Научная статья на тему 'Заочное обучение в вузе через электронно-образовательную среду'

Заочное обучение в вузе через электронно-образовательную среду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CORRESPONDENCE COURSE / ELECTRONIC ENVIRONMENT / MODERN EDUCATIONAL PLATFORM / THE MAIN ADVANTAGES OF SUCH TRAINING BY CORRESPONDENCE ARE HIGHLIGHTED / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ СРЕДА / СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / ВЫДЕЛЕНЫ ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТАКОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна

В данной статье рассматривается применение электронной образовательной среды в вузе для заочной подготовки обучающихся. Обоснована организация обучения с применением дистанционных технологий в сети Интернет, которая предполагает сочетание контактной работы с преподавателем и самостоятельное изучение учебных дисциплин. Охарактеризована другая форма взаимодействия с преподавателем, которая осуществляется в любое удобное время для студента в режиме оффлайн и реализуется посредством общения с преподавателем на форуме дисциплины или через опцию «обмен сообщениями». Расписаны формы подготовки студентов к зачетной сессии, подготовка по лекциям к практическим занятиям и к сдачи экзаменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Жанна Венедиктовна, Ваганова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRESPONDING TRAINING IN THE UNIVERSITY THROUGH ELECTRON-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article discusses the use of electronic educational environment in high school for distance learning students. The organization of training with the use of distance technologies on the Internet, which involves a combination of contact work with a teacher and independent study of academic disciplines, is substantiated. Characterized by another form of interaction with the teacher, which is carried out at any convenient time for the student offline and implemented through communication with the teacher on the discipline forum or through the "messaging" option.

Текст научной работы на тему «Заочное обучение в вузе через электронно-образовательную среду»

УДК 378

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В данной статье рассматривается применение электронной образовательной среды в вузе для заочной подготовки обучающихся. Обоснована организация обучения с применением дистанционных технологий в сети Интернет, которая предполагает сочетание контактной работы с преподавателем и самостоятельное изучение учебных дисциплин. Охарактеризована другая форма взаимодействия с преподавателем, которая осуществляется в любое удобное время для студента в режиме оффлайн и реализуется посредством общения с преподавателем на форуме дисциплины или через опцию «обмен сообщениями». Расписаны формы подготовки студентов к зачетной сессии, подготовка по лекциям к практическим занятиям и к сдачи экзаменов.

Ключевые слова: заочное обучение, электронная среда, современная образовательная платформа. Выделены основные преимущества такого обучения по заочной форме.

Сегодня, чтобы получить высшее образование и стать профессионалом, достаточно желания учиться и доступа в интернет.

Образовательный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий. И особенно это стало заметно с появлением Интернета.

Преподаватели, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий.

Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и преподавателя, по-прежнему, находятся в поиске [1].

В связи с этим мы можем услышать мнение, что пока далеко не все понятно, что с этими возможностями можно делать в образовательных целях.

Во многих учебных заведениях широко используется обучение в электронной образовательной среде. Такая работа возможна с использованием интернет технологий [4].

Электронная информационно-образовательная среда включает в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ре-

сурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения» и разрешает применять ЭО «независимо от мест нахождения обучающихся»

Вы можете выстроить собственный график занятий, совмещать работу и учёбу.

Дистанционное обучение в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К Минина равноценно программам очного или заочного образования в университете. Вуз имеем опыт подготовки квалифицированных специалистов по программам высшего образования. За эти годы вузом выпустилось не мало специалистов, в том числе обучающихся по заочной формы обучения [3].

Электронная информационно-образовательная среда Университета предназначена для:

- организации сопровождения образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности по реализуемым в Университете основным профессиональным образовательным программам (далее - ОПОП) среднего профессионального образования, высшего образования и образовательным программам дополнительного профессионального образования;

- обеспечения доступа пользователей Университета к ЭИР, ЭОР, ЭУМК независимо от места их нахождения, посредством использования сети «Интернет», информационных и телекоммуникационных технологий, специализированных веб-сервисов Университета;

- обеспечения индивидуализации образовательной траектории обучающегося;

- повышения эффективности и качества образовательного процесса в Университете;

- обеспечения механизмов и процедур мониторинга качества образовательного процесса;

- обеспечения информационной открытости Университета в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования [2].

