education of teachers-musicians.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

32. Gorbunova I.B., Govorova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya: osobennosti, problemy, perspektivy. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 12: 470 - 477.

33. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

34. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii. Sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

35. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95.

36. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

37. Gorbunova I.B. Pedagogicheskij 'eksperiment: statisticheskaya obrabotka rezul'tatov vypolneniya kontrol'nyh zadanij. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 2 (69): 302 - 306.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Goncharova M.S., senior methodologist, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

(St. Petersburg, Russia), E-mail: arsproarte@gmail.com

PREPARATION OF A MUSIC TEACHER FOR THE USE OF MOBILE TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The constantly changing conditions of social, socio-cultural, economic and technological environment (globalization of economy, information explosion, digitalization of education, new forms and methods of communication, COVID-19 pandemic in 2020, etc.) are the driving force for modernization of education. At the present stage, the activity of music teachers has been significantly transformed, as the learning process has changed, it has become intellectual and technological, based not only on the direct relationship of the teacher with the student, but also on the interaction of the musician with digital technologies, including music computer technologies (MCT), where technologies act as a new tool in creative activity. All this requires new approaches in building models and content of professional development programs for music teachers using mobile technologies. The article considers approaches to the organization of the process of teaching music in the conditions of functioning of a high-tech creative educational environment that provides an effective system of training teachers of music disciplines, taking into account modern trends in education and relying on the use of MCT and mobile technologies in the process of additional professional education of teachers-musicians.

Key words: mobile technologies, music education, music and computer technologies, professional development, teacher of music disciplines.

М.С. Гончарова, ст. методист учебно-методической лаборатории"Музыкальные компьютерные технологии" Российского государственного

педагогического университета им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: arsproarte@gmail.com

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОБИЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Постоянно меняющиеся условия общественной, социокультурной, экономической и технологической среды (глобализация экономики, информационный взрыв, цифровизация образования, новые форму и способы коммуникации, пандемия COVID-19 в 2020 году и др.) являются движущей силой модернизации образования.

На современном этапе деятельность преподавателей музыкальных дисциплин существенно преобразована, так как изменился процесс обучения, он стал интеллектуально-технологическим, основывается не только на непосредственной взаимосвязи преподавателя с обучающимся, но и на взаимодействии музыканта с цифровыми технологиями, в том числе музыкально-компьютерными технологиями (МКТ), где они выступают как новый инструмент в творческой деятельности. Всё это требует новых подходов в построении моделей и содержания программ повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с использованием мобильных технологий. В статье рассмотрены подходы к организации процесса обучения музыке в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды, обеспечивающей эффективную систему подготовки преподавателей музыкальных дисциплин с учётом современных тенденций в образовании и с опорой на применение МКТ и мобильных технологий в процессе дополнительного профессионального образования преподавателей-музыкантов.

Ключевые слова: мобильные технологии, музыкальное образование, музыкально-компьютерные технологии, повышение квалификации, преподаватель музыкальных дисциплин.

Сложный разнонаправленный образовательный процесс современной детской школы искусств и повышенные требования к современному преподавателю музыкальных дисциплин требуют соответствующего учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения. Постоянные реформы в системе образования и влияние внешних условий на каждом этапе развития системы повышения квалификации требовали профессиональной переориентации педагогических кадров, поэтому важная роль в развитии современного российского образования отведена повышению квалификации, которое позволяет быстро ориентироваться в смене образовательных ориентиров и овладевать педагогам новыми знаниями. На основе содержательного подхода и выделяем четыре периода становления системы повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин:

- формирующий период (XIX в. - до 1917 г) - характеризуется следующими тенденциями: коллективное обучение учителей, способствующее обмену опытом, формирование основных форм повышения квалификации - конференции, практикумы, съезды и т.д. земские, уездные, общероссийские съезды; открытые уроки; педагогические чтения и беседы; летние краткосрочные курсы; общеобразовательные; смешанные и узкоспециальные курсы; конференции и совещания (губернские уездные, районные и др.), музеи, экскурсии, практикумы, педагогические общества и другие формы различной продолжительностью от трёх до десяти дней или от одного до трёх месяцев.

