Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО СУДА НА УРОКАХ ПРАВА'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО СУДА НА УРОКАХ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВОЙ СУД / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримулаева Эльмира Магомедовна, Аюбова Шуайнат Исрапиловна

Цель -рассмотреть актуальные вопросы организации школьного образования с помощью использования игровых технологий на уроках права. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированного подхода. Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Вывод. Актуальна роль и место игровых технологий в процессе правового образования на этапе формирования навыков применения правовых знаний на практике. Особую эффективность имеют основные этапы проведения игрового суда в правовом обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримулаева Эльмира Магомедовна, Аюбова Шуайнат Исрапиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE GAME COURT ORGANIZATION AT LAW LESSONS

The aim of the article is to consider the topical issues of organizing the school education through the use of game technologies at law lessons. Methods. Analysis, generalization, observation, survey, pedagogical experiment. Result. In the process of legal education and upbringing of the younger generation, the modern system of pedagogical technologies is characterized by the rejection of authoritarian pedagogy in favor of a person-oriented approach. Didactic games in teaching law are artificial modeling of certain life situations, which is of an intellectual and cognitive nature. The game is the most important element of educational activity and the most attractive form of conducting classes for students. Conclusion. The role and place of game technologies in the process of legal education at the stage of developing skills for applying legal knowledge in practice is relevant. The main stages of the game court in legal training are particularly effective.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОГО СУДА НА УРОКАХ ПРАВА»

4. Panfilova A. P. Igrotekhnicheskij menedzhment. Interaktivnye tekhnologii dlya obucheniya i organizacionnogo razvitiya person-ala: uchebnoe posobie [Game technical man-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru

Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: elena26.06@mail.ru

Принята в печать 06.04.2020 г.

agement. Interactive technologies for training and organizational development of personnel: manual]. Saint Petersburg, IVESEP Publ., Znanie Publ., 2003. 536 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: elena26.06@mail.ru

Received 06.04.2020 г.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.09

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-

Некоторые особенности организации игрового суда на уроках права

Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: almara-2010@yandex.ru

РЕЗЮМЕ. Цель -рассмотреть актуальные вопросы организации школьного образования с помощью использования игровых технологий на уроках права. Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Результат. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированного подхода. Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Вывод. Актуальна роль и место игровых технологий в процессе правового образования на этапе формирования навыков применения правовых знаний на практике. Особую эффективность имеют основные этапы проведения игрового суда в правовом обучении.

Ключевые слова: современные технологии, инновационные технологии, игра, игровые технологии, игровой суд, право, правовое образование.

Формат цитирования: Каримулаева Э. М., Аюбова Ш. И. Некоторые особенности организации игрового суда на уроках права // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 2. С. 53-57. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-53-57

Some Features of the Game Court Organization

at Law Lessons

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

Elmira M. Karimulaeva, Shuaynat I. Ayubova

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: almara-2010@yandex.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the topical issues of organizing the school education through the use of game technologies at law lessons. Methods. Analysis, generalization, observation, survey, pedagogical experiment. Result. In the process of legal education and upbringing of the younger generation, the modern system of pedagogical technologies is characterized by the rejection of authoritarian pedagogy in favor of a person-oriented approach. Didactic games in teaching law are artificial modeling of certain life situations, which is of an intellectual and cognitive nature. The game is the most important element of educational activity and the most attractive form of conducting classes for students. Conclusion. The role and place of game technologies in the process of legal education at the stage of developing skills for applying legal knowledge in practice is relevant. The main stages of the game court in legal training are particularly effective.

Keywords: modern technologies, innovative technologies, game, game methods, game court, law, legal education.

Format of citation: Karimulaeva E. M., Ayubova Sh. I. Some Features of the Game Court Organization at Law Lessons. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 2. Pp. 53-57. (In Russian) DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-2-53-57

Введение

В современных условиях социально-экономических преобразований и изменений российского политико-правового пространства сформировались определенные требования к сложившейся системе образования. Эти преобразования затронули актуальные вопросы в области правового обучения и воспитания российских школьников. Выполняя общественный социальный заказ на подготовку учащихся в области права, подразумевающий овладение школьниками основных норм права, педагог осознает, что это регулирует общественные отношения. Особую роль в правовом образовании играет формирование политико-правовой культуры несовершеннолетних и их правовой грамотности. Все это соответствует основным демократическим ценностям, провозглашенным в современном обществе и формированию предпосылок для значительной адаптивности учащейся молодежи в социальной жизни.

Конечно же, правовое образование опирается на подлинное знание комплекса норм и процедур в области права. Однако «настоящее», «истинное» теоретическое знание не всегда соединяется с умением использовать эти знания в реальной, действительной жизненной практике. Разрыв между знаниями и их воплощением в жизнь понемногу сокращается по мере накопления социального опыта. Каждому человеку предстоит овладеть этим опытом

с малых лет и в доступном для его возраста масштабе. Только после постижения такого рода опыта применения знаний на практике можно говорить о формировании надлежащего навыка или умения личности. Эта задача может быть успешно решена в рамках использования и применения игровых технологий в современной системе образования.

