Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1045
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные технологии / инновационные технологии / игра / игровые методы / игровой суд / право / правовое образование / modern technologies / innovative technologies / game / game methods / game court / law / legal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.М. Каримулаева, А.М. Курбанова, Р.М. Куччаев

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации школьного образования с помощью использования игровых технологий на уроках права. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированного подхода. Дидактические игры в правовом обучении представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Актуальна роль и место игровых технологий в процессе правового образования на этапе формирования навыков применения правовых знаний на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME TECHNOLOGIES IN LEGAL EDUCATION

The article deals with topical issues of the organization of school education through the use of gaming technologies in law lessons. In the process of legal education and upbringing of the younger generation, the modern system of pedagogical technologies is characterized by the rejection of authoritarian pedagogy in favor of a personality-oriented approach. Didactic games in legal education are artificial modeling of certain life situations, which is intellectual and cognitive in nature. In the game, the educational effect is exerted by didactic material, game actions direct the activity of students in a certain direction of the educational process, and game techniques and situations act as a means of stimulating students to educational work. The game is the most important element of educational activity and the most attractive form of conducting classes for students. The role and place of gaming technologies in the process of legal education at the stage of formation of skills for the application of legal knowledge in practice is relevant.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Способы решения задач ПП:

- обучение здоровому поведению (осознание и развитие определенных умений выполнять требования общества; управлять своим поведением);

- предоставление подросткам психологической и социальной поддержки.

Поставленные задачи ПП девиантного поведения должны решаться квалифицированными специалистами в сфере профилактики, а это психологи, социальные педагоги, девиантологи. Работники психолого-педагогической службы в работе с подростком девиантного поведения формирует положительное отношение к окружающим (то есть устраняют отрицательное отношение, цинизм и т.д.). В образовательной организации работа психолого-педагогической службы осуществляется по таким направлениям:

- изучение и выявление причин девиантного поведения подростков;

- предупреждение развития криминальной и патологической направленности личности;

- организация психолого-педагогической деятельности с подростками, входящими в группу риска;

- взаимодействие с другими специалистами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе.

Различают следующие формы психопрофилактической работы: организация социальной среды; информирование; социальное обучение важным признакам; обучение социально важным навыкам поведения.

I форма. Сущность данной формы заключается в том, что, воздействуя на социальные факторы, предотвращается нежелательное поведение подростка. Воздействие может быть направлено на группу (школа, класс) или общество через создание отрицательного мнения по отношению к подростку с девиантным поведением. Роль СМИ в этом случае очень велика: освещение различных мероприятий (выступления молодежных кумиров, показ специально подобранных кинофильмов) и т.д.

II форма - информирование. Наиболее распространенное направление ВПД выражается в проведении бесед, лекций, распространении специальной литературы или видеоматериалов. Основная цель данной формы - повышение способности подростка к принятию конструктивных решений.

III форма - обучение социально важным навыкам. Данная форма реализуется в виде групповых тренингов, таких как устойчивость к негативному социальному влиянию; аффективно-ценностное обучение; формирование жизненных навыков.

IV форма - обучение социально важным навыкам поведения. Большинство подростков с девиантным поведением употребляют психоактивные вещества, способные поднимать настроение. В этом случае взамен следует предло-

Библиографический список

жить что-либо другое, что помогло бы им отказаться от приема этих веществ. Альтернативными формами признаны познание, испытание себя, значимое общение, любовь, творчество, деятельность. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают следующие: воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться.

V форма - организация здорового образа жизни. Здоровый образ жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.

VI форма - активизация личностных ресурсов. Активизацию личностных ресурсов возможно осуществить занятиями спортом, участием в группах общения и т.д. [5].

По форме проведения психокоррекционная работа может быть групповой и индивидуальной. При выборе формы работы с подростками необходимо учитывать определенные рекомендаций. При этом категорически не следует использовать групповую форму работы, если подросток проявляет отрицательное отношение к ней; проводить групповую форму работы с детьми, которые находятся в стрессовом состоянии, депрессии.

В качестве научной новизны статьи является то, что показано, что наиболее эффективной формой профилактики девиантного поведения подростков является индивидуальная работа, целью которой выступает развитие позитивных поведенческих стереотипов и форм поведения.

