Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-49-53
И нтерактивные образовательные технологии
в подготовке будущего учителя
Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected], [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть вопросы использования интерактивных образовательных технологий в целях повышения профессиональной компетентности бакалавров образования. Методы. Наблюдение, беседа, организация обучения с использованием интерактивных образовательных технологий. Результат. В ходе применения в учебном процессе интерактивных образовательных технологий происходит развитие творческих способностей студентов, овладение ими современными методами и технологиями обучения, способствующими формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров образования. Вывод. Использование интерактивных образовательных технологий в учебном процессе педагогического вуза способствует повышению у студентов мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интерактивные методы обучения, профессиональная деятельность, будущий педагог.
Формат цитирования: Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Интерактивные образовательные технологии в подготовке будущего учителя // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 49-53. DOI: 10.31161/1995-06592020-14-2-49-53_
Interactive Educational Technologies in the Training of Future Teachers
Galina A. Karakhanova, Elena E. Orudzhalieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected], [email protected]
ABSTRACT. The aim of the article is to consider the issues of using the interactive educational technologies in order to raise the professional competence of bachelors of education. Methods. Observation, conversation, organization of teaching by means of interactive educational technologies. Result. In the process of using the interactive educational technologies the students develop their creativity, master the modern methods and technologies of teaching, which conducive to formation their professional competence. Conclusion. Using the interactive educational technologies in the learning process of pedagogical university is conducive to raise of students' learning motivation, interest to pedagogical activity, improves their professional competence in whole and effectiveness of training to professional activity.
Keywords: professional competence, interactive methods of teaching, professional activity, future teacher.
For citation: Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E. Interactive Educational Technologies in the Training of Future Teachers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 49-53. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-49-53
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• ОЭРи ЮийЫМ. Уо!. 14. N0. 2. 2020
Введение
Изменения, происходящие в системе образования, связаны с новыми требованиями, предъявляемыми к подготовке специалистов. Современному обществу требуются бакалавры, специалисты, магистры, получившие достаточно хорошую философско-мировоззренческую подготовку, способные ориентироваться в современном информационном пространстве, использовать возможности среды для достижения профессионально и лич-ностно значимых задач, толерантные, владеющие технологиями межличностного и межкультурного взаимодействия, мотивированные на творчество и пополнение знаний в течение всей жизни.
Подготовка таких специалистов требует новых подходов к организации их обучения. В истории развития образования сложились разные модели построения и реализации обучения. Среди них выделяют традиционные и инновационные [2]. Классическая стратегия образования ориентируется на широкое использование традиционных, «проверенных временем», обеспечивающих гарантированный результат педагогических технологий. В связи с этим возникло противоречие между традиционной системой образования, основанной на сложной иерархии ценностей прошлого и необходимостью гибкого реагирования образования на новые требования жизни, потребности общества и конкретной личности. Таким образом, возникла необходимость перехода от знание-во-ориентированной системы к личност-но- и деятельностно-ориентированной, замены вербального способа передачи знаний системно-деятельным подходом с использованием новых технологий обучения, позволяющих сформировать у обучаемых активную жизненную позицию, стремление и умение самостоятельно и успешно решать жизненные и профессиональные проблемы.
Цель - рассмотреть вопросы использования интерактивных образовательных технологий в целях повышения профессиональной компетентности бакалавров образования.
Методы - наблюдение, беседа, организация обучения с использованием интерактивных образовательных технологий.
Обсуждение и результаты
Отличительной чертой инновационных моделей образования является их ориентированность на неповторимость, непредсказуемость и неожиданность поведения и стиля мышления обучаемых в разных ситуациях в процессе учебы, а также использование знаний и информации из разных источников и разных способов объяснения и понимания мира [1, с. 5]. Решению указанных задач может способствовать использование интерактивных образовательных технологий. Особенно важно применение таких технологий в педагогических вузах, поскольку именно от подготовки будущего учителя во многом зависит, каким будет следующее поколение молодых людей, вступающих в жизнь.
Интерактивные образовательные технологии - это технологии, в ходе применения которых организуется активное взаимодействие обучающего и обучаемых, а также взаимодействие обучаемых между собой. Само слово «интерактивный» состоит из двух частей: «интер-» - «между» и «-активный» - «действенный», т. е. суть интерактивного обучения состоит в том, что обучающиеся вынужденно проявляют активность, поскольку сама обстановка, создаваемая при использовании интерактивных технологий, вынуждает их к этому: нетрадиционные формы проведения занятий всегда вызывают интерес у обучающихся, а учебная деятельность на основе интереса становится более активной. При этом время, затрачиваемое на усвоение учебного материала, сокращается, учебный материал усваивается более прочно, следовательно, учебный процесс становится более эффективным, а обучаемые приобретают опыт, который будет им необходим в последующей профессиональной деятельности.