- Структурно-организующий (с 1917 - 1970 гг.) - в этот период были сформированы основные организационные формы, основы и тенденции повышения квалификации, определены методические, организационные и материально-финансовые аспекты. Развивается самообразование и заочное повышение квалификации. Усиление гуманистического аспекта форм подготовки учителей.

Новое содержание проходит в уже сформированных формах: педагогические съезды, конференции, совещания, педагогические советы, самообразование, методическая работа. Из новых форм следует назвать такие как работа над единой методической темой, выполнение докурсовых и послекурсовых заданий, работа в творческих и поисковых группах. Организация уездных и губернских курсов, направленных на политическое просвещение и объяснение задач советской власти в сфере образования.

- Проблемно-поисковый (1970 - 2003 гг.) - формирование новых принципов повышения квалификации как государственной системы: демократизация повышения квалификации, вариативность, дифференцированность содержания программ, гуманизация и гуманитаризация, раскрывается развивающий и дея-тельностный характер системы повышения квалификации, опережающий характер и непрерывность процесса обучения. Развитие психолого-педагогических основ повышения квалификации - акмеологического, личностно ориентированного, андрагогического и компетентностного подходов.

- Цифровой период (2003 г - по настоящее время) - дистанционное повышение квалификации, элементы электронного обучения, развитие цифровых и мобильных технологий, появляются методические разработки в области повышения квалификации с использованием музыкально-компьютерных технологий (МКТ) и т.д.

Специфику повышения квалификации преподавателя музыкальных дисциплин в системе непрерывного профессионального образования необходимо рассматривать на основе совокупности проблем, обусловленных как содержанием его профессиональной деятельности, так и направленностью на профессионально-личностное развитие, что должно стать определяющим фактором при построении образовательных моделей повышения квалификации с использова-

нием мобильных технологий, проектировании их содержания, выбора средств и форм.

Результатом повышения квалификации является рост профессионализма, уменьшение сопротивления инновациям, актуализация профессионально-психологического потенциала, формирование профессиональной рефлексии, профессиональное воспитание специалистов, повышение профессионального потенциала, что, в свою очередь, проявляется в улучшении условий труда. Важная функция повышения квалификации - профессиональное самосохранение, так как профессионализм обеспечивает социальную защищённость и повышает конкурентоспособность.

Профессиональное самосознание, в основе которого лежит профессиональная рефлексия, т.е. способность отражать, анализировать, размышлять, оценивать процесс и результаты собственной музыкально-педагогической деятельности. Профессионально-личностную рефлексию Т.А. Колышева рассматривает как действие, не направленное на выяснение оснований собственного способа решения мыслительных музыкально-педагогических задач, и его обобщение с целью последующего успешного решения внешне разных, но внутренне родственных проблем, связанных с музыкально-педагогической действительностью [1]. По своим психологическим признакам рефлексия сопоставима с процессом творчества, с креативной задачей.

Проблемы профессионального развития педагогов, этапы становления профессионального мастерства, инновационную деятельность педагогов рассматривали исследователи с разных точек зрения: Э.Ф. Зеер - психология профессионального развития; деятельность учителя в аспекте повышения качества образования [2], Л.В. Мозгарёв, П.Е. Решетников - этапы профессионально-личностного развития учителя [2; 4] и т. д.

Непрерывное образование может быть реализовано в единстве профессиональной деятельности и повышении квалификации педагога с использованием индивидуальных образовательных программ и персональных средств коммуникаций, соответствующих потребностям личности.

Необходима синхронизация личностной и профессиональной образовательной траектории (сейчас отсутствие системной связи между личностным и профессиональным образованием).

Опираясь на личностно ориентированную парадигму современного образования в качестве базового условия включения мобильных технологий в повышение квалификации преподавателей музыкальных дисциплин, главной задачей является приоритет личностных образовательных ценностей. Данный подход подготовки и развития преподавателей музыкальных дисциплин позволяет создать благоприятные условия для поддержки механизмов саморазвития, самореализации, активизации, саморегуляции и во многом обусловливают степень подготовленности преподавателей к инновационной деятельности [5; 6], также это влияет на организацию субъект-субъектного взаимодействия, обеспечение единства внешних и внутренних мотивов преподавателей, включение в повышение квалификации с использованием мобильных технологий, получение удовлетворения от решения учебных задач и заданий в сотрудничестве с другими обучаемыми [7], на формирование прочных компетенций, а также - на опыт рефлексии, заложенный в сущность личностно ориентированного подхода, находящий своё отражение в соотнесении собственного опыта с опытом коллег [8].

