Научная статья на тему 'Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий в условиях стандартизации образования'

Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий в условиях стандартизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация / культура / младший школьник с ОВЗ / ограниченные возможности здоровья / игровые технологии / учебная деятельность. / socialization / culture / primary school children with disabilities / limited health opportunities / game technologies / educational activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Кожурова, Т. А. Шергина

Статья посвящена проблеме поиска эффективного средства развития процесса социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях стандартизации образования. В качестве варианта решения вопроса рассматривается игровая технология в учебной деятельности как средство социализации младших школьников с ОВЗ. Эффективные результаты определяются, если разработать комплекс игр, которые создадут благоприятные условия для формирования интереса к учебным занятиям; переключения с одного вида деятельности на другой. Целью статьи является выявление актуального уровня социализации младших школьников с ОВЗ и апробация применения игровых технологий в учебной деятельности как условие развития процесса социализации. Предлагается для каждого ребенка с ОВЗ индивидуальный лист дистанционного обучения в условиях карантинных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Кожурова, Т. А. Шергина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH GAME TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF EDUCATION STANDARDIZATION

The article is dedicated to a problem of searching for an effective means of developing the process of socialization in primary school children with disabilities in the conditions of standardization of education. As a solution to the problem, the authors consider the game technology in educational activities as a means of socializing younger students with disabilities. Effective results are determined if one develops a set of games that will create favorable conditions for the formation of interest in educational activities; switching from one type of activity to another. The purpose of the article is to identify the current level of socialization of primary school children with disabilities and to test the use of game technologies in educational activities as a condition for the development of the socialization process. It is offered for each child with disabilities an individual list of distance learning in the conditions of quarantine measures

Текст научной работы на тему «Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий в условиях стандартизации образования»

повышения его профессионального мастерства и способность к самообразованию.

Однако надо учитывать, что нелинейность формируется и развивается личностью только с учетом его профессионального, нестандартного мышления, которому надо учить и мотивировать самостоятельное развитие каждого курсанта.

Самообладание личности следует рассматривать как осознанное усилие воли для концентрации внимания и осмысления сложившейся ситуации, принятию, исполнению принятого решения и контролю правильного исполнения. Самообладание может проявляться на разных этапах волевого действия личности, направленного на реализацию возникших трудностей с учётом неблагоприятных, сопутствующих состояний психики личности - утомление, стресс, депрессия и другие. Этот фактор влияет на эффективность действий моряков в экстремальных ситуациях. А также актуален для решения вопроса эффективности и оптимальности деятельности морского специалиста при преодолении критических ситуаций, препятствий на пути к спасению жизни людей и имущества.

Для исследования феномена самообладания рекомендуется использовать методы, основанные на измерении выносливости человека под действием внешних факторов в процессе преодоления и разрешения возникшей экстремальной вводной ситуации. В этой ситуации человек функционирует в экстремальном режиме саморегуляции, и прилагаемые им усилия для её преодоления будут опре-

Библиографический список

деляться волевым компонентом. Поэтому о волевом компоненте специалиста можно судить во время его деятельности, что определяется в ходе тренажерной подготовки при моделировании экстремальных ситуаций.

Следующий рассматриваемый компонент - динамический, который характеризуется поведением человека в экстремальной ситуации. Динамический компонент представляет собой устойчивую систему условных рефлекторных связей, которые формируются в результате многократного повторения человеком одних и тех же действий. Данный компонент способствует более эффективной и эргономичной деятельности человека, качество сформированности динамического компонента равно количеству оптимально принятых решений.

В экстремальных ситуациях нельзя исключать эндогенные факторы, которые в немалой степени определяют поведение человека. В стрессовой ситуации у человека изменяется биохимический состав крови, что может вызвать у него панику, принятие неправильного решения, не совпадающего с оптимальным. В процессе профессиональной подготовки курсантов важно учитывать влияние данного фактора и блокировать его для сохранения самообладания в сложной ситуации. Этому способствует развитие системы нравственных ценностей, противостоящих страхам человека.

Указанные структурные компоненты готовности специалистов морского флота к деятельности в экстремальных ситуациях помогают формировать требующиеся профессиональные качества моряка.

1. Маричев И.В. Структурирование образовательного пространства как часть его системной организации: монография. Новороссийск: Государственный морской университет, 2012.