За время обучения студенты заочной формы получали знания с использованием единой современной и удобной образовательной платформы в электронной среде МооШе.

Основным преимуществом такого обучения по заочной форме является:

- лекции и задания хранятся в одном месте

- наличие записей онлайн-занятий и лекций доступны для студентов в любое время, (вы всегда сможете к ним обратиться, если вам понадобится освежить знания);

- имеется возможность знакомиться и общаться с другими студентами, совместно выполнять задания и готовить проекты, почувствовать университетский дух;

- кураторы и преподаватели всегда на связи и готовы ответить на любые вопросы, работа каждого студента тщательно проверяется и комментируется;

- студенты проходят онлайн-тестирования, а также, в зависимости от специальности, сдают практические и творческие работы.

Организация обучения с применением дистанционных технологий в сети Интернет предполагает сочетание контактной работы с преподавателем и самостоятельное изучение учебных дисциплин [5].

При заочной форме обучения на самостоятельную работу студента отводится до 90% времени изучения дисциплины, предусмотренных учебным планом основной образовательной программы высшего образования.

Контактная работа, или проще говоря, общение с преподавателем вуза, реализуется посредством занятий (лекции и практические занятия), проводимых в форме аудиторных занятий во время сессии, где у студента имеется возможность задать вопросы преподавателю и получить на них ответ.

Другая форма взаимодействия с преподавателем осуществляется в любое удобное время для студента в режиме оффлайн и реализуется посредством общения с преподавателем на форуме дисциплины или через опцию «обмен сообщениями».

Сообщения форума доступны для всех студентов, которые изучают данную дисциплину в конкретный период, а также преподавателю.

Общение через «обмен сообщениями» - это прямые контакты «студент-преподаватель», «студент-студент» в режимах онлайн и оффлайн [8].

У студента есть возможность сдать сессию в ЭОС (в сети Интернет), при этом зачеты и экзамены проводятся в форме тестирования.

Исключением является только государственная итоговая аттестация (государственный экзамен или защита выпускной квалификационной работы), которые проводятся очно в здании вуза [6].

При подготовке к сдаче зачетов и экзаменов, а также при написании дипломной или курсовых работ, студент может воспользоваться услугами электронной библиотеки вуза и электронными ресурсами ЭОС по всем учебным предметам.

Все учебные материалы по дисциплинам размещаются в личном кабинете студента в виде электронных образовательных ресурсов.

Электронный образовательный ресурс по каждой учебной дисциплине включают:

Мультимедийные лекции;

Интерактивные справочники;

Учебные пособия и учебно-методические материалы.

Инженерные сети и оборудование

Личный кабинет / Мои курсы / Инженерные сети и оборудование

Режим редактирования ф

Электронный учебно-методический комплекс

предназначен для студентов, обучающихся по основной профессиональной оВраэоватепьной программе в соответствии с ФГОС по направлению 44.03.01 Сервис профиль подготовки Сервис в недвижимости

Разработчик: к.т.н.. ;оиент Смирнова Ж.Е.

Hl Новостной форум 0 Глоссарий 1—1 Описание

Ш Цепи, задачи и оВразовагтельные результат™

[gil Результаты экспертизы ЭУМК

ñ Аннотация к курсу яь.

Тесты по дисциплинам относительно сложные, разных типов. Тестовые задания составлены согласно электронным учебным материалам. В зависимости от типа, могут требовать выбор одного из предложенных вариантов или же развернутый ответ [11].

