Научная статья на тему 'Музыкально-компьютерные технологии как системообразующий фактор подготовки педагога-музыканта в новой образовательной творческой среде'

Музыкально-компьютерные технологии как системообразующий фактор подготовки педагога-музыканта в новой образовательной творческой среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / HIGH-TECH EDUCATIONAL INFORMATION ENVIRONMENT / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ / INFORMATION TECHNOLOGIES IN MUSIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яцентковская Н.А.

Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения музыке и подготовки педагога-музыканта Школы цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A SYSTEM-FORMING FACTOR IN TRAINING OF A MUSIC TEACHER IN A NEW EDUCATIONAL CREATIVE ENVIRONMENT

The high-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new systems of education that constitute the School of Digital Age. At present the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Музыкально-компьютерные технологии как системообразующий фактор подготовки педагога-музыканта в новой образовательной творческой среде»

11. Gorbunova I.B., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: voprosy podgotovki specialistov. Iskusstvo iobrazovanie. 2010; 5: 104 - 111.

12. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Region-al'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

13. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; № 3 (86): 214 - 221.

14. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; № 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

15. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 4 (75): 16 - 24.

16. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya ipraktika: uchebnoe posobie. Saarbrücken, 2016.

17. Gorbunova I.B. Komp'yuternye nauki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 12: 428 - 432.

18. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

19. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Hajner E. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak informacionno-translyacionnaya sistema v shkole cifrovogo veka. Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 99 - 103.

20. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 378

Yatsentkovskaya N.A., music teacher, GBOU Boarding School № 33 (St. Petersburg, Russia), Е-mail: 239mkl@mail.ru

MUSIC COMPUTER TECHNOLOGIES AS A SYSTEM-FORMING FACTOR IN TRAINING OF A MUSIC TEACHER IN A NEW EDUCATIONAL CREATIVE ENVIRONMENT. The high-tech educational information environment requires searching for new approaches and fundamentally new systems of education that constitute the School of Digital Age. At present the innovative systems in music pedagogy are closely connected with using Music Computer Technologies (MCT) - an effective contemporary means of improving the quality of teaching music at all levels of the educational process. The MCT are an indispensable tool of educational process in propagating music masterpieces among the different social groups, as well as a unique technology for implementation of inclusive pedagogical process in training the people with disabilities.

Key words: music education, high-tech educational information environment, pedagogy, music computer technologies, information technologies in music.

Н.А. Яцентковская, учитель музыки ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского р-на, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: 239mkl@mail.ru

МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Высокотехнологичная информационная образовательная среда требует поиска новых подходов и принципиально новых систем обучения музыке и подготовки педагога-музыканта Школы цифрового века. Инновационная музыкальная педагогика на современном этапе связана с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) - современного и эффективного средства повышения качества обучения музыкальному искусству на всех уровнях образовательного процесса. МКТ являются незаменимым инструментом образовательного процесса для различных социальных групп в приобщении к высокохудожественной музыкальной культуре, а также уникальной технологией для реализации инклюзивного педагогического процесса при обучении людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: музыкальное образование, высокотехнологичная информационная образовательная среда, педагогика, музыкально-компьютерные технологии, информационные технологии в музыке.

Процесс информатизации стал одним из приоритетных направлений развития образования XXI века. Информационные технологии (ИТ) в различных своих ипостасях всё больше входят и в сферу музыкального образования. Компьютер, точнее -музыкальный компьютер (МК) - стал полноправным творческим инструментом для многих музыкантов (Г.Г. Белов, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, И.М. Красильников и др.: см., например, работы [1; 2]). Для музыкального и музыкально-педагогического образования всех уровней разработаны и разрабатываются комплексы дисциплин, основанные на применении ИТ (Г.Г. Белов, Н.А. Бергер, И.Б. Горбунова, А. Камерис, Э.В. Кибиткина, И.М. Красильников, А.А. Панкова и др.[3; 4; 5; 6]). Сформировано сетевое педагогическое сообщество, разработано большое количество обучающих компьютерных программ по различным музыкально-теоретическим дисциплинам, основанных на использовании музыкально-компьютерных технологий. Музыкально-компьютерные технологии (МКТ) рассматриваются как новая образовательная творческая среда (И.Б. Горбунова) [7; 8].

