Научная статья на тему 'Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров професионального обучения'

Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров професионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ЛЕКЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ / LECTURE LESSON / INTERACTIVE LECTURE / INTERACTIVE TEACHING METHODS / INTERACTIVE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ксения Алексеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В данной статье рассматриваются интерактивные лекционные занятия, а также влияние, которое оказывают данные занятия на бакалавров профессионального обучения. В соответствие с ФГОС ВО 3++ внедрение интерактивных форм обучения является одним из главных направлений совершенствования подготовки бакалавров в современных высших учебных заведениях. Авторами в статье рассматриваются различные интерактивные приемы построения лекционных занятий. Были проанализированы возможности интерактивных лекционных занятий для образовательного процесса, для преподавателей и для студентов. В статье было раскрыто содержание различных видов интерактивных лекций, процесс подготовки преподавателей и студентов к их проведению, возможности, которые они предоставляют как студентам, так и преподавателям в процессе их проведения. В заключении был сформулирован вывод о том, какой может быть интерактивная лекция в настоящее время и какими преимуществами она обладает по сравнению с традиционной лекцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ксения Алексеевна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF INTERACTIVE LECTURE IN PROFESSIONAL EDUCATION OF BACHELORS OF PROFESSIONAL TRAINING

This article discusses the interactive lecture classes, as well as the impact that these classes have on bachelors of vocational training. In accordance with the FSES VO 3 ++, the introduction of interactive forms of education is one of the main directions for improving the preparation of bachelors in modern higher education institutions. The authors of the article consider various interactive methods of constructing lectures. The possibilities of interactive lectures for the educational process, for teachers and for students were analyzed. The article revealed the content of various types of interactive lectures, the process of preparing teachers and students for their conduct, the opportunities they provide for both students and teachers in the process of conducting them. In conclusion, a conclusion was formulated about what the interactive lecture can be at present and what advantages it has in comparison with the traditional lecture.

Текст научной работы на тему «Возможности интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров професионального обучения»

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ ЛЕКЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Максимова Ксения Алексеевна, студент

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)

В данной статье рассматриваются интерактивные лекционные занятия, а также влияние, которое оказывают данные занятия на бакалавров профессионального обучения. В соответствие с ФГОС ВО 3++ внедрение интерактивных форм обучения является одним из главных направлений совершенствования подготовки бакалавров в современных высших учебных заведениях. Авторами в статье рассматриваются различные интерактивные приемы построения лекционных занятий. Были проанализированы возможности интерактивных лекционных занятий для образовательного процесса, для преподавателей и для студентов. В статье было раскрыто содержание различных видов интерактивных лекций, процесс подготовки преподавателей и студентов к их проведению, возможности, которые они предоставляют как студентам, так и преподавателям в процессе их проведения. В заключении был сформулирован вывод о том, какой может быть интерактивная лекция в настоящее время и какими преимуществами она обладает по сравнению с традиционной лекцией.

Ключевые слова: лекционное занятие, интерактивная лекция, интерактивные методы обучения, интерактивные приемы.

В настоящее время происходит пересмотр образовательного процесса в высших учебных заведениях Российской Федерации в связи, во-первых, с принятием ФГОС ВО 3++, появление многоуровневой системы образования, осуществление компетентносного подхода в обучении. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования закрепил требование по использованию интерактивных и активных методов в образовательном процессе в вузе. Соответственно, внедрение интерактивных форм обучения является одним из главных направлений совершенствования подготовки бакалавров в современных высших учебных заведениях. Знания должны не просто транслироваться от преподавателя студенту, но должно происходить активное взаимодействие между обучаемым и обучающимся [3].

Вопросами организации современного образовательного процесса за последние годы занимались такие ученые, как: Ю.Н. Рюмина, Т.Г. Мухина, Т.А. Андронова, М.О. Леонова, Е.А. Реутова, О.А. Немова, М.М. Кутепов, Л.И. Кутепова и др.

