управления по результатам через управление качеством подготовки.
Если рассматривать структуру управления качеством образования в военных вузах, то, по мнению Н.В. Зеленской, «система подготовки офицерских кадров в её целостном проявлении складывается из совокупности подсистем, объединенных единым замыслом, концепцией функционирования для эффективного выполнения государственного заказа на подготовку кадров для силовых ведомств» [5, с. 6.].
Для описания специфики формирования управленческой компетентности будущих офицеров рассмотрим особенности образовательной среды военного вуза. Изучение типологических признаков, необходимых для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России, А.Н. Сиваком на основе опроса 187 преподавателей из числа профессорско-преподавательского состава вузов, имеющих большой педагогический опыт работы в высшей школе (более 10 лет) свидетельствуют о том, что образовательная среда в вузах внутренних войск МВД России должна обладать преемственностью и целостностью в развитии личности курсантов, под которыми понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания, а также представлять собой образовательное пространство, необходимое для профессионального развития курсантов [1].
Принято различать общие функции управления, называемые управленческими действиями (планирование, организацию, контроль, анализ и т. д.). Качество функционирования, и развития объекта зависит от организационно-исполнительской функции. Организация характеризуется как деятельность субъекта управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством сово-
Библиографический список
купности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей. Контрольно-диагностическая функция предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося. Регулятивно-коррекционная функция определяется нами в данной работе как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания её на запрограммированном уровне. В военном вузе функция контроля за деятельностью организации осуществляется в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующим внутренними войсками МВД России.
Опираясь на вышеизложенные теоретические доводы, результаты эмпирических исследований, под управлением качеством подготовки офицерских кадров, мы будем понимать деятельность органов управления и других субъектов образовательной деятельности вузов силовых ведомств по обеспечению качественной реализации государственного кадрового заказа на подготовку офицерских кадров силовых ведомств в военных вузах [6; 7]. В целом комплекс мероприятий по обеспечению подготовки офицерских кадров в настоящее время соответствует современным требованиям, однако управление этим процессом, должно осуществляться с учётом эффективного выполнения выпускниками задач на практике, и учитывать перспективы развития современного высшего образования. Этому, по нашему мнению, могут способствовать исполнительные органы управления системы подготовки офицерских кадров, которые должны включать, соответствующие направления (отделы, отделения), а также структурные подразделения, отвечающие за функции подготовки педагогических работников непосредственно в образовательных учреждениях.
1. Сивак А.Н., Болотин А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России. Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; 5 (99).
2. Наймушин А.И. Структура системы управления качеством образования Основные направления развития. Проблемы управления качеством образования: материалы научно-практического семинара. Уфа: РИО БФ АТиСО, 2003.
3. Струминская Л.М. Формирование системы менеджмента качества подготовки специалистов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2007.
4. Барахтенова Л.А. Системное управление учебным процессом: модели, проблемы реализации. Философия образования. 2009; 3.
5. Зеленская Н.В. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2008.
References
1. Sivak A.N., Bolotin A.'E. Tipologicheskie priznaki obrazovatel'noj sredy, neobhodimye dlya 'effektivnogo professional'nogo razvitiya kursantov v vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013; 5 (99).
2. Najmushin A.I. Struktura sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya Osnovnye napravleniya razvitiya. Problemy upravleniya kachestvom obrazovaniya: materialy nauchno-prakticheskogo seminara. Ufa: RIO BF ATiSO, 2003.
3. Struminskaya L.M. Formirovanie sistemy menedzhmenta kachestva podgotovki specialistov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Novosibirsk, 2007.
4. Barahtenova L.A. Sistemnoe upravlenie uchebnym processom: modeli, problemy realizacii. Filosofiya obrazovaniya. 2009; 3.
5. Zelenskaya N.V. Pedagogicheskaya koncepciya upravleniya kachestvom podgotovki oficerskih kadrov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2008.
Статья поступила в редакцию 14.03.16
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan
State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL AND DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF GAME TECHNOLOGIES IN CIVIL-LEGAL EDUCATION OF STUDENTS. The researcher studies the modern psychological and pedagogical research literature to state the urgency of implementing game-based teaching technologies in an educational process. The author defines basics and contents of notions of "a game", "game-based teaching methods", "game-oriented teaching technology". The work presents an analysis of practical experience that proves that the potential of game-based technologies in civil-legal education of students is very high. The work also characterizes didactic functions of a game as a method of education and upbringing of younger generation. The author comes to the conclusion that in the course of a game moral and legal socialization of students in the group takes place. Working in a group allows analyzing the situation from different perspectives, identifies a problem and generates solutions. As a result of discussion of the problem the group has its own ideas that require collective discussion.