В высшем педагогическом образовании активно разрабатывается ВТИОС (высокотехнологичная информационная образовательная среда), которая рассматривается как фактор реализации «зоны ближайшего развития» студента (по Л.С. Выготскому), средство стимулирующее становление профессионально значимых качеств личности [9]. Функцио-

нирование ВТИОС, основанной «на интеграции идей научных школ» [10] создаёт условия для осуществления различных образовательных взаимодействий. Междисциплинарная деятельность педагогов рассматривается как наиболее рациональная стратегия формирования компетенций студентов.

Несмотря на это, в академическом музыкальном образовании возможности ИТ используются явно недостаточно. Так, педагогическую квалификацию по завершении обучения в консерваториях получают все студенты исполнительских и музыковедческих специальностей. Многие из них в дальнейшем совмещают исполнительскую и педагогическую деятельность или реализуют себя только в качестве педагогов детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). В учебные планы исполнительских отделений многих отечественных консерваторий не входят дисциплины, связанные с ИТ. Фактически, будущие педагоги-музыканты, преподаватели ДМШ и ДШИ оказываются не готовыми к использованию ресурсов ВТИОС. Освоение ИТ и МКТ происходит стихийно, многие их возможности игнорируются.

В учебные планы музыковедческих отделений консерваторий входят дисциплины, посвящённые знакомству и освоению ИТ, но в результате большая часть студентов-музыкантов не вполне понимает связь ИТ с дальнейшей профессиональной деятельностью - многие используют их в качестве инстру-

мента для собственного творчества, но оказываются не готовыми к применению ИТ и МКТ в качестве средства обучения, к реализации инновационных педагогических технологий на их основе.

Так, анализ программной документации и интервьюирование педагогов-музыкантов показали, что в среднем звене при преподавании дисциплин, связанных с изучением музыкального языка, компьютер и МКТ используется в основном как звуковоспроизводящее устройство, дидактические возможности Мк реализуются не в полной мере.

Таким образом, могут быть сформулированы две основные проблемы, требующие чёткого научного осмысления:

- во-первых, применение и овладение ИТ как средства обучения музыке через активное освоение музыкального языка посредством инструментального музицирования,

- во-вторых, изучение и разработка условий подготовки конкурентоспособных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, умений и навыков в области применения инновационных педагогических технологий, использующих возможности ИТ и МКТ, современные технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, как в общем, дополнительном и профессиональном образовании, так и в условиях инклюзивного образования [11].

Разработанная нами методика реализации интегратив-ного подхода к обучению МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла как средство обучения информатике студентов музыкальных ВУЗов, а также масштабный педагогический эксперимент, который был проведён на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена [12], Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, а также в Университете Gracias Music High School (Южная Корея, г. Дэджон), позволили сформулировать следующие положения:

Библиографический список

1. Интеграция МКТ и предметов музыкально-теоретического цикла является необходимым средством в обучении информатике (музыкальной информатике) студентов музыкальных и музыкально-педагогических специальностей, так как позволяет сформировать профессиональные компетенции, соответствующие современному уровню развития науки, технологий и музыкального искусства, построить обучение на основе следующих принципов:

• синтеза гуманитарного и естественно-научного знания;

• ориентации на активные формы и методы обучения, (де-ятельностный и компетентностный подходы);

• формированию целостных системных представлений изучаемых объектов и явлений (системно-информационная концепция);

• педагогической целесообразности использования ИКТ и МКТ в последующей профессиональной деятельности при проектировании педагогического процесса;

• целостного системного анализа поставляемых вместе с цифровыми технологиями педагогических решений на их основе.

