Научная статья на тему 'Педагогический аспект использования результатов соматометрических исследований при выполнении расчётных работ у студентов СГАФКСТ'

Педагогический аспект использования результатов соматометрических исследований при выполнении расчётных работ у студентов СГАФКСТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL PROCESS / SOMATOMETRY / SOMATOTYPING METHODS / CALCULATION AND GRAPHIC WORK / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / INDIVIDUALIZATION OF TRAINING PROCESS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / СОМАТОМЕТРИЯ / МЕТОДИКИ СОМАТОТИПИРОВАНИЯ / РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорохов Р.Н., Королева Л.В.

В статье анализируются вопросы улучшения качества процесса подготовки специалистов по физической культуре в высшей школе. Рассматриваются аспекты проведения соматометрических исследований при выполнении студентами академии спорта измерительно-расчётных работ в рамках обязательных учебных дисциплин (спортивной морфологии и нормальной анатомии человека); приводятся отдельные примеры работ, выполняемых самостоятельно студентами СГАФКСТ. В работе раскрываются перспективы использования результатов исследований в практической деятельности для оптимизации педагогического процесса в спортивных вузах, а также для индивидуализации тренировочного процесса с целью улучшения результатов в детско-юношеских спортивных школах различных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL ASPECTS OF USING SOMATOMETRIC RESEARCH RESULTS IN THE USE OF CALCULATION WORK AMONG STUDENTS OF SMOLESK STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM

The article analyzes issues of improving the quality of the process of training of physical culture experts in high schools. In the article the principle aspects of somatometric research in the introduction of measuring and calculation work by students into an academy of physical culture and sports in the framework of compulsory subjects (sports morphology and normal human anatomy) are considered. Some examples of works carried out independently by the students of Smolensk State Academy of Physical Culture, Spots and Tourism are submitted. The article reveals prospects for the use of research results in practice for the optimization of the pedagogical process in sports at higher education schools, as well as for the individualization of the training process in order to improve the results of training in junior sports schools where different kinds of sports are mastered.

Текст научной работы на тему «Педагогический аспект использования результатов соматометрических исследований при выполнении расчётных работ у студентов СГАФКСТ»

ние и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, по развитию креативных способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни.

RP-технологии педагогического взаимодействия состоят из RP-уровней, предопределяющих планомерный переход от репродуктивных форм и методов обучения и контроля к продуктивным.

Под RP-уровнями понимается система заданий, которые представляют собой два противоположных уровня, взаимодополняющих друг друга:

R - репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля

Р - продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности студентов и т. д.

Библиографический список

Например, при изучении дисциплин возможна следующая схема:

• R-уровень: опрос студентов, направленный на диагностику степени осведомлённости по определённой проблеме;

• Р-уровень: разработка творческих проектов, электронная презентация творческих проектов, решение занимательных задач, выполнение научно-исследовательского проекта по изучаемой дисциплине и т. д.

Таким образом, изучение дисциплин на интерактивной основе, применение уровневого преподавания позволяет создать условия для объективного, оптимального, социально- и лич-ностно-обусловленного формирования и развития профессиональной компетентности будущего специалиста. Это особенно важно в современных условиях, когда большое внимание уделяется качеству обучения. Только преподаватель высшей школы с определённым уровнем сформированности профессиональной компетентности способен эффективно реализовывать интерактивные технологии, так как они требуют высокого профессионального мастерства.

1. Игнатьева Е.Ю. Самооценка в обучающейся организации. Университетское управление: практика и анализ. 2006; 6: 30-37.

2. Добрынина Т.Н. Интерактивная форма семинарских занятий в высшей школе. Педагогическое образование и наука. 2009; 8: 70 - 75.

3. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

4. Шибаева Л.М., Шибаев В.П. Дидактические и воспитательные возможности интерактивных технологий в высшей школе. Журнал гуманитарных наук. 2014; 8: 34-39.

References

1. Ignat'eva E.Yu. Samoocenka v obuchayuschejsya organizacii. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2006; 6: 30-37.

2. Dobrynina T.N. Interaktivnaya forma seminarskih zanyatij v vysshej shkole. Pedagogicheskoe obrazovanie inauka. 2009; 8: 70 - 75.

3. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshejshkoly: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010.

4. Shibaeva L.M., Shibaev V.P. Didakticheskie i vospitatel'nye vozmozhnosti interaktivnyh tehnologij v vysshej shkole. Zhurnal gumanitarnyh nauk. 2014; 8: 34-39.

Статья поступила в редакцию 10.03.16

УДК 378.979.6

Dorokhov R.N., Cand. of Sciences (Medicine), Professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

(Smolensk, Russia), Е-mail: Sgafc.anatomia@yandex.ru

Koroleva L.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

(Smolensk, Russia), Е-mail: KLuV@bk.ru

THE PEDAGOGICAL ASPECTS OF USING SOMATOMETRIC RESEARCH RESULTS IN THE USE OF CALCULATION WORK AMONG STUDENTS OF SMOLESK STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE, SPORTS AND TOURISM. The article analyzes issues of improving the quality of the process of training of physical culture experts in high schools. In the article the principle aspects of somatometric research in the introduction of measuring and calculation work by students into an academy of physical culture and sports in the framework of compulsory subjects (sports morphology and normal human anatomy) are considered. Some examples of works carried out independently by the students of Smolensk State Academy of Physical Culture, Spots and Tourism are submitted. The article reveals prospects for the use of research results in practice for the optimization of the pedagogical process in sports at higher education schools, as well as for the individualization of the training process in order to improve the results of training in junior sports schools where different kinds of sports are mastered.

Key words: pedagogical process, somatometry, somatotyping methods, calculation and graphic work, independent work of students, individualization of training process.

Р.Н. Дорохов, д-р мед. наук, проф. Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма,

г. Смоленск, Е-mail: Sgafc.anatomia@yandex.ru

Л.В. Королева, канд. пед. наук, доц. каф. анатомии и биомеханики Смоленской государственной академии физической

культуры, спорта и туризма, г. Смоленск, Е-mail: KLuV@bk.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

СОМАТОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАСЧЁТНЫХ РАБОТ У СТУДЕНТОВ СГАФКСТ

В статье анализируются вопросы улучшения качества процесса подготовки специалистов по физической культуре в высшей школе. Рассматриваются аспекты проведения соматометрических исследований при выполнении студентами академии спорта измерительно-расчётных работ в рамках обязательных учебных дисциплин (спортивной морфологии и нормальной анатомии человека); приводятся отдельные примеры работ, выполняемых самостоятельно студентами СГАФКСТ. В работе раскрываются перспективы использования результатов исследований в практической деятельности для оптимизации педагогического процесса в спортивных вузах, а также для индивидуализации тренировочного процесса с целью улучшения результатов в детско-юношеских спортивных школах различных специализаций.

Ключевые слова: педагогический процесс, соматометрия, методики соматотипирования, расчётно-графические работы, самостоятельная работа студентов, индивидуализация тренировочного процесса.

В современной России наряду с экономическим кризисом явственно ощущается и демографический кризис, который неразрывно связан с состоянием здоровья той части населения страны, которая находится в репродуктивном возрасте. Проблема сохранения «здоровья - здоровых» и поддержания здорового образа жизни относится к разряду значимых и востребованных обществом [1; 2]. Важность этой проблемы подтверждается также рядом законодательных актов в «Государственной программе развития здравоохранения Российской Федерации» - распоряжении Правительства РФ № 2511 от 24 декабря 2012 года. В этом документе отмечается первостепенная задача формирования у населения здорового образа жизни (и в первую очередь - у подрастающего поколения и молодых людей).

Физическая культура и спорт являются очень важными составляющими для правильного роста и развития детей, и в дальнейшем необходимы любому человеку для поддержания здоровья и активного функционирования на протяжении как можно более длительного периода жизни. На сегодняшний день в нашей стране достаточно остро стоит кадровый вопрос в сфере массовой физической культуры - вопрос подготовки тренеров и педагогов (учителей физической культуры), спортивных инструкторов.