Key words: game, game-based teaching technology, legal education.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, г. Махачкала, Дагестанский
государственный педагогический университет, E-mail: [email protected]
ВОСПИТАТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИХСЯ
В данной статье, опираясь на исследования, представленные в психолого-педагогической литературе, автор обосновывает актуальность внедрения игровых технологий обучения в учебно-воспитательный процесс, определяет сущность и содержание понятий «игра», «игровые методы обучения», «игровые технологии обучения»; на основе анализа практического опыта обоснованы возможности игровых технологий обучения в гражданско-правовом образовании учащихся; охарактеризованы дидактические функции игры как метода обучения и воспитания подрастающего поколения. Автор приходит к выводу, что в процессе игры осуществляется нравственно-правовая социализация обучающихся в групповой форме. Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.
Ключевые слова: игра, игровые технологии обучения, правовое образование.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остаётся актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Для непосредственной борьбы с правонарушениями, для обеспечения законности и правопорядка, государство создало правоохранительные органы - суд, прокуратуру, органы юстиции, внутренних дел, службу безопасности. Предупреждение правонарушений - главное направление в борьбе за укрепление законности и правопорядка.
Ведущая цель правового образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого ученика с опорой на принципы уров-невой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей. Практико-ориентированное гражданско-правовое обучение в общеобразовательном учреждении, организация и проведение организационно-деятельностных игр, построенных на ситуационном моделировании, обогащают школьников практическими мыслительными навыками, учат анализировать проблему, аргументировать свою позицию, находить нестандартные решения.
Игровые технологии имеют огромный воспитательно-развивающий потенциал, направленный на формирование субъектной позиции учащихся [1].
Игра - настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
На современном этапе развития образования игровые технологии могут быть использованы в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы более обширной технологии; в качестве учебного занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы [2] показывает, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Опираясь на многочисленные наблюдения за деятельностью учителей правоведов и собственный практический опыт, можем определить наиболее приоритетные направления реализации игровых приёмов и ситуаций в учебно-воспитательном процессе: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способ-
ствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра - одна из форм организации коллективной мыслительной деятельности, средство обучения. Это особая форма осмысления общественно-исторической практики, площадка для создания социального опыта обучающихся в атмосфере психологически благоприятной как для учеников, так и для педагогов [3].
Посредством проведения игр могут быть реализованы следующие развивающие цели: развитие умений анализировать информацию; повышение коммуникативной культуры; формирование умения делать выводы; поиск ошибок и упущений в логике рассуждений; проявление готовности к пересмотру своих суждений и изменению образа действий при наличии убедительных аргументов.
В процессе игры осуществляется нравственно-правовая социализация обучающихся в групповой форме. Работа в группе позволяет анализировать ситуацию с разных позиций, выявляет проблему, вырабатывает пути ее решения. В результате обсуждения проблемы у группы появляются собственные идеи, требующие коллективного обсуждения.
Игровые технологии способствуют применению знаний, умений и навыков в решении жизненно важных ситуаций, некоторых профессиональных проблем, что обеспечивает социально-трудовую ключевую компетенцию учащихся. Возможность гласно, через эмоциональные переживания и мыследеятельность осознать достижения индивидуальных и коллективных результатов, рефлексивное отношение к происходящему посредством ответов на вопросы: что я делаю? (анализ предметного содержания); как я делаю? (анализ способов деятельности); с какой целью я это делаю? (осознание своих ценностных ориентаций) - обеспечивает ценностно-смысловую компетентность и личное самосовершенствование [4].