2. Применение комплекса интегративных заданий по информатике, основанного на представлении музыки как информационно-знаковой системы, обеспечит качество и фундаментальность подготовки педагогов-музыкантов в области информатики и МКТ, а также музыкально-теоретических дисциплин. Это обусловлено такими факторами как:

• выявление структурных составляющих в элементах музыкального языка осуществлено на основе информационного подхода с опорой на достижения современного музыкознания, что способствует актуализации профессиональных знаний, формированию информационной культуры;

• применение комплекса возможно как в аудиторной, так и в самостоятельной работе;

• возможность модульного построения курсов, что позволяет выстраивать различные индивидуальные маршруты обучения, выделить инвариантную и вариативную его части.

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; 6: 135 - 139.

2. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в образовании педагога-музыканта. В сборнике: Современное музыкальное образование - 2014 материалы XIII Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Б. Горбуновой. 2014: 32 - 38.

3. Бергер H.A., Горбунова И.Б., Яцентковская H.A. Общее музыкальное образование в школе XXI века. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза). Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014; 3 (86): 214 - 221.

5. Горбунова И.Б. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке и музыкально-компьютерные технологии. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 126 - 131.

6. Горбунова И.Б., Панкова A.A., Родионов П.Д. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: теория и практика. Учебное пособие. Saarbrücken, 2016.

7. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2004. Т. 4. № 9: 123-138.

8. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в перспективе DIGITAL HUMANITIES. Общество: философия, история, культура. 2015; 3: 44 - 47.

9. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Санкт-Петербургской международной конференции. Санкт-Петербург, 2014: 293 - 294.

10. Белов Г.Г., Бергер H.A., Горбунова И.Б. Общее музыкальное образование в школе цифрового века. Научное мнение. 2014; 10-2: 22 - 34.

11. Воронов AM, Горбунова И.Б., Камерис A., Романенко Л.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в школе цифрового века. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; 5 (76): 240 - 246.

12. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии: лаборатория. Медиамузыка. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal. com/Issues/1_5.html

References

1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 6: 135 - 139.

2. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v obrazovanii pedagoga-muzykanta. V sbornike: Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie - 2014 materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod obschej redakciej I.B. Gorbunovoj. 2014: 32 - 38.

3. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.

4. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Tvorcheskij proekt v processe obucheniya informatike studentov-muzykantov (v usloviyah pedagogicheskogo vuza). Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2014; 3 (86): 214 - 221.

5. Gorbunova I.B. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 126 - 131.

6. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. DIGITAL AUDIO WORKSTATION: teoriya i praktika. Uchebnoe posobie. Saarbrücken, 2016.

7. Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij kak novaya obrazovatel'naya tvorcheskaya sreda. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2004. T. 4. № 9: 123-138.

8. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v perspektive DIGITAL HUMANITIES. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; 3: 44 - 47.

9. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'naya informatika «RI-2014»: materialy XIV Sankt-Peterburgskoj mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2014: 293 - 294.

10. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoemnenie. 2014; 10-2: 22 - 34.

11. Voronov A.M., Gorbunova I.B., Kameris A., Romanenko L.Yu. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v shkole cifrovogo veka. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 5 (76): 240 - 246.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: laboratoriya. Mediamuzyka. 2012; 1. Available at: http://mediamusic-journal.com/ Issues/1_5.html

Статья поступила в редакцию 30.05.17

УДК 373

Vanyushkina L.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Head of Department of History of Arts, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: LM1551@yandex.ru

Korobkova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Cultural Education, St. Petersburg Academy of Postgraduate Teacher Education (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: korobkovaelena@mail.ru

CULTURAL AND EDUCATIONAL PRACTICES: NEW EDUCATIONAL FORMAT. The concept of cultural and educational practices is included into a conceptual apparatus of new educational standards, designating the activity and active nature of modern education. Cultural and educational practices are comprehended at the theoretical level as the methodological concept allowing to project open educational systems. At the same time, for most of the teachers the cultural and educational practices are the abstract concept difficult for understanding and the more so, realization. The article gives basic characteristics of cultural and educational the practices, which can become reference points for their design in practical activities of educational institution.

Key words: cultural practices, culturally oriented education, subjectivity, iteration, participation culture, extracurricular.