Теоретической и практической значимостью является подробно проанализированная индивидуальная форма профилактики девиантного поведения подростков, которая предполагает взаимодействие педагога и подростка, направленное на развитие способности адекватно относиться к себе и другим людям, умения управлять своими чувствами, уважать мнения и чувства других; организацию помощи в досуговом самоопределении, поиске кружков, секции и т.д.; оказание помощи в преодолении учебных затруднений и выборе образовательного маршрута и самоопределении.

В качестве выводов следует отметить, что ситуация, связанная с формированием и развитием девиантных форм поведения, является задачей, на решение которой необходимо направить усилия государственных и общественных институтов. Соответственно, целью профилактической деятельности является поиск такого способа организации личностной среды подростка, которая станет препятствовать развитию девиантной самореализации. Именно данный методологический принцип является основой психолого-педагогической профилактики отклоняющихся форм поведения, которая должна осуществляться в различных образовательных организациях.

1. Галагузова М.А. Социально-педагогическая деятельность с неблагополучной семьей в центре социальной помощи детям: учебное пособие. Нижний Новгород, 2001.

2. Едакова И.Б. Проблемы реализации социальным педагогом превентивного обучения детей и педагогов по вопросам девиантного поведения. Научное обеспеченье системы повышения кадров. 2011; № 4 (9): 127 - 130.

3. Качмазов Т. А. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков: учебное пособие. Москва, 2005.

4. Мардахаев Л.В. Психосоциальные основы реабилитации ребенка. Москва, 2001.

5. Дуюсова РС., Мартынова Н.В. Профилактика девиантного поведения подростков как направление деятельности психолого-педагогической службы в образовательной организации. Студенческий научный форум: материалы X Международной студенческой научной конференции. Available at: https://scienceforum.ru/2018/ article/2018000022

References

1. Galaguzova M.A. Social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost's neblagopoluchnoj sem'ej v centre social'nojpomoschi detyam: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod, 2001.

2. Edakova I.B. Problemy realizacii social'nym pedagogom preventivnogo obucheniya detej i pedagogov po voprosam deviantnogo povedeniya. Nauchnoe obespechen'e sistemy povysheniya kadrov. 2011; № 4 (9): 127 - 130.

3. Kachmazov T. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy profilakiiki deviantnogo povedeniya podrostkov: uchebnoe posobie. Moskva, 2005.

4. Mardahaev L.V. Psihosocial'nye osnovy reabilitacii rebenka. Moskva, 2001.

5. Duyusova R.S., Martynova N.V. Profilaktika deviantnogo povedeniya podrostkov kak napravlenie deyatel'nosti psihologo-pedagogicheskoj sluzhby v obrazovatel'noj organizacii. Studencheskij nauchnyj forum: materialy X Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000022

Статья поступила в редакцию 22.11.21

УДК 378

Karimulaeva E.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Legal Disciplines and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: almara-2010@yandex.ru

Kurbanova A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical

University (Makhachkala, Russia), E-mail: tutor2014@mail.ru

Kuchchaev R.M., senior teacher, Department of Information and Communication Technologies, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: kuchaev_rasul@mail.ru

GAME TECHNOLOGIES IN LEGAL EDUCATION. The article deals with topical issues of the organization of school education through the use of gaming technologies in law lessons. In the process of legal education and upbringing of the younger generation, the modern system of pedagogical technologies is characterized by the rejection of authoritarian pedagogy in favor of a personality-oriented approach. Didactic games in legal education are artificial modeling of certain life situations, which is intellectual and cognitive in nature. In the game, the educational effect is exerted by didactic material, game actions direct the activity of students in a certain direction of the educational process, and game techniques and situations act as a means of stimulating students to educational work. The game is the most important element of educational activity and the most attractive form of conducting classes for students. The role and place of gaming technologies in the process of legal education at the stage of formation of skills for the application of legal knowledge in practice is relevant.

Key words: modern technologies, innovative technologies, game, game methods, game court, law, legal education.

Э.М. Каримулаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: almara-2010@yandex.ru А.М. Курбанова, канд. пед. наук, от. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: tutor2014@mail.ru Р.М. Куччаев, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: kuchaev_rasul@mail.ru

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы организации школьного образования с помощью использования игровых технологий на уроках права. В процессе правового обучения и воспитания подрастающего поколения современная система педагогических технологий характеризуется отказом от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированного подхода. Дидактические игры в правовом обучении представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный и познавательный характер. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Актуальна роль и место игровых технологий в процессе правового образования на этапе формирования навыков применения правовых знаний на практике.