Согласно Ю.Н. Рюминой, именно интерактивные методы обучения представляют собой современные направления развития всего процесса обучения.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Таким образом, интерактивное обучение является, в первую очередь, диалоговое обучение, в процессе которого происходит активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также отсутствуют любые формы доминирования. Особенностью интерактивного обучения является то, что все обучающиеся могут быть так или иначе вовлечены в процесс обучения, взаимодействовать с преподавателем и друг другом [1].

Именно интерактивные методы направлены на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и между собой и на преобладание активности студентов в процессе обучения. Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы [10]. Преподаватель регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, определяя общее направление, контролируя время и порядок выполнения намеченного плана работы, давая консультации, разъясняя сложные термины, помогая в случае серьезных затруднений.

В данной статье уделим внимание особенностям и возможностям современной интерактивной лекции в профессиональном образовании бакалавров.

На сегодняшний день лекция по-прежнему остается актуальной и востребованной в организации образовательного процесса в высших учебных заведениях и является одним из самых распространенных способов сообщения какой-либо информации до студентов.

Лекция представляет собой устное последовательное изложение материала конкретному кругу лиц по определенной теме. Тем не менее, в современных условиях лекция может представлять собой не только трансляцию знаний [8]. В процессе построения лекции могут применяться различные интерактивные приемы, а именно:

- оживление и стимуляция работы обучающихся во время проведения лекций. Так, к примеру, можно не просто диктовать заранее подготовленный материал, а включать в работу студентов, создавая рабочие группы, в которых они обсуждали бы текущую тему и отвечали на вопросы преподавателя;

- применение интерактивных видов деятельности. Студенты могут обобщать материал лекции в форме диаграмм, таблиц, кластеров, производить какие-либо вычисления и т.д.;

- проверка усвоенного студентами материала во время лекции. Например, в конце лекции преподаватель может предложить студентам решить тест по теме лекции или же ответить письменно на ряд вопросов по пройденному материалу («Какова основная мысль лекции?», «Была ли лекция сложной для восприятия?», «Какие вопросы, на Ваш взгляд, остались не освещены?» и пр.). К тому же допускается раздать студентам карточки с ответами, которые они должны одновременно поднимать после вопроса преподавателя или же предоставить обучающимся карточки с текстом, в котором пропущены определенные слова или словосочетания, которые студенты должны воссоздать [5].

По мнению М.О. Леоновой, интерактивные лекции предоставляют ряд возможностей:

- для образовательного процесса: создание процесса активного взаимодействия преподавателя со студентами, в результате которого студенты перестают быть просто пассивными слушателями, а становятся частью проведения интерактивной лекции;

- для преподавателей: осуществление обратной связи с обучающимися, благодаря которой преподаватель может оптимизировать процесс проведения лекции, адаптировать ее под желания студентов;

- для студентов: учебный материал, как правило, усваивается лучше, если студенты воспроизводят ранее полученную информацию (т.е. суть лекции), а оценка преподавателя позволяет понять, что усвоили обучающиеся, а что нет.

Интерактивная лекция предполагает активное взаимодействие студентов с преподавателями. Студенты должны понять, что преподавателю необходимо задавать интересующие вопросы (в рамках темы лекции), преподаватель должен строить процесс лекции в соответствии с требованиями студентов, их вопросами и проблемами, т.к. лекция все же направлена именно на обучающихся. Благодаря такому взаимодействию создается атмосфера сотрудничества. В ходе проведения интерактивных лекций у студентов формируются различные компетенции, так например, это работа в команде, поиск необходимой информации, использование информационно-коммуникационных технологий, анализ проблемных профессиональных ситуаций и т.д. Об успехе интерактивной лекции можно судить именно по тому, на сколько внимание слушателей сконцентрировано на преподавателе, а также по наличию интеллектуального единения преподавателя со студентами.

