Abstract: The article discusses the theoretical foundations and practical aspects of real estate insurance for individuals, analyzes the general indicators of the development of this segment of the insurance market, including leading insurers, and identifies some trends in the future development of the real estate insurance market for individuals in our country. Keywords: insurance, property insurance, real estate, real estate insurance market for individuals.
УДК 371.3
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЕБ-
КВЕСТА
Жидков Алексей Андреевич, студент 3 курса,
(e-mail: [email protected]) Гордеев Кирилл Сергеевич, студент 3 курса, (e-mail: [email protected]) Ваганова Ольга Игоревна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Смирнова Жанна Венедиктовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье представлены особенности разработки образовательного веб-квеста как педагогической технологии. Авторы затронули вопрос актуальности использования информационно-компьютерных технологий в педагогической деятельности, выделив при этом роль образовательного веб-квеста формировании компетенций обучающихся вуза. В качестве особенностей анализируемой технологии в статье приведены компетенции, которые она формирует в системе высшего образования у обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), этапы, а также требования, предоставляемые к его разработке и ролевой компонент. Далее авторы представили разработанный ими образовательный веб-квест по дисциплине «Педагогические технологии».
Ключевые слова: информационные технологии, особенности веб-квеста, компетенции, роли, задания.
В настоящее время становится всё более актуальным вопрос, связанный с применением новых информационных технологий в образовательной системе и деятельности педагогического работника. Это не только различного рода новые технические средства, но также новые формы и методы преподавания, обновлённый подход к процессу обучения [3].
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для педагога новые возможности в преподавании своего предмета. Одной
из педагогических технологий, для осуществления которых используются информационно-компьютерные средства, является образовательный веб-квест.
Существует несколько определений понятия веб-квест, которые можно объединить в одно. Так, образовательный веб-квест - проблемное задание, которое включает в себя элементы ролевой игры и имеет цель, заключающуюся в практическом закреплении полученных теоретических знаний по любой дисциплине, а также в приобщении обучающихся к исследовательской, проектной деятельности с помощью ресурсов сети Интернет [1].
Изучение любой дисциплины с использованием веб-квестов дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов учебного занятия, что способствует развитию интереса обучающихся к предмету.
Одной из ключевых особенностей технологии образовательного веб-квеста является то, что его использование с учётом дидактических принципов проектирования позволяет:
- организовать учебный процесс на основе сочетания идей проектного метода и игрового обучения, взаимодействия в команде, информационно-коммуникационных технологий;
- формировать у обучающихся познавательную мотивацию и универсальные учебные действия;
- развивать воображение студентов, предоставлять им возможность проводить собственные исследования, руководствуясь логическими доводами и догадками;
- развивать навыки критического и творческого мышления;
- использовать время обучающихся с пользой, чтобы те сосредоточились именно на использовании информации, ее анализе и синтезе, а не только на ее поиске;
- предоставлять возможность студентам изучать поставленные перед ними задачи и давать свой четкий ответ;
- развивать способности студентов обрабатывать информацию своими собственными силами и способами [2].
Рассмотрим этапы его разработки:
1. Введение (предложение истории или задачи по определенной теме, описание главных ролей участников, сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста).
2. Задание (определение итогового результата самостоятельной работы: наличие вопросов, на которые нужно найти ответы; выделение проблемы, которую необходимо решить; определение позиций, которые должны быть защищены; указание другой деятельности, направленной на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
3. Ресурсы (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Вебсайтов по теме, необходимые для выполнения заданий).
4. Реализация (описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квест-проекта при самостоятельном выполнении задания по этапам).
5. Оценка (описание критериев и параметров оценки веб-квеста, самооценка, сравнение с результатами других участников).
6. Заключение (суммирование опыта, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом, включение риторических вопросов, стимулирующих их активность в последующем накоплении собственного опыта).
Рассмотрим и охарактеризуем требования к его разработке.
Формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии осуществляется не в том момент, когда он воспринимает готовое знание, а именно в процессе его собственной деятельности, которая направлено на "открытие" им нового знания. Основным механизмом реализации целей и задач образовательного веб-квеста является включение обучающегося в учебно-познавательную деятельность. Обучающиеся при выполнении заданий веб-квеста должны сами обрабатывать информацию, а также принимать взвешенные решения.
В процессе образовательной деятельности передаются только знания, а убеждения, в свою очередь, каждый человек вырабатывает самостоятельным образом, то есть сознательно. Сознательность в усвоении материала обучающимися во многом зависит от деятельности преподавателя, которому необходимо постоянно следить за вниманием обучающихся в процессе обучения, а также стимулировать их деятельность постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания. Обучающимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, то есть им должен быть интересен сам процесс познания.
