preparation of bachelors in modern higher education institutions. The authors of the article consider various interactive methods of constructing lectures. The possibilities of interactive lectures for the educational process, for teachers and for students were analyzed. The article revealed the content of various types of interactive lectures, the process of preparing teachers and students for their conduct, the opportunities they provide for both students and teachers in the process of conducting them. In conclusion, a conclusion was formulated about what the interactive lecture can be at present and what advantages it has in comparison with the traditional lecture.
Keywords: lecture lesson, interactive lecture, interactive teaching methods, interactive techniques.
УДК 378
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ Максимова Ксения Алексеевна, студент
(e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье рассматриваются технология разработки содержания лекционных занятий в электронной среде Moodle. В соответствие с ФГОС ВО 3++ внедрение интерактивных форм обучения является одним из главных направлений совершенствования подготовки бакалавров в современных высших учебных заведениях. Разработка содержания лекционных занятий в электронной среде авторами рассматривается на примере профессионального модуля «Правоохранительная деятельность». Авторами в данной статье было раскрыто полное содержание лекционных занятий в электронной среде Moodle; поэтапно проанализирован каждый шаг создания электронных лекционных занятий. Были выделены особенности лекционных занятий в системе Moodle, отличающие их от традиционных лекций.
Ключевые слова: лекционное занятие, электронная среда, Moodle, содержание лекции.
Создание в образовательном учреждении электронной информационно-образовательной среды является одним из важнейших факторов введения ФГОС третьего поколения, включающий в себя техническую оснащённость, создание информационной инфраструктуры, информационное наполнение, а также обеспечение доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам такой среды [3]. Актуальность использования лекционных занятий в электронной среде в современном
высшем образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяющих использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство [1].
Разработка содержания лекционных занятий в электронной среде будет рассматриваться на примере профессионального модуля «Правоохранительная деятельность» [9].
Для того чтобы создать лекционное занятие в системе МооШе, необходимо войти в систему, выбрать созданный курс, а затем в правом верхнем углу нажать на «режим редактирования». Далее мы раскрываем в нужном блоке список «Добавить элемент курса» и выбираем пункт «Лекция» (рис. 1).
Редактировать — д Редактировать —
ДоОаэить элемент курса Анкета
Анкетный опрос База данных Вики
Внешний инструмент Глоссарий /Диаграмма связей Задание_
Опрос
палка студента РаОочая тетрадь Семинар
Страницы контента
Субкурс
Тест
Форум
чат
Добавить элемент курса ^
Рис. 1 «Выбор элемента курса «Лекция»»
Добавить Лекция в Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы» о
- В / Я & - := != / В © О е. X.- х" Е ® 5 В £ :
1Г. | - - Н I» (¿|П|Н | 6 в ® ~кТ<> V С
отоорахать описание / вступление на странице курс» о
► Внешний вид
► Доступность
► Контроль прохождения
► Оценка
► Общие настройки модуля
► Ограничение доступа
► Выполнение элемента курса
► Теги
отмена
Рис. 2 «Основные настройки элемента курса «Лекция»»
На экране появится окно для задания параметров лекции. Параметров довольно много, для удобства пользователей они объединены в группы: общее, внешний вид, доступность, контроль прохождения, оценка, общие настройки модуля, ограничение доступа, выполнение элемента курса, теги (рис. 2). Здесь вносятся данные по лекции: название; описание; определяем
предельную продолжительность лекции [6]; разрешаем или не разрешаем студентам изменять ответы; устанавливаем, сколько раз студент может пробовать ответить на вопрос и т.д. После определения значений всех параметров, нужно щелкнуть по кнопке «Сохранить и вернуться к курсу».
Открыв заново элемент курса, созданный нами, у нас появляется страница, где в режиме редактирования мы наполняем нашу лекцию информацией. На первой странице мы прописываем заголовок страницы и содержание.
Лекция состоит из страниц, состоящая из содержимого, где студент должен прочитать информацию и ответить на соответствующие вопросы. Вопросы могут быть созданы непосредственно в самой лекции на каждой страничке или уже после завершения лекции [5].
Для создания следующей страницы нужно включить режим редактирования и нажать вкладку «Добавить информационную страницу / оглавление раздела» (рис. 3). Редактирование созданной страницы начинается сразу после ее добавления в лекцию в открывшейся форме. Здесь мы также заполняем заголовок, содержание страницы и не забываем настраивать переход [4]. Когда студент нажмет на кнопку описания, его переведут на страницу, связанной с этим переходом.