Подготовка преподавателя музыкальных дисциплин к использованию мобильных технологий в повышении квалификации требует особого подхода к формированию его ИКТ и цифровой компетентности [9 - 13], что необходимо рассматривать также в рамках компетентностного подхода. Непрерывность процесса развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей музыкальных дисциплин обеспечивается согласованностью целей, содержания, способов деятельности, системой диагностики и контроля результатов на всех этапах повышения квалификации. При компетентностном подходе в качестве результата образования рассматривают не только усвоение определенной информации, но и готовность личности действовать самостоятельно, мобилизуя при этом имеющиеся знания, опыт и способности. Применение ком-петентностного подхода при реализации программ дополнительного профессионального образования позволяет мотивировать слушателей курсов повышения квалификации к дальнейшему практическому применению полученных знаний и умений. Выстраивание механизма обратной связи, взаимодействие с образовательными организациями высшего образования и высокопрофессиональными преподавателями курсов, построение содержания обучения на основе актуальных документов в совокупности - все это позволяет формировать эффективную гибкую систему повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин.

Нами были выделены критерии оценивания личностно-профессионального развития преподавателей музыкальных дисциплин в процессе повышения квалификации с использованием мобильных технологий: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и оценочно-рефлексивный. Также были определены уровни критериев - высокий, средний, низкий; определены показатели по каждому типу и уровню критериев.

Высокий уровень - творческая деятельность, активность, осознанность, самостоятельность, умение экстраполировать знания в незнакомой ситуации, в проблемной ситуации, открытость, коммуникативность.

Средний уровень - репродуктивно-поисковая и реконструктивная деятельность (эвристическая), выполнение всех операций, но осознанность и последовательность не продумана.

Низкий уровень - аналитико-репродуктивная деятельность, воспроизведение (алгоритмическая деятельность), выполнение определённых отдельных операций, закрытость, низкая коммуникация.

Мотивационно-ценностный критерий связан с целевыми установками и позицией преподавателя на повышение квалификации с использованием мобильных технологий, его отношение и готовность включения этих технологий в самообразование, педагогический и творческий процесс. Мотивационно-ценност-ный критерий включает проявление личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в группе, ценностное отношение к событиям, к людям, к среде, готовность к принятию использования мобильных технологий в собственной образовательной деятельности, самообразовании, педагогической деятельности и творчестве, а также степень готовности реализовать полученные знания и умения после прохождения программы повышения квалификации. Учёт особенностей мотивации преподавателей к повышению квалификации с использованием мобильных технологий позволяет определить необходимые меры, которые будут способствовать успешной организации процесса обучения и достигать ожидаемых результатов.

Для определения мотивационного-ценностного критерия использовались следующие показатели:

- личностный смысл повышения квалификации с применением мобильных технологий и получения знаний (желание изучить технологии, включить их в педагогический процесс, подготовка к педагогической аттестации и др.);

- профессиональная мотивация повышения квалификации с использованием мобильных технологий (желание совершенствовать свою профессиональную компетентность и др.);

- готовность к повышению квалификации с использованием мобильных технологий (интерес к новой форме повышения квалификации и др.);

- готовность к дистанционной форме повышения квалификации с использованием мобильных технологий;

- имеющиеся затруднения к повышению квалификации с использованием мобильных технологий (отсутствие мобильного устройства, низкий уровень ИКТ-компетенции, финансовые затраты, невозможность обучаться с отрывом от работы, семейно-бытовые проблемы и др.);

- позитивное эмоциональное отношение к использованию мобильных технологий в музыкальном образовании, педагогической деятельности, творческой деятельности;

- чёткая целевая установка в прохождении программы повышении квалификации с использованием мобильных технологий;

- желание изучить возможности мобильных технологий и готовность их включить в педагогический, творческий и практический образовательный процессы;

- интерес к новой форме повышения квалификации и позитивное отношение к процессу обучения.

