Научная статья на тему 'Возможности игровых методов в обучении студентов'

Возможности игровых методов в обучении студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1538
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИГРА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / BUSINESS GAME / GAMING TECHNOLOGY / TRAINING METHODS / GAME / INTERACTIVE LEARNING / ACTIVE LEARNING / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багатырова М.Н.

В данной статье рассмотрены вопросы использования в учебно-воспитательном процессе вуза современных образовательных технологий; в ней дано теоретическое обоснование сущности игровых методов и описаны возможности игровых технологий обучения. Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта как практического, так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Автор делает вывод о том, что деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: он может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF METHODS OF GAMES IN TEACHING STUDENTS

The paper describes how to use modern educational technologies in the educational process of higher education school. The work gives theoretical grounds to methods and basics of games that are used as teaching technologies. A game is a unique mechanism of accumulation and transfer of social experience both practical and ethical associated with certain rules and norms of behavior in different situations. The author concludes that the business game reveals the personal potential of a student: he can evaluate his own capabilities separately and in joint activity with other participants. The reality of situations in a game, mechanisms of a joint activity and communication and relationships bring the researchers closer to a method of business games in conditions of future professional activity.

Текст научной работы на тему «Возможности игровых методов в обучении студентов»

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001.

4. Начаев М.П. Новые акценты воспитания в условиях реализации ФГОС. Директор школы. 2014;7: 20 - 23.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-'ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Moskva, 2009.

2. Sovremennaya shkola: problemy gumanizacii otnoshenij uchitelej, uchaschihsya i roditelej. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskojkonferencii. Moskva 19 - 22 aprelya 1998 g. Otvetstvennyj redaktor L.I. Novikova. Moskva, 1998; Chast' 1.

3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: otmodelirovaniya kproektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

4. Nachaev M.P. Novye akcenty vospitaniya v usloviyah realizacii FGOS. Direktorshkoly. 2014;7: 20 - 23.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Bagatyrova M.N., postgraduate, senior teacher, Department of Civil and Criminal Law, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: timop2012@mail.ru

FEATURES OF METHODS OF GAMES IN TEACHING STUDENTS. The paper describes how to use modern educational technologies in the educational process of higher education school. The work gives theoretical grounds to methods and basics of games that are used as teaching technologies. A game is a unique mechanism of accumulation and transfer of social experience - both practical and ethical - associated with certain rules and norms of behavior in different situations. The author concludes that the business game reveals the personal potential of a student: he can evaluate his own capabilities separately and in joint activity with other participants. The reality of situations in a game, mechanisms of a joint activity and communication and relationships bring the researchers closer to a method of business games in conditions of future professional activity.

Key words: business game, gaming technology, training methods, game, interactive learning , active learning, professional activities .

М.Н. Багатырова, аспирант, ст. преподав. каф. гражданского и уголовного права, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: timop2012@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

В данной статье рассмотрены вопросы использования в учебно-воспитательном процессе вуза современных образовательных технологий; в ней дано теоретическое обоснование сущности игровых методов и описаны возможности игровых технологий обучения. Игра является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта - как практического, так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Автор делает вывод о том, что деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: он может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: деловая игра, игровые технологии, методы обучения, игра, интерактивное обучение, активное обучение, профессиональная деятельность.

Появление в учебно-воспитательном процессе игрового метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счёт более активного включения студентов в процесс не только получения знаний, но и непосредственного их использования.

Игра как метод интерактивного обучения способствует решению следующих задач:

- сформировать мотивацию на обучение;

- оценить уровень подготовленности студентов;

- оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния - знания в активное - умение;

- получить обучающимся собственный опыт учебно-игровой деятельности, отработать умение проектировать и организовывать обучающие игры;

- активизировать самообразование студентов;

- формировать плюрализм мнений и действий, многовариантность мыслительных операций, интерес к более эффективному построению профессиональной деятельности;

- развивать индивидуальное профессиональное мышление, умение анализировать и прогнозировать.

Практический опыт работы со студентами показал, что игровые методы являются интерактивными и интегративны-ми, поскольку включают в себя и элементы тренинга, и разбор конкретных ситуаций, и дискуссии - в зависимости от целей игры.

Анализ психолого-педагогической литературы [1; 2; 3] позволяет выделить следующие виды обучающих игр:

- деловые игры (игры-имитации);

- ролевые игры (игры-драматизации);

- организационно-деятельностные игры - ОДИ (их варианты: организационно-мыслительные, моделирующие и проектные игры).

