••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372
DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-38-42
Игровые компьютерные программы как эффективное направление обучения школьников
действиям в чрезвычайных ситуациях
Магомедов Р. В. 1, Халимбекова А. М. 2, Муртузалиева А. С. 1
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: rustammag79@yandex.ru 2 Дагестанский государственный университет народного хозяйства,
Махачкала, Россия; e-mail: karim2121@mail.ru
РЕЗЮМЕ. Цель - обоснование применения игровых компьютерных программ в области обучения безопасности жизнедеятельности школьников в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Методы. Методы качественного и количественного анализа опасностей возникновения ЧС экологического, техногенного и природного характера; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий. Результат. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков правильного поведения в экстремальной ситуации. Вывод. Мы видим свою задачу в том, чтобы за счет использования новых и современных информационных технологий значительно улучшить подготовку специалистов и обучение школьников действиям в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: учебный процесс, школьники, игровые технологии, правила безопасности, формирование знаний, игровые компьютерные программы.
Формат цитирования: Магомедов Р. В., Халимбекова А. М., Муртузалиева А. С. Игровые компьютерные программы как эффективное направление обучения школьников действиям в чрезвычайных ситуациях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 4. С. 38-42 DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-38-42_
Game Computer Programs as an Effective Direction of Teaching the Schoolchildren
to act in Emergency Incidents
Rustam V. Magomedov 1, Aida M. Khalimbekova 2, Asiyat S. Murtuzalieva 1
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: rustammag79@yandex.ru 2 Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: karim2121@mail.ru
ABSTRACT. The aim of the article is the justification of the use of game computer programs in the field of teaching the safety of life of schoolchildren in emergency situations. Methods. Methods of qualitative and quantitative analysis of dangers of environmental, man-caused and natural emergencies; methods of forecasting the emergency situations and their consequences. Results. It is necessary to conduct the constant, purposeful work on instilling skills of correct behavior in the extreme situation. Conclusion. We see our task in using new and modern information technologies to significantly improve the training of specialists and the training of schoolchildren in emergency situations.
Keywords: educational process, schoolchildren, game technologies, safety rules, knowledge formation, game computer programs.
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
For citation: Magomedov R. V., Khalimbekova A. M., Murtuzalieva A. S. Game Computer Programs as an Effective Direction of Teaching the Schoolchildren to act in Emergency Incidents. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2019. Vol. 13. No. 4. Pp. 38-42. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-4-38-42 (In Russian)
Введение
Анализ причин аварийных ситуаций позволяет сделать вывод, что более чем в 90 % случаев они связаны с деятельностью человека и обусловлены низким уровнем профессиональной подготовки, безответственностью и неспособностью правильно определять свое поведение в экстремальных ситуациях.
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на обучение школьников умению правильно вести себя в таких условиях. Сознательное поведение каждого учащегося в аварийной ситуации должно основываться на решениях автоматизированной системы предупреждения, которая должна рассчитывать все начальные параметры аварии и принимать обоснованное решение для защиты населения.
При решении этой задачи на первый план выходит время и коэффициент эффективности принятия оптимального решения по спасению населения. Без использования современной компьютерной техники и персональных компьютеров решение этой проблемы чрезвычайно сложно. [1]
У всех существующих спасательных программ есть один недостаток: ограниченное количество практических упражнений для приобретения навыков защиты от несчастных случаев на производстве.
Авторский вариант учебной программы основан на внедрении дополнительной программы в «ткань» основной, с отведением определенного количества часов на решение задачи обучения операторов на персональном компьютере (ПК) для Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС) [2].
Учащиеся 9-11 классов обучаются по дополнительной программе. Курс рассчитан на учеников восьмого класса на 18 часов, на 10-18 часов, на 11-35 часа.
Одной из составляющих эффективной защиты населения и территорий от аварий, катастроф и стихийных бедствий является подготовка и обучение различных групп населения и специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Опыт предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций показывает, что человеческие и материальные потери могут быть значительно ниже, если действия спасателей и руководителей работ будут высокопрофессиональными, а население будет владеть навыками поведения в экстремальных ситуациях [4; 7].
Повышение уровня профессионализма специалистов и просвещение населения -приоритетный резерв для снижения возможного ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.
Актуальная необходимость овладения спасательными методами в условиях ЧС очевидна для каждого человека, но, к сожалению, большая часть трудоспособного населения не причастна к культуре соблюдения правил и методов обеспечения безопасности в жизненном процессе и работы, не умеет действовать в той или иной экстремальной ситуации.
Есть ли способ мотивировать миллионы людей, большинство из которых не стремятся изменить свои привычные отношения и способы поведения, к овладению новыми навыками и качествами, необходимыми для выживания в возможной чрезвычайной ситуации?
Есть такой способ: как только человек оказывается в ситуации, когда существует опасность в той или иной форме, стереотипы его поведения начинают быстро меняться.
