жайшего окружения, социокультурные факторы. Все факторы внешней среды находятся в тесном взаимодействии, которое можно определить как уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Построение модели взаимодействия этих факторов может позволить оптимизировать процесс прогнозирования изменений социума.
Воспитательное воздействие в педагогическом коллективе, формирующем управленческую культуру у студентов должно быть организованно с учЁтом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. Педагогически - организованный коллектив создает возможности для проявления яркой индивидуальности личности.
Сегодня мы являемся свидетелями уничтожения культуры и образования: подавления культуры антикультурой, которую можно поставить в один ряд с оружием массового поражения. Поэтому разрушение культурно-образовательного фактора, надо рассматривать как «мину замедленного действия» в отношении будущего развития не только России, но и мировой цивилизации в целом. Проблема и в том, что антикультура обладает так называемым наркотическим эффектом. Поэтому одолеть её так же трудно, как отказаться от никотина, алкоголя, наркотиков. Однобокое распространение «высших образцов глобальной массовой культуры» и забвение отечественной привело к тому, что человеческие отношения приобрели сегодня утилитарный «коммерческий» характер. В тоже время эмоционально-волевая сфера остается мало задействованной, хотя она представляет собой важнейший резерв повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Культура говорит на разных «языках» - искусства, науки и, конечно же, религии. Изучение наук о культуре - это изучение и этих «языков», в том числе и языка
Библиографический список
религии. Религия и искусство - это среда духовной культуры. Их нельзя противопоставлять, они должны совместно заниматься сложнейшими духовными проблемами нашего времени [4]. При этом необходимо помнить, что церковь в России отделена от государства и ВУЗ - светское учреждение.
Сегодня полноценное качественное образование немыслимо не только вне связи с наукой, но и вне органичной, неразрывной связи с искусством, его последовательной гуманизации, обеспечивающей адекватное нынешней социокультурной ситуации «присутствие» искусства в вузе. Язык искусства универсален. В современных условиях России чрезвычайно важно в полной мере использовать потенциал культуры и искусства в образовании современного руководителя, для воспитания самосознания, патриотизма. Всякий образованный человек, а современный руководитель в образовании тем более, каким бы ни было его личное отношение к религии, какого бы мировоззрения он не придерживался, должен понимать и этот язык, так же как он должен понимать язык искусства или науки [5] .
Наш Дагестан - республика с богатым культурным наследием. По неписанному закону каждый ребенок в дагестанской семье обязательно должен получить образование, желательно высшее, при этом Дагестан никогда не был социокультурно однозначным, этнически однородным, монокультурным, одноязычным регионом [6]. Он воплощает в себе евразийскую цивилизацию, и дагестанское образование уникально тем, что интегрирует в себя европейские и азиатские приоритеты. Рассматривая образовательное пространство как некий постулат, двигатель развития народа, следует акцентировать особую специфику Дагестана, которую необходимо учитывать в процессе подготовки будущего руководителя образования.
1. Волков Г.Н. Этнопедагогическая стратегия национально образования. Педагогика. 1998; 8: 13-15.
2. Колесников И.А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы. Педагогика.1992; 5-6: 71 - 78.
3. Адамская Н.П., Столяр А.А. Какой учитель нужен школе. Педагогика. 1991; 7: 67-71.
4. Лихачев Б.Д. Педагогика: курс лекций. Москва, 1998.
5. Багирова З.К. Управленческая культура руководителя современной школы: структура и содержание. Мир науки, культуры, образования. 2015; 2 (51).
6. Исмаилов Ш.И. Уникальность дагестанского образования. Жизнь национальностей. 2005; 2: 44 - 51. References
1. Volkov G.N. 'Etnopedagogicheskaya strategiya nacional'no obrazovaniya. Pedagogika. 1998; 8: 13-15.
2. Kolesnikov I.A. Kak priblizit' podgotovku uchitelej k potrebnostyam shkoly. Pedagogika.1992; 5-6: 71 - 78.
3. Adamskaya N.P., Stolyar A.A. Kakoj uchitel' nuzhen shkole. Pedagogika. 1991; 7: 67-71.
4. Lihachev B.D. Pedagogika: kurs lekcij. Moskva, 1998.
5. Bagirova Z.K. Upravlencheskaya kul'tura rukovoditelya sovremennoj shkoly: struktura i soderzhanie. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 2 (51).
