Научная статья на тему 'Применение игровых технологий в обучении студентов'

Применение игровых технологий в обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9317
1344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Мокрова Ангелина Александровна

В настоящий момент современная система образования обеспечивает педагогов многими возможностями и ресурсами для повышения эффективности учебного процесса. Одним из более эффективных методов является игровая деятельность. В свою очередь она актуальна и в обучении студентов высших учебных заведений. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои возможности. Потому игровой деятельности придается большое значение в системе профессионального обучения студентов. Игровая деятельность воссоздаётся на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые называются игровыми технологиями и направлены на организацию деятельности обучающихся. Продемонстрирована реализация деловой игры «Педагогические технологии: история развития, виды технологий и проблемы использования» по дисциплине «Педагогические технологии» для студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна, Мокрова Ангелина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение игровых технологий в обучении студентов»

MANAGEMENT OF PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION

Abstract: Significant changes in the Russian education system in general and in the preschool education system, in particular, require special attention and restructuring of the structure of relations within the teaching staff. Creating a favorable socio-psychological climate in a preschool educational institution, in turn, requires managers to choose the right style of team leadership in order to ensure the effectiveness of the educational process in the preschool educational institution.

Key words: psychological climate, pre-school educational organization, the formation of a favorable psychological climate, teaching staff, factors in the formation of a psychological climate.

УДК 378.14

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, доцент ([email protected]) Мокрова Ангелина Александровна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия ([email protected])

В настоящий момент современная система образования обеспечивает педагогов многими возможностями и ресурсами для повышения эффективности учебного процесса. Одним из более эффективных методов является игровая деятельность. В свою очередь она актуальна и в обучении студентов высших учебных заведений. В игре человек полностью погружается в отведенную ему роль и раскрывает все свои возможности. Потому игровой деятельности придается большое значение в системе профессионального обучения студентов. Игровая деятельность воссоздаётся на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые называются игровыми технологиями и направлены на организацию деятельности обучающихся. Продемонстрирована реализация деловой игры «Педагогические технологии: история развития, виды технологий и проблемы использования» по дисциплине «Педагогические технологии» для студентов.

Ключевые слова: игровая деятельность, игра, игровые технологии, высшее учебное заведение, профессиональное обучение, деловая игра.

Основными видами человеческой деятельности являются ученье, труд и игра. Игра наравне с ними - исключительный феномен нашего существования. Игра - это вид деятельности, который выражается в способности человека преобразовывать действительность, нацеленный на воссоздание и

усвоение общественного опыта, где сформировывается и развивается самоуправление поведением [1].

Игровая технология - совокупность психолого-педагогических методов, способов приемов обучения, воспитательных средств. Освоение педагогом игровых технологий - имеет большое значение. Традиционное отечественное образование, прежде всего, концентрируется на передаче знаний основного теоретического характера и гораздо меньше внимания уделяет прикладным.

У обучающихся могут возникнуть трудности в социальной адаптации, задержки в социальном развитии, восприятии будущих социальных ролей из-за отсутствия знаний и навыков прикладного и практического уровня. В отличие от других технологий, она дает обучающемуся право быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, а также возможность прожить какое-то время в реальных жизненных обстоятельствах

[1,3].

Однако чтобы ввести технологию игры в учебный процесс, необходимо выяснить следующее: какие необходимо сформировать компетенции, какой учебный материал желательно изучить с использованием игровой технологии, как соединить игру с другими способами воспитания и обучения, какую игровую технологию нужно выбрать по конкретной теме занятия и как найти время в учебном плане для ее проведения и реализации [1].