Когнитивно-деятельностный критерий оценивается на основе выполнения индивидуальных и групповых практических, творческих работ и заданий, а также на основе взаимодействия слушателей между собой, с цифровой образовательной средой, с тьютором, на основе усвоения содержания программы повышения квалификации с использованием мобильных и облачно-ориентированных технологий. В процессе повышения квалификации с использованием мобильных технологий оценивалось десять практических и творческих заданий, которые, в свою очередь, состояли из нескольких уровней сложности выполнения.

Оценочно-рефлексивный критерий помогает осознать индивидуально-психологические особенности преподавателей музыкальных дисциплин, уровень профессионализма, удовлетворённости прохождения программы повышения квалификации на основе профессиональных потребностей и интересов. Характеризует наличие рефлексии собственной иерархии ценностей и места ценности информации в ней, устремление к расширению самосознания и самореализации, в том числе и с помощью мобильных технологий. Умение предвидеть и разрешать педагогические затруднения, диагностировать и корректировать свою деятельность.

Например, когнитивно-деятельностный критерий оценивался по практическим работам слушателей программ повышения квалификации с использованием мобильных технологий. Оценивался уровень владения содержанием повышения квалификации с использованием мобильных и облачно-ориентированных технологий; уровень самостоятельного изучения теоретического материала при помощи видеоуроков, презентационных материалов, текстовых лекций; выполнение индивидуальных практических работ с использованием облачных и мобильных технологий.

Оценивается также информационная-методическая компетентность и цифровая компетентность преподавателя музыкальных дисциплин, отвечающая за способность решения познавательных и практических задач на основе использования облачно-ориентированных и мобильных технологий. Основу данного вида компетентности составляет уровень усвоения и представления системных знаний, умений и навыков (ЗУНов) в области информационно-коммуникационных, мобильных и облачно-ориентированных технологий. Данный вид

компетентности формирует навыки самопознания, позволяет осуществлять действия и логические операции по заданному образцу.

Выполнение индивидуальных творческих работ с использованием облачных и мобильных технологий показывает профессиональные специальные умения преподавателей музыкальных дисциплин, помогая проанализировать аналитические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, креативные, оценочные, информативные умения. Выявляется на основе анализа выполнения преподавателями творческих заданий, методов использования мобильных технологий в творческой и педагогической деятельности (представления докладов, творческих проектов, оформление портфолио, сайта, создание электронной образовательной среды с применением дистанционных технологий, мультимедийных презентаций, аранжировок, оформления нотного текста, музыкальных произведений и др.). Оценивается умение применять знания и алгоритмы деятельности с применением мобильных технологий в новых и проблемных ситуациях. Таким образом, оценивается креативная, специальная, информационно-методическая, а также психолого-педагогическая компетентность преподавателя музыкальных дисциплин. Например, умение решать познавательные и практические задачи на основе использования мобильных и облачно-ориентированных технологий, определять сферу применения полученных знаний, умений и навыков:

- умение создавать нотный текст при помощи мобильных и облачно-ориентированных технологий;

- умение создавать аранжировки при помощи мобильных и облачно-ориентированных технологий;

- умение создавать презентационный материал при помощи мобильных и облачно-ориентированных технологий (учебные презентации, инфографики, афиши, презентации для предоставления творческих проектов, презентации для родительских собраний и т. д.);

- умение создавать при помощи облачных сервисов и мобильных технологий наглядные учебно-методические пособия, мультимедийные презентации (для проведения занятий, открытых уроков, концертов, мероприятий, творческих проектов, родительских собраний и др.);

- умение использовать облачные и мобильные технологии для оформления учебных программ, планов работы, отчётов, таблицы для мониторинга и контроля знаний учащихся и др.

- умения конструировать и корректировать собственный образовательный маршрут, проявлять творческую активность и способность к нововведениям.

- умение использовать в образовательном процессе и для собственного развития современные технические средства обучения и информационно-коммуникативные технологии.