6. Ismailov Sh.I. Unikal'nost' dagestanskogo obrazovaniya. Zhizn'nacional'nostej. 2005; 2: 44 - 51.
Статья поступила в редакцию 21.04.15
УДК 343.85
Blasova I.Yu., Senior lecturer, Department of Legal Disciplines, Dean of the faculty of history and law, Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF COMPUTER GAME ADDICTION IN ADOLESCENTS. The article discusses the stage, ways of prevention of computer game addiction of adolescents. The necessity for greater attention to the identification of the causes that provoke the emergence of computer game addiction, as well as the formation of teenagers adequate interaction with modern computer technology are studied. The author is not talking about the exception of computer games from the life of the child and denying their opportunities for personal development. The emphasis is made on the importance of mastering in the game psychologically safe and pedagogically relevant knowledge, which conform in society moral values, age and individual capabilities of the child and accurately dosed over time. The article also reveals the main directions of prevention of computer game addiction.
Key words: information technology, gaming addiction, deviant behavior, computer game addiction, adolescents, under Hobbies, prevention, educational institutions, advocacy, organization of leisure.
И.Ю. Блясова, доц. каф. правовых дисциплин, декан факультета истории и права ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск, E-mail: [email protected]
социально-педагогическое предупреждение
компьютерной игровой зависимости подростков
В статье рассматриваются стадии, пути профилактики компьютерной игровой зависимости подростков. Обосновывается необходимость усиления внимания к выявлению причин, провоцирующих возникновение компьютерной игровой зависимости, а так же формирование у подростков адекватного взаимодействия с современными компьютерными технологиями.
Автор не ведет речь об исключении компьютерных игр из жизни ребёнка и отрицании их возможностей для его личностного развития. Акцент делается на важности овладения в процессе игры психологически безопасными и педагогически значимыми знаниями, которые соответствуют принятым в обществе моральным ценностям, возрастным и индивидуальным возможностям ребенка и четко дозируются по времени. В статье также раскрываются основные направления предупреждения компьютерной игровой зависимости.
Ключевые слова: информационные технологии, игровые аддикции, девиантное поведение, компьютерная игровая зависимость, подростки, стадии увлечения, профилактика, образовательные учреждения, информационно-просветительная работа, организация досуга.
В современных условиях жизни общества информационные технологии прочно проникают во все сферы человеческой жизни, в том числе, и в детские игры. На смену дворовым развлечениям приходят компьютерные игры, чрезмерное увлечение которыми может привести к тому, что постепенно общение из непосредственного может перейти в виртуальное.
Не случайно в современном мире всё более актуальной становится проблема возникновения новых форм психических патологий, которые вызваны не только происходящими в обществе социальными переменами, но и развитием компьютерных технологий. Информационные системы, внедряясь в различные области жизни общества, оказывают существенное влияние на протекание жизненных процессов человека, обусловливая его поведение и деятельность.
Широкий доступ к информационным технологиям, расширение рынка игрового программного обеспечения привели к возникновению и росту числа случаев увлечения компьютерными играми среди различных групп населения, особенно в среде детей и подростков.
Факторы предрасположенности к игровой зависимости исследовали О.Н. Арестова, И.В. Бурлаков, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Во-йскунский, Г.Г. Заиграев, М.С. Иванов, Д.В. Клепиков, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др. Педагогические аспекты профилактики игровой зависимости рассматривали Г.М. Авилов, А.Н. Баринова, М.В. Бредихина, И.В. Бурмистров, С.А. Завражин, О.М. Овчинников, Л.К. Фортова, Т Н. Беркалиев, Д.Д. Еникеева, Л.К. Фортова, A.M. Яковлев и другие.
В качестве факторов компьютерной игрой зависимости авторы выделяют отсутствие доверительных отношений в семье, не сложившиеся отношения со сверстниками, академическую неуспеваемость, отсутствие социальной значимости в жизни и др. По мнению учёных, подростки с компьютерной зависимостью имеют более низкие показатели волевого контроля эмоциональных реакций и большую склонность к девиантному поведению.
В науке достаточно широко представлена область знания, которая рассматривает отклоняющееся (девиантное) поведение, которое характеризуется устойчивым отклонением от социальных норм, принятых в обществе. Внутри категории «отклоняющегося поведения» выделяется достаточно распространенное аддиктивное (зависимое) поведение.
Одним из распространенных видов аддиктивного поведения помимо алкоголя, наркотиков становится игровая зависимость. Компьютерная игровая зависимость связана с патологическим влечением к азартным играм и отрицательно сказывается на личности подростков, поскольку вызывает искажения в их духовно-нравственной сфере, препятствует активной самореализации, развитию здорового образа жизни, создает реальную угрозу психическому здоровью, обусловливает развитие психопатологических изменений личности, ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям, самоубийствам.
По данным IDC в мире насчитывается около 300 млн. любителей компьютерных игр, из них 175 млн. играют на персональном компьютере, и еще 115-140 млн. играют в онлайновые игры [1, с .18]. Миллионы детей и подростков в РФ активно и регулярно играют в компьютерные игры [2, с. 134].