2. Томилин А.Н., Томилина С.Н., Хекерт Е.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие для аспирантов и магистрантов: в 2 ч. Новороссийск: РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2018.

3. Касьянов О.Н. Профессиональная подготовка курсантов гражданских морских вузов к деятельности в экстремальных условиях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2017.

4. Сергеев С.Ф. Введение в инженерную психологию и эргономику иммерсивных сред: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ ИТМО, 2011.

5. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (ПДНВ-78) с поправками (консолидированный текст) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Seafarers (STCW 1978), as amended (consolidated text). Санкт-Петеррбуг: АО «ЦНИИМФ», 2016.

References

1. Marichev I.V. Strukturirovanie obrazovatel'nogo prostranstva kak chast'ego sistemnoj organizacii: monografiya. Novorossijsk: Gosudarstvennyj morskoj universitet, 2012.

2. Tomilin A.N., Tomilina S.N., Hekert E.V. Pedagogika ipsihologiya vysshejshkoly: uchebnoe posobie dlya aspirantov i magistrantov: v 2 ch. Novorossijsk: RIO GMU imeni admirala F.F. Ushakova, 2018.

3. Kas'yanov O.N. Professional'naya podgotovka kursantov grazhdanskih morskih vuzov k deyatel'nosti v 'ekstremal'nyh usloviyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2017.

4. Sergeev S.F. Vvedenie v inzhenernuyu psihologiyu i 'ergonomiku immersivnyh sred: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU ITMO, 2011.

5. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke i diplomirovanii moryakov i nesenii vahty 1978 goda (PDNV-78) s popravkami (konsolidirovannyj tekst) = International Convention on Standards of Certification and Watch keeping for Seafarers (STCW 1978), as amended (consolidated text). Sankt-Peterrbug: AO «CNIIMF», 2016.

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 376.1

Kozhurova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Shergina T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-East Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: Sherginata@mail.ru

SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES THROUGH GAME TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF EDUCATION STANDARDIZATION. The article is dedicated to a problem of searching for an effective means of developing the process of socialization in primary school children with disabilities in the conditions of standardization of education. As a solution to the problem, the authors consider the game technology in educational activities as a means of socializing younger students with disabilities. Effective results are determined if one develops a set of games that will create favorable conditions for the formation of interest in educational activities; switching from one type of activity to another. The purpose of the article is to identify the current level of socialization of primary school children with disabilities and to test the use of game technologies in educational activities as a condition for the development of the socialization process. It is offered for each child with disabilities an individual list of distance learning in the conditions of quarantine measures.

Key words: socialization, culture, primary school children with disabilities, limited health opportunities, game technologies, educational activities.

А.А. Кожурова, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: kozhurova_2013@mail.ru

Т.А. Шергина, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: Sherginata@mail.ru

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья написана в рамках в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730\20.

Статья посвящена проблеме поиска эффективного средства развития процесса социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях стандартизации образования. В качестве варианта решения вопроса рассматривается игровая технология в учебной деятельности как средство социализации младших школьников с ОВЗ. Эффективные результаты определяются, если разработать комплекс игр, которые создадут благоприятные условия для формирования интереса к учебным занятиям; переключения с одного вида деятельности на другой. Целью статьи является выявление актуального уровня социализации младших школьников с ОВЗ и апробация применения игровых технологий в учебной деятельности как условие развития процесса социализации. Предлагается для каждого ребенка с ОВЗ индивидуальный лист дистанционного обучения в условиях карантинных мер.

Ключевые слова: социализация, культура, младший школьник с ОВЗ, ограниченные возможности здоровья, игровые технологии, учебная деятельность.

1 сентября 2016 года в силу вступил утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так называемого инклюзивного образования [1].