Когнитивно-деятельностный критерий оценивался и при выполнении групповых творческих и практических работ (совместные проекты - работа в

Библиографический список

документе, в презентации, в форме, в таблице, на «бесконечной доске»). Оценивается участие преподавателя музыкальных дисциплин в ролевых и органи-зационно-деятельностях играх, включение преподавателя в активную творческую и учебную деятельность, способствующую их творческому саморазвитию. Оценивается взаимодействие с коллегами в чате, информационно-коммуникационная компетентность преподавателя музыкальных дисциплин: знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.). Данный компонент раскрывает творческий и педагогический потенциал преподавателя музыкальных дисциплин, наличие знаний механизмов коммуникативной деятельности человека; эффективных форм и методов её организации, умений применять их на практике (см. подробнее, например, работу [14]). Важным элементом проявления сформированности информационно-методической компетентности и цифровой компетентности преподавателя музыкальных дисциплин является понимание характерных для настоящего времени способов создания, передачи и восприятия музыкального контента: синестетический характер представляемого учебного материала - присутствие, к примеру, визуальной составляющей (аудиовизуальных технологий [15]), понимание методов и технологий, связанных с процессом моделирования музыкального творчества [16; 17], а также особенности ведения образовательной деятельности с учётом современных тенденций в области инклюзивного музыкального образования, основанной на использовании современных технических и информационных средств создания доступной среды для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья [18; 19].

На современном этапе деятельность преподавателей музыкальных дисциплин существенно преобразована, так как изменился процесс обучения, он стал интеллектуально-технологическим и основывается не только на непосредственной взаимосвязи преподавателя с обучающимся, но и на взаимодействии музыканта с цифровыми технологиями, в том числе МКТ [20 - 23], где технологии выступают как новый инструмент творческой деятельности.

Перечисленные проблемы потребовали новых подходов к построению моделей и содержания программ повышения квалификации преподавателей музыкальных дисциплин с использованием мобильных технологий [24; 25].

Рассмотренные нами подходы к организации процесса обучения музыке в условиях функционирования высокотехнологичной творческой образовательной среды позволили сформировать эффективную систему подготовки преподавателей музыкальных дисциплин с учётом современных тенденций в образовании и опорой на широкое и контекстное применение МКТ и мобильных технологий в процессе дополнительного профессионального образования преподавателей-музыкантов.

1. Колышева Т. А. Подготовка учителя музыки к профессиональной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Москва, 1997.

2. Зеер Э.Ф. Профессиональное развитие человека в системе непрерывного образования. Профессиональное образование. Столица. 2013; № 9: 10 - 14.

3. Мозгарев Л.В. Условия профессионального развития педагогов в системе повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2001.

4. Решетников П.Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей: Опыт проектирования и экспериментальные апробации технологий образовательной системы. Москва; Белгород: Везелица, 1998.

5. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. Москва: Педагогика, 1983.

6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

7. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013; № 4 (4): 16 - 31.

8. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Москва: Академический проект. Екатеринбург 2008.

9. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Санкт-Петербург 2013: 192 - 202.

10. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

11. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95.

12. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2016; Т. 2.

13. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка в системе подготовки педагога-музыканта. Медиамузыка. 2014; № 3: 4.

14. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

15. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Горбунова И.Б., Чибирев С.В. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. 2014: 293 - 294.

17. Горбунова И.Б., Чибирёв С.В. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества: монография. Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2012.

18. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

19. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2018: 15 - 18.

20. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

21. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: Материалы VII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования». 2013: 7 - 12.

22. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю., Хайнер Х. Музыкально-компьютерные технологии и интерактивные сетевые технологии обучения музыке. Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020: 31 - 36.

23. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, ARTS, AND RESEARCHES. Opcion. 2019; Т. 35, SpecialEdition24: 360 - 375.

24. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Music Computer Technologies: Mobile Technology in Contemporary Musical Education. BCAEBS-19, BLEHS-19 & LBGIS-19: Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2019: 11 - 19.

25. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Mobile Technologies in the Process of Teaching Music Theory. Propositos y Representaciones. 2020; Vol. 8, № S3.

References

1. Kolysheva T. A. Podgotovka uchitelya muzyki k professional'noj refleksii v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva, 1997.

2. Zeer 'E.F. Professional'noe razvitie cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2013; № 9: 10 - 14.

3. Mozgarev L.V. Usloviya professional'nogorazvitiya pedagogov v sisteme povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2001.

