Научная статья на тему 'Пути использования потенциала интерактивных технологий в современной вузовской практике'

Пути использования потенциала интерактивных технологий в современной вузовской практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE TEACHING / INNOVATIVE LEARNING TECHNOLOGIES / INTERACTIVE METHODS OF TEACHING / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанкезов Р.Х., Джанкезова С.Б.

В статье рассмотрены вопросы совершенствования высшего образования; описаны проблемы использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов, также обоснованы психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения. Авторы приходят к выводу о том, что изучение дисциплин на интерактивной основе, применение уровневого преподавания позволяет создать условия для объективного, оптимального, социальнои личностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения. Авторы считают, что преподаватели высшей школы с определённым уровнем сформированности профессиональной компетентности должны быть способны эффективно реализовывать интерактивные технологии, что требует высокого профессионального мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джанкезов Р.Х., Джанкезова С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF USING THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN MODERN HIGHER EDUCATION SCHOOLS

The article questions of improvement of higher education are discussed. The authors describe how interactive teaching methods can be used in the course of training future specialists. The work reports on what psychological and pedagogical conditions of efficiency of interactive learning are. The authors come to the conclusion that the study of a subject on an interactive basis, the use of teaching, based on principle of distinguishing levels, allow forming conditions for an objective, optimal, social and personal formation and development of professional competence of future specialists. This is especially important in modern conditions, when much attention is paid to the quality of education. The authors believe that higher education school teachers require to develop a certain level of formation of professional competence to be able to effectively introduce interactive technologies, for the use of such technologies requires high professional skills.

Текст научной работы на тему «Пути использования потенциала интерактивных технологий в современной вузовской практике»

при этом развиваются их творческие способности, игровые технологии в правовом воспитании учащихся обладают уникальными возможностями: позволяют формировать правовое сознание учащихся; правовую культуру; правомерное поведение; умение находить решения в трудных жизненных ситуациях. Дидактические игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение права. Игра выполняет такие важнейшие функции, как развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; по самореализации в игре как на «полигоне

человеческой практики»; терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В современных условиях именно правовое воспитание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества.

Библиографический список

1. Гаджиева П.Д. Игровые методы обучения в подготовке будущих специалистов в условиях педагогического университета. Инновации в образовании. 2015; 4.

2. Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Москва, 2009.

3. Панина С.В. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. Москва: 2008.

4. Полханова И.А. Формирование правового сознания на уроках обществознания. Игры по праву в школе. Москва, 2010.

References

1. Gadzhieva P.D. Igrovye metody obucheniya v podgotovke buduschih specialistov v usloviyah pedagogicheskogo universiteta. Innovacii v obrazovanii. 2015; 4.

2. Babanskij Yu.N. Metody obucheniya v sovremennoj obscheobrazovatel'noj shkole. Moskva, 2009.

3. Panina S.V. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshego uchebnogo zavedeniya. Moskva: 2008.

4. Polhanova I.A. Formirovanie pravovogo soznaniya na urokah obschestvoznaniya. Igry po pravu vshkole. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 13.03.16

УДК 378

Dzhankezov R.H., senior teacher, Department of Physical Education, KCHU n. a. U. D. Aliyev (Karachayevsk, Russia),

E-mail: zzuleiha@mail.ru

Dzhankezova S.B., senior teacher, Department of Biology and Chemistry, Natural Geography Faculty, KCHU

n. a. U. D. Aliyev (Karachayevsk, Russia), E-mail: zzuleiha@mail.ru

WAYS OF USING THE POTENTIAL OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN MODERN HIGHER EDUCATION SCHOOLS. In

the article questions of improvement of higher education are discussed. The authors describe how interactive teaching methods can be used in the course of training future specialists. The work reports on what psychological and pedagogical conditions of efficiency of interactive learning are. The authors come to the conclusion that the study of a subject on an interactive basis, the use of teaching, based on principle of distinguishing levels, allow forming conditions for an objective, optimal, social and personal formation and development of professional competence of future specialists. This is especially important in modern conditions, when much attention is paid to the quality of education. The authors believe that higher education school teachers require to develop a certain level of formation of professional competence to be able to effectively introduce interactive technologies, for the use of such technologies requires high professional skills.