Охарактеризуем подробнее специфические возможности деловой игры. Деловая игра среди методов интерактивного обучения занимают ведущее место по объему внедрения и роли в учебном процессе вуза. Они представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов.

Выделяют четыре основные формы деловых игр (табл. 1):

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, «де-

Таблица 1

Формы проведения деловых игр

№ Формы деловых игр Их содержание

1. Тематические деловые игры связаны с определённой темой учебного плана

2. Сквозные деловые игры охватывают несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале

3. Предметные комплексы ДИ создаются в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях

4. Межпредметные комплексы ДИ, создаются в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.

ловой театр», психо- и социодрамы. В практике применения имитационных игр на занятиях воссоздаются ситуации из будущей профессиональной деятельности.

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики работы с текстом, статьи, рецензии, решения ситуационных задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Практический опыт применения ролевых игр показывает, что при этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель ситуации; между участниками распределяются роли с обязательным содержанием.

Методика применения игровой технологии, именуемой «деловой театр» предполагает инсценирование поведения человека в определённой обстановке. При этом участник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ того или иного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - совершенствовать умение ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. При использовании этого метода составляется сценарий, где описываются конкретные ситуации, функции и обязанности действующих лиц, их задачи [4; 5].

Отметим, что в отличие от традиционных методов обучения, деловая игра обладает определенными возможностями,

Библиографический список

характеризующими её как метод активного и интерактивного обучения.

- моделируемые профессиональные отношения обеспечивают неизбежность вовлечения студентов в имитируемую профессиональную среду. Являясь субъектом профессиональных отношений, он приобретает необходимые навыки и умения правильного выполнения своих функций, что способствует интенсивному профессиональному развитию;

- эмоционально-творческий поисковый характер деятельности участников служит дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, выражающегося в способности к анализу различных ситуаций, постановке, решению и доказательству (обоснованию) субъективно новых для них задач; развивает умение эффективно взаимодействовать с субъектами образовательного процесса.

- деловая игра раскрывает личностный потенциал студента: он может оценить свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками.

Реальность проигрывания ситуаций, механизм совместной деятельности и системы общения и отношений приближают метод деловых игр к условиям будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра как метод включает в себя другие формы активного обучения. Например, в процессе ее подготовки и обсуждения результатов используются методы дискуссии, анализа конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбора почты, решения профессиональных задач и др.

Тем самым, на основе игровых методов синтезируются разнообразные методы обучения, и при этом эффект обучения студентов от использования названных приемов в комплексе с игровыми средствами значительно повышается.

1. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л.М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 101 - 103.

2. Абдуразакова Д.М., Мамаева В.А. Подготовка будущего учителя к инновационной деятельности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 4 (53): 168 - 170.

3. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании: учебное пособие для студентов вуза и учителей-правоведов. Москва: 2011.

4. Кашлев С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое пособие. Москва, 2011.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2009.

References

1. Abdurazakova D.M., Buskaeva L.M. Vozmozhnosti interaktivnyh metodov v aktivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 101 - 103.

2. Abdurazakova D.M., Mamaeva V.A. Podgotovka buduschego uchitelya k innovacionnoj deyatel'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 4 (53): 168 - 170.

3. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya v pravovom obrazovanii: uchebnoe posobie dlya studentov vuza i uchitelej-pravovedov. Moskva: 2011.

4. Kashlev S. Interaktivnye metody obucheniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2011.

5. Polat E.S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2009.

Статья поступила в редакцию 10.02.16

УДК 378

Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: krik020304@mail.ru

Nurmagomedova M.N., MA student, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), Е-mail: krik020304@mail.ru

FEATURES OF STIMULATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN CONDITIONS OF INTERACTIVE LEARNING.

The article substantiates the urgency of a problem of activation of cognitive activity of students and reveals the content characteristics of motivation and interest in conditions of the modern educational process. The article discusses possibilities of online learning in enhancing cognitive activity of students, the inculcation of the skills of logical thinking, critical analysis of problem situations, directed on formation of creative thinking of the teaching material. The authors conclude that the success of solving the problem of development of cognitive activity is largely determined by the position of the teacher, his ability to introduce interactive technologies into the process of learning. Interactive methods are based on the principles of interaction, activity of learners, support group experiences, obligatory feedback.

Key words: interactive learning, cognitive activity, activation of learning.

П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный

педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: krik020304@mail.ru

М.Н. Нурмагомедова, магистр, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

Е-mail: krik020304@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.