Целью исследования являлось рассмотрение и изучение роли игровых технологий как важнейшего элемента учебной деятельности и наиболее привлекательной формы проведения занятий для учащихся.

Методы - анализ, синтез, обобщение, наблюдение, анкетирование.

Результаты и обсуждение

Что же понимают под игровыми технологиями? Игровые технологии призваны воспроизводить реальные жизненные ситуации. Посредством их применения в современном образовании, в том числе и правовом, мы можем воспроизводить различные жизненные ситуации, с которыми учащийся может столкнуться в реальной жизни. Игра и игровые технологии позволяют усвоить те социальные роли, которые ученику, может быть, только предстоит исполнять.

Современная система школьного образования позволяет педагогу наилучшим образом сочетать на практике традиционные и инновационные технологии. Инновационные технологии обуче-

ния в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят такие новые методы и формы работы на уроке, которые применяются в активном и интерактивном режиме [2, с. 73].

Особую актуальность все вышесказанное имеет также и в области преподавании правовых дисциплин. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно-ориентированного подхода. На уроках права используются различные игры, которые становятся либо элементом урока, как например, игровые ситуации; либо его формой - например, урок-игра. Дидактические игры в обучении праву представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Можно с твердостью сказать, что в последнее время в школе, на уроках права наблюдается повышенный интерес к использованию различных видов игр. И можно констатировать, что проведение занятий в форме деловых (ролевых) игр по многим дисциплинам стали проводить чаще, чем в прежние годы.

В трудах ряда отечественных педагогов отмечается высокий потенциал применения игровых технологий на уроках права. Игровые технологии выполняют те же функции в образовательном процессе, что и игра: развлекательная, коммуникативная, диагностическая функция, функции социализации, коррекции и др. В комплексе эти функции позволяют решать проблемы, которые связаны с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет сделать их более доступной для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни и насыщает учебно-воспитательный процесс эмоциональными примерами из истории и художественной литературы [4, с. 65].

Игра обладает большей действенностью и эффективностью по сравнению с традиционным уроком и значительно

экономит время обучения. При условии правильного и верного проведения игры можно говорить о достижении определенных результатов. И наконец, наиболее актуальные задачи игровых технологий в процессе правового образования — это формирование и развитие навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстроменяющихся социально-экономических и политических условиях.

Отработанные игровые роли (роль избирателя, потребителя, задержанного и т. д.) содействуют снижению психологического напряжения в схожих жизненных обстоятельствах, способствуют активному включению молодежи в систему общественных отношений через освоенные нормы человеческого общежития.

В этой связи для нас особый интерес представляет изучение правового материала в форме игрового суда. Заинтересованность к занятиям в виде игрового суда значительна. Игровой суд может преследовать разные учебные цели. Это не только ознакомление с принципами правосудия, судебным процессом и досудебной практикой, это и усвоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения, с учетом действующего законодательства, это овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики.

Вопрос применения и использования игрового суда на уроках права и обще-ствознания остается малоразработанным. Вследствие этого можно с достаточным уровнем достоверности констатировать тот факт, что сложились определенные противоречия между изменившимися социальными требованиями к уровню преподавания и качеству обучения в правовых вопросах и традиционными методами и формами, применяющимися в обучении праву.

Игровые суды - это еще и одна из самых распространенных форм игровых дискуссий. Что это подразумевает? В методике проведения игровой суд в чем-то близок к диспуту и предполагает представление упрощенной модели судебного процесса. Многочисленные роли (обвинитель, защитник, присяжный, свидетель) могут быть как индивидуальными, так и

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 2. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 2. 2020

групповыми. Представляя урок в форме игры, учитель должен дать учащимся время для того, чтобы они могли подготовить свои выступления. Было бы нелогичным предлагать учащимся уже готовые речи, т. к. это превращает игру в спектакль и снижает интерес учеников к самому уроку и форме его проведения [1, с. 25].

Учитель права должен четко разграничивать смысл понятий «игровой суд» и «игра про суд». Игры про суд предназначены для знакомства учащихся с судебной процедурой, в них уделяется внимание деталям, рассматриваются признаки разных судебных систем. Игровые суды менее внимательны к процедуре, они используются для обсуждения проблем, не относящихся непосредственно к судопроизводству.

Игровой суд может преследовать разные учебные цели. Это не только ознакомление с принципами правосудия, судебной системой, с судебным процессом и досудебной практикой, это и освоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения, с учетом действующего законодательства, это овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики [3, с. 17].

Игровой суд может быть использован с 7 по 11 класс. Игра может проходить как с многочисленными перерывами, сделанными с целью ознакомления с возникшими правовыми проблемами, так и в один день. Учитель остается ведущим игры, но не берет на себя никакой роли среди участников процесса.

Даже опытные учителя задаются вопросом - как же правильно организовать игровой суд? Методисты предлагают определенный алгоритм, правила организации и проведения игрового суда. Для успешного проведения игры необходимо правильно распределить основные роли среди учащихся - это очень важно и надо это учитывать. Для каждого ребенка следует найти хоть маленькую, крошечную роль. Все ученики без исключения должны участвовать в постановке игры, все они должны быть на одинаковых условиях и принимать равное участие в игре.