Как показывает практика, в процессе игры формируется готовность к самореализации в «пространстве собственной индивидуальности», усиливается учебно-познавательный интерес, мотивация достижения, стремление к самостоятельному «добыванию» новых для себя знаний и умений, обеспечивается взаимодействие всех участников игры с ориентацией на результат. Организуя коммуникации, используя конфликты, разногласия, отсекая второстепенное, педагог в игре обеспечивает движение групп по заданной теме, сам занимая рефлексивную позицию по отношению к участникам. Насыщенная информационная среда игры обеспечивает связи и взаимоотношения между субъектами, свободе ученика противопоставляется граница в коллективном интересе, а форма её то, что называется воспитанностью. Результатом участия в игре могут быть как эмоциональные, личностные, так и интеллектуальные изменения. Дидактические, ролевые или имитационные игры задействуют личность участника. Личностная вовлеченность в события игры, эмоциональная насыщенность, напряженность подобных игр чаще всего повышают учебную мотивацию, возбуждают интерес учащихся к изучаемому явлению. Деятельность в условиях относительной неопределенности в отношении того решения, которое должно быть принято, позволяет уйти от распространенной репродуктивной стороны образования - простое повторение когда-то изученных способов действий не всегда способно обеспечить успех. Игра требует творческого осмысления ситуации, поиска новых решений, что в свою очередь влечет за собой развитие самостоятельного творческого мышления".
На основании вышеизложенного, можем делать некоторые выводы: в игре учащиеся принимают самостоятельное решение,
при этом развиваются их творческие способности, игровые технологии в правовом воспитании учащихся обладают уникальными возможностями: позволяют формировать правовое сознание учащихся; правовую культуру; правомерное поведение; умение находить решения в трудных жизненных ситуациях. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение права. Игра выполняет такие важнейшие функции, как развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; по самореализации в игре как на «полигоне
человеческой практики»; терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В современных условиях именно правовое воспитание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества.
Библиографический список
1. Гаджиева П.Д. Игровые методы обучения в подготовке будущих специалистов в условиях педагогического университета. Инновации в образовании. 2015; 4.
2. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва, 2009.
3. Панина С.В. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. Москва: 2008.
4. Полханова И.А. Формирование правового сознания на уроках обществознания. Игры по праву в школе. Москва, 2010.
References
1. Gadzhieva P.D. Igrovye metody obucheniya v podgotovke buduschih specialistov v usloviyah pedagogicheskogo universiteta. Innovacii v obrazovanii. 2015; 4.
2. Babanskij Yu.N. Metody obucheniya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva, 2009.
3. Panina S.V. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya. Moskva: 2008.
4. Polhanova I.A. Formirovanie pravovogo soznaniya na urokah obschestvoznaniya. Igry po pravu vshkole. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 13.03.16
УДК 378
Dzhankezov R.H., senior teacher, Department of Physical Education, KCHU n. a. U. D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Dzhankezova S.B., senior teacher, Department of Biology and Chemistry, Natural Geography Faculty, KCHU
n. a. U. D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: [email protected]
WAYS OF USING THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN MODERN HIGHER EDUCATION SCHOOLS. In
the article questions of improvement of higher education are discussed. The authors describe how interactive teaching methods can be used in the course of training future specialists. The work reports on what psychological and pedagogical conditions of efficiency of interactive learning are. The authors come to the conclusion that the study of a subject on an interactive basis, the use of teaching, based on principle of distinguishing levels, allow forming conditions for an objective, optimal, social and personal formation and development of professional competence of future specialists. This is especially important in modern conditions, when much attention is paid to the quality of education. The authors believe that higher education school teachers require to develop a certain level of formation of professional competence to be able to effectively introduce interactive technologies, for the use of such technologies requires high professional skills.
Key words: interactive teaching, innovative learning technologies, interactive methods of teaching.
Р.Х. Джанкезов, ст. преп. каф. физвоспитания, КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
С.Б. Джанкезова, ст. преп. каф. биологии и химии, КЧГУ им. У.Д, Алиева, г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассмотрены вопросы совершенствования высшего образования; описаны проблемы использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов, также обоснованы психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения. Авторы приходят к выводу о том, что изучение дисциплин на интерактивной основе, применение уровневого преподавания позволяет создать условия для объективного, оптимального, социально- и лич-ностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения. Авторы считают, что преподаватели высшей школы с определённым уровнем сформированности профессиональной компетентности должны быть способны эффективно реализовывать интерактивные технологии, что требует высокого профессионального мастерства.
Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационные технологи обучения, интерактивные методы обучения.
В настоящее время Российское государство продолжает переживать период социально-экономических перемен и изменения общественного сознания. В этих условиях обострение проблем образования, привело к его реформированию.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
В педагогике различают несколько моделей обучения (табл. 1).
При интерактивной модели преподаватель и студент являются равноправными субъектами обучения. Тем самым инте-
рактивная модель означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента [1].
Интерактивные технологии можно рассматривать в качестве альтернативы информационным технологиям обучения, т. к. они предполагают активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.