ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалав-ров // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75272. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75272.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 75272
УДК 37.013.42
Свиридов Александр Николаевич,
кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]
Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалавров
Аннотация. В статье дан сравнительный анализ моделей обучения в вузе. Определены специфика интерактивной модели, ее возможности для реализации субъ-ектности как преподавателя, так и студента, достижения нормативных требований ФГОС. Показана методика проведения лекционных занятий на основе интерактивного подхода к обучению.
Ключевые слова: субъектность, интерактивные формы обучения, модели обучения, интерактивная лекция для бакалавров.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
ФГОС высшего образования определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий» [4]. Поэтому освоение и развитие интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе.
Как определяет Б.М.Бим-Бад: «Интерактивное обучение (от англ. interation - взаимодействие) - обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» [2, с. 107]. В процессе интерактивного обучения принципиально меняется тип взаимоотношений преподавателя и студента. Можно утверждать, что только интерактивное обучение дает возможность и студенту и преподавателю реализовать их подлинную субъектность.
Сравним модели обучения и взаимоотношений преподавателя и студента по критерию «субъектность». При «пассивном» обучении субъектом (активным носителем) обучения является педагог, а студент - объект процесса преподавания (рис. 1).
Рис. 1. Модель «пассивного» обучения студентов На рис. 1 наглядно продемонстрировано доминирование «преподавания» над «учением» в едином процессе обучения.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалав-ров // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75272. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75272.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Рассмотрим модель «активного» обучения, в которой студент уже выступает в роли субъекта, но процесс обучения по-прежнему выстраивает преподаватель (рис. 2).
Рис. 2. Модель «активного» обучения студентов
На рис. 2 отражено взаимодействие каждого отдельного студента и преподавателя. Студент получает «субъектность» и относительную самостоятельность, но все рычаги управления процессом «учения» по-прежнему у преподавателя. Получается как бы «регламентированная активность» студента в обучении, а его субъектность -фрагментарна.
Интерактивная модель обучения разрешает противоречия, связанные с субъ-ектностью студента, которые имеют место в первой и второй модели.
Рассмотрим теоретические посылы проектирования интерактивной модели образования студента. На понятийном уровне «интерактивный» («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (другой человек) или с чем-либо (машина, компьютер). Интерактивное обучение представляет из себя, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами.
Данная модель позволяет учесть других участников образовательного процесса как его субъектов, что обогащает процесс учения. В этой модели появляется и еще одно новое качество - социальная направленность обучения, так как и сверстники и образовательная среда начинают в полную силу действовать как факторы социализации, поскольку появляется возможность субъектного самоопределения каждого
Рис. 3. Интерактивная модель обучения студентов
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалав-ров // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75272. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75272.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Как видим из рис. 3, интерактивная модель обучения включает субъектность студента не только в рамках коммуникаций с преподавателем, но и создает пространство многовариантных социальных коммуникаций, позволяющих реализовывать многообразные технологии, методы и формы интерактивного обучения.
Необходимость межсубъектного общения студентов в процессе интерактивного обучения отмечают многие исследователи: Е. И. Сорокина, Л. Н. Маковкина, М. О. Колобова [3], Гура В. В., Турик Л. А., Терновая И. П. [8], Е. А. Реутова [6].
Интерактивное обучение относится к инновационным образовательным технологиям. Учебный процесс при данном типе обучения организуется с учетом включенности в процесс учения всех без исключения студентов группы. Совместная деятельность означает, что в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, каждый вносит свой социальный опыт и личностный вклад. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется метод проектов, ролевые игры, осуществляется работа с документами и разнообразными источниками информации [9].
В модели интерактивного обучения усложняется работа преподавателя, так как он здесь выступает не в традиционной роли «транслятора» знаний, а в роли «медиатора», «посредника», «тьютора», «эдвайзера». Все это требует от преподавателя иной субъектности, чем в традиционной модели: выход за рамки «знаниевой», «информационной» парадигмы обучения в сферу индивидуальных траекторий и маршрутов самообучения, самовоспитания и саморазвития каждого студента [1].
Активность преподавателя уступает место активности студентов, а задачей преподавателя становится обеспечение организационно-педагогических условий для реализации субъектности студентов и их познавательных инициатив [5].
Задачами интерактивных технологий обучения являются:
- пробуждение у обучающихся устойчивого интереса к учению;
- повышение эффективности усвоения учебного материала;
- самостоятельный поиск путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
- нахождение собственного варианта и обоснование своего решения;
- установление взаимодействия между студентами, обучение технологии «работать в команде», проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход каждого студента на уровень осознанной компетентности.