Можно выделить следующие виды интерактивных лекций [9]:

- проблемная лекция;

- лекция с заранее запланированными ошибками;

- лекция-пресс-конференция;

- бинарная лекция;

- лекция-дискуссия;

- лекция-беседа;

- лекция-визуализация и пр.

Особенность проблемной лекции заключается в том, что в отличие от обычной лекции, где информация выступает лишь готовым материалом для запоминания, в проблемной лекции любая новая информация вводится как неизвестное. Таким образом, полученная информация воспринимается студентами как собственное открытие и запоминается лучше. Во время проведения проблемной лекции мышление студентов «запускается» посредством создания преподавателем проблемной ситуации. Далее лекция выстраивается как диалог.

Проблемная лекция, как правило, включает в себя создание учебной проблемной ситуации, выдвижение предложений по решению проблем, мысленный экспериментальный метод проверки выдвинутых предложений решений, сбор информации, фактов и аргументов для подтверждения предложенного способа решения проблемы, формулировка выводов, задания (письменные) для создания обратной связи, которые помогают улучшать умственную деятельность обучающихся во время проведения лекций [6].

Для того, чтобы научить студентов систематизировать поступающую информацию, анализировать профессиональные ситуации, определять достоверную или ложную информацию, выступать как эксперт/оппонент/рецензент была разработана лекция с заранее запланированными ошибками.

Подготовка данного вида лекции заключается в том, что преподаватель должен заранее в содержании лекции отразить определенное количество ошибок. Эти ошибки могут быть методического, поведенческого или же содержательного характера. По ходу лекционного занятия студенты должны в конспектах отмечать найденные ошибки и в конце лекции и огласить. У преподавателя при этом список ошибок должен быть приготовлен заранее [4]. На разбор замеченных студентами ошибок отводится около пятнадцати минут. В завершении лекции преподаватель или студенты исправляют найденные ошибки.

Лекция-дискуссия по форме аналогична лекции с разбором конкретных ситуация. На них преподавателем ставится конкретная проблемная ситуация, требующая решения. Студенты обсуждают и анализируют данную проблемную ситуацию всей аудиторией. Задача преподавателя заключается в постановке наводящих вопросов, которые приведут обучающихся к правильному обобщению материала. Зачастую такие наводящие вопросы могут представлять собой пролог следующей лекции для того, чтобы заинтересовать студентов или же заострить их внимание на отдельных вопросах [2].

Лекция-визуализация способствует преобразованию полученного письменного и устного материала в визуальную форму, так благодаря мысленной систематизации и выделении наиболее существенных аспектов обучения у обучающихся формируется профессиональное мышление. Также

многие педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно визуализация и наглядность не только помогают лучше запоминать поступающую информацию, но также позволяют активизировать умственную деятельность.

Для подготовки данной вида лекции преподавателю необходимо визуализировать предоставляемую информацию по теме лекционного занятий. Это можно осуществить с помощью технических средств (видео-ролики, презентации и пр.) или вручную (создание диаграмм, схем, чертежей, рисунков и пр.). К следующему лекционному занятию задания могут даваться и студентам, например, подготовить на определенную тему доклад с презентацией, это способствует развитию высокого уровня активности и ответственности обучающихся [11].

Процесс проведения лекции основывается на том, что преподаватель комментирует заранее подготовленные наглядные материалы, в полном объеме раскрывая тематику лекционного занятия. Лекции-визуализации рациональнее всего использовать для подготовки студентов к новому разделу изучения материала, к новой теме или даже дисциплине.

Лекция-пресс-конференция способствует активизации учебно-познавательной активности обучающихся. В рамках лекции-пресс-конференции студентам предлагается в течение нескольких минут написать наиболее интересующие их вопросы по тематике лекционного занятия и сдать свои вопросы преподавателю. Далее преподаватель анализирует полученные вопросы, сортирует их по содержанию и приступает к чтению лекции по составленному на основе вопросов студентов плану. При этом чтение лекции заключается не в ответах на вопрос студентов, а в построении связного текста, раскрывающего тему лекции. В конце лекционного занятия студенты оценивают полноту ответов на заданные вопросы [7].