По мнению Л.С. Выготского, причиной недостаточной готовности детей с ОВЗ к успешной интеграции в общество является не биологическое неблагополучие, а «социальный вывих», который нарушает связь ребенка с обществом и культурой как источниками развития [2]. Культуру мы понимаем как обыденную реальность, которая представляет собой позитивные элементы социальной жизни, так как они создают в обществе благоприятные условия для решения личных

и социальных проблем. У ребенка с ОВЗ, естественным образом, жизнь, реалии отличаются от нормативно здоровых. Поэтому главной задачей является своевременная сензитивная социализация детей с ОВЗ в зависимости от разных культур. Это в первую очередь, по мнению зарубежных исследователей мультикуль-турного образования, таких как Дж. Бэнкс, К. Грант, Ю. Гарсиа, участие в жизни здоровых сверстников, чтобы человек полностью освоился в разных культурах и идентифицировал себя с этой культурой и со своей культурой, разделяя ценности, стиль жизни, манеры общения носителей разных культур [3]. Другое дело, что общество здоровых сверстников напрямую зависит от участия наставничества взрослых. Дети младшего школьного возраста по своим возрастным особенностям в онтогенезе, как правило, в своих действиях руководствуются советами родителей и учителей, исходя из ведущего типа деятельности, которой выступает учебная. Воспитание в духе толерантности, социального принятия исключительного ребенка не всегда дает моментальных результатов в межкультурных отношениях. Это каждодневный труд, который отличается своими уникальными моментами, так как ребенок с ОВЗ и его семья - это всегда единичный и разовый случай с конкретной адресностью помощи.

Для успешной социализации, обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо вызвать у них заинтересованность к учебным занятиям, мобилизовать их внимание и переключение с одного вида деятельности на другой. Здесь предлагаем включить в занятия игры (познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные, конструктивные и др.). В нашем случае игры создают благоприятные условия для формирования личностных качеств и жизненных компетенций.

Цель исследования - выявление актуального уровня социализации младших школьников с ОВЗ и апробация применения игровых технологий в учебной деятельности как условие развития процесса социализации. Социализация младших школьников с ОВЗ посредством игровых технологий будет эффективна, если разработать комплекс игр, которые создадут благоприятные условия для формирования интереса к учебным занятиям в условиях инклюзии; переключения с одного вида деятельности на другой.

Методологической основой исследования являются труды из области педагогики - К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Д.Б. Эльконина; психологии - Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина; специальной педагогики - В.П. Кащенко, А.Г Асмолова, Н.Н.Малофеева и др. [4; 5; 6].

Изучив феномен и педагогические условия социализации младших школьников с ОВЗ, разобрав игровые технологии в учебной деятельности, представляем диагностику выявления актуального уровня социализации младших школьников с ОВЗ. В исследовании приняли участие учащихся СОШ № 7 города Олёкминска и МОБУ СОШ № 31 города Якутска.

Диагностика ставила перед собой решение следующих задач:

1. Общее наблюдение и характеристика испытуемых.

2. Беседа с родителями детей ОВЗ.

3. Анкетирование для родителей детей с ОВЗ

4. Систематизация информации и результатов об уровнях социализации младших школьников с ОВЗ.

Первая задача. Пронаблюдав за испытуемыми и собрав достаточное количество данных, мы составили характеристики развития ребенка. Представляем примерную характеристику ребенка 01.

Характеристика развития ребенка 01: возраст - 9 лет, пол - мужской, наименование образовательного учреждения: МОБУ СОШ № 31 г Якутска. Форма организации обучения: надомное обучение.

Как видно из индивидуальных характеристик для каждого учащегося, из троих «особенных» детей двое находятся на домашнем обучении, один ребенок - на инклюзивном обучении.

Вторая задача. Задействовав одну из форм индивидуально-дифференцированной работы, провели беседу с родителями детей с ОВЗ и представляем примерную краткую структуру социальной карты семьи:

Социальная карта семьи обучающегося 01

1. Сколько детей в семье / семье опекуна: один.

2. Какой ребенок по счету в семье / семье опекуна: первый.

3. С кем ребенок проживает: отец, мать.

4. Условия жизни ребенка: отдельная комната, свой письменный стол, отдельное спальное место.

5. Кто из взрослых:

- помогает делать домашние: мать;

- находится с ребенком в случае болезни: с отцом, матерью;

- гуляет с ребенком: мать, отец;

- помогает решать конфликты: отец, мать.

Из трех семей - одна многодетная. Две семьи полные, у одного ребенка -неполная. Материальные затруднения испытывает одна семья.

Третья задача. Для диагностики социализации младших школьников с ОВЗ использовали метод анкетирования. Родителям необходимо было ответить на 37 вопросов по 5 направлениям, связанным с конкретными представлениями, умениями и навыками по совокупным сферам жизненных компетенций в соответствии с особыми образовательными потребностями их ребенка.