Как создать для спасателя, производственника, менеджера, студента, обычного человека жизненную среду, полную стихийных бедствий и угроз стихийных бедствий, чтобы он овладел необходимыми знаниями и навыками в чрезвычайных ситуациях? Не отнимет ли это стремление много ресурсов и захотят ли люди какое-то время систематически посещать группы выживания? Это вряд ли реально [5].
Тем не менее, такую среду обитания создать можно. В нее могут погрузиться миллионы людей без ущерба для повседневного комфорта, она может меняться в зависимости от профессиональной специфики работников, региона проживания людей, будет относительно недорогой,
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• йБРи JOURNAL. Уо!. 13. N0. 4. 2019
гибкой, адаптирующейся к способностям и навыкам обучаемых. Речь идет о создании конкретной информационной среды.
Наиболее типичной сферой применения информационных технологий по теме ЧС сегодня являются высшие и средние учебные заведения, учебные заведения и учебно-методические центры МЧС России.
Современные информационные технологии позволяют моделировать изображение на экране компьютера, что создает эффект присутствия студента «внутри» моделируемого видеопространства. Обучаемый, взаимодействуя с помощью простых манипуляций с такой искусственной средой, изменяет ее и в соответствии с заданными правилами действий и изменениями, произошедшими на экране, выстраивает следующий шаг своей деятельности. В качестве примера можно привести эмуляторы для обучения пилотов, врачей и т. д. [6].
Многие, особенно представители молодого поколения, испытали на себе гипнотическую силу компьютерных игр, причудливый сюжет которых, масса условностей не мешает человеку часами жить в этом искусственном мире.
Все, что вам нужно сделать, это изменить сюжет, и «игрок» столкнется с разрушенной территорией своей резиденции, где соседний институт микробиологии, ре-зервуарный парк или ядерный реактор представляет собой источник опасности.
Чтобы выжить, чтобы выиграть такую игру, нужно хорошо знать ее правила. А «правилами» будут рабочие инструкции и инструкции по технике безопасности, формулы и программы для расчета зон травм и гибели людей, правила использования спасательных средств, знание мер, плана действий реагирования на чрезвычайные ситуации.
Изменяясь в ответ на действия человека, сидящего перед компьютером, искусственная среда постепенно развивает у ученика навыки правильных действий в определенных критических ситуациях. Насколько прочные и полные знания вырабатываются у обучаемых при помощи видеокомпьютерных средств?
В традиционном обучении человек обычно использует в своей жизни лишь небольшую часть своей памяти.
Человек узнает:
- до 15 % прочитанной информации;
- до 25 % услышанной информации;
- до 55 % услышанной и увиденной информации;
- гораздо больше, если он интерактивно участвует в процессе обучения.
Интерактивные (то есть изменяющиеся в ответ на действия ученика) программы компьютерных игр, диалогически взаимодействуя с учеником, создают проблемные ситуации, из которых ученик должен найти выход. Чем точнее видеокомпьютерная программа отражает реальные процессы, тем меньше приобретенные навыки и знания требуют дальнейшей «доработки» в реальных условиях [7].
Так называемые мультимедийные технологии, позволяющие создавать и воспроизводить учебный материал, представляющий текст, звук (речь, музыка, звуковые эффекты), рисунки, фотографии, видео и фрагменты анимации, обладают наибольшими возможностями для имитации реальности. Взаимодействие ученика с мультимедийной средой во многом схоже с взаимодействием ученика с реальными объектами.
Комплексное воздействие на все органы чувств, контроль внимания обучаемых, глубокое погружение сознания в моделируемую информационную среду, контроль психического состояния обучаемых путем создания различных типов проблемных ситуаций, возможность предъявления нескольким использование одной и той же информации по-разному, моделирование разных ситуаций, адаптация программы к знаниям и опыту конкретного человека -все это возможности мультимедийных образовательных технологий.
Образовательная информация, представленная стажеру через мультимедиа, позволяет сжать поток образовательной информации примерно в 10-100 раз. Это достигается за счет активной деятельности ученика в моделируемой искусственной среде и комплексного воздействия на органы чувств [7] .
За рубежом широкое применение нашли компьютерные мультимедийные образовательные программы. На нашем рынке вы можете найти, например, программу службы спасения 911.
В нашей стране мультимедийные обучающие программы пока не получили достаточного распространения из-за высокой стоимости их создания и недостаточного распространения информационных техно-
Психолого-педагогические науки •••
Psychological and Pedagogical Sciences •••
логий в учебных заведениях, как профессиональных, так и общих [7].
Анализ состояния дел учебных программ в России с использованием мультимедийных средств позволяет сделать вывод о необходимости разработки специальных учебных программ по гражданской защите и чрезвычайным ситуациям, ориентированных на подготовку различных категорий специалистов и обучение населения. Это связано с тем, что, с одной стороны, в нашей стране подобные обучающие программы до сих пор практически не производились, а с другой стороны, характер деятельности МЧС настолько специфичен, что требует разработки специальных обучающих программ, а не использования импортных программ, рассчитанных на совсем другие цели.