Приведённые данные не ставят вопрос об исключении компьютерных игр из жизни ребёнка и отрицании их возможностей для личностного развития. Игра позволяет удовлетворить игровые потребности в познании окружающего мира, способствует росту виртуальных умений, творческой активности, развивает быстроту реакции, скорость мысли, создаёт возможность для проявления творческого начала. Вместе с тем не стоит забывать о требованиях, которым компьютерная игра должна соответствовать. В частности, речь идет об овладении в процессе игры психологически безопасными и педагогически значимыми знаниями, которые соответствуют принятым в обществе моральным ценностям, возрастным и индивидуальным возможностям ребенка и четко дозируются по времени.
Вместе с тем не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к игровой зависимости.
Наиболее уязвимыми от компьютерных игр остаются подростки, поскольку их отличает повышенная эмоциональная нестабильность, потребность в признании, самостоятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, повышенный интерес к своим чувствам. Им не всегда удается найти верные стратегии поведения в отношениях со взрослыми и сверстниками, они порой испытывают трудности в социальной адаптации, в поиске решения собственных проблем, что может их подталкивать к уходу от реальности в виртуальный мир игры.
А.Г. Асмолов выделил несколько стадий развития увлечения компьютерными играми [3]:
- Стадия влечения. Игра на этой стадии носит ситуационный характер, потребность в ней не сформирована, она не представляет ценности для подростка. Вместе с тем в процессе игры подросток начинает испытывать удовлетворение, у него появляется стремление повторить действия. Стремление к игровой деятельности постепенно приобретает целенаправленный характер. В процессе неоднократного проигрывания компьютерной игры у подростка появляется интерес к факту имитации реальной жизни, либо фантастических сюжетов;
- Стадия легкой увлечённости. На этой стадии игра приобретает для подростка системный характер, появляются признаки увлеченности, ухода от реальности. Увлеченность может появляться в социализированной или индивидуализированной форме. Социализированная форма характеризуется тем, что подростки играют друг с другом, игра носит соревновательный характер. Индивидуализированная форма выступает крайней формой увлечения, появлением зависимости, сокращением взаимодействия с окружающим миром;
- Стадия принятия роли. Для этой стадии характерно то, что подросток принимает на себя роли компьютерных персонажей, что позволяет ему удовлетворить его потребности по каким-либо причинам, не осуществленным в реальной жизни. При этом чем больше он начинает играть, тем больше проявляется притяжение к ролевой компьютерной игре, тем больше он отстраняется от реальной жизни. Тем самым игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, подросток начинает реализовываться в виртуальном, а не в реальном мире, что может привести к серьезным проблемам в развитии личности, в формировании её ценностной сферы, самосознания и самооценки.
Тем самым компьютерные игры могут не только удовлетворять игровые потребности в познании, но и стать проблемой, требующей безотлагательных мер поддержания психического здоровья подростков.
С целью определения степени информированности подростков о проблемах игровой зависимости, а так же наиболее предпочтительных с их точки зрения мер профилактики был проведен опрос. В опросе приняли участие учащиеся 7, 8, 9 классов общеобразовательных школ г. Шадринска, Курганской области. Результаты опроса показали, что основную информацию о проблемах игровой зависимости подростки узнают из средств массовой информации (54%), от сверстников (28%), от учителей и родителей (18%). Компьютерные игры подростки рассматривают, как возможность удовлетворить потребность в познании, как способ занять свое свободное время, в отдельных случаях как способ уйти от реальных проблем и трудностей.
В качестве основных мер профилактики гемблинговой зависимости подростки называют формирование альтернативных интересов, через привлечение к различным видам современного досуга: к участию в различных кружках, спортивных секциях и др. (56%); интересное времяпровождение с друзьями (совместный поход в театр, боулинг, на природу и др.) (27%); информирование по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости (17%). Таким образом, анализ результатов опроса позволяет констатировать, что у подростков имеются представления по
проблемам формирования и предупреждения игровых аддик-ций. Однако, не смотря на имеющиеся у учащихся представления, возникает необходимость в проведении профилактической работы.
Цель профилактической работы с подростками состоит в создании условий для развития здорового образа жизни, стрессоустойчивых форм поведения, коррекции уже сложившихся, де-задаптивных форм поведения.
Не следует забывать о том, что ценностные эмоциональные переживания составляют ту основу, которая восстанавливает психическую энергию и поддерживает жизненный дух человека [4, с. 9]. При этом важно обращать внимание подростков на освоение способов эмоциональной саморегуляции и самореализации, выработку адекватной самооценки, способности к осознанию своих возможностей, умение разрешать конфликтные ситуации.