Полученные результаты анкетирования были сгруппированы по основным направлениям жизненной компетенции детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Представляем для примера рис. 1 обучающегося 01.

Исходя из результатов рисунка, можем утверждать, что для родителей детей с ОВЗ дифференциация и осмысление картины мира и овладение навыками

Рис. 1.

Особенности Результаты входящей диагностики

Инициативность Никогда не выступает инициатором нового дела;

Общение Круг общения, коммуникативные качества Занимаемая позиция в классе, группе: изолированный; Предпочитаемый круг общения: семья. Авторитетные взрослые: родители

Контактность Вступает в контакт: в зависимости от настроения. Дистанцию в общении: соблюдает

Мотивация Низкая школьная мотивация; Школьная дезадаптация

Поведение Не отклоняется от нормы

Тревожность Ситуативная

Агрессивность Агрессивность носит ситуативный характер

о Ез Возбудимость Эмоциональные вспышки очень редки

о Самооценка и уровень притязаний Низкая самооценка; Средний уровень притязаний

Адаптация Частичная адаптация

коммуникации являются одним из важнейших направлении жизненной компетенции ребенка.

Четвертая задача. На основе проведенных диагностик мы систематизировали всю полученную информация и результаты об уровнях социализации младших школьников с ОВЗ, которые представлены на рис. 2.

Таким образом, по проведенным диагностическим мероприятиям, учитывая все характеристики испытуемых, ответы респондентов и конечную систематизацию показателей уровня социализации представляем организацию и практическое использование игровых технологий в учебной деятельности.

Резюмируя диагностику, в исследовании было задействовано 3 учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ, показавших определенный, своеобразный уровень социализации. В связи с распространением эпидемии COVID-19 и введением карантинных мер занятия проведены в дистанционной форме с использованием приложения ZOOM. В ходе данного эксперимента было проведено по 6 занятий с каждым ребенком, по 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут.

Использовали игры-упражнения, направленные на гармонизацию притязания: «Конкурс хвастунов», «Я горжусь...». Игры на осознание своих прав и обязанностей: «Фантазеры», «Я имею право». Игры в учебной деятельности: «Шифровальщики», «На стадионе», «Клички», «Найди лишнее слово», «Скажи словечко», «На что похожа буква», «Занимательные опыты на кухне», «Бабочки и цветы», «Оригами», «Карикатурные пробы», «Назови лишнее слово», «Посчитай, сравни, проверь», «Хлопни в ладоши», «Живые буквы», «Конструирование».

Используя данный материал, для каждого ребенка мы составили подробный индивидуальный лист дистанционного обучения. Представляем один из них:

Индивидуальный лист дистанционного обучения 01

Рис. 2. Результаты по выявлению уровня социализации по жизненным компетенциям младшихшкольниковсОВЗ

Итак, в начале первого занятия мы провели игры на знакомство, чтобы создать доверительную, комфортную для ребенка атмосферу Каждое последующее занятие мы начинали с небольшой беседы, чтобы настроить ребенка на предстоящую работу Исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка, подобрали игры, направленные на развитие необходимых навыков. Так, на уроке письма игровые технологии были направлены на обогащение словарного запаса и формирование процесса словоизменения. На уроках математики игры развивали умение сравнивать множества, находить наименьшее и наибольшее количество. Уроки технологии имели

Занятие Цель занятия Время Деятельность

ик н ь лье д е Письмо «Клички» Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического разбора слов, правописание собственных имен. «Шифровальщики» Цель: развитие фонетико-фонематического восприятия, обогащение словарного запаса 2 мин. 4 мин. 4 мин. - Здравствуй, Арсен. Меня зовут Анна Андреевна. Несколько раз в неделю я буду проводить с тобой занятие. Сейчас мы немного поиграем и заодно познакомимся. Игры «Знакомство с тобой», «Телефон». - Отлично. У тебя есть домашний питомец? - Ты сам придумал имя? А сможешь придумать от следующих слов: шар, стрела, орел, рыжий, звезда? - Молодец. Давай придумаем предложения с этими кличками. - Отлично. Давай проверим, умеешь ли ты расшифровывать секретные послания?

