Научная статья на тему 'ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ'

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Оруджалиева Елена Евгеньевна

Цель -рассмотреть вопросы использования деловых игр как одного из активных методов обучения в целях повышения профессиональной компетентности бакалавров образования. Представлен опыт использования деловых игр в преподавании педагогических дисциплин в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ). Методы. Наблюдение, беседа, организация обучения с использованием деловых игр, педагогический эксперимент. Результат. В ходе участия в деловых играх у студентов происходит овладение современными методами и технологиями обучения, развитие творческих способностей, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров образования. Вывод. Использование деловых игр способствует повышению у студентов мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Караханова Галина Алиевна, Оруджалиева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAMES AS A MEANS OF INCREASING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE BACHELORS OF EDUCATION

The aim of the article is to consider the use of business games as one of the active teaching methods in order to improve the professional competence of bachelors of education. The experience of using business games in teaching the pedagogical disciplines at Dagestan State Pedagogical University (DSPU) is presented. Methods. Observation, conversation, organization of training using the business games, pedagogical experiment. Result. In the course of participation in business games, students master the modern methods and technologies of education, develop creative abilities that contribute to the formation of professional competence of future bachelors of education. Conclusion. The use of business games helps to increase students' motivation for learning, interest in teaching, increases the level of their professional competence in general and the effectiveness of preparation for professional activity.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогические науки /Pedagogical Sciences Оригинальная статья/ Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-80-84

Деловые игры как средство повышения профессиональной компетентности будущих бакалавров образования

Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru, e-mail: elena_26.06@bk.ru

РЕЗЮМЕ. Цель -рассмотреть вопросы использования деловых игр как одного из активных методов обучения в целях повышения профессиональной компетентности бакалавров образования. Представлен опыт использования деловых игр в преподавании педагогических дисциплин в Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ). Методы. Наблюдение, беседа, организация обучения с использованием деловых игр, педагогический эксперимент. Результат. В ходе участия в деловых играх у студентов происходит овладение современными методами и технологиями обучения, развитие творческих способностей, способствующих формированию профессиональной компетентности будущих бакалавров образования. Вывод. Использование деловых игр способствует повышению у студентов мотивации учения, интереса к педагогической деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, активные методы обучения, деловые игры, профессиональная деятельность будущих педагогов.

Формат цитирования: Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Деловые игры как средство повышения профессиональной компетентности будущих бакалавров образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 8084. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-80-84_

Business Games as a Means of I ncreasing the Professional Competence of Futu re Bachelors of Ed ucation

Galina A. Karakhanova, Elena E. Orudzhalieva,

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru, elena_26.06@bk.ru

ABSTARCT. The aim of the article is to consider the use of business games as one of the active teaching methods in order to improve the professional competence of bachelors of education. The experience of using business games in teaching the pedagogical disciplines at Dagestan State Pedagogical University (DSPU) is presented. Methods. Observation, conversation, organization of training using the business games, pedagogical experiment. Result. In the course of participation in business games, students master the modern methods and technologies of education, develop creative abilities that contribute to the formation of professional competence of future bachelors of education. Conclusion. The use of business games helps to increase students' motivation for learning, interest in teaching, increases the level of their professional competence in general and the effectiveness of preparation for professional activity.

Keywords: professional competence, active teaching methods, business games, professional activity of future teachers.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

For citation: Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E. Business Games as a Means of Increasing the Professional Competence of Future Bachelors of Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 80-84. DOI: 10.31161/1995-06592020-14-1-80-84 (In Russian)

Введение

В Законе об образовании в РФ записано, что педагогические работники обязаны «... осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне ... развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира ...» [6, ст. 48.]. эти же задачи отражены и в Профессиональном стандарте педагога [5]. Для решения этих задач будущий учитель должен быть готов к взаимодействию с участниками образовательного процесса, овладеть современными методами и технологиями обучения, способностью организовывать сотрудничество обучающихся, руководить их учебно-исследовательской деятельностью. Для развития данных способностей и формирования требуемых умений необходима соответствующая подготовка в вузе, которая должна основываться на активных методах обучения, к которым относятся творческие задания, проектная деятельность, обучающие игры, интерактивные лекции, тестирование и др. Одними из активных методов обучения являются деловые игры.

Как отмечает А. П. Панфилова, деловые игры - это сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук - экономики, управления, психологии, медицины и педагогики. Именно поэтому существуют разные трактовки этой игровой технологии [3, с. 179].

Деловая игра понимается как модель взаимодействия людей в процессе достижения целей, как форма деятельности людей, имитирующая те или иные практические ситуации, как одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Как отмечает В. Я. Платов [4], в деловой игре синтезируются характеристические признаки метода анализа конкретных ситуаций, игрового проектирования и ситуационно-ролевых игр.