4. Reshetnikov P.E. Tehnologiya professional'no-lichnostnogo razvitiya buduschih uchitelej: Opytproektirovaniya i 'eksperimental'nye aprobacii tehnologij obrazovatel'noj sistemy. Moskva; Belgorod: Vezelica, 1998.

5. Potashnik M.M., Vul'fov B.Z. Pedagogicheskie situacii. Moskva: Pedagogika, 1983.

6. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

7. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Uchenye zapiski nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2013; № 4 (4): 16 - 31.

8. Zeer 'E.F. Psihologiya professij. Moskva: Akademicheskij proekt. Ekaterinburg. 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

10. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

11. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95.

12. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2016; T. 2.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; № 3: 4.

14. Gorbunova I., Hiner H. Music Computer Technologies and Interactive Systems of Education in Digital Age School. Proceedings of the International Conference Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018). 2019: 124 - 128.

15. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

16. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

17. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: k probleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva: monografiya. Sankt-Peterburg: Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, 2012.

18. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Proceedings. Springer. 2018: 381 - 389.

19. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2018: 15 - 18.

20. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.

21. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika i psihologiya, kultura i iskusstvo: Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Pedagogika i psihologiya, kul'tura i iskusstvo: problemy obschego i special'nogo gumanitarnogo obrazovaniya". 2013: 7 - 12.

22. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu., Hajner H. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke. Novye obrazovatel'nye strategii v sovremennom informacionnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2020: 31 - 36.

23. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, ARTS, AND RESEARCHES. Opcion. 2019; T. 35, SpecialEdition24: 360 - 375.

24. Gorbunova I.B., Goncharova M.S. Music Computer Technologies: Mobile Technology in Contemporary Musical Education. BCAEBS-19, BLEHS-19 & LBGIS-19: Conference Proceedings. Budapest, Hungary. 2019: 11 - 19.

25. Goncharova M.S., Gorbunova I.B. Mobile Technologies in the Process of Teaching Music Theory. Propositos y Representaciones. 2020; Vol. 8, № S3.

Статья поступила в редакцию 01.06.21

УДК 378

Kameris A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methodbii Laboratory Music Computer Technologies of the Institute of Information Technologies and Technological Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: kamerisand@yahoo.com

ABOUT THE FESTIVAL OF CREATIVITY AND MODERN MUSICAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES "VIII ST. PETERSBURG INTERNATIONAL FESTIVAL OF NEW MUSIC". NEW EDUCATIONAL PRACTICES. In 2021, a festival of creativity and modern musical educational technologies "VIII St. Petersburg International Festival of New Music" was held on the basis of the education and methods laboratory Music Computer Technologies of the Herzen State Pedagogical University of Russia. This festival was organized jointly with the Center for Contemporary Music "reMusik.org" (St. Petersburg). Within the framework of the festival, "Composer master classes" were held, the purpose of which is to familiarize modern young authors from different countries of the world and students-musicians of Russian universities with educational trends in the system of music education and methods of teaching creative disciplines, including new ones, the emergence of which is due to the development of music computer technologies (MCTs), as well as the possibility of joint creative work and participation in the musical and educational creative process with well-known guest performers and composers of world. The author of the article describes and analyzes details of the event, the active content component of which is new educational practices and new music as a new educational content.

Key words: information technologies in music, music computer technologies, new music, contemporary musical education.

А. Камерис, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» института информационных технологий и технологического образования Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: kamerisand@yahoo.com

О ПРОВЕДЕНИИ ФЕСТИВАЛЯ ТВОРЧЕСТВА И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «VIII САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ НОВОЙ МУЗЫКИ». НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ

В 2021 году на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена прошёл фестиваль творчества и современных музыкальных образовательных технологий «VIII Санкт-Петербургский международный фестиваль новой музыки». Этот фестиваль был организован совместно с Центром современной музыки «reMusik.org» (г Санкт-Петербург). В рамках фестиваля были проведены «Композиторские мастер-классы», цель которых - ознакомление современных молодых авторов из различных стран мира и студентов-музыкантов российских вузов с образовательными тенденциями в системе музыкального образования и методиками преподавания твор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.