н о П Математика «Побежали пальчики» Цель: ориентироваться на листе бумаги. «Бабочки и цветы» Цель: сравнивать множества, уравнивать множества, соотносить объекты по цвету, развитие логического мышления. Рефлексия 3 мин. 5 мин. 2 мин. - Хорошо. Теперь возьми лист бумаги, мы поиграем с пальчиками. - У тебя на столе лежат бабочки и цветы, давай мы с тобой попробуем их соотнести. Сначала отгадай мою загадку (бабочка). Очень хорошо, теперь попробуй соотнести бабочек и цветы по размеру, цвету; к самой большой бабочке подбери самый маленький цветок и наоборот. - Отлично. Ты выполнил все мои задания. Ты большой молодец! Тебе понравилось занятие?

а Технология «Аппликация» Цель: развитие мелкой моторики, осмысление картины мира 2 мин. 15 мин. 3 мин. - Здравствуй, Арсен. Как твое настроение? - Чем ты вчера занимался? Ты любишь гулять? Где ты обычно гуляешь? - А давай мы сейчас с тобой сделаем аппликацию на тебе «Природа», изобразим лес, речку, животных. - Смотри, как красиво получилось, нужно беречь природу, чтобы она всегда такой оставалась.

де р С Письмо «Взрослое имя» Цель: осмысление картины мира, принятие социальных ролей. «Назови лишнее слово» Цель: автоматизация, закрепление звуко-произношения 3 мин. 7 мин. - Здравствуй, Арсен, попробуй показать свое настроение, не используя речь. - Молодец, вижу настроение у тебя хорошее. Меня зовут Анна Андреевна, а как тебя будут звать, когда ты вырастишь, попробуй представить? - Замечательно, теперь немного поиграем. Я назову слова, тебе необходимо будет найти лишнее: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора (нора, пора). Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос (колос, волос). Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза (роса, коза). - Ты очень внимательный, молодец!

а ц и н т Математика «Огород» Цель: сравнивать множества объектов, учить определять самое большое и самое маленькое в количественном отношении множество 8 мин. 2 мин. - Арсен, что надо кушать, чтобы быть здоровым? Правильно, овощи. А названия каких овощей ты знаешь? - Очень хорошо. Смотри, перед тобой лежат разные овощи, тебе необходимо их разделись в кучки. Какие овощи собрали? Сколько групп овощей получилось? Как узнать, каких овощей больше, меньше? Каких овощей больше (меньше) всего?

я П Технология «Лепка» Цель: развитие мелкой моторики. Рефлексия 8 мин. 2 мин. - Молодец, ты сделал все верно. Какие овощи ты любишь больше всего? - Давай с тобой попробуем их слепить из пластилина. - Отлично, получилось очень правдоподобно. Мне понравилось, как ты работал, а тебе?

более развлекательную сторону и были направлены на развитие мелкой моторики.

Таким образом, проведенное исследование включало в себя различные виды игровой деятельности, направленные на повышение уровня социализации младших школьников с ОВЗ. При этом центральным этапом работы является

Библиографический список

собственно использование игровых технологий в учебной деятельности, так как в младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка, именно игры способны пробудить в учащихся интерес к познанию, науке, книге, учению и помочь в нелегком процессе социализации детей с ОВЗ.

1. ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 г № 1598. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19-l2-2014g-1598-ob-utverzhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва: Педагогика-Пресс, 1999.

3. Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016.

4. Асмолов А.Г Тест на человечность: особые дети в обществе. Образовательная политика. 2015; № 3: 2 - 6.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студентов средних и высших учебных заведений. Москва: Академия, 2000.

6. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ до 2030 г. Под редакцией Н.Н. Малофеева. Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. FGOSNOO dlya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyamizdorov'ya ot 19 dekabrya 2014 g. № 1598. Available at: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-19-12-2014g-1598-ob-utverzhdenii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta.html

2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Pedagogika-Press, 1999.

3. Kozhurova A.A., Shergina T.A. Vospitanie mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj srede: uchebnoe posobie. Yakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2016.

4. Asmolov A.G. Test na chelovechnost': osobye deti v obschestve. Obrazovatel'naya politika. 2015; № 3: 2 - 6.

5. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya: ispravlenie nedostatkov haraktera u detej i podrostkov: posobie dlya studentov srednih i vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2000.