Грамотный специалист-тренер, учитель физкультуры, инструктор, - должен знать как соматические параметры тела, так и характеристики физической подготовленности для выполнения упражнений различного характера (прыжковых, беговых и т. д.), соответствующих различному возрасту и полу. Педагог должен осознавать, что результаты тестовых упражнений связаны с соматическими показателями (длина и масса тела, пропорции звеньев тела и т. д.), а также с возрастными и половыми особенностями [3; 4; 5].

За длительное время на кафедре анатомии и биомеханики Смоленской академии физической культуры, спорта и туризма нами собран большой материал для исследований и анализа. Обработка данных выявила, что первокурсники (лица 17-19 лет) в подавляющем большинстве случаев не имеют чёткого представления ни о строении своего тела, ни о своём здоровье, ни о соматических параметрах и функциональных характеристиках

ДТ - длина тела ММ - мышечная масса ММ пр - правой руки ММ лр - левой руки ММ пн - правой ноги ММ лн - левой ноги ММ тул - туловища КМ - костная масса ИМТ - индекс массы тела Ккал - суточное энергопотребление

своего организма. Исключение составляют небольшое количество выпускников детско-юношеских спортивных школ.

Существующее положение дел - а именно небрежность в отношении к собственному организму (и, как следствие - здоровью) и его особенностям (идущая от незнания!) - необходимо менять. С целью ликвидации этого пробела в знаниях студентов на кафедре анатомии и биомеханики Смоленской академии спорта при изучении курсов нормальной анатомии и спортивной морфологии выделены часы для проведения комплексов измерительно-расчётных работ (проведения соматометрических исследований и дальнейшей математической обработки полученных результатов). После изучения опорно-двигательного аппарата человека проводятся специальные занятия по антропометрии и

соматометрии. Они включают следующие разделы: ознакомление с антропометрическим инструментарием, правила антропометрических измерений (и проведение самих измерений), оценка компонентного состава тела по различным методикам, оценка типа пропорций тела, оценка соматического типа (используются соматометрические методики, которые дают полную картину оценки телосложения и выраженности основных компонентов (схема соматотипирования Р.Н. Дорохова (1984), модифицирована совместно с В.Г. Петрухиным в 1998 году), схема соматотипирования М.В. Черноруцкого и др.). Также в комплекс сома-тометрических исследований включены работы по определению и оценке осанки тела, исследованию состояния сводов стопы, оценке варианта индивидуального биологического развития [6; 7; 8].

С учётом порядка изучения были разработаны и изданы методические пособия и специальные тетради (для выполнения расчётных работ), заполняя которые студент получает графически представленную оценку своего соматического типа. Наглядное представление своих соматических и функциональных особенностей позволяет в дальнейшем сравнивать свои показатели и соматические характеристики с аналогичными параметрами спортсменов-разрядников избранного вида спорта [7].

Введение такой «регистрации» соматических и функциональных показателей продиктовано практическими соображениями: выполнение комплекса измерений и математическая обработка полученных результатов дают полное представление самим студентам об их соматическом статусе, а также о тех изменениях, которые происходят в их организме с возрастом и под воздействием физических нагрузок (тренировок) разной направленности.

В настоящее время в связи с развитием технологий проводится также высокотехнологичное комплексное исследование с использованием биоимпедансного метода - студенты проводят самообследование при помощи диагностических весов-анали-затора состава тела ТапКа ВС-601. Это позволяет прослеживать динамику изменений компонентного состава отдельных звеньев тела, что важно при регулярных тренировках, и особенно в период подготовки к соревнованиям (таблица 1).

Знания и умения, полученные студентами при выполнении измерений и при обработке полученных данных, позволяют формировать и воспитывать не абстрактную «студенческую единицу» или «среднего спортсмена», а личность, конкретного человека с комплексом реальных знаний о своем теле. В практической работе учителя физкультуры, тренера, инструктора такие знания и навыки очень важны для применения с целью индивидуализации подхода и достижения наилучших результатов [9; 10]. Многолетний опыт работы с юными спортсменами и лицами, занимающимися фитнесом, в сочетании со знаниями возрастных анатомических особенностей организма и результатами обработки и анализа собранного материала позволяет максимально индивидуализировать подбор тренировочных нагрузок [3; 11; 12].