Деловые игры могут быть разных видов в зависимости от целевой направленности - исследовательские, производственные,

ролевые, дидактические и т. д. Основными характеристиками деловой игры, отличающими ее от других интерактивных обучающих технологий, являются: моделирование процесса принятия профессиональных решений; распределение ролей между участниками игры; различие ролевых целей при выработке решений; взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли; наличие общей цели у всего игрового коллектива; коллективная выработка решений участников игры; реализация цепочки решений в игровом процессе; многоальтернативность решений; наличие управляемого эмоционального напряжения; наличие разветвленной системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры (поощрение и наказание, оценка принимаемых решений участников игр).

Деловые игры могут применяться в преподавании различных предметов. Так, в преподавании педагогики нами использовались деловые игры при изучении разделов «Общие основы педагогики» и «Дидактика».

Примером такой игры может служить деловая игра «Разноцветные галстуки». Суть данной игры заключается в том, что работа над учебным материалом организуется сначала в малых группах (по 4-5 человек), а затем все группы принимают участие в обсуждении выбранной проблемы. Название игры связано с внешним оформлением групп: участники игры, входящие в одну группу, получают галстуки одного цвета, что позволяет всем сразу видеть, какой вопрос должен быть раскрыт данным участником, и оценивать правильность, полноту, логичность, корректность и другие параметры его выступления. Так, в ходе изучения темы «педагогические технологии» в разделе «дидактика» может быть проведена деловая игра, позволяющая оценить эффективность применения различных дидактических технологий в учебном процессе современной общеобразовательной школы. Преподаватель отбирает те технологии, которые будут рассматриваться и оцениваться на данном занятии. Все студенты группы разбиваются на четы-

ре группы: «Защитники» технологии, «Оппоненты», «Судьи», «Эксперты». Участники каждой группы получают как отличительный знак группы галстуки определенного цвета, например первая группа - зеленые, вторая - красные, третья - желтые, четвертая - синие. Желательно, чтобы количество рассматриваемых технологий соответствовало количеству студентов в группе. Каждый студент первой группы описывает сущность, достоинства, область применения одной из отобранных технологий, акцентируя описание на всех её «плюсах». Затем каждый студент второй группы раскрывает недостатки данной технологии, ограничения, существующие для её применения, т. е. все её «минусы», доказывая, что использование этой технологии в учебном процессе средней школы неэффективно. «Судьи» оценивают выступления, решают, что в данной технологии преобладает - «плюсы» или «минусы» и делают вывод об эффективности и целесообразности применения данной технологии в учебном процессе общеобразовательной школы. «Эксперты» оценивают работу всех групп, аргументируя свою оценку. Работу «экспертов» оценивает преподаватель. Он же контролирует время и порядок работы.

Данная деловая игра может быть проведена и при изучении других тем, и по другим предметам при условии наполнения её другим дидактическим содержанием. Как отмечается в [7], «психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как - устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели». Проведение подобных игр стимулирует познавательную активность студентов, способствует формированию необходимых будущему учителю компетенций (исследовательской, коммуникативной и т. д.), повышает эффективность его подготовки к будущей профессиональной деятельности.

После того, как студенты освоили процесс участия в деловой игре, можно перейти к заданиям по разработке деловых игр для школьников, включающих учебный

материал школьных предметов. При выполнении таких заданий студент участвует как бы в двух деловых играх сразу: одна -это деловая игра по разработке и презентации дидактической игры, содержащей учебный материал по предмету специализации, а вторая - имитация проведения урока с использованием дидактической игры. Школьники с удовольствием участвуют в таких играх, например, в играх-путешествиях. В Дагестанском государственном педагогическом университете (ДГПУ) есть опыт разработки студентами таких игр, например, была разработана серия игр-путешествий под названием «Я живу в Дагестане», включавшая игры по различным предметам - истории, географии, физике, математике и др. так, студентами факультета математики, физики и информатики была разработана игра-путешествие межпредметного характера, включающая вопросы не только по математике и физике, но и по истории Дагестана, культуре и традициям его народов. Студентами естественно-географического факультета (ЕГФ) была разработана игра, включавшая вопросы о наиболее интересных природных объектах Дагестана. Подобные игры были разработаны и студентами других факультетов ДГПУ.

В литературе [1] выделены основные правила организации интерактивного обучения, к которому относятся и деловые игры: включение всех студентов в процесс игры, психологическая подготовка участников к работе в группе, разумное ограничение числа игроков (вовлекать всю группу численностью 20-25 человек можно и нужно, весь курс, состоящий из нескольких групп -нецелесообразно), комфортная организация пространства игры, соблюдение регламента, добровольность участия в игре.