Требование психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, то есть создание на учебном занятии такой атмосферы, которая расковывает обучающихся, и в которой они чувствуют себя «как рыба в воде». Веб-квест в данном случае является прекрасным способ захватить воображение студентов и дать им возможность проводить свои собственные исследования, руководствуясь при этом логическими доводами и догадками. Обучающимся будет интересно искать ответы на вопросы, так как для этого им понадобится Интернет, являющийся верным спутником и помощником всех современных студентов. Также не следует забывать, что веб-квест обеспечивает общение, групповую работу, которая, безусловно, важ-
на в аспекте социального взаимодействия в современном мире высоких технологий.
Требование вариативности предполагает собой развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи, а также умения осуществлять систематический перебор вариантов. Веб-квесты, в которых реализуется принцип вариативности, снимает у обучающихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а скорее как сигнал для её исправления.
Требование, основанное на принципе творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало при разработке веб-квестов. Благодаря веб-квесту развиваются навыки не только критического, но и творческого мышления вследствие определённой формы заданий [1].
Кроме того, образовательный веб-квест обладает особенностью ролевого разделения пользователей, то есть им предлагается выбрать конкретную предложенную роль в рамках данного образовательного веб-квеста и двигаться согласно заранее проработанному пути или сценарию, реализовывая тем самым свою роль и выполняя различные задания [4].
Авторами был разработан образовательный веб-квест по дисциплине «Педагогические технологии». Всего в веб-квесте представлено две роли -«педагог» и «студент». Для каждой из ролей были созданы задания определённого типа, вытекаеющие из специфики их деятельности. Для педагога были созданы задания, которые напрямую связаны с педагогической деятельностью. Такими заданиями являются составление вопросов по определённому разделу, создание презентации, разработка учебного проекта. Для студента же подразумевается взаимодействие с педагогом, проявляющееся в выполнении разработанных педагогом заданий.
Одной из ключевых особенностей содержания и последовательности разработанных заданий является поэтапное увеличение уровня их сложности в контексте именно самого вида интеллектуальной деятельности, которая подразумевается в задании. Здесь имеется в виду, что, к примеру, первое задание подразумевает лишь формулировку вопросов и написание ответов на них. Второе же задание подразумевает наиболее творческую деятельность - создание презентации в случае педагога и кластера в случае студента. Третье задание можно назвать самым творческим из представленных, так как оно подразумевает разработку учебного проекта и его анализ. В данном случае можно провести аналогию с таксономией Б. Блума, шестой элемент которой носит название «Оценка» и подразумевает умение оценивать значение того или иного материала для конкретной цели, что как раз и необходимо при выполнении данного задания.
Таким образом, образовательный веб-квест - педагогическая технология, которая развивает определённые компетенции и имеет ряд особенностей, которые отличают её от других педагогических технологий. Нельзя сказать, что анализируемая в данной статье технология является гораздо
более эффективной нежели другие педагогические технологии, но следует отметить, что она имеет ряд достоинств, которые как раз-таки вытекают из особенностей разработки и прохождения образовательного веб-квеста.
Список литературы
1. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2
2. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 103-105.
3. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
4. Лошкарева Д.А., Ваганова О.И., Макеева А.В. Методика проведения занятий с использованием интерактивных технологий обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-4. С. 53-56.
5. Самерханова, Э. К. Проектирование единого информационно-образовательного пространства в вузе: подходы и принципы: монография/Э. К. Самерханова, А. В. Макеева. -Нижний Новгород: НГПУ, 2011. -107 с.
Zhidkov Alexey Andreevich, 3rd year student, Gordeev Kirill Sergeevich, 3rd year student, Vaganova Olga Igorevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Smirnova Zhanna Venediktovna Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FEATURES OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL WEB QUEST This article presents the features of the development of educational web quest as a pedagogical technology. The authors raised the issue of the relevance of the use of information and computer technologies in educational activities, highlighting the role of the educational web quest for the formation of competencies of students of the university. As features of the analyzed technology, the article describes the competencies that it forms in the system of higher education of students in the direction of training. Vocational training (by industry), stages, as well as requirements for its development and role-playing component. Further, the authors presented an educational web quest developed by them on the subject "Pedagogical Technologies".
Keywords: information technologies, web quest features, competences, roles, tasks.
УДК 378.046
ИССЛЕДОВАНИЕ ВНУТРИГРУППОВЫХ КОНФЛИКТОВ
В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ Зайцева Анастасия Александровна, студент
(e-mail: [email protected]) Мартюхина Марина Дмитриевна, студент (e-mail: [email protected]) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])