Для успешного проведения игры необходимо правильно распределить основные

роли. Начинать необходимо с роли судьи. Для того, чтобы оказаться в роли судьи, необходимо сдать экзамен. Учитель может составить вопросы для того, чтобы выбрать после собеседования того, кто может претендовать на роль судьи. Затем необходимо перейти к выбору народных заседателей. Целесообразно, чтобы это были учащиеся, имеющие самостоятельную точку зрения и умеющие ее отстаивать. Выбрав судью и народных заседателей, необходимо дать учащимся краткую справку о том, кто в соответствии с действующим законодательством может быть судьей и народным заседателем. Для ведения протокола выбирается секретарь судебного заседания. Затем играющие разбиваются на две группы - истцов и ответчиков. Сами группы выдвигают из своего состава по два лидера, которые будут представлять интересы своих групп. Первый лидер - это истец или ответчик, а второй лидер - представитель стороны. Ведущий разъясняет, что чаще всего представителями сторон выступают профессиональные юристы - адвокаты, но представителем может быть и любое другое лицо, которому сторона доверит представлять свои интересы. Для представления интересов стороны адвокатом требуется представить в суд ордер юридической консультации, а не адвокатом — доверенности от имени стороны на право представления ее интересов по этому делу. Доверенность, выдаваемая гражданам, удостоверяется в нотариальном порядке, а также может быть удостоверена учреждением, где работает гражданин, проживает или учится (лечится, служит, отбывает наказание). Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующего юридического лица. Полномочия на ведение дела в суде дает представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий. После изучения предмета иска всем участникам судебного разбирательства раздаются «памятки», в которых изложены их права и обязанности в процессе.

В качестве примера предлагаю основные этапы проведения игры «Изучаем гражданский судебный процесс»:

1-й этап. Обсуждение ситуации. Определение позиции сторон.

2-й этап. Разработка проекта мирового соглашения.

3-й этап. Подготовка искового заявления и возражения на него.

4-й этап. Подготовка дела к судебному разбирательству (сбор доказательств).

5-й этап. Судебное разбирательство (доклад дела, объяснение сторон, исследование доказательств, судебные прения, объявление решения суда, обжалование решения суда).

6-й этап. Анализ состоявшейся игры.

Вывод

Таким образом, игра, как сложное и важное жизненное явление, как особый вид деятельности давно привлекало и привлекает внимание ученых и практиков. В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности. В игре обучающее воздействие оказывает дидактиче-

образованию школьников / Уколова И. Е., Дру-бочевская И. Л. и др. М. : РФПР, 2014. 128 с.

2. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2013. 252 с.

obrazovaniyu shkol'nikov [Extracurricular activities on legal education of schoolchildren] / Ukolova I. E., Drubochevskaya I. L. and others. Moscow, RFPR Publ., 2014. 128 p. (In Russian)

2. Korotkova M. V. Metodika provedeniya igr i diskussij na urokah istorii [Methods of conducting games and discussions in history lessons]. Moscow, 2013. 252 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Каримулаева Эльмира Магомедовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра правовых дисциплин и методики преподавания (ПДиМП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; е-mail: almara-2010@yandex.ru

Аюбова Шуайнат Исрапиловна, кандидат исторических наук, старший преподаватель, кафедра ПДиМП, ДГПУ, Махачкала, Россия; е-mail: almara-2010@yandex.ru

ский материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.

Игровой суд - это одна из самых распространенных форм игровых дискуссий. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Учебный процесс, построенный с помощью ролевой игры «игровой суд», может решать многие педагогические задачи, главной из которых является получение и усвоение правовых знаний в игровой форме. Не менее важной задачей является получение знаний о способах реализации и навыков защиты своих прав.

во. Занимательная энциклопедия практического права. СПб., 2001. 182 с.

4. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. М., 1996. 111 с.

Zanimatel'naya enciklopediya prakticheskogo prava. Zhivoe parvo [Living right. An entertaining encyclopedia of practical law]. Saint Petersburg, 2001. 182 p. (In Russian)

4. Samoukina N. V. Organizacionno-obuchayushchie igry v obrazovanii [Organizational and educational games in education]. Moscow, 1996. 111 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations

Elmira M. Karimulaeva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Law Disciplines and Teaching Methods (LD&TM), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: almara-2010@yandex.ru

Shuaynat I. Ayubova, Ph. D. (History), senior lecturer, the chair of LD&TM, DSPU, Makhachkala, Russia; email: almara-2010@yandex.ru

Литература

1. Внеурочная деятельность по правовому 3. Пронькин В. Н., Гутников А. Б. Живое пра-

References

1. Vneurochnaya deyatel'nost' po pravovomu 3. Pronkin V. N., Gutnikov A. B. Zhivoe pravo.

Принята в печать 23.03.2020 г.

Received 23.03.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.