Ключевые слова: современные технологии, инновационные технологии, игра, игровые методы, игровой суд, право, правовое образование.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что в современных условиях социально-экономических преобразований и изменений российского политико-правового пространства сформировались определенные требования к сложившейся системе образования. Введение современных образовательных методик и технологий говорит о значимости и необходимости усовершенствование процесса обучения и воспитания. Его реализация связана с созданием целого ряда условий, способствующих достижению запланированных результатов.

Все эти преобразования затронули актуальные вопросы в области правового обучения и воспитания российских школьников. Выполняя общественный, социальный заказ на подготовку учащихся в области права, подразумевающий овладение школьниками основных норм права, педагог осознает, что это регулируют общественные отношения.

Для того чтобы заинтересовать ребенка учебой, сделать уроки интересными, увлекательными, а также формировать у учащихся готовность эффективно организовывать свою деятельность, следует применять различные формы и методы в обучении, инновационные технологии, способствующие развитию познавательного интереса у учеников. Игра - это нестандартная форма организации урока. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, М.М. Бахтин, Ф.А. Фрадкина, В.А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, В.С. Мухина, О.С. Газман и другие.

Однако вопрос использования игрового суда в правовом образовании остается малоразработанным. Вследствие этого можно с уверенностью констатировать, что сложились определенные противоречия между изменившимися социальными требованиями к уровню и качеству правового воспитания и традиционными методами и формами обучения праву [1-7].

Цель данной статьи - рассмотреть и изучить игровые методы на примере использования их на уроке права в современной школе и показать эффективность подобных технологий.

Основные задачи статьи видятся в следующем: раскрыть понятие «игровые технологии»; дать характеристику игры как метода обучения; определить роль и значение игровых технологий в повышении результативности в обучении школьников; исследовать опыт применения игровых технологий на уроке права.

Методы исследования:

- теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методологической литературы; исторический, концептуальный анализ выполненных ранее исследований; обобщение педагогического опыта преподавателей-профессионалов;

- эмпирические методы исследования: сравнение, наблюдение, опрос;

- общелогические методы и приемы: анализ, синтез, моделирование, структурно-функциональный метод и статистическая обработка данных педагогического эксперимента.

В наш век трудно заинтересовать детей чем-либо, в частности, сложно сопоставить понятие «интерес» с учебной деятельностью. Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, занимательными и запоминающимися. Остро стоит вопрос: «Как и чем удивить современного школьника? Ведь современный ребенок все меньше времени проводит не за книгой и в библиотеке, а за компьютером. Как решить особенно важную задачу современного образования - задачу «формирования у учащихся готовности эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели»?

Рассмотрим мнение некоторых отечественных педагогов, доказывающих огромную роль учебной игры в правовом обучении. Так, занимаясь изучением данной проблемы, специалист Молодежного центра прав человека и правовой культуры С. Дьячкова считает, что в нашей стране психологическую теорию детской игры разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. «Источником развития» считал игру Л.С. Выготский.

Конечно же, правовое образование опирается на подлинном знании комплекса норм и процедур в области права. Однако «настоящее», «истинное» теоретическое знание не всегда соединяется с умением использовать его в реальной, действительной жизненной практике. Разрыв между знаниями и их воплощением в жизнь понемногу сокращается по мере скапливания социального опыта. Эта задача может быть успешно решена в рамках применения игровых технологий в современной системе образования.

Что же понимают под игровыми технологиями? Игровые технологии призваны воспроизводить реальные жизненные ситуации. Посредством их применения в современном образовании, в том числе и правовом, мы можем воспроизводить различные жизненные ситуации, с которыми учащийся может столкнуться в реальной жизни. Игра и игровые технологии позволяют усвоить те социальные роли, которые ученику, может быть, только предстоит исполнять.

Современная система школьного образования позволяет педагогу наилучшим образом сочетать на практике традиционные и инновационные технологии. Инновационные технологии обучения в настоящее время направлены на формирование активных жизненных позиций ученика. К ним относят такие новые методы и формы работы на уроке, которые применяются в активном и интерактивном режиме [2, с. 73].

Особую актуальность все вышесказанное имеет также и в области преподавания правовых дисциплин. На уроках права используются различные игры, которые становятся либо элементом урока как, например, игровые ситуации, либо его формой - например, урок-игра. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Можно с уверенностью сказать, что в последнее время в школе на уроках права наблюдается повышенный интерес к использованию различных видов игр. И можно констатировать, что проведение занятий в форме деловых (ролевых) игр по многим дисциплинам стали проводить чаще, чем в прежние годы.