Лекции-пресс-конференции можно использовать как в начале, так и по завершении изучения дисциплины. В начале изучения дисциплины преподаватель, таким образом, может выявить потребности обучающихся, их круг интересов, отношение к курсу. В середине изучения дисциплины такой вид лекции способен сконцентрировать внимание студентов к основным аспектам содержания ученого материала и систематизировать ранее полученные студентами знания. А в конце изучаемой дисциплины лекция-пресс-конференция направлена на подведение итогов изученного учебного материала, определение уровня подготовки и ориентированности студентов в предыдущих разделах.

Таким образом, современная интерактивная лекция обладает широкими возможностями в профессиональном образовании бакалавров и может: быть проблемной по содержанию и проведению; быть гибкой по структуре, давая возможность лектору вносить необходимые изменения по ходу занятий, с учетом ответной реакции слушателей, получаемой на основе обратной связи; проводится преподавателем, стремящимся к овладению ораторским искусством, но ориентированным не столько на монолог, сколько

на дискуссию и диалог с обучающимися; обеспечиваться наглядными пособиями, позволяющими преподавателю оперировать наглядной информацией, не останавливаясь на тривиальных, не содержательных и не принципиальных вопросах процедурного, расчетного или обеспечивающего характера; основываться на проведении диалога, осуществляя тем самым обратную связь преподавателя со студентами.

Список литературы

1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

2. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

3. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.

4. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.

5. Прохорова М.П., Ваганова О.И.Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.

6. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9

7. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.

4. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.

5. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.

6. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Prokhorova M.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.

7. Smirnova, Z.V., Mukhina, M.V., Kutepova, L.I., Kutepov, M.M., Vaganova, O.I. Organization of the research activities of service majors trainees (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 187-193 DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_24

Maksimova Ksenia Alekseevna, student

Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

POSSIBILITIES OF INTERACTIVE LECTURE IN PROFESSIONAL EDUCATION

OF BACHELORS OF PROFESSIONAL TRAINING

Abstract. This article discusses the interactive lecture classes, as well as the impact that these classes have on bachelors of vocational training. In accordance with the FSES VO 3 ++, the introduction of interactive forms of education is one of the main directions for improving the

preparation of bachelors in modern higher education institutions. The authors of the article consider various interactive methods of constructing lectures. The possibilities of interactive lectures for the educational process, for teachers and for students were analyzed. The article revealed the content of various types of interactive lectures, the process of preparing teachers and students for their conduct, the opportunities they provide for both students and teachers in the process of conducting them. In conclusion, a conclusion was formulated about what the interactive lecture can be at present and what advantages it has in comparison with the traditional lecture.

Keywords: lecture lesson, interactive lecture, interactive teaching methods, interactive techniques.

УДК 378

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ Максимова Ксения Алексеевна, студент

(e-mail: maksimova.1999.ksyu@mail.ru) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: vaganova_o@rambler.ru) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru)

В данной статье рассматриваются технология разработки содержания лекционных занятий в электронной среде Moodle. В соответствие с ФГОС ВО 3++ внедрение интерактивных форм обучения является одним из главных направлений совершенствования подготовки бакалавров в современных высших учебных заведениях. Разработка содержания лекционных занятий в электронной среде авторами рассматривается на примере профессионального модуля «Правоохранительная деятельность». Авторами в данной статье было раскрыто полное содержание лекционных занятий в электронной среде Moodle; поэтапно проанализирован каждый шаг создания электронных лекционных занятий. Были выделены особенности лекционных занятий в системе Moodle, отличающие их от традиционных лекций.

Ключевые слова: лекционное занятие, электронная среда, Moodle, содержание лекции.

Создание в образовательном учреждении электронной информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС третьего поколения, включающий в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение, а также обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам такой среды [3]. Актуальность использования лекционных занятий в электронной среде в современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.