В успешной реализации целей и задач превенции компьютерной игровой аддикции среди учащихся важную роль играют образовательные учреждения, которые обладают хорошим потенциалом для творческого развития личности. Используя возможности разнообразных методов и методик, социальные педагоги, психологи, классные руководители проводят диагностическую, информационно-просветительную работу с учащимися, родителями по угрозам и последствиям компьютерной игровой зависимости, привлекают учащихся к участию в различных кружках, спортивных секциях, клубах по интересам, научных обществах, курсах программирования, компьютерной графики. В последнем случае увлечение учеников используется с целью их обучения и развития. В качестве форм и методов воспита-
Библиографический список
тельной работы с учащимися ряд авторов предлагают использовать торжества, устраиваемые в дни замечательных событий русской истории или жизни великих людей, патриотические спектакли, концерты, патриотические беседы, и др. [5, с.111].
При организации превентивной работы с подростками работники образовательных учреждений обращают внимание на недостаток программ, методических рекомендаций, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса среди социальных педагогов и классных руководителей.
Профилактическая работа включает в себя несколько направлений:
- работу с подростками, включая игры, тренинговые занятия, решение проблемных ситуаций и др.;
- работу с педагогами, которая направлена на вооружение их знаниями и умениями, необходимыми для предупреждения игровых аддикций среди учащихся;
- работу с родителями, которая направлена на информирование по проблемам игровых аддикций у подростков и состит в проведении индивидуального и группового консультирования специалистами в соответствии с их потребностями и запросами.
Таким образом, педагогическая профилактика компьютерной игровой зависимости у подростков представляет собой комплексную, системную, интегрированную работу образовательного учреждения, направленную на предупреждение возникновения игровых аддикций у учащихся, на выявление причин, провоцирующих возникновение данного вида зависимости, формирование у них адекватной модели взаимодействия с современными компьютерными технологиями.
1. Восканян М.В. Игра в культуре информационного общества. Вопросы культурологии. 2008; 11:17 - 20.
2. Войскунский А.И. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? Вопросы психологии. 2010; 6: 133 - 141.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва, Воронеж: Институт практической психологии, 1996.
4. Абульханова К.А. К проблемам экологии личности и возможности психологической поддержки. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева 2014; 4 [30]: 6 - 22.
5. Шилов А.И., Шилова Н.В. Нравственное и патриотическое воспитание в средней школе восточной Сибири начала XX в. Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014; 4 [30]: 107-111.
References
1. Voskanyan M.V. Igra v kul'ture informacionnogo obschestva. Voprosy kul'turologii. 2008; 11:17 - 20.
2. Vojskunskij A.I. Razvivaetsya li agressivnost' u detej i podrostkov, uvlechennyh komp'yuternymi igrami? Voprosypsihologii. 2010; 6: 133 -141.
3. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovanie mirov. Moskva, Voronezh: Institut prakticheskoj psihologii, 1996.
4. Abul'hanova K.A. K problemam 'ekologii lichnosti i vozmozhnosti psihologicheskoj podderzhki. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva 2014; 4 [30]: 6 - 22.
5. Shilov A.I., Shilova N.V. Nravstvennoe i patrioticheskoe vospitanie v srednej shkole vostochnoj Sibiri nachala XX v. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2014; 4 [30]: 107-111.
Статья поступила в редакцию 14.04.15
УДК 378
Borisova Ye.N., senior lecturer, Department of Language Communication, Russian Academy of Music n.a. the Gnessins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Makhova A.I., master student, Russian Academy of Music n.a. the Gnessins (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE FLUTE: PERFORMANCE AND PEDAGOGICAL HISTORY IN RUSSIA AND ABROAD. The article deals with the development of the flute performance and pedagogical history in Russia and abroad. The authors focus on different highlights of over 30 000-year-long flute history, materials for flute manufacturing, its kinds, forms of performance. The article discusses some figures of flute composers, performers, makers, teachers, as well as schools that put this instrument on the higher level as the most flexible one among wood winds. The authors pay their special attention to the pedagogical context of the flute performance and to the cultural globalization, which allow ranging ever growing opportunities of flute activity from collaboration between international schools to joint performances of flute players, master classes, competitions, conferences, etc.
Key words: flute performance in Russia and abroad, history of flute, flute schools, pedagogical orientation, cultural globalization.
Е.Н. Борисова, доц. каф. языковой коммуникации ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
А.И. Махова, магистрант ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: [email protected]
становление флейтового исполнительства в россии и за рубежом: историко-педагогический аспект
В статье освещаются вопросы становления флейтового исполнительства в России и за рубежом в историко-педагоги-ческом контексте. Авторы рассматривают различные вехи истории становления флейты, насчитывающей более тридцати