В трудах ряда отечественных педагогов отмечается высокий потенциал применения игровых технологий на уроках права. Игровые технологии выполняют те же функции в образовательном процессе, что и игра: развлекательная, коммуникативная, диагностической функции, функции социализации, коррекции и др. В комплексе эти функции позволяют решать проблемы, которые связаны с высокой степенью сложности и абстрактности юридической терминологии и формулировок. Игра позволяет сделать их более доступной для учащихся: конкретизирует их близкими и понятными для детей примерами из окружающей жизни и насыщает учебно-воспитательный процесс эмоциональными примерами из истории и художественной литературы [4, с. 65].

Игра как сложное и важное жизненное явление, как особый вид деятельности давно привлекала и привлекает внимание ученых и практиков: философов, этнографов, медиков, психологов и, конечно же, педагогов. Игра является существенным элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий. В игре обучающее воздействие оказывает дидактический материал. Игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе. Она способствует развитию творческих способностей учащихся. Школьники учатся принимать самостоятельные решения.

Игра обладает большей действенностью и эффективностью по сравнению с традиционным уроком и значительно экономит время обучения. При условии правильного и верного проведения игры можно говорить о достижении определенных результатов. И, наконец, наиболее актуальные задачи игровых технологий в процессе правового образования - это формирование и развитие навыков применения правовых знаний на практике и высокой адаптивности личности в быстроменяющихся социально-экономических и политических условиях [6].

В правовом обучении дидактические игры представляют собой искусственное моделирование определенных жизненных ситуаций, которое носит интеллектуальный, познавательный характер.

В этой связи для нас особый интерес представляет изучение правового материала в форме игрового суда. Отработанные игровые роли (роль избирателя, потребителя, задержанного и тд.) содействуют снижению психологического напряжения

в схожих жизненных обстоятельствах к активному включению молодежи в систему общественных отношений через освоенные нормы человеческого общежития.

Вопрос применения и использования игрового суда на занятиях по праву и обществознанию остается малоразработанным. Вследствие этого можно с достаточным уровнем достоверности констатировать тот факт, что сложились определенные противоречия между изменившимися социальными требованиями к уровню преподавания и качеству обучения в правовых вопросах и традиционными методами и формами, применяющимися в обучении праву.

Игровые суды - это еще и одна из самых распространенных форм игровых дискуссий. Что это подразумевает? В методике проведения игровой суд в чем-то близок к диспуту и предполагает представление упрощенной модели судебного процесса. Многочисленные роли (обвинитель, защитник, присяжный, свидетель) могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Представляя урок в форме игры, учитель должен дать учащимся время для того, чтобы они могли подготовить свои выступления. Было бы нелогичным предлагать учащимся уже готовые речи, т.к. это превращает игру в спектакль и снижает интерес учеников к самому уроку и форме его проведения [1, с. 25].

Игровой суд может преследовать разные учебные цели. Это не только ознакомление с принципами правосудия, судебной системой, с судебным процессом и досудебной практикой, но и освоение школьниками способов доказательной аргументации собственной точки зрения с учетом действующего законодательства, овладение приемами и формами представления результатов самостоятельного правового исследования, включая рефлексию разнообразной социально-правовой практики [3, с. 17].

Игровой суд может быть использован с 7 по 11 класс. Игра может проходить как с многочисленными перерывами, сделанными с целью ознакомления с возникшими правовыми проблемами, так и в один день. Учитель остается ведущим игры, но не берет на себя никакой роли среди участников процесса.