Key words: interactive teaching, innovative learning technologies, interactive methods of teaching.

Р.Х. Джанкезов, ст. преп. каф. физвоспитания, КЧГУ им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru

С.Б. Джанкезова, ст. преп. каф. биологии и химии, КЧГУ им. У.Д, Алиева, г. Карачаевск, E-mail: zzuleiha@mail.ru

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ВУЗОВСКОЙ ПРАКТИКЕ

В статье рассмотрены вопросы совершенствования высшего образования; описаны проблемы использования интерактивных методов обучения в подготовке будущих специалистов, также обоснованы психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения. Авторы приходят к выводу о том, что изучение дисциплин на интерактивной основе, применение уровневого преподавания позволяет создать условия для объективного, оптимального, социально- и лич-ностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения. Авторы считают, что преподаватели высшей школы с определённым уровнем сформированности профессиональной компетентности должны быть способны эффективно реализовывать интерактивные технологии, что требует высокого профессионального мастерства.

Ключевые слова: интерактивное обучение, инновационные технологи обучения, интерактивные методы обучения.

В настоящее время Российское государство продолжает переживать период социально-экономических перемен и изменения общественного сознания. В этих условиях обострение проблем образования, привело к его реформированию.

Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения (табл. 1).

При интерактивной модели преподаватель и студент являются равноправными субъектами обучения. Тем самым инте-

рактивная модель означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, преподавателя и студента [1].

Интерактивные технологии можно рассматривать в качестве альтернативы информационным технологиям обучения, т. к. они предполагают активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса.

Таблица 1

Основные модели обучения в образовательной практике

пассивная активная (act (действовать)) интерактивная (inter (взаимный))

Ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех студентов.

Таблица 2 Основные виды активности студентов в интерактивном обучении

физическая социальная познавательная

студенты меняют рабочее место, пересаживаются, говорят, пишут, слушают, рисуют и т. д студенты задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т. д студенты вносят дополнения и поправки в изложение ведущего, сами находят решение проблемы

Главное в интерактивном обучении - активность студентов. Однако не всякая активность является проявлением интерактивного обучения. Для лучшего понимания особенностей интерактивного обучения можно разделить активность участников на следующие виды (табл. 2):

В полноценном интерактивном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением (друг с другом и с преподавателем) и с изучаемым содержанием. Основное правило такого обучения: все три вида активности должны быть взаимосвязаны и разнообразны. Двигательная (физическая) активность ещё не означает взаимодействия участников с изучаемым содержанием; игровые двигательные упражнения, если они изолированы от содержания, выступают как «разминки»; задания на общение, не связанные с содержанием, превращаются в отвлечённое средство оживления обстановки.

Интерактивное обучение и воспитание одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися; решает информационную задачу, поскольку обеспечивает студентов необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановку целей и пр.), т. е. обеспечивает решение обучающих задач; обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, способствует обмену ценностными установками.

Интерактивное обучение и воспитание отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идёт о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В режиме занятий происходит постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, мини-лекции (небольшие теоретические части).

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта (навыка) к его теоретическому осмыслению. Опыт и знания участников служат источником их взаимообучения и ценностного взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей эффективности обучения. Можно выделить следующие характерные черты интерактивного обучения (табл. 3):

Всё это говорит о том, что интерактивное обучение нельзя рассматривать как отдельный способ, метод обучения, это, ско-

рее, тип, режим, форма обучения, которые позволяют наладить соответствующее взаимодействие в ходе учебного процесса.

Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, ролевые игры, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. Например, интерактивными являются следующие методы: 1) Суд (например, суд над наркоманией); 2) Ролевая (деловая) игра; 3)Дебаты и др. [2].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [3].

Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы [4].

Например, одним из средств организации совместной творческой деятельности со студентами на занятиях является использование RP-технологии педагогического взаимодействия [3].

Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология, где практикуется репродук-тивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобще-

Таблица 3

Характерные черты интерактивного обучения

Интерактивное обучение

взаимодействие студентов между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимообучения и коллективной мыследеятель-ности процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы обучение, основанное на опыте обучающихся, на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности обучение, активизирующее внутренний диалог, способствующий обретению студентов ценностных ориентиров

ние и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, по развитию креативных способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни.

