Научная статья на тему 'Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза'

Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
465
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ / ДИСКУССИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-МЕТОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ANALYSIS OF SITUATIONS / CASE-STUDIES / DISCUSSION / INTERACTIVE TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Елена Александровна

В статье актуализируется применение кейс-метода в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, последовательность проведения занятия с применением кейс-метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the method of case-studies the training of students of pedagogical high school

Article updated the application of case-method in the process of training of students of pedagogical university.

Текст научной работы на тему «Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

ART 75274

УДК 371.13

Шаталова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул [email protected]

Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза

Аннотация. В статье актуализируется применение кейс-метода в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, последовательность проведения занятия с применением кейс-метода.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, интерактивное обучение, кейсметод, дискуссия, анализ ситуаций, профессиональные компетенции.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В последнее время большой интерес для педагогов высших учебных заведений вызывают активные и интерактивные методы и формы обучения студентов с целью формирования профессиональных компетенций, так как в настоящее время главными факторами развития личности являются взаимодействие между людьми и предметно-практическая деятельность [1].

Наряду с традиционными методами и приемами обучения на современном этапе развития образования интерактивное обучение приобретает особую популярность. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных занятий, предусматривающая создание «фокус-групп», проектные технологии, тренинги и методы case-studies (кейс-методы).

Кейс-метод - это инновационный метод обучения в вузе, который учитывает все особенности изучаемой дисциплины и формирует необходимые знания, умения и навыки. Данный метод работы со студенческой аудиторией направлен на решение определенно-поставленной проблемы, исходя из условий реальной учебной ситуации [2, с. 7].

При изучении психолого-педагогических дисциплин кейс-метод используется как эффективное дополнение к лекционной методике преподавания, так и к практическим занятиям, тем самым закрепляя изучаемую тему. В процессе обучения с использованием кейс-метода формируются профессиональные компетенции, такие как коммуникабельность, целеустремленность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации [3].

Принципиальное отличие данного метода от традиционных методик обучения в демократизации получения знаний, т. е. равноправие всех со всеми в процессе обсуждения проблем, в том числе и с преподавателем. С применением кейс-метода акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Результатами применения кейс-метода помимо знаний выступают навыки профессиональной деятельности, а также развитие профессиональных позиций, системы ценностей, жизненных установок, своеобразного мироощущения.

Процесс организации учебного занятия с использованием кейс-метода предполагает разнообразие технологических подходов и имеет свою специфику.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

Процедура работы с кейсом состоит в том, что студенты, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализирует ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в процессе дискуссии с другими участниками образовательного процесса. Для знакомства с ситуацией прямо на занятии, для индивидуального анализа необходимо от 15 до 35 минут в зависимости от объема материала. В процессе анализа ситуации студенты учатся действовать совместно «в команде», проводить многоаспектный анализ и принимать решения. На рассмотрение ситуаций, как правило, требуется от 40 минут до 1,5 часов учебного времени. Продолжительность учебных занятий зависит от степени сложности предложенной ситуации и глубины знаний студентов.

Этапы работы с кейсом:

1. Подготовительный этап. На данном этапе преподавателем подготавливается кейс для работы со студентами. Процесс создания кейса и вопросов для него носит творческий характер, включающий в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя. Кейс может быть представлен в полном объёме, либо только его ключевая часть (на усмотрение преподавателя).

Пример ситуации:

Ученик 8-го класса из неполной семьи, был замечен в употреблении алкоголя. Начал прогуливать уроки. Отношения в семье сложные, с матерью постоянно конфликтует.

Вопросы

1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы?

2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей?

Ответы

1. Социальный педагог должен выявить причину злоупотребления алкоголем у подростка.

2. Провести работу с матерью и помочь ей наладить отношения с сыном.

2. Этап индивидуальной работы. На данном этапе осуществляется индивидуальная самостоятельная работа студентов с кейсом, которая состоит в самостоятельном выявлении сути проблемы, формулировании собственной позиции в оценке ситуации, путей ее решения и рекомендаций. Анализ, проведенный каждым студентом, может обсуждаться в малой рабочей группе для выработки ее единой позиции или сразу привноситься в общегрупповую дискуссию.