К обязательным условиям организации деловых игр, как одного из способов интерактивного обучения, исследователи относят: создание мотивации предстоящей деятельности, доверительные отношения между организатором и участниками игры, демократический стиль общения, взаимодействие на основе сотрудничества, опору на жизненный опыт участников, разнообразие форм и методов работы,

Использование в учебном процессе педагогического вуза деловых игр способствует повышению интереса к профессии учителя, обеспечивает прочность полученных знаний, развивает педагогическое

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

творчество, формирует коммуникативные умения и навыки, учит логично, обоснованно, уважительно высказывать критические замечания в адрес участников игры, формирует адекватную оценку и самооценку. Перенос акцента с системы знаний на систему умений и навыков позволяет повысить практическую готовность к педагогической деятельности. Использование в дидактических играх различных сенсорных каналов способствует интенсификации

пользование интерактивных технологий в формировании готовности педагога к социальному взаимодействию // Интерактивные образовательные технологии в высшей школе: материалы Всероссийской научно-методической конференции (г. Махачкала, 14-15 апреля 2015 г.). Махачкала, 2015. С. 59-62.

2. Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Педагогическая олимпиада на основе компетент-ностного подхода как эффективная форма повышения профессиональной подготовки бакалавра образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 46-49.

use of interactive technologies in the formation of the teacher's readiness for social interaction. In-teraktivnye obrazovatel'nye tekhnologii v vysshej shkole: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (g. Mahachkala, 14-15 aprelya 2015 g.) [Interactive educational technologies in higher education: proceedings of the All-Russian scientific methodological conference (Makhachkala, April 14-15, 2015). Makhachkala, 2015. Pp. 59-62. (In Russian)

2. Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E. Pedagogical olympiad based on a competency-based approach as an effective form of improving the professional training of a bachelor of education. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo ped-agogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 4649. (In Russian)

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что использование в учебном процессе педагогического вуза деловых игр как инструмента научения способствует повышению качества подготовки будущих бакалавров образования, способствует повышению их профессиональной компетентности и, значит, отвечает требованиям, предъявляемым к высшему педагогическому образованию.

мент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2003. 536 с.

4. Платов В. Я. Деловые игры, разработка, организация и проведение: учебник. М. : Про-физдат, 1991. 191 с.

5. Профессиональный стандарт педагога. М., 2013. 24 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М., 2012. [Электронный ресурс] / Режим доступа: 1пйр://ари-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (дата обращения:01.02.2020 г.)

menedzhment. Interaktivnye tekhnologii dlya obucheniya i organizacionnogo razvitiya person-ala: uchebnoe posobie [Game technical management. Interactive technologies for training and organizational development of personnel: manual]. Saint Petersburg, 2003. 536 p. (In Russian)

4. Platov V. Ya. Delovye igry, razrabotka, organ-izaciya i provedenie: uchebnik [Business games, development, organization and conduct: textbook]. Moscow, Profizdat Publ., 1991. 191 p. (In Russian)

5. Professional'nyjstandartpedagoga [Professional standard of a teacher]. Moscow, 2013. 24 p. (In Russian)

6. Federal Law "On Education in Russian Federation". Moscow, 2012. [Electronic resource]. Mode of access: http: //apu-fsin.ru/service/omumr/material_int_form.html (accessed: 01.02.2020)

процесса обучения. Литература:

1. Караханова Г. А., Оруджалиева Е. Е. Ис- 3. Панфилова А. П. Игротехнический менедж-

References

1. Karakhanova G. A., Orudzhalieva E. E. The 3. Panfilova A. P. Igrotekhnicheskij

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru

Оруджалиева Елена Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: elena26.06@mail.ru

Принята в печать 15.02.2020 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHO RS Affiliations

Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Elena E. Orudzhalieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Pedagogy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: elena26.06@mail.ru

Received 15.01.2020.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-84-88

Мини-сочинение в заданиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию: концепция и проблема критериев

Магомедов П. Ш.

Дагестанский государственный университет, Кизлярский филиал

Кизляр, Россия; e-mail: pakhru@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Проследить эволюцию требований к одному из самых сложных заданий ЕГЭ по обществознанию - мини-сочинению, показать влияние подхода к нему как творческому заданию на возможность формализации его критериев. Методы. Контент-анализ материалов федерального института педагогических измерений (ФИПИ), относящихся к ЕГЭ по обществознанию. Результат. Существует противоречие между пониманием мини-сочинения в ЕГЭ по обществознанию как творческого задания и необходимостью технологизировать процедуру его оценки. Отсутствие должной унификации процедуры оценки мини-сочинения может быть преодолено путем его концептуализации как сочинения-рассуждения. Вывод. Жанр сочинения-рассуждения больше соответствует проверяемым умениям и способам действий, которые предусмотрены для задания - 29 в Спецификации контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Сочинение-рассуждение по своему жанру предполагает определенный порядок действий и позволяет сформулировать критерии, поддающиеся операционали-зации, что дает возможность унифицировать и упростить процедуру оценки данного задания.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен (ЕГЭ), задания ЕГЭ, обществознание, мини-сочинение, формализация критериев оценки, сочинение-рассуждение.

Формат цитирования: Магомедов П. Ш. Мини-сочинение в заданиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию: концепция и проблема критериев // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 8488. DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-84-88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.