Учебный процесс на основе игры необходимо организовать правильно. Для этого нужно выполнить следующие пункты:

- модель процесса обучения на основе игры представляет собой включение обучающихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в игре;

- игровое обучение предоставляет возможность обучающимся самостоятельного продумывания и объяснения принимаемых решений, включает обучающихся в моделирование сложных ситуаций, делает обучение занимательным, насыщенным, и даже напряженным;

- у обучающихся имеется ролевая деятельность;

- вводится игровая ситуация и через нее создается проблемная ситуация, которая проживается участниками-студентами в форме игры, основу их деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности обучающихся происходит в условно игровом плане;

- обучающиеся действуют по правилам игры;

- педагог выполняет несколько ролей: организатор, помощник и соучастник общего процесса игры;

- у игры два уровня: предметно-содержательный и социально-психологический;

- в процессе игрового обучения обучающиеся накапливают опыт деятельности, похожий на тот, который они получили бы на самом деле [1].

Игровая технология является целостным образованием, которое охватывает определённую часть процесса обучения и объединяется общим содержанием, сюжетом, персонажами. Каждый педагог для того, чтобы построить учебный процесс на основе игры, может составить различные игровые технологии из отдельных игр и элементов. Проведение игровой технологии решает важную задачу: каждый, кто принимает в ней участие, должен найти путь к самовыражению, познать себя, а также других участников, чтобы всем в игре было легко и уютно.

Не каждый педагог является мастером по созданию игр. Естественно, есть педагоги, использующие игровые приемы обучения, и нередко допускающие ошибки и промахи в этом. Чтобы применять различные игровые технологии в своей деятельности, педагог должен знать общие приемы по организации работы с группой, методику игротеки, понимать важность презентационных, коммуникативных навыков, динамики в игре. Важно также умение выстроить эту игру. Сам педагог должен быть готов играть, вовлекать, участвовать, помогать всем остальным участникам.

Существует невообразимое количество разных видов игр. Широко известна всем деловая игра, как разновидность ролевой игры. Деловая игра -совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под его управлением для того, чтобы решить учебные и профессионально-ориентированные задачи с помощью игрового моделирования реальной проблемной ситуации.

Данный вид игры даёт возможность оценить умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи. Особенность деловых игр заключается в высоком эмоциональном расположении духа её участников, им всегда присущ здоровый дух соревнования [2,4].

Рассмотрим психолого-педагогические принципы организации деловой игры:

- принцип имитационного моделирования конкретных условий;

- принцип игрового моделирования содержания и форм деятельности;

- принцип совместной деятельности, посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников, от разработчика требует выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности;

- принцип всестороннего коллективного обсуждения учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;

- принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развёртывания в игровой деятельности.

Рассмотрим признаки деловой игры:

- моделируется деятельность, выполняются определенные задания, роли, находятся в итоге пути решения проблемы;

- игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений»;

- распределяются роли между участниками игры;

- начинают различаться ролевые цели при нахождении решений, способствующих возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов;

- имеется управляемое эмоциональное напряжение;

- участники взаимодействуют, исполняют те или иные роли;

- имеется общая игровая цель у всего коллектива;

- всем коллективом вырабатываются решения;

- есть много альтернатив для решения поставленной задачи.

Цели применения деловой игры многообразны:

- она благоприятно влияет на моделирование проблемы и дает возможность рассмотреть разные варианты решения и найти наиболее эффективные пути их решения;

- передает целостное представление о профессиональной деятельности с учётом эмоционально-личностного восприятия;

- обучает коллективной мыслительной и практической работе, формирует навыки и умения социального взаимодействия и общения, а также навыки индивидуального и совместного принятия решений;

- воспитывает ответственное отношение к делу, уважение к общественным ценностям и взглядам коллектива и общества в целом.

Суть деловой игры состоит в творческой деятельности участников, которым нужно отыскать проблему и способы ее решения. Деловая игра -это своего рода тренировка, используемая в образовательном учреждении, которая помогает достичь поставленной цели.

При применении этого активного метода современное обучение в вузе будет «впитывать» в себя все новое и прогрессивное, что возникает в педагогической теории и практике в целях увеличения познавательной активности студентов [2,4].