Студенты проходят промежуточные и итоговые тесты. Если студент в течение семестра занимался добросовестно и успешно прошел все промежуточные тесты, на экзамене он получает оценку удовлетворительно автоматически.

Материалы для проведения промежуточной аттестации учащихся

Данный раздел предназначен для проверки формирования профессиональных компетенций студентов данного направления подготовки

'~1 Контрольные вопросы к экзамену

Итоговое тестирование по дисциплине "Инженерные сети и оборудование" Методические рекомендации го подготовки к экзамену

На высокие оценки необходимо сдавать итоговые тесты. Проверка правильности ответов на тесты и результаты прохождения тестирования осуществляются автоматически в ЭОС и предоставляются студенту сразу после окончания тестирования [7].

Критерии оценивания отражены во вводной лекции дисциплины и разделе «Стандартные критерии выставления итоговой оценки по всем дисциплинам» [10].

Опыт использования курсов в учебном процессе показал, что применение ЭОС помогает студентам заочной формы обучения в изучении дисциплин, а преподавателям значительно облегчает процесс обучения, позволяет внедрять балльно-рейтинговую систему оценки знаний, делает более наглядными и удобными для анализа результаты обучения [9]. Например,

после оценивания всех выполненных студентами практических заданий, автоматического оценивания системой тестов преподаватель видит сводную ведомость со всеми оценками и баллами, а каждый студент имеет доступ к информации о своей успеваемости.

Список литературы

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студен-тоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 277-280.

3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.

4. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.

5. Прохорова М.П., Ваганова О.И.Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

6. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

10. Смирнова Ж.В., Кочнова К.А. Обучение сотрудников сервисных предприятий с использованием информационных технологий Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 5.

11. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

12. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

13. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

14. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

CORRESPONDING TRAINING IN THE UNIVERSITY THROUGH ELECTRON-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Smirnova Zhanna Venediktovna, Ph.D., associate professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia(e-mail: [email protected]) Vaganova Olga Igorevna, PhD, Associate Professor Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, Nizhny Novgorod, Russia (e-mail: [email protected])

This article discusses the use of electronic educational environment in high school for distance learning students. The organization of training with the use of distance technologies on the Internet, which involves a combination of contact work with a teacher and independent study of academic disciplines, is substantiated. Characterized by another form of interaction with the teacher, which is carried out at any convenient time for the student offline and implemented through communication with the teacher on the discipline forum or through the "messaging" option.

Keywords: correspondence course, electronic environment, modern educational platform. The main advantages of such training by correspondence are highlighted.

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ Цыплакова Светлана Анатольевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Быстрова Наталья Васильевна, к.п.н, доцент ([email protected]) Коротеева Олеся Дмитриевна, студентка ([email protected]) Чумакова Лада Андреевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина ([email protected])

Данная статья посвящена проектированию технологии профессиональной подготовки рабочих и специалистов. Авторы статьи говорят о необходимости проектирования технологии профессионального обучения на основе развития научно-технического прогресса, развития производственных технологий и тенденций технологизации и интенсификации процесса профессионального обучения. Научно-производственные технологии оказывают непосредственное влияние на подготовку будущих рабочих. В статье описываются этапы профессионального обучения через целевой, содержательный, операционально-деятельностный, оценочно-

результативный компоненты. Показаны факторы интенсификации профессионального обучения (социальные факторы - новые формы собственности, ценностные ориентации, экологизация, информатизация, структурные и организационные изменения).

Ключевые слова: профессиональное обучение, технология, производственные технологии, научно-технический прогресс, факторы интенсификации.

Современный этап развития общества характеризуется стремительным развитием инновационных процессов в сфере образования. Требования к высшей школе сегодня определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед высшей школой - обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда.