RP-технологии педагогического взаимодействия состоят из RP-уровней, предопределяющих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным.

Под RP-уровнями понимается система заданий, которые представляют собой два противоположных уровня, взаимодополняющих друг друга:

R - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля

Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности студентов и т. д.

Библиографический список

Например, при изучении дисциплин возможна следующая схема:

• R-уровень: опрос студентов, направленный на диагностику степени осведомлённости по определённой проблеме;

• Р-уровень: разработка творческих проектов, электронная презентация творческих проектов, решение занимательных задач, выполнение научно-исследовательского проекта по изучаемой дисциплине и т. д.

Таким образом, изучение дисциплин на интерактивной основе, применение уровневого преподавания позволяет создать условия для объективного, оптимального, социально- и лич-ностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения. Только преподаватель высшей школы с определённым уровнем сформированности профессиональной компетентности способен эффективно реализовывать интерактивные технологии, так как они требуют высокого профессионального мастерства.

1. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации. Университетское управление: практика и анализ. 2006; 6: 30-37.

2. Добрынина Т.Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе. Педагогическое образование и наука. 2009; 8: 70 - 75.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Шибаева Л.М., Шибаев В.П. Дидактические и воспитательные возможности интерактивных технологий в высшей школе. Журнал гуманитарных наук. 2014; 8: 34-39.

References

1. Ignat'eva E.Yu. Samoocenka v obuchayuschejsya organizacii. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006; 6: 30-37.

2. Dobrynina T.N. Interaktivnaya forma seminarskih zanyatij v vysshej shkole. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2009; 8: 70 - 75.

3. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

4. Shibaeva L.M., Shibaev V.P. Didakticheskie i vospitatel'nye vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v vysshej shkole. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2014; 8: 34-39.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

УДК 378.979.6

Dorokhov R.N., Cand. of Sciences (Medicine), Professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

(Smolensk, Russia), Е-mail: Sgafc.anatomia@yandex.ru

Koroleva L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

(Smolensk, Russia), Е-mail: KLuV@bk.ru

THE PEDAGOGICAL ASPECTS OF USING SOMATOMETRIC RESEARCH RESULTS IN THE USE OF CALCULATION WORK AMONG STUDENTS OF SMOLESK STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM. The article analyzes issues of improving the quality of the process of training of physical culture experts in high schools. In the article the principle aspects of somatometric research in the introduction of measuring and calculation work by students into an academy of physical culture and sports in the framework of compulsory subjects (sports morphology and normal human anatomy) are considered. Some examples of works carried out independently by the students of Smolensk State Academy of Physical Culture, Spots and Tourism are submitted. The article reveals prospects for the use of research results in practice for the optimization of the pedagogical process in sports at higher education schools, as well as for the individualization of the training process in order to improve the results of training in junior sports schools where different kinds of sports are mastered.

Key words: pedagogical process, somatometry, somatotyping methods, calculation and graphic work, independent work of students, individualization of training process.

Р.Н. Дорохов, д-р мед. наук, проф. Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма,

г. Смоленск, Е-mail: Sgafc.anatomia@yandex.ru

Л.В. Королева, канд. пед. наук, доц. каф. анатомии и биомеханики Смоленской государственной академии физической

культуры, спорта и туризма, г. Смоленск, Е-mail: KLuV@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

СОМАТОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАСЧЁТНЫХ РАБОТ У СТУДЕНТОВ СГАФКСТ

В статье анализируются вопросы улучшения качества процесса подготовки специалистов по физической культуре в высшей школе. Рассматриваются аспекты проведения соматометрических исследований при выполнении студентами академии спорта измерительно-расчётных работ в рамках обязательных учебных дисциплин (спортивной морфологии и нормальной анатомии человека); приводятся отдельные примеры работ, выполняемых самостоятельно студентами СГАФКСТ. В работе раскрываются перспективы использования результатов исследований в практической деятельности для оптимизации педагогического процесса в спортивных вузах, а также для индивидуализации тренировочного процесса с целью улучшения результатов в детско-юношеских спортивных школах различных специализаций.

Ключевые слова: педагогический процесс, соматометрия, методики соматотипирования, расчётно-графические работы, самостоятельная работа студентов, индивидуализация тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.