Как отмечает А. П. Панфилова, «интерактивные технологии - имитационные и деловые игры, ролевые упражнения и тренинги, анализ ситуаций и игровое проектирование обеспечивают для специалиста своего рода «фундамент», с которого начинается строительство нового мира, нового образовательного пространства» [4, с. 6].
Интерактивные образовательные технологии способствуют развитию различных видов активности обучаемых. Прежде всего, развивается познавательная актив-
ность, поскольку обучаемым приходится осваивать новые знания, связанные с постановкой и решением проблем, выбором путей достижения поставленных целей, анализом и оценкой полученных результатов, подготовкой презентаций выполненных проектов.
Развивается коммуникативная активность, поскольку интерактивные технологии предполагают активное взаимодействие участников при работе в группе, активное взаимодействие групп, взаимодействие с организатором групповой и коллективной работы.
Кроме того, как отмечает А. П. Панфилова [4], в процессе проведения занятий с использованием интерактивных технологий усиливается физическая активность участников, поскольку организация работы групп требует смены мест участников, кроме того, часто нужны бывают работа у доски, выступления с результатами работы групп, показ презентаций. Все это требует проявления большей активности, чем при проведении занятий с использованием только вербальных методов.
При интерактивном обучении основным источником знаний становится собственный опыт обучаемых. Роль преподавателя меняется по сравнению с традиционным обучением - его активность снижается, он остается только руководителем процесса получения новых знаний, зато возрастает активность обучаемых, благодаря чему усвоение знаний становится более осознанным, более прочным. Как говорится в одной китайской притче: «Скажи мне -и я забуду; покажи мне - и я запомню; дай сделать - и я пойму», интерактивное обучение способствует повышению эффективности процесса обучения именно благодаря организации активной самостоятельной деятельности обучаемых.
Кроме указанных видов активности развивается способность самопрезентации, поскольку при коллективной работе каждому участнику приходится высказывать свои соображения по исследуемому вопросу, при этом он вынужден следить за правильностью, логичностью, корректностью своей речи, соблюдать этику делового общения, т. е. совершенствовать качества, столь необходимые в работе учителя.
Интерактивные образовательные технологии должны широко применяться в
подготовке будущего учителя, поскольку с их помощью развиваются необходимые в работе учителя компетенции - познавательная, исследовательская, коммуникативная. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются педагогическое моделирование, проектирование, деловые игры и использование различных кейсов.
Педагогическое моделирование и проектирование способствуют формированию познавательной и исследовательской компетенций будущего учителя, поскольку рассмотрение педагогических ситуаций, их анализ, разработка конспектов конкретных уроков и воспитательных мероприятий требуют обращения не только к педагогическому, но и к жизненному опыту обучающихся, его анализа и осмысления. При этом студент становится активным субъектом процесса обучения.
Деловые игры позволяют активизировать учебный и жизненный опыт обучаемых, причем в игре принимают участие студенты с разным уровнем подготовленности, поскольку игра привлекает всех студентов: хорошо подготовленные студенты видят в ней возможность продемонстрировать свои знания и умения, поучаствовать в решении проблем, повысить свой статус в группе; слабых студентов игра привлекает не только и не столько своим дидактическим содержанием, сколько возможностью почувствовать себя равноправным членом группы, получением удовольствия от более активного общения, азартом ожидания каких-то новых игровых ситуаций, получения более высокого результата игры (при наличии в группе более подготовленных студентов) и получения награды за его достижение; кроме того, игра как вид деятельности всегда привлекала и детей и взрослых своей необычностью, яркостью, возможностью посоревноваться с другими, продемонстрировать свои лучшие качества, выиграть, т. е. оказаться в чем-то лучше других. Однако, использование дидактических игр имеет и свои ограничения: нельзя проводить игровые занятия слишком часто - они потеряют свою привлекательность, нецелесообразно проводить деловые игры с недостаточно хорошо подготовленной аудиторией - обучающий эффект будет низок, а затраты времени -намного больше необходимых для проведения данной игры.