В общем виде требуемый от студентов анализ кейса напоминает решение проблемной ситуации и включает следующие шаги:

1) анализ ситуации с целью определения проблемы;

2) подведение теоретических оснований под конкретный случай;

3) разработка плана решения проблемы;

4) обоснование конкретных способов, средств и приемов воздействия;

5) рефлексивный прогноз возможных последствий и результатов применения выработанной стратегии решения ситуации.

Как правило, такая работа проводится каждым студентом самостоятельно, оформляются в письменном виде, после чего обсуждаются.

3. Этап анализа практической ситуации. Рассмотрение ситуаций может осуществляться по подгруппам (по 5-7 человек), в случае малого количества присутствующих студентов на занятии, участники распределяются по парам.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

Так как количество учащихся варьируется в зависимости от масштабов и сложности ситуации, от ее новизны. Деятельность в малых группах занимает значимое место в кейс-методе, так как это самый эффективный метод изучения и обмена опытом.

Здесь возможны следующие формы работы:

- возможен запрос на дополнительную информацию. Это обсуждается в группе, и решается вопрос о ее необходимости для принятия обоснованного решения;

- каждой подгруппе студентов выдается вся информация, которую они запросили, а затем на общей дискуссии при обсуждении принятых решений выясняется, какая из полученной информации оказалась использованной при выработке решения;

- производится как качественное (значимость информации для принятия решения), так и количественное взвешивание (в очках, баллах) «стоимости» запрошенной информации по сравнению с ценностью принятого решения в тех же единицах. При этом «стоимость» информации заранее оговаривается, а оценку решений слушатели производят коллективно.

4. Этап предварительного обсуждения ситуации в аудитории. На данном этапе преподаватель получает информацию о усвоении материала обучаемыми и о правильном понимании участниками проблем, поставленных в ситуации, так как студентами самостоятельно изучается новый материал по кейсу, необходимый для выполнения практического задания. Методами проверки полученных знаний могут быть как традиционные (взаимопроверка, устный фронтальный опрос, ответ по карточкам и т. д.) и нетрадиционные (тестирование, рейтинг и т. д.).

5. Этап межгрупповой дискуссии. Данный этап реализуется на основе сообщений подгрупп. Представители, каждой из подгрупп для представления итогового материала, выступают со своими предполагаемыми решениями и анализом, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель выполняет роль руководителя дискуссии (координатора) и контролирует ситуацию, а при необходимости выполняет роль критика, активизируя и направляя дискуссию.

6. Заключительный этап. На данном этапе осуществляется подведение итогов. Первоначально высказываются желающие из аудитории, а затем сам преподаватель ведущий занятие, далее он дает оценку выводам отдельных участников и подгрупп, а также всему ходу дискуссии [5].

Для качественного подведения итогов деятельности студентов преподаватель использует многокомпонентный метод формирования оценки. Критериями оценивая деятельности студентов выступают:

- уровень активности на занятии (владение категориальным аппаратом выступление, предложение плана действий, участие в обработке количественных данных и др.);

- подготовленные письменные работы (оформление документов надлежащим образом, формулировка и анализ всех проблем, имеющихся в кейсе, собственные выводы и др.).

Одновременно с оценкой преподаватель формулирует и обосновывает варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения. Множественность допустимых решений является специфической особенностью многих ситуационных заданий. Следовательно, предлагаемые студентами решения нельзя разделить на «правильные» и «неправильные». Они могут разделяться по обоснованности решения, по степени риска, по затратам ресурсов, но при этом самые разные решения будут правильными, то есть соответствующими заданию.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

Использование традиционной шкалы оценки, или перевод баллов в традиционные отметки, безусловно является для преподавателя привычным и информативным. Однако можно использовать полученные баллы иначе, ведь смысл выполнения ситуационных заданий заключается не в фиксации того, что умеет или не умеет делать студент, а в получении информации о том, какие умения ему необходимо освоить и чему необходимо студенту научиться. Причем эта информация необходима в большей степени студенту, так как одной из задач ситуационных заданий является оценка студентом своих учебных успехов. Следовательно, эффективней будет ввести рейтинг студентов по результатам выполнения заданий, который может быть представлен на доске или специальном экране. Кроме этого, оценке студентом своих учебных успехов будет, способствовать и самооценка студентами уровня сфор-мированности тех или иных компетенций (см. таблицу) [2, с. 16-17]. Для оценивания результатов решения ситуационных задач наиболее целесообразно руководствоваться стратегией «эффективно - неэффективно в решении проблемы», а не «верно - неверно».