Таблица 1

Таблица для определения состава массы тела с помощью диагностических весов-анализатора ТапКа

Измерение Возраст ДТ ММ, кг ММ пр ММ лр ММ пн ММ лн ММ тул КМ ИМТ Ккал МВ лет Вода Жир внутр. МТ кг ЖМ % ЖМ пр ЖМ лр ЖМ пн ЖМ лн ЖМ тул

1

2

МВ - метаболический возраст

Жир внутр. - внутренностный жир

МТ - масса тела

ЖМ - жировая масса

ЖМ пр - правой руки

ЖМ лр - левой руки

ЖМ пн - правой ноги

ЖМ лн - левой ноги

ЖМ тул - туловища

Следует всегда помнить, что любое внешнее воздействие является управляющим сигналом, который необходимо выбирать, сообразуясь с биологическим возрастом, соматическими особенностями, определенными с использованием приборов и соответственно соматометрической методике [4; 5]. Также нужно учитывать индивидуальный вариант биологического развития по интенсивности изменения функциональных показателей в течение года [5; 7].

Подбирать варианты, сочетания и дозировать тренировочные нагрузки важно, опираясь на знания о выраженности компонентов массы тела (его структурных особенностей), а также с учётом пола, возраста и варианта индивидуального биологического развития [11; 12].

Постоянные наблюдения за своим организмом - это реальная «подсказка» тренеру и самим спортсменам о том, на какие индивидуальные особенности следует обращать внимание по мере физического развития и совершенствования спортивного мастерства. Зачастую (к великому сожалению) тренеры обращают внимание лишь на результаты соревнований, и по ним судят об эффективности тренировочного процесса.

Проводимые дополнительные обследования лиц разного пола и различных спортивных специализаций в сочетании с изучением описательной анатомии (учебники: «Анатомия человека» М.Ф. Иваницкого и пр.) показывают, что совокупность на первый взгляд разрозненных разделов анатомического материала имеет прямой выход для помощи в организации и проведении полноценной индивидуальной физической подготовки. Преподаватели и тренеры различных дисциплин и видов спорта - лыжного,

Библиографический список

конькобежного спорта, гимнастики, лёгкой атлетики - обязаны работать в комплексе со своими подопечными («студент-преподаватель», «студент-тренер»), в таких базовых дисциплинах, как анатомия, спортивная морфология или биомеханика, а также использовать анализ результатов самооценки. Можно сделать вывод, что такой комплексный индивидуальный подход является самым перспективным! Необходимо добавить, что уход с преподавательской работы опытных специалистов (пусть даже и в возрасте!), набор молодых преподавателей без опыта тренерской и прочих видов деятельности (особенно на спортивных специализациях) высвечивает со всей яркостью проблему кадров в системе высшего образования.

Особенностью предлагаемого комплекса измеритель-но-расчётно-графических работ и его отличием от традиционного подхода является то, что студент самостоятельно проводит необходимые измерения. Измерения и результаты расчётов сравниваются с нормативными (табличными), заносятся в «треугольник соматотипирования» [4; 5; 7; 9], и в виде аббревиатуры записываются на графике в рабочей тетради. Результаты последующих измерений вносятся в дальнейшем в этот же треугольник соматотипирования. Создаётся наглядная динамика показателей, характеризующая тренировочный процесс, который является управляющим «рычагом», воздействующим как на отдельную «рабочую» систему, так и на организм в целом. Такое применение на практике результатов предлагаемого комплекса измерительно-расчётно-графических работ способствует как индивидуализации подхода на тренировках, так и оптимизации тренировочного процесса с целью улучшения результатов.

1. Таранцова А.В. Донозологическая диагностика и профилактика хронических социально значимых заболеваний: монография. Москва - Ростов-на-Дону, 2015.

2. Ушаков И.Б. Адаптационный потенциал человека. Вестник Российской Академии медицинских наук. Москва, 2004; 3: 3-13.

3. Дорохов Р.Н. Соматические типы и варианты развития детей и подростков: Диссертация ... доктора медицинских наук. Москва: ГЦОЛИФК, 1984.