Анализ вузовского опыта внедрения ФГОС позволяет систематизировать интерактивные методы обучения (см. таблицу).
Систематизация интерактивных методов обучения
Неигровые интерактивные методы Игровые интерактивные методы
Анализ конкретных ситуаций (case-study) Деловая учебная игра
Методы кооперативного обучения Организационно-деятельностная игра
Мастер класс Ролевая игра
Ситуационный анализ Психологический тренинг
Метод проектов СПТ
Портфолио Игровые занятия на машинных моделях (искусственные образовательные среды, компьютерные деловые игры)
Семинар в диалоговом режиме (семинар-диалог) Игровое проектирование
Вузовские, межвузовские видеотелеконференции Дискуссия
3
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалав-ров // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75272. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75272.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал
Проведение форумов Мозговой штурм, брейн-ринг,
Компьютерные симуляции Круглый стол) n
Компьютерное моделирование Групповые дискуссии
Презентации на основе современных мультимедийных средств Диспут
Интерактивные лекции Симпозиум
Лекция пресс-конференция Дебаты
Бинарная лекция (лекция вдвоем); Игровые ситуации
Лекция с заранее запланированными ошибками
Лекция с разбором конкретных ситуаций
Лекция-консультация
Проблемная лекция
Эвристическая беседа
Коллоквиум
О ISSN 2304 -12С
ниепт
Следует отметить, что в поле ФГОС традиционные методы и формы обучения приобретают инновационное содержание и мобильность. Прежде всего, это касается такой традиционной формы преподавания как лекция.
В учебном процессе в современных вузах применяются различные виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, с применением мультимедийного оборудования (наглядные материалы, слайды, презентации), лекция-диалог, лекция-пресс конференция и др. При чтении лекций в современных условиях является абсолютно необходимым применение мультимедиа проекторов.
Интерактивная лекция - выступление преподавателя перед большой аудиторией с применением активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм.
Лекция-пресс-конференция - проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов по 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и организует формулировку основных выводов.
Лекция вдвоем (бинарная лекция) - это разновидность ведения лекции в форме диалога или дискуссии двух преподавателей по научной проблеме. Эффективность данной формы повышается, если происходит демонстрация культуры дискуссии, вовлечение студентов в обсуждение проблемы.
Проблемная лекция - новое знание вводится через актуализацию и проблем-ность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Лекция с заранее запланированными ошибками - рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.
В практике подготовки студентов - бакалавров социальных педагогов АлтГПУ давно положительно зарекомендовали себя «тренинг личностного роста социального педагога», «коммуникативный тренинг», «тренинг общения» [7, с. 371].
Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Свиридов А. Н. Интерактивное обучение социальных педагогов-бакалав-ров // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75272. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75272.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Тренинг - форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.
Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на формирование профессиональных компетенций социальных педагогов, смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Основная цель социально-психологического тренинга - повышение компетентности в общении.
Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные, в том числе и интерактивные технологии обучения.
Ссылки на источники
1. Александрова Е. А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития // Народное образование. - 2014. - № 9. - С. 180-187.
2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 107.
3. Гура В. В., Турик Л. А., Терновая И. П. и др. Интерактивные технологии обучения в подготовке социальных педагогов / под ред. В. В. Гуры. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 108 с.
4. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2014. - URL: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
5. Леонтьев Д. А., Сулимина О. В., Бастракова А. С. Траектория личностного развития у подростков, воспитывающихся в семье, и подростков-сирот // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 30-48.
6. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.
7. Свиридов А. Н. Тренинг личностного роста в подготовке социальных педагогов // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 371-373.
8. Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н., Колобова М. О. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 167-169.
9. Шаталова Е. А., Свиридов А. Н. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогическом пространстве вуза // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сб. материалов международ. науч.-практ. конф. -Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 220-222.
Alexander Sviridov,
Ph.D., professor, Altai State Pedagogical University, Department of Pedagogy, Barnaul [email protected]
Interactive training social workers
Abstract. This article presents a comparative analysis of models of training in high school. Specificity interactive model, its ability to implement the subjectivity of both teachers and students to achieve regulatory compliance GEF. The technique of holding lectures on the basis of an interactive approach to learning.
Key words: subjectivity, interactive forms of education, training models, interactive lecture for bachelors.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Свиридов А. Н., 2015
www.e-koncept.ru
5