Для успешного проведения игры необходимо правильно распределить основные роли [5, с. 82]. Начинать следует с роли судьи. Для того чтобы оказаться в его роли, необходимо сдать экзамен. Учитель может составить вопросы, для того чтобы выбрать после собеседования того, кто может претендовать на роль судьи. Затем необходимо перейти к выбору народных заседателей. Целесообразно, чтобы это были учащиеся, имеющие самостоятельную точку зрения и умеющие ее отстаивать. Выбрав судью и народных заседателей, необходимо дать учащимся краткую справку о том, кто в соответствии с действующим законодательством может быть судьей и народным заседателем. Для ведения протокола выбирается секретарь судебного заседания. Затем играющие разбиваются на две группы -истцов и ответчиков. Сами группы выдвигают из своего состава по два лидера, которые будут представлять интересы своих групп. Первый лидер - это истец или ответчик, второй - представитель стороны. Ведущий разъясняет, что чаще всего представителями сторон выступают профессиональные юристы - адвокаты, но представителем может быть и любое другое лицо, которому сторона доверит представлять свои интересы. Для представления интересов стороны адвокату требуется представить в суд ордер юридической консультации, а не адвокату - доверенность от имени стороны на право представления ее интересов по этому делу. Доверенность, выдаваемая гражданином, удостоверяется в нотариальном порядке, а также может быть удостоверена учреждением, где он работает, проживает или учится (лечится, служит, отбывает наказание). Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующего юридического лица. Полномочия на ведение дела в суде дают представителю право на совершение от имени представляемого всех процессуальных действий. После изучения предмета иска всем участникам судебного разбирательства раздаются «памятки», в которых изложены их права и обязанности в процессе. В качестве примера предлагаю основные этапы проведения игры «Изучаем гражданский судебный процесс»:

1 этап. Обсуждение ситуации. Определение позиции сторон.

2 этап. Разработка проекта мирового соглашения.

3 этап. Подготовка искового заявления и возражения на него.

4 этап. Подготовка дела к судебному разбирательству (сбор доказательств).

Библиографический список

5 этап. Судебное разбирательство (доклад дела, объяснение сторон, исследование доказательств, судебные прения, объявление решения суда, обжалование решения суда).

6 этап. Анализ состоявшейся игры.

Важное напоминание для педагога - обсудить с классом основные правила проведения игры. Весь класс изучает необходимые правила гражданского судопроизводства и сдает тестирование.

1-й вариант: «Учимся читать и писать правовые документы». Команды фактически общаются передачей письменных документов. Одна составляет исковое заявление или встречное исковое заявление. Затем командам предлагается составить мировое соглашение. Потом команды составляют проекты ходатайств, которые потребуются в процессе. Оценивается содержательность, точность и соблюдение процессуальной формы.

2-й вариант: «Учимся доказывать». Команды изучают доказательства (объяснение сторон, свидетельские показания, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, экспертные заключения) и доказывание. Самостоятельно готовят доказательства по заранее подготовленным документам и представляют их в игровой форме. Оценивается относимость, допустимость и достаточность.

3-й вариант: «Учимся убеждать». Команды дома готовят выступления и представляют свои позиции во время судебных прений. Судья выносит решение. Оценивается убедительность, правдивость и культура речи.

4-й вариант: «Судебная система». Команды изучают и проигрывают все судебные этапы. По имеющимся документам выносится решение. Оно обжалуется в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Оценивается знание процессуального порядка движения гражданского дела по всем судебным инстанциям.

5-й вариант: «Изучаем гражданский процесс». Команды проигрывают все варианты. Игра проходит в несколько этапов. Так как этот вариант включает в себя все стадии, то проверяется и оценивается все, что оценивалось по всем предшествующим вариантам.

Игровой суд - это одна из самых распространенных форм игровых дискуссий. Она предполагает представление упрощенной модели состязательного судебного процесса и в чем-то близка к диспуту. Учебный процесс, построенный с помощью ролевой игры «игровой суд», может решать многие педагогические задачи, главной из которых является получение и усвоение правовых знаний в игровой форме. Не менее важной задачей является получение знаний о способах реализации и навыков защиты своих прав.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что применение и использование игры и игровых технологий в современном образовании оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют у них коммуникативные умения и навыки, развивают организаторские способности, а также воспитывают чувство сопереживания и взаимовыручки и т.д. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игра как сложное и важное жизненное явление и как особый вид деятельности давно привлекала и привлекает внимание ученых и практиков. В игре школьники принимают самостоятельное решение, при этом развиваются их творческие способности. В игре обучающее воздействие оказывает дидактический материал, игровые действия направляют активность учащихся в определенное русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной работе.

Научная новизна статьи состоит в том, что систематизированы теория и методология игровых технологий в методике обучения права; исследовано практическое применение игровых технологий в обучении праву.

Теоретическая значимость заключается в выявлении педагогических условий реализации игровых технологий в обучении; в расширении педагогического знания о практическом применении игры на уроках права.

Практическая значимость видится в разработке научно-методических рекомендаций для учителей и студентов педвуза по использованию игровых технологий в обучении праву.

1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения. Москва, 2015.

2. Уколова И.Е., Друбочевская И.Л. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников. Москва, 2001.

3. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. Москва, 2001.

4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 2013.

5. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Санкт-Петербург, 2000.

6. Использование активных методов в правовом обучении и воспитании. Available at: http://nsportal.ru

7. Игровые технологии на уроках права. Available at: https://referatbank.ru

References

1. Vilenskij M.Ya., Obrazcov P.I., Uman A.I. Tehnologiiprofessional'no orientirovannogo obucheniya. Moskva, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ukolova I.E., Drubochevskaya I.L. Vneurochnaya deyatel'nost'po pravovomu obrazovaniyu Shkolnikov. Moskva, 2001.

3. Korotkova M.V. Metodika provedeniya igr i diskussij na urokah istorii. Moskva, 2001.

4. Levites D.G. Praktika obucheniya: sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Voronezh, 2013.

5. Pron'kin V.N., Gutnikov A.B. Zhivoepravo. Zanimatel'naya 'enciklopediya prakticheskogoprava. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Ispol'zovanie aktivnyh metodov v pravovom obuchenii i vospitanii. Available at: http://nsportal.ru

7. Igrovye tehnologii na urokah prava. Available at: https://referatbank.ru

Статья поступила в реакцию 23.11.21

УДК 37.035

Kozhevnikov D.M., postgraduate, Department of Pedagogy, Military University (Moscow, Russia), E-mail: rkbs999@mail.ru

FORMATION OF LEADERSHIP QUALITIES OF CADETS IN MODERN CONDITIONS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article deals with psychological and pedagogical problems in formation of leadership qualities in military education. It is assumed that the origins of this problem are due to the technocratic approach to education in general, originating in the industrial socio-economic structure of the twentieth century. The necessity of transition to a leading paradigm in military education, the development of a holistic psychological and pedagogical concept of military leadership, the search and justification of pedagogical ways of forming leadership qualities of cadets of military universities, scientifically based criteria and indicators of the formation of these qualities is argued. The ways of practical use of well-known approaches to the study of leadership in the pedagogical practice of military education are proposed. The author concludes that it is necessary to lay and form leadership qualities already during the training period through systematic integrated interaction of all structural units of a military university.

Key words: leadership, leadership qualities, formation, pedagogical ways.

Д.М. Кожевников, соискатель, Военный университет, г. Москва, E-mail: rkbs999@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье речь идет о психолого-педагогических проблемах формирования лидерских качеств курсантов в условиях современного военного образования. Предполагается, что истоки данной проблематики обусловлены технократическим подходом к образованию в целом. Утверждается необходимость перехода к опережающей парадигме в военном образовании, разработки целостной психолого-педагогической концепции военного лидерства, поиска и обоснования педагогических путей формирования лидерских качеств курсантов военных вузов, научно обоснованных критериев и показателей сформированности этих качеств. Предлагаются пути практического использования в педагогической практике военного образования известных подходов к изучению лидерства.

Ключевые слова: лидерство, лидерские качества, формирование, педагогические пути.

Актуальность данной проблематики обусловлена возросшими требованиями к сформированным в ходе обучения военно-профессиональным качествам специалистов. Прежде всего это касается качеств, которые необходимы для сплочения воинских коллективов в процессе решения служебно-боевых задач.

Цель данной статьи - выявить и охарактеризовать основные психолого-педагогические проблемы формирования лидерских качеств курсантов в современных условиях.

Основные задачи статьи видятся в следующем: сформулировать основные проблемы формирования лидерских качеств курсантов в ходе образовательного процесса, провести анализ педагогического процесса формирования лидерских качеств курсантов, определить направления совершенствования процесса формирования лидерских качеств курсантов.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в учреждениях военного образования.

Формирование строго определенных качеств личности на уровне конкретных педагогических технологий выступило одной из центральных задач, стоящих перед отечественной педагогикой. Тем не менее, несмотря на амбициозную задачу «воспитания нового человека», самого «педагогического проектирования человека» как технологии и института такого проектирования так и не было создано. Воспитанием «нового человека» занимались, как правило, политические деятели или деятели культуры, то есть люди, по роду своих занятий не имеющие непосредственного отношения к педагогике. Сами проекты были во многом произвольными, недостаточно конкретными, чаще всего фантастическими и никогда не реализовывались действительно адекватно, несмотря на то, что эта важнейшая задача решалась в обществе, в котором были выработаны в целом эффективные механизмы «социальной инженерии» и сознательного управления развитием людей. Вместе с тем еще в 1924 г. Л.Д. Троцкий писал: «В области педагогики, т.е. в области сознательной обработки человека, люди учились, пожалуй, еще более «вслепую», чем в других областях. Общественная жизнь человека слагалась стихийно. Но и сам человек есть стихия. Только постепенно он прилагает критику разума к себе самому. Педагогическое воздействие на чело-