Л.М. Ванюшкина, д-р пед. наук, доц., зав. каф. истории искусств Высшей школы народных искусств (института), г. Санкт-Петербург, E-mail: LM1551@yandex.ru

Е.Н. Коробкова, канд. пед. наук, доц. зав. каф. культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: korobkovaelena@mail.ru

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ: НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРМАТ

Понятие «культурно-образовательные практики» вошло в понятийный аппарат новых образовательных стандартов, обозначая деятельностный и активный характер современного образования. Культурно-образовательные практики осмысляются на теоретическом уровне как методологический концепт, позволяющий проектировать открытые образовательные системы. Вместе с тем, для большинства педагогов культурно-образовательные практики являются абстрактным понятием, сложным для понимания и, тем более, реализации. В данной статье рассмотрены базовые характеристики культурно-образовательных практик, которые могут стать ориентирами для их проектирования в практической деятельности образовательного учреждения.

Ключевые слова: культурные практики, культуроориентированное образование, субъектность, итерация, культу-росообразность, культура участия, внеаудиторность.

Понятие «культурные практики», довольно подробно разработанное в философии и культурологии, в последние годы все чаще употребляется в педагогическом тезаурусе, как признание того, что в современном образовании все большее значение приобретают формы активной творческой деятельности учащихся, позволяющие им не только осваивать опыт прошлых поколений, но и созидать новую реальность.

Одной из первых в педагогический оборот этот термин ввела Н.Б. Крылова, которая обозначила культурные практики как «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребёнка виды самостоятельной деятельности», а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т. е. творчество) и поведения [1, с. 4]. Культурные практики, прежде всего, рассматривались в контексте дошкольного образования и позиционировались как инструмент формирования универсальных культурных умений ребёнка, способ его социализации и инкультурации.

С легкой руки Н.Б. Крыловой «культурными практиками» стали называть различные виды образовательной деятельности, предполагающие активную позицию ребёнка: игра, чтение, творчество и пр. Причем, так как культура понималась довольно узко - как отдельная область человеческой деятельности -к культурным практикам относили все образовательные события, происходящие в культурной среде и имеющие творческое начало: поход в театр или музей, выставку или встречу с писателем. Культурные практики, таким образом, стали собирательным термином, обозначающим арсенал активных форм образовательной деятельности. Характерно, что учебные занятия не относились к данной категории, как, впрочем, и иные формы работы, связанные непосредственно с освоением учебного плана образовательного учреждения. Именно в такой интерпретации понятие «культурные практики» закреплено в глоссарии ФГОС, который относит к ним всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

Но если понимать культуру как смысловое пространство -неотъемлемый контекст существования человека, а образование - как процесс обретения смыслов, вхождения в культуру, то культурные практики получают иную интерпретацию. Они трансформируются в базовый методологический концепт культуроо-риентированного образования, обеспечивающий осмысленный диалог личности с миром в процессе деятельностного освоения культуры. В этом случае культурные практики становятся основой любой формы образовательной деятельности - будь то урок или проект, игра или творческая мастерская. Культурная практика становится своеобразным механизмом, обеспечивающим ситуацию встречи «индивидуальных возможностей человека и предметных форм культуры, в процессе которой эти возможности обретают форму вполне определенных индивидуальных способностей» [2]. Суть действия этого механизма заключается в масштабировании, сопряжении смыслов - личностных, ориентированных на конструирование собственных целей, решение актуальных задач, и культурно-исторических, аккумулирующих культурный опыт человечества. Иными словами, культурные практики позволяют преодолеть отчуждение «чужого» знания и опыта и перевести их в пласт личностной культуры. В этой логике культурные практики способствуют формированию образа мира и человека и, с этой точки зрения, целесообразно использовать для их обозначения родственный, но более точный термин «культурно-образовательные практики».

Разница двух подходов ассоциативно может быть продемонстрирована на примере, знакомом нам со школьной скамьи, -истории становления гелиоцентрической системы мира. Подобно тому, как Земля считалась центром Вселенной, в образовательном универсуме центром являлась культура, которая мыслилась как отдельная планета. Для ее достижения использовали самые разные средства - экскурсии, путешествия, походы в кино и театр, викторины, игры и пр. В современной философии культура мыслится как поле деятельности человека, соответственно в образовании модель «приобщения к культуре», связанная с дости-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.