••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020
••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020
Одной из современных эффективных технологий профессионально-
ориентированного обучения студентов является case-study - метод кейсов, т. е. метод анализа некоторого количества входящих в кейс конкретных ситуаций, с которыми будущий учитель может встретиться в своей профессиональной деятельности. Данный метод хорош тем, что он представляет собой как бы комбинацию других методов - описания, анализа, классификации, моделирования и др., каждый из которых выполняет свои определенные функции, а в своей совокупности они позволяют будущему учителю приобрести практические навыки анализа и разрешения педагогических ситуаций, с которыми ему, возможно, придется столкнуться в будущем, развить свои педагогические способности, причем сделать это в достаточно эмоциональной атмосфере, связанной с разбором описанных в кейсе ситуаций.
Следует, однако, отметить, что подбор кейсов представляет определенную трудность для преподавателя, поскольку используемые для обучения студентов кейсы должны удовлетворять определенным требованиям: они должны соответствовать уровню подготовки данной конкретной группы студентов, обеспечивать возможность коллективного обсуждения
проблемы, предоставлять возможность творческой импровизации, а также быть достаточно прагматичными, профессионально и личностно значимыми. Метод кейсов, как и другие методы и технологии интерактивного обучения, позволяют изменить традиционно сложившиеся роли преподавателя и студента как субъекта и объекта процесса обучения и дать студенту возможность в полной мере проявить свои знания, умения и творческие способности.
Вывод
Практика использования различных интерактивных образовательных технологий в процессе подготовки будущих бакалавров образования показывает реализацию студентами личностных целей при обучении, повышение мотивации учения, реализацию собственного потенциала, творческое отношение к учебе, потребность к самосовершенствованию.
Таким образом, интерактивные технологии обучения позволяют активизировать учебный процесс, успешно осуществлять современные подходы в обучении - деятельностный, личностный, ком-петентностный, тем самым повышая эффективность процесса обучения, и заслуживают более пристального внимания преподавателей педагогических вузов.
Литература
1. Интерактивные образовательные технологии: научно-методическое пособие. Махачкала: Изд-во ДГУ, 2019. 80 с.
2. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов учреждений ВПО. М. : Академия, 2012. 160 с.
3. Мирза Н. В. Кейс-метод как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов [Электронный ресурс] / Режим доступа: Ийрз://суЬег1ептка.ги/аг1:ю1е/п/кеуз-те1:ос1-
как-Б0Угетеппауа4е1-|по1о$уа-р1х^езвюпа1поопеп1:1гоуаппо§о-оЬис11етуа-в1:иСеп1:оу 3. И11р://ари-
fsin.ru/service/omumr/materia!_int_form.htm! (дата обращения: 03.01.2020 г.)
4. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие. СПб. : ИВЭСЭП, Знание, 2003. 536 с.
References
1. Interaktivnye obrazovatel'nye tekhnologii: nauchno-metodicheskoe posobie [Interactive educational technologies: a scientific and methodological guide]. Makhachkala, DSU Publ., 2019. 80 p. (In Russian)
2. Matyash N. V. Innovacionnye pedagog-icheskie tekhnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij VPO [Innovative pedagogical technologies. Project-based learning: a textbook for students of
higher education institutions]. Moscow, Akademi-ya Publ., 2012. 160 p. (In Russian)
3. Mirza N. V. Case-method as a modern technology of professionally-oriented training of students [Electronic resource]. Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n7keys-metod-kak-sovremennaya-tehnologiya-professionalnoorientirovannogo-obucheniya-studentov 3. http://apu-fsin.ru/service/omumr/ material_int_form.html (accessed: 03.01.2020)
4. Panfilova A. P. Igrotekhnicheskij menedzhment. Interaktivnye tekhnologii dlya obucheniya i organizacionnogo razvitiya person-ala: uchebnoe posobie [Game technical man-
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Принята в печать 06.04.2020 г.
agement. Interactive technologies for training and organizational development of personnel: manual]. Saint Petersburg, IVESEP Publ., Znanie Publ., 2003. 536 p. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations
Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Received 06.04.2020 г.
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.09
DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-
Некоторые особенности организации игрового суда на уроках права
Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель -рассмотреть актуальные вопросы организации школьного образования с помощью использования игровых технологий на уроках права. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированного подхода. Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Вывод. Актуальна роль и место игровых технологий в процессе правового образования на этапе формирования навыков применения правовых знаний на практике. Особую эффективность имеют основные этапы проведения игрового суда в правовом обучении.
Ключевые слова: современные технологии, инновационные технологии, игра, игровые технологии, игровой суд, право, правовое образование.
Формат цитирования: Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И. Некоторые особенности организации игрового суда на уроках права // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 53-57. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-53-57
Some Features of the Game Court Organization
at Law Lessons