века шло, как сказано, вслепую. Человек, как животный вид, развивался в естественных условиях не по плану, а стихийно, и накопил в самом себе много противоречий. Это существо ... еще весьма нескладное. Если взять психику человека, ненужных «отростков», от которых происходят всякие заболевания, духовные аппендициты, у него их сколько угодно. Но рано или поздно будут созданы условия для научного подхода к человеку. А он в таком подходе нуждается» [8]. В целях иллюстрации остроты и длительности проблемы педагогического формирования качеств личности приведём две цитаты, относящиеся к 1920-м и 1960-м годам. Первая принадлежит военному психологу В.М. Хвостову, вторая - ПП. Щедровиц-кому. Для наглядности цитаты приведены в виде таблицы 1.

Нетрудно заметить, что эти взгляды, господствующие в педагогике с 1920-х до 1960-х гг., отражали технократический подход к формированию личности. Он заключался в том, что к образованию подходили как к производственной отрасли, ориентированной на текущие потребности, игнорируя опережающий характер образования в принципе. И.А. Алёхин подчеркивает: «Изучение теории и практики развития военного образования показывает, что оно повторяло все ошибки и просчеты профессионального образования в стране, а иногда даже усиливало их действие с присущей ему военной пунктуальностью. В результате разработанные новые методы, средства, способы и даже технологии обучения и воспитания военных кадров натыкались на нерешенные общие проблемы, направленность которых не позволяла эффективно реализовывать нововведения» [1]. В таком подходе педагогика выступала в роли, суть которой в 1930-х гг была выражена так: «Педагогика. является политикой в области обработки людей людьми» [7]. Эта парадигма была ориентирована на формирование хороших работников-исполнителей. Что же касается формирования и воспитания лидеров в сложноор-ганизованном обществе, то на эту задачу технократический подход ориентирован не был. Одна из причин такого положения в том, что образовательный процесс в военных вузах проходит в русле описанной выше технократической парадигмы. Вследствие чего формирование лидерских качеств в военных вузах представляет собой педагогическую проблему, основанную на противоречии между необходимостью формирования у будущих офицеров лидерских качеств и строго регламентированными условиями образовательной среды вуза, которые не всег-

Таблица 1

1920 г. 1968 г

«Когда мы желаем вызвать не отдельное действие человека в определенный момент, а систему его действий и сейчас, и завтра, и через год при различных условиях и в разнообразной обстановке, и притом систему действий не случайных по своему содержанию, а заранее определенных, планомерных и в пределах законов вероятности - неизбежных, мы должны создать устойчивые, заранее известные для нас содержания психических и моральных свойств лица, определяющие его «натуру», его интеллектуальную и моральную сущность. Воспитание человека заключается в создании таких жизненных условий и такой внешней обстановки, при которых он неизбежно воспринимает впечатления, желаемые с точки зрения воспитателя, и огражден от впечатлений, признаваемых вредными. Воздействие сил, вызывающих указанные впечатления, должно проходить в известной последовательности, быть повторным и в большей или меньшей степени - длительным» [9] «Когда мы с точки зрения этих необходимых требований педагогической работы рассматриваем психологические знания, то обнаруживаем, что многие ведущие психологи в рамках своих теоретических систем вообще отрицают возможность практических влияний и воздействий на ход развития внутренних свойств и качеств «человека», а те, кто признает принципиальную возможность таких влияний, до сих пор не могут ответить на вопросы: 1) чем «внутри» человека обусловлены те или иные изменения в его поведении и деятельности, 2) на что «внутри» человека мы воздействуем в процессе обучения и воспитания, 3) какие именно изменения мы вызываем своими воздействиями, 4) как нужно воздействовать в процессе обучения и воспитания, чтобы получить определенные, заранее заданные изменения в поведении и деятельности человека. Поскольку не было такой социальной задачи, то, естественно, не вырабатывались (или вырабатывались очень медленно) и те научные знания, которые необходимы для ее решения. По сути дела, никто в нашей педагогике не занимается ни проектами человека будущего, ни методами такого проектирования» [10]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.