Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе'

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / КУРАТОРСТВО / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ФАСИЛИТАЦИЯ / COACHING / FACILITATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / SUBJECT POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридов Александр Николаевич, Кириенкова Наталья Витальевна

Рассмотрены содержание ИОМ, особенности его организации в деятельности куратора студенческой группы. На примере ведущих педагогических вузов России определены потенциальные возможности новой функции куратора – фасилитация образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual educational routes (IOR) in the work of the curator of the student group at the university

IOR reviewed content, especially in the activities of his organization curator of the student group. On the example of the leading educational institutions Russia identified potential new functions curator – facilitation of education.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75271. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 75271 УДК 371.112

Кириенкова Наталья Витальевна,

старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]

Свиридов Александр Николаевич,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе

Аннотация. Рассмотрены содержание ИОМ, особенности его организации в деятельности куратора студенческой группы. На примере ведущих педагогических вузов России определены потенциальные возможности новой функции куратора -фасилитация образования.

Ключевые слова: кураторство, индивидуальный образовательный маршрут, фа-силитация, субъектная позиция.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В связи с переориентацией современного образования со знаниевой парадигмы на личностную, с использованием личностно-ориентированных технологий преподавания становится необходимым обеспечение учащимся субъектной позиции в обучении. Достижение этой цели связано с индивидуализацией учебно-воспитательного процесса.

В ряде педагогических исследований (Е.А. Александрова, В. И Богословский, С. И. Воробьева, В. А. Козырев, Н. Л. Шубина) доказано, что если в образовательном процессе вуза осуществляется проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студента, построение своего образовательного пути, в формировании которого превалирует личностное начало и обучающийся выступает как субъект выбора, разработки и реализации образования, то уровень осознанности учения, интереса к предметам, а следовательно, и результаты педагогического процесса становятся гораздо выше [1-3].

В воспитательном процессе вуза, очень большую роль играет личность преподавателя. Преподаватель должен вести себя так, чтобы студенты видели в тебе в первую очередь человека и друга, а потом уже администратора; находить индивидуальный подход к каждому студенту; помогать студентам в решении жизненных и учебных проблем; жить интересами своих студентов; современно и хорошо выглядеть.

Учеными выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе [1,4-6].

К социально-педагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; предоставление студентам возможности осваивать профессиональную образовательную программу на основе вы-

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75271. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

бора учебных курсов, дисциплин и вариативных модулей; активное включение обучающихся в формировании своего индивидуального учебного плана по годам обучения; возможность выбора студентом преподавателей части учебных спецкурсов; сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов (тьюторов).

Так, перед студентом встают проблемы: формирование индивидуального учебного плана, выбор модулей и учебных курсов. Обучающийся может испытывать затруднения при выборе того или иного курса, результаты освоения которого могут быть полезны для его профессионального роста. В данных условиях обучения студенту необходима консультация или совет компетентного специалиста - академического консультанта (тьютора).

Опираясь на опыт организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена, мы считаем, что реализация индивидуального образовательного маршрута в современном вузе возможна при выполнении академическим консультантом (тьютором) следующих функций [7, с. 147]:

- консультирование по поводу выбора дисциплин, курсов, изменения намеченного маршрута;

- оказание помощи студенту в разрешении проблем, связанных с учебой, здоровьем, финансами и личными проблемами;

- информирование студента о существующих службах для студентов в вузе;

- поддержка и сопровождение во время обучения и др.;

- поддержка при появлении личных проблем, представление интересов студента на совете экзаменаторов и др.

Необходимо отметить, что для эффективного выполнения своих обязанностей академический консультант (тьютор) должен [9]:

- быть в курсе инфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса: правил приема, регистрации на курс (дисциплину), требований, которым должны соответствовать студенты на определенном этапе их обучения, планирования индивидуального образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов студента;

- знать, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения;

- отслеживать достижения студентов в процессе обучения и вести записи каждой встречи со студентом для того, чтобы можно было проследить продвижение студента;

- знать, где заканчиваются его обязанности, чтобы вовремя направить студента в другую службу с целью качественного оказания ему помощи (например, психологической);

- относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента, выслушивать студента, стараться помочь разрешить существующую проблему, не забывая о том, что общение со студентом должно носить конфиденциальный характер.

Следовательно, роль академического консультанта (тьютора) в реализации индивидуального образовательного маршрута является одним из организационнопедагогических условий в осуществлении индивидуализированной помощи и психолого-педагогического сопровождения студентов [6, с. 53-54].

Педагогическое сопровождение студентов - это многоплановое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индиви-

2

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75271. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

дуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.