Проектность рассматривается сегодня «как определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры едва ли не во всех основных ее аспектах, свя-

занных с творческой деятельностью человека. Переживая этап основательного методологического переоснащения и переосмысления, проектирование все глубже проникает во все гуманитарные отрасли научного знания как технология современной культуры и как основа для создания инновационных систем, с использованием которых педагоги связывают решение проблем повышения качества профессионального образования и профессионального развития личности будущего специалиста. Проектирование представляет собой особый взгляд на будущую профессиональную реальность специалиста в соответствии с требованиями педагогического сообщества и ценностными ориентациями самого педагога [2].

Вопросы проектирования многоуровневой профессиональной подготовки, теоретического и производственного обучения, содержание процесса обучения в профессиональных учебных заведениях рассматривались в работах С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, Г.С. Гуторова, Р.Х.Джураева, А.Х.Шкляра.

Большое количество исследований посвящено вопросам конструирования содержанию профессионального обучения по интегрированным профессиям, разработке внедрению интегративно-модульной, профессионально-технической информационной систем обучения, разработке учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях, интенсификации теоретического обучения, дидактических особенностей процесса производственного обучения и т.д [5].

Новые условия хозяйствования, развитие производственных технологий требуют качественно иного уровня подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях. Одним из направлений решения данной проблемы может является технологизация процесса профессионального обучения рабочих, обеспечивающая повышение уровня организации и результативности. Педагогические технологии позволяют перейти от стихийности в построении и реализации педагогического процесса к стройной обоснованности каждого его элемента и этапа, нацеленности на объективно диагностируемый результат.

Проектирование технологии профессионального обучения будущих специалистов с учетом многоаспектности и многоуровневости процесса профессионального обучения является сложной научно-педагогической проблемой. Решение данной проблемы связывается с разработкой организационных форм и содержательных аспектов технологизации процесса обучения, построением модели будущего объекта в соответствии с выявленными факторами технологичности и интенсификации, разработкой критериев, позволяющих оценить эффективность технологии профессионального обучения.

Проектирование технологии профессионального обучения связывается с анализом тенденций развития научно-технического процесса в конкретной отрасли экономики и их влияние на развитие производственных техноло-

гий: с моделированием профессионального обучения и выделением факторов интенсификации, являющихся научной основой проектирования технологии профессионального обучения.

Развитие технологических процессов связывается с разработкой автоматизированных систем управления технологическими процессами.

Производственные технологии развиваются в направлении механизации и автоматизации производственного процесса, обеспечивая непрерывность и поточность технологического процесса. Например, комбинированные, поточно-конвейерные технологии, технологии с применение магрегатов для выполнения комплекса работ [4].

Научно-производственные технологии оказывают непосредственное влияние на профессиональный состав, содержание труда и профессиональную подготовку профессионально-компетентных рабочих, что должно учитываться при проектировании технологии профессионального обучения. При этом квалифицированные рабочие должны иметь четкое представление о целом технологическом процессе, уметь оптимально эксплуатировать используемое оборудование. Для этого они должны обладать глубокими профессиональными знаниями, владеть профессиональными компетенциями, в том числе в области электроники, автоматики информационных технологий, иметь широкий технический кругозор, быть профессионально мобильными.

При построении модели процесса профессионального обучения квалифицированных рабочих мы ориентировались на компонентный состав и основные этапы профессионального обучения и воспитания, обеспечивающие целостность процесса профессионального обучения и основные направления его технологизации [3].

Рассмотрим этапы процесса профессионального обучения (подготовительный, основной, практический) через целевой, содержательный, опера-ционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты.

1 этап - подготовительный.

Целью данного этапа является подготовка к освоению профессии, обеспечение общетехнической и общетехнологической подготовки; формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.

Содержательный компонент содержит информацию об общей структуре профессиональной деятельности, учебную информацию по общетехническим и общетехнологическим дисциплинам.

Операциионно-деятельностный компонент предполагает активную исполнительскую деятельность по овладению общетрудавыми и общепрофессиональными компетенциями по освоению общих основ конструкций и работы технических устройств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом первого этапа является готовность к будущей профессиональной деятельности.

2 этап - основной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.