Оценка развития у студентов способности к самостоятельному решению проблем

Умения Критерии сформированности умений Баллы

1 2 3 4 5

Умение решать проблемы образовательной деятельности Использовать различные источники образовательной информации, ориентироваться в образовательном пространстве

Решать учебно-познавательные проблемы

Решать коммуникативные проблемы, связанные с образовательной деятельностью

Умение объяснять явления действительности (решать познавательные проблемы) Описывать явления действительности, выделять их существенные и несущественные признаки, выявлять происходящие в них изменения

Раскрывать причинно-следственные, закономерные и случайные связи явлений действительности

Систематизировать явления действительности

Использовать научные методы познания явления действительности

Обосновывать собственную мировоззренческую позицию

Умение ориентироваться в мире ценностей (решать ценностно-ориентационные проблемы) Определять собственные ценности

Различать существующие виды ценностей (материальные, социальные, духовные)

Выбирать критерии оценки явлений действительности)

«Взвешивать» ценности

Умение решать практические проблемы, связанные с реализацией определенной социальной роли Работать с различными видами текстов, имеющих функциональное назначение (учебные тексты, деловая информация, научно-популярные тексты)

4

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

научно-методический электронный журнал

Использовать технические средства, использовать существующие нормы и правила поведения применительно к конкретным ситуациям, приборы, инструменты при решении познавательных и практических проблем

Объяснять, какие знания лежат в основе изучаемых норм,правил,инструкций

Умение решать практические проблемы универсального характера Достигать успеха в приоритетных видах деятельности

Решать проблемы в любых видах профессиональной и любой другой социальной деятельности

Решать проблемы в условиях недостаточной информации и данных о событии

Умение проектировать и принимать решения Проектировать планировать стратегию и принимать решения

Принимать правильные решения в не зависимости от сложности ситуации

Моделировать будущее совей профессиональной деятельности

Предлагать несколько вариантов решения проблемы

Умение применять академическую теорию в реальных событиях будущей профессиональной деятельности Классифицировать, выделять, нужную информацию

Использовать на практике академические теории, методы и принципы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

При выборе кейс-метода, как ресурса формирования профессиональных компетенций будущих социальных педагогов мы исходили из того, что применение данной технологии повысит уровень мотивации студентов для изучения дисциплины, а работа с кейсами будет стимулировать студентов добывать новую информацию, обращаясь к ранее изученному материалу [4].

Таким образом, профессиональная подготовка студентов - будущих педагогов предполагает стимулирование их к активной познавательной деятельности и творческому мышлению, развитию способности к прогнозированию, генерированию идей, рефлексии, стремлению к совершенствованию. Полученный опыт на занятиях с использованием кейс-метода поможет обогатить студента навыками профессиональной деятельности еще на этапе вузовской подготовки, сформировать устойчивую педагогическую позицию как основу профессионализма.

Ссылки на источники

1. Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие / авт.-сост. А. К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.

2. Савельева М. Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: учеб.-метод. пособие. - Ижевск: УдГУ, 2013. - 94 с.

3. http://www.moeobrazovanie.ru/metod_case_studies.html

4. http://cyberleninka.ru/article/n/keys-metod-i-ego-resursy-v-formirovanii-pedagogicheskoy-kompetentnosti-sotsialnyh-pedagogov

5. http://surgpu.ru

Elena Shatalova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Asssistant Professor Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical

University, Barnaul

[email protected]

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шаталова Е. А. Использование метода case-studies в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 19. - ART 75274. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

koncept.ru/2015/75274.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN2304-120X.

Using the method of case-studies the training of students of pedagogical high school Abstract. Article updated the application of case-method in the process of training of students of pedagogical university.

Key words: professional training, interactive training, case-studies, discussion, analysis of situations, professional competence.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 06.04.15 Получена положительная рецензия 08.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 08.04.15 Опубликована 29.04.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Шаталова Е. А., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.