Рассмотрим на примере разработанной нами деловой игры в виде викторины «Педагогические технологии: история развития, виды технологий и проблемы использования» по дисциплине «Педагогические технологии» возможности технологии игрового обучения студентов. Она была разработана с целью формирования компетенций УК-4, УК-1, УК-3, направленные на коммуникацию, коммуникацию системного и критического мышления, командную работу и лидерство.

Продолжительность деловой игры - 90 минут. Игра состоит из 3-х этапов: организационный этап, выполнение заданий и подведение итогов игры.

На первом этапе преподаватель определяет цели и задачи предстоящей деятельности, на втором этапе он объясняет студентам суть игры, раздаёт раздаточный материал, объясняет правила игры по выполнению каждого

задания, после чего они приступают к заданиям, на третьем - преподаватель проверяет выполненные обучающимися задания и подводит итоги деловой игры. Студенты, узнав результаты выполненной работы, анализируют степень своей внимательности и запоминая информации, исходя из полученных результатов.

В качестве дидактических материалов к данному занятию были разработаны 3 задания для студентов. 1 задание - вопросник по данной теме, 2 -эссе и 3 - задание, в котором нужно привести аргументы в пользу своей идеи и доказать свою точку зрению другой команде в рамках дискуссии.

Преподаватель делит учебную группу студентов на 2 команды с одинаковым количеством участников (или примерно одинаковым). Каждая команда определяет капитана команды. Ведущий рассказывает алгоритм проведения данной игры, используя при рассказе презентацию с материалом по теме: «Педагогические технологии». Игра состоит из 3 заданий.

Также были разработаны оценочные средства каждого задания. Если результат выполнения заданий в ходе игры составляет от 6 до 5 баллов, то образовательные результаты достигнуты на оптимальном уровне. Если результат выполнения заданий в ходе игры составляет 4 балла, то образовательные результаты достигнуты на допустимом уровне.

Если результат выполнения заданий в ходе игры составляет 3 балла, то образовательные результаты достигнуты на критическом уровне. Если результат выполнения заданий в ходе игры составляет меньше 3-х баллов, то образовательные результаты не достигнуты. Та команда, которая набрала наибольшее количество баллов, считается победителем.

Игровое обучение - форма учебного процесса в созданных условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта в знаниях, навыках, умениях и эмоционально-оценочной деятельности.

Важно, чтобы педагог освоил игровые технологии и использовал их на занятиях, потому что применение игровых технологий в учебном процессе помогает подготовке обучающихся к важным социальным ролям, даёт им возможность лично поучаствовать в функционировании изучаемого явления, позволяет прожить какое-то время в «реальных» жизненных условиях [1].

Список литературы

1. Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Прохорова М.П. Методы и средства оценивания образовательных результатов студентов вуза //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 13-16.

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 Б01: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация научно-исследовательской деятельности бакалавра профессионального обучения в электронной среде//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 239-241.

4. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.

5. Лошкарева Д.А., Алешугина Е.А., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. Контекстный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 169-172.

Vaganova Olga Igorevna, candidate of pedagogic Sciences, associate Professor Nizhny Novgorod state pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected]).

Smirnova Zhanna Venediktovna, associate Professor Nizhny Novgorod state pedagogical

University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia ([email protected]).

Mokrova Angelina Alexandrovna, 3rd year student Nizhny Novgorod state pedagogical

University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia ([email protected]).

THE APPLICATION OF GAME TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF

STUDENTS

Abstract. Currently, the modern education system provides teachers with many opportunities and resources to improve the efficiency of the educational process. One of the more effective methods is game activity. In turn, it is relevant in the training of students of higher educational institutions. In the game, a person is completely immersed in the role assigned to him and reveals all his possibilities. Because the game activity is given great importance in the system of professional training of people. Game activity is recreated in the classroom with the help of game methods and conditions, which are called game technologies and are aimed at organizing the activities of students. Implementation of the role play «Pedagogical technologies: history of development, types of technologies and problems of use» on discipline «Pedagogical technologies» for students is demonstrated.

Key words: game activity, game, game technologies, higher educational institution, professional training, role play.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.