6. Koncepciya razvitiya obrazovaniya obuchayuschihsya s invalidnost'yu i OVZ do 2030 g. Pod redakciej N.N. Malofeeva. Moskva: FGBNU «IKP RAO», 2019.

Статья поступила в редакцию 22.05.20

УДК 37.013.46

Lobanov I.A., postgraduate, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: Lobanov1985@mail.ru

Lukash S.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Armavir State Pedagogical University (Armavir, Russia), E-mail: lukash.serg@yandex.ru

PEDAGOGICAL WAYS TO ACTIVATE THE OFFICER'S ABILITIES FOR SELF-DEVELOPMENT. The article presents a study on the main aspects of pedagogical ways to activate the officer's abilities to self-development. The article deals with the issues of independent cognitive activity of officers, ways to stimulate self-development, motives and their influence on the process of self-improvement. Special attention is paid to pedagogical measures that encourage self-development. Considering the significance of actions for the independent cognitive process in the army, the authors identify three important parts. The concept of motivation is given, the main motives for self-development are analyzed. The publication examines the factors that influence an officer's self-study. The article reflects the theme of the relationship between military education and further self-development in a military unit. The article deals with the influence of personal motivation of an officer on the process of self-improvement, his desire to improve professional qualities. The factors that increase the effectiveness of self-study are indicated.

Key words: self-development, motivation, professional qualities, self-knowledge, cognitive activity, ways of activation, personal development.

И.А. Лобанов, аспирант, ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир, E-mail: Lobanov1985@mail.ru

С.Н. Лукаш, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир,

Е-mail: lukash.serg@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ ОФИЦЕРА К САМОРАЗВИТИЮ

Статья посвящена исследованию основных аспектов педагогических путей активизации способностей офицера к саморазвитию. В статье рассматриваются вопросы самостоятельной познавательной деятельности офицеров, путей стимулирования к саморазвитию, мотивов и их влияния на процесс самосовершенствования. Особое внимание уделяется педагогическим мерам, побуждающим к самостоятельной работе над собой. Рассматривая значимость действий для самостоятельного познавательного процесса в армии, авторы выделяют три важных части. Дается понятие мотивации, анализируются основные мотивы для саморазвития. В публикации рассматриваются факторы, которые непосредственно влияют на изучение офицером самого себя. В статье отражается тема взаимосвязи военного образования и дальнейшего саморазвития в воинской части. Рассматривается вопрос влияния личностной мотивации офицера на процесс самосовершенствования, его стремления к повышению профессиональных качеств. Указаны факторы, повышающие эффективность самостоятельных занятий.

Ключевые слова: саморазвитие, мотивация, профессиональные качества, самопознание, познавательная деятельность, пути активизации, личностное развитие.

Современная российская армия, находящаяся в стадии реформирования, нуждается в высококвалифицированных специалистах. Повышенные требования к профессиональным качествам офицеров, их боевым и общечеловеческим навыкам ставят перед военными учебными заведениями и воинскими подразделениями новые задачи, направленные на непрерывный процесс получения знаний и умений курсантами и офицерами. Современная армия нуждается в личности с высоким профессиональным уровнем зрелости, поэтому к выпускникам военных учебных заведений предъявляются повышенные требования: офицер должен уметь работать над собой на протяжении всего срока службы, развивать свои нравственные, умственные, физические (общечеловеческие) качества, совершенствовать боевое и профессиональное мастерство. Этого можно достичь в результате целенаправленного процесса саморазвития. Самостоятельная познавательная деятельность офицера, направленная на изучение различных сфер гражданского и военного общества, должна иметь практическую значимость для

его профессиональной работы. Особое значение здесь имеет мотив, который побуждает военного путем самостоятельного изучения достигать конкретного результата. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска практических мер для активизации способностей офицеров для саморазвития при слабой изученности вопроса.

Формирование личности офицера на всех этапах обучения и службы происходит под влиянием как внешних факторов - воинский коллектив, воспитательная деятельность, особенности профессиональных обязанностей, так и внутренних -самосовершенствование и саморазвитие себя как индивида. Использование в Вооружённых Силах РФ инновационных технологий, разработка и внедрение новых образцов вооружения требуют постоянного повышения профессиональных качеств офицерского состава. Современные методические приемы подготовки офицеров в военных вузах охватывают широкий спектр знаний, необходимых для военного профессионала. Однако полученной в вузе квалификации недо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.