Данный анализ актуализировал проблему субъектности студента в проектировании и реализации ИОМ. Как технологически студенту реализовать свое право субъектности в вузе?

В основу организационно-педагогических условий реализации индивидуального образовательного маршрута положен индивидуальный учебный план. При организации индивидуально-ориентированного способа освоения компетентностей каждый студент составляет свой индивидуальный учебный план. В этой связи индивидуальный учебный план (как документ) содержит:

- наименование основной образовательной программы, название факультета (института), выпускающей кафедры или дирекции образовательной программы, сведения о руководителе образовательной про граммы и сведения об академическом консультанте;

- график учебного процесса;

- индивидуальный рабочий план на каждый семестр с указанием количества зачетных единиц за каждый вид деятельности, а также итогов промежуточной и текущей аттестации;

- технологическую карту научно-исследовательской работы (для магистранта);

- технологические карты практик;

- сведения о выпускной квалификационной работе для магистранта или бакалавра четвертого года обучения (тема, дата утверждения темы на заседании кафедры, срок представления и срок защиты, сведения о научном руководителе);

- технологическую карту выпускной квалификационной работы и др.

Социальные педагоги-бакалавры должны выработать такую компетентность как

фасилитативность. Фасилитация (от французского faciliter - облегчать) означает создание таких социально-психологических условий, при которых педагог мог бы чувствовать себя защищенным, спокойно работать, сохранить свое психическое здоровье и самореализоваться как личность. Р.В. Овчарова считает, что не все учителя нуждаются в психологическом сопровождении, но фасилитация труда нужна всем. Учитель, которому создаются фасилитирующие условия, сам становится фасилитатором для своих учеников. Только тогда он становится субъектом педагогического процесса. Иначе учитель может остаться невротической личностью с массой комплексов и психологических защит. Тогда он становится угрожающей фигурой для формирования личности ребенка

Реализация технологии индивидуального образовательного маршрута в рамках целостной модели профессионализации на весь период обучения является источником модернизации высшего педагогического образования и зависит от научнотеоретической, психологической и технологической подготовки вузовских преподавателей и академических консультантов - тьюторов [10].

В этой связи значимость организации индивидуального образовательного маршрута в современном вузе остается высокой и побуждает к дальнейшему исследованию влияния технологии на повышение качества подготовки учителя.

Ссылки на источники

1. Александрова Е. А. Тьюторство как культурная профессиональная практика, совмещающая психологическое и педагогическое сопровождение обучающегося в современной образовательной системе // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2013. - № 2 (28). - С. 59-63.

3

Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н. Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в работе куратора студенческой группы в вузе // Концепт. -2015. - Спецвыпуск № 19. - ART 75271. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75271.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический ~ электронный журнал

2. Александрова Е. А., Андреева Е. Теория и практика тьюторской деятельности в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. -2013. - Т. 2. - № 2. - С. 222-232.

3. Александрова Е. А. Тьютор: реальное взаимодействие практической психологии и педагогики. // Школьный психолог. - 2007. - № 3. - С. 6.

4. Богословский В. И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2000.

5. Воробьева С. И. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1999.

6. Козырев В. А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале болонского процесса. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.

7. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный путь студента вуза как предмет педагогического исследования. Новое в педагогических исследованиях. Вып. 1: сб. науч. ст. аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена / под ред. А. Г. Козловой, А. П. Тряпи-цыной. - СПб.: Нестор, 2004. - С. 147-157.

8. Модернизация общего образовании: вариативный личностно направленный учебный план школы: кн. для администратора школы / под ред. В. В. Лаптева, А. П. Тряпицыной. - СПб.: ООО «Бреста». 2002.

9. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: метод. материалы / О. В. Акулова и др. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.

10. Шаталова Е. А., Свиридов А. Н. Инновационный потенциал кураторства в социальнопедагогическом пространстве вуза // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сб материалов международ. науч.-практ. конф. -Барнаул: АлтГПА, 2014. - С. 220-222.

О ISSN 2Э04-12С

ниепт

Natalia Kirienkova,

senior lecturer in pedagogy, Altai State Pedagogical University, Barnaul

[email protected]

Alexander Sviridov,

Ph.D., professor, Altai State Pedagogical University, Department of Pedagogy, Barnaul [email protected]

Individual educational routes (IOM) in the work of the curator of the student group at the university Abstract. IOM reviewed content, especially in the activities of his organization curator of the student group. On the example of the leading educational institutions Russia identified potential new functions curator - facilitation of education.

Key words: coaching, individual educational route, facilitation, subject position.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н., 2015

www.e-koncept.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.