4. Дорохов Р.Н., Петрухин В.Г. Новый метод оценки соматического типа. Морфология - физической культуре, спорту, авиакосмической медицине: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва: МГАФК, 2001: 78-82.

5. Дорохов Р.Н., Сулимов А.А. Современные аспекты спортивной морфологии. Смоленск, 2007.

6. Бубнов Н.В., Лёшин А.О. Метрологическое обеспечение исследований в спорте: учебно-методическое пособие. Смоленск, 2010.

7. Дорохов Р.Н., Губа В.П. Спортивная морфология: учебное пособие. Москва, 2002.

8. Дорохов Р.Н., Рыбчинская Л.П. Телосложение спортсмена: учебно-методическое пособие. Смоленск, 1976.

9. Дорохов Р.Н., Королева Л.В. Возрастные изменения антропометрических признаков у школьников в педагогическом аспекте. Известия Смоленского государственного университета. Смоленск, 2014; 3 (27): 286-294.

10. Бубненкова О.М. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2007.

11. Сулимов А.А., Чернякова О.Ю. Типовой подход к физическому совершенствованию школьников: учебное пособие. Смоленск, 1998.

12. Дарданова Н.А. Индивидуализация процесса физической подготовки детей 5-7 лет к школе на основе учётов соматических типов и вариантов биологического развития. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2011.

References

1. Tarancova A.V. Donozologicheskaya diagnostika iprofilaktika hronicheskih social'no znachimyh zabolevanij: monografiya. Moskva - Rostov-na-Donu, 2015.

2. Ushakov I.B. Adaptacionnyj potencial cheloveka. Vestnik RossijskojAkademiimedicinskih nauk. Moskva, 2004; 3: 3-13.

3. Dorohov R.N. Somaticheskie tipy i varianty razvitiya detejipodrostkov: Dissertaciya ... doktora medicinskih nauk. Moskva: GCOLIFK, 1984.

4. Dorohov R.N., Petruhin V.G. Novyj metod ocenki somaticheskogo tipa. Morfologiya - fizicheskojkul'ture, sportu, aviakosmicheskojmedicine: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGAFK, 2001: 78-82.

5. Dorohov R.N., Sulimov A.A. Sovremennye aspekty sportivnojmorfologii. Smolensk, 2007.

6. Bubnov N.V., Leshin A.O. Metrologicheskoe obespechenie issledovanij v sporte: uchebno-metodicheskoe posobie. Smolensk, 2010.

7. Dorohov R.N., Guba V.P. Sportivnaya morfologiya: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

8. Dorohov R.N., Rybchinskaya L.P. Teloslozhenie sportsmena: uchebno-metodicheskoe posobie. Smolensk, 1976.

9. Dorohov R.N., Koroleva L.V. Vozrastnye izmeneniya antropometricheskih priznakov u shkol'nikov v pedagogicheskom aspekte. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta. Smolensk, 2014; 3 (27): 286-294.

10. Bubnenkova O.M. Netradicionnye podhody k fizicheskomu vospitaniyu devochek 5-10 let s ozhireniem. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2007.

11. Sulimov A.A., Chernyakova O.Yu. Tipovojpodhod k fizicheskomu sovershenstvovaniyu shkol'nikov: uchebnoe posobie. Smolensk, 1998.

12. Dardanova N.A. Individualizaciya processa fizicheskoj podgotovki detej 5-7 let k shkole na osnove uchetov somaticheskih tipov i variantov biologicheskogo razvitiya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2011.

Статья поступила в редакцию 17.03.16

УДК 374

Zolotov A.V., postgraduate, senior teacher, Department of Social Adaptation and Organization of Work with Youth, Kaluga State University n. a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: aleksey-zolotov@bk.ru

A MODEL OF FORMATION OF A COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PUPILS AT BOARDING SCHOOLS. The article analyzes characteristics of communicative competence of pupils, who study in a boarding school. The author highlights the main problems that arise in the process of interpersonal interaction, communication, and communication among such pupils. The work presents empirical evidence of the researcher's pilot study. The diagnostic methods of the research of features of communicative competence are indicated on an experimental base. A comparative analysis of the communicative competence of the diagnostic features of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.