Продолжаются работы по созданию компьютерных обучающих программ, подготовлен ряд договоров на разработку учебных пособий для специалистов Российской системы чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и школьников.
Мы видим свою задачу в том, чтобы за счет использования новых и современных информационных технологий значительно улучшить подготовку специалистов и обучение населения действиям в чрезвычайных ситуациях, охватить наибольшее количество людей за счет широкого и непре-
1. Абрамов В. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. СПб. : Изд-во СПбГУП, 2006. 348 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов, 2-е изд. / под ред. Михайлова Л. А. СПб. : Питер, 2015. 461 с.
3. Омаров М. М., Рамазанова З. Р., Шуайбо-ва М. О. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Махачкала, 2016. 170 с.
4. Магомедов М. Г. Безопасное поведение личности как педагогическая проблема // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 4 (21). С. 77-80.
1. Abramov V. V. Bezopasnost' zhizned-eyatel'nosti: uchebnoe posobie [Life safety: a textbook]. Saint Petersburg, SPbSUP Publ., 2006. 348 p. (In Russian)
2. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnik dlya vuzov [Life safety: textbook for universities].
рывного внедрения постоянного распространения информационных технологий во всех сферах жизни, включая производство, школу, университет и дом.
Выводы
1. Актуальность и необходимость внедрения новых информационных технологий сегодня не является предметом доказательств.
2. Представлено широкое поле деятельности по использованию информационных технологий, в частности, только в Махачкале около ста тысяч школьников и студентов обучаются в более чем 100 учебных заведениях.
3. У нас есть определенный опыт не только в создании программ с использованием информационных технологий, но и применительно к практическим задачам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
4. По нашему мнению, уровень развития, которого мы достигли, позволяет нам подойти достаточно близко, чтобы смоделировать псевдореалистические чрезвычайные ситуации и, как следствие, исследовать поведенческие методы для преодоления их последствий.
Для создания качественных программ обучения необходимо тесное сотрудничество со всеми службами, занимающимися устранением их последствий.
5. Магомедов Р. В. Технология формирования безопасного поведения личности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 8. С. 257-260.
6. Силакова О. В., Яковлева Е. С. Использование игровых технологий в школьном курсе ОБЖ // Педагогика высшей школы. 2015. № 3.1. С. 125-129.
7. Магомедов Р. В., Халимбекова А. М. Магомедов М. Г. Инновационные подходы подготовки населения к действиям в чрезвычайных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 125-127.
2nd ed. Ed. by Mikhaylov L. A. Saint Petersburg, Piter Publ., 2015. 461 p. (In Russian)
3. Omarov M. M., Ramazanova Z. R., Shuay-bova M. O. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti: uchebnoe posobie [Life safety: textbook]. Makhachkala, 2016. 170 p. (In Russian)
Литература
References
••• Известия ДГПУ. Т. 13. № 4. 2019
••• DSPU JOURNAL. Vol. 13. No. 4. 2019
4. Magomedov M. G. Safe behavior of the individual as a pedagogical problem. Izvestiya Dage-stanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2012. No. 4 (21). Pp. 77-80. (In Russian)
б. Magomedov R. V. Technology of formation of safe behavior of the person. Vestnik Universi-teta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). [Bulletin of the University (State University of Management)]. 2014. No. 8. Pp. 257-260. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации
Магомедов Рустам Вагидович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: rustammag79@yandex.ru
Халимбекова Аида Муртузалиевна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра естественнонаучных дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: karim2121@mail.ru
Муртузалиева Асият Салимхановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, кафедра информационных технологий, экономики и дизайна, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: mur-tuzalieva_asiyat@mail.ru
6. Silakova O. V., Yakovleva E. S. The use of game technologies in the school course of HS. Pedagogika vysshej shkoly [Pedagogy of higher education]. 2015. No. 3.1. Pp. 125-129. (In Russian)
7. Magomedov R. V., Halimbekova A.M. Magomedov M. G. Innovative approaches to preparing the population for actions in emergency conditions. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, and education]. 2019. No. 5 (78). Pp. 125-127. (In Russian)
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations
Rustam V. Magomedov, Ph. D. of Pedagogy, assistant professor, the chair of Life Safety, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: rustammag79@yandex.ru
Aida M. Khalimbekova, Ph. D. of Biology, assistant professor, the chair of Natural Sciences, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: ka-rim2121@mail.ru
Asiyat S. Murtuzalieva, Ph. D. of Pedagogy, senior lecturer, the chair of Computer Science, Economy and Design, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: murtuzalieva_asiyat@mail.ru
Принята в печать 23.11.2019 г.
Received 23.11.2019.