Понятие, предмет и методология курса «Правоохранительные органы» о
ПРИМОГР РЩТКТИрОЫТи Отче™ ОЦСИНТо X«
Свернута Реяегггутл
имгтертире«ть велрееы I яебавнтыотэетер I добавить иимрмационн, ю; -рании-. 1 славлен«? гавдита I дойавкть с цр етрмнки с елпрог ом
Поиитик пр*дкмт и м^тадшнпит курсе кПранмыраинтлины* йркнныь ] й Й □
ЦвЛЬ Л9кции г^юрмир лишним у 1 гудит пи иннмин 0 нотам ни и ЛрМмрТЛ п^ппгкцкшнитннтмних прочини!
ФеСоЛИРУЙМЫВ ХйМГ№14НЦИИ
Ш| |К V/ готовность анапимровать информацию для решения прйгтвм. возникающих в ррофассиожпьно.нтеданогичвскпнл деятельности,
!ПК способность организовывать профессионально пвоаготттрескую деятельность на нормативно гузаонои основе
В роиулы атс ос нхрий данной томи г: тудет Дйпкйн
Знать основное ключевые гтонртин с истемы лравсахранитепьньн* органов.
УМЙТв ОГТРВДЙПНТТ» ЛГНОКнуЛ СУЩНОСТЬ ПреТНШТфВНИТвПьНЬЯ ОрГВНОП.
П п пд< 11 ь коныкнми ЛриьНннинтА тнгпмин Л дттиТ гЛг.чос Ги н^аинзндпрмнитги.иик лриииоп нн ИрНАТТНКП
Б|ч; пекиии выднан
Ферма работы здюнтлпьнвп
Мгмпп обучений Ыттппсмигпгтгпгнт-иппкктрптипгнии
СгиернпиО« 1 Ч пгкцин
Пвретпнщ Т СлезуЧЧ13Я страниц*
^ыПерЯири^аТь гтепщки | илпч" I г ишм ркцАгЯз | ДпО.тп.Мт. кл.к Гер | ДкСнпи-Ьп нтигц ' 'л Ища ] ЛгрГ^ИщТг. «тТррртудцуцтшуЧ! Е Т Н11д Г^Тт^кгТИНТ лДрЦЛ? Е ДтйЗиЛь г КЩл н < ич :ч г:и
Рис. 3 «Создание новой страницы лекции»
Открыв данную страницу лекции, студент увидит заголовок страницы, некоторую информацию и затем одну (или более) кнопку внизу для выбора. Когда обучающийся нажмет на кнопку, он перейдёт на следующую страницу.
Вся лекция или определённая ее часть обычно заканчивается одним или несколькими вопросами (заданиями). Для того чтобы создать вопрос, нужно в режиме редактирования выбрать вкладку «Добавить сюда страницу с вопросом» [2].
Прежде чем появится страница с вопросом, которую нужно заполнить, мы выбираем тип вопроса и после нажимаем «добавить страницу» (рис. 4).
Понятие, предмет и методология курса «Правоохранительные органы» &
Выберите тип вопроса
Множественный выбор $
Верно/не верно Короткий ответ
множественный выбор
Рис. 4 «Выбор типа вопроса»
Тип вопроса «верно/неверно» - это похожий вид тестового задания, который формулируется в виде утверждения и студент должен выбрать один ответ из двух: верно или нет.
Тип вопроса «короткий ответ» - это задание открытой формы, в котором студенты сами вписывают ответ на вопрос из единственного слова или краткой фразы.
Тип вопроса «множественный выбор» - это закрытая форма тестовых заданий, в которых студенту предлагается список ответов на вопросы, из которого он должен выбрать один ответ. Но преподаватель может в настройках вопроса выбрать окошко «Несколько ответов», чтобы позволить ответить испытуемому более одного ответа.
Тип вопроса «на соответствие» - это такое тестовое задание, где составитель устанавливает списки, которые должны быть сопоставлены с другими списками, например, терминов и их определений и т.д.
Тип вопроса «числовой ответ» - ответ на данный вид этого задания должен быть в числовой форме [7].
Тип вопроса «эссе» - это задание, с помощью которого студенты должны ответить на вопрос в виде развернутого ответа (эссе) на заданную тему, и он должен быть оценён вручную преподавателем.
Страница с вопросом также включает в себя: заголовок - наименование, которое студент увидит вверху страницы вопросов; содержание страницы - собственно текст тестового задания, вопроса; ответы и отзывы к ним; переход в зависимости от правильности ответа. После заполнения данной страницы нужно сохранить ее [8].
|в|/ ц|*|-||Е||=|| | | ✓ ||в |о |и | р |Г*Г[^|[хГ[хг|[ё |в II [в
А -|| V -IIЛТ | Т. I - I <—» - | О— - | Н 'н ¿ПИ Д Г ^ * Ж <> | V- | С
Следовательно, дисциплина и отрасль «Правоохранительные органы» имеют предмет и объект, идентичные по содержанию (природе), не разные по объему однородных отношений, возникающих в процессе образования правоохранительных органов и организации управления в сфере правоохранительной деятельности.
Правоохранительный орган — это специальный уполномоченный государственный орган, осуществляющий от имени государства, на основании и в порядке, определенном законодательством, правозащитные, контрольные, надзорные, правоприменительные, о перативнорозыскные. предварительного расследования (в форме дознания и предварительного следствия), административные, профилактические и иные государственные функции в интересах защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, обеспеченные методами убеждения и принуждения, а также иное специальное негосударственное учреждение, образованное в соответствии с законодательством для осуществления правоохранительных функций, на основе устава, зарегистрированного в определенном законом порядке.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И
■ ЩМГ^ ■ ОСППШЕ П
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ
[ "я Г Г
ПРОКУРАТУРА
Рис. 5 «Панель инструментов»
В содержании лекции с помощью панели инструментов мы можем менять шрифт, цвет, размер, стиль, фон текста; вставлять и редактировать изображения, таблицы и использовать другие инструменты для форматирования страницы (рис. 5).
Лекция в системе МооШе должна состоять из гиперссылок для более глубокого изучения и понимания темы.
После окончания загрузки в лекцию страниц с контентом и страниц с вопросами, нужно завершить лекцию, выбрав опцию «Конец лекции» из выпадающего меню на соответствующей странице (рис. 6).
Понятие, предмет и методология курса «Правоохранительные органы» о
Просмотр Редактировать Отчеты Оценить эссе
Поздравления - лекция завершена
Рис. 6 «Завершение лекции»
Так же мы можем прикрепить презентацию по теме лекции в систему МооШе. Для этого нам нужно выбрать пункт «добавить ресурс» и перейти по ссылке «файл» (рис. 7) и далее загрузить нужный документ (рис. 8).
Редактировать -
Добавить ресурс... Галерея УдГтШох Гиперссылка Книга
Отображение вкладок Папка Плакат Пояснение Страница
Элементы начальной загрузки
О
Добавить ресурс..
Редактировать - £ Редактировать -
Редактировать д Редактировать - £
Редактировать д
Добавить элемент курса..
Рис. 7 «Добавление ресурса»
Добавить Файл в Раздел 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы» о
' ««и - I Н / « V := 12. У . Е © ' О Й |_ V Е ЗЕ : Ш Я I Ш
Л. - ^ - .И 1Г. "Л-». * *«•— - О"» -.И.:»: Д П ШЗ /,. п п с
СпоОрлжит». описание > «1>лг«ни|} на страшнее курса о
* Внешний вид
» Общие настройки модуля ► Ограничение доступа
* Выполнение элемента курса
* Теги
Рис. 8 «Загрузка файла» Переход к смешанному обучению, предполагающему перенос лекций в электронную среду, высвобождает аудиторное время для того, чтобы сту-
денты могли активно усваивать новый материал. На занятия студенты приходят более подготовленные: у них есть возможность изучить (повторить) материалы дома; в том темпе, который им подходит; с возможностью задерживаться на наиболее сложных для восприятия местах.
Таким образом, лекционные занятия в системе Moodle имеют свои особенности, отличающие их от традиционных: четко структурированное содержание; блочная схема построения материала; развитая гипертекстовая структура; использование дополнительных приемов изложения материала (звук, анимация, графика).
Список литературы
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
2. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О. А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
3. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В. А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208.
4. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И.Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 4.
6. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.9. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-9
7. Смирнова Ж.В., Кутепова Л.И. Совершенствование подготовки специалистов сферы жилищно-коммунального хозяйства в системе профессионального образования // Глобальный научный потенциал. 2015. № 6 (51). С. 19-21.
8. Bulaeva, M.N., Vaganova, O.I., Koldina, M.I., Lapshova, A.V., Khizhnyi, A.V. Preparation of bachelors of professional training using MOODLE (2018) Advances in Intelligent Systems and Computing, 622, pp. 406-411.
9. Ilyashenko L.K., Prokhorova M.P., Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Aleshugina E.A. Managerial preparation of engineers with eyes of students //International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1080-1087.
Maksimova Ksenia Alekseevna, student
Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Smirnova Zhanna Venediktovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor DEVELOPMENT TECHNOLOGY LECTURES IN AN ELECTRONIC ENVIRONMENT
Abstract. This article discusses the technology of developing the content of lectures in the electronic environment Moodle. In accordance with the FSES VO 3++, the introduction of interactive forms of education is one of the main directions of improving the training of bachelors in modern higher education institutions. The authors of this article revealed the full content of lectures in the electronic environment Moodle; step by step analyzed each step of the creation of electronic lectures..
Keywords: lectures, e-environment, Moodle, the content of the lecture.