Научная статья на тему 'ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ'

ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическая эмпатия / анализ художественного произведения / живописный портрет / aesthetic empathy / analysis of a work of art / pictorial portrait

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перевозкина Екатерина Андреевна, Бакиева Ольга Афанасьевна

В статье рассматривается проблема развития эстетической эмпатии средствами живописного портрета. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «эмпатия» и «эстетика». Авторы рассмотрели возможность влияние живописного портрета на процесс развития эстетической эмпатии на примерах известных художников, работавших в разных направлениях и техниках: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Николая Ивановича Фешина. Анализ психологических портретов, по мнению авторов, убедительно доказывает, что с помощью анализа живописного произведения обучающийся имеет возможность «вчуствоваться» в художественный образ, проявить эмпатию к герою художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the development of aesthetic empathy by means of a pictorial portrait. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "empathy" and "aesthetics". The authors considered the possibility of the influence of a pictorial portrait on the process of developing aesthetic empathy using the examples of famous artists who worked in different directions and techniques: Vincent Van Gogh, Pablo Picasso and Nikolai Ivanovich Feshin. The analysis of psychological portraits, according to the authors, convincingly proves that with the help of the analysis of the painting, the student has the opportunity to "feel" into the artistic image, to show empathy for the hero of the artwork.

Текст научной работы на тему «ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ»

intra-group and intergroup activities; the implementation of feedback with the audience, the analysis of the reasons for success and failure injoint activities).

Key words: интерактивность, активность, компетентность, педагогические технологии, интерактивное обучение, квест, мини-игра, лонгрид.

Литература:

1. Боцоева, А.В. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 343-346

2. Джишкариани, Т.Д. Развитие профессиональных компетенций у будущих педагогов на семинарских занятиях средствами интерактивных технологий / Т.Д. Джишкариани, Е.И. Юдина // Современные проблемы науки и образования. -2021. -№ 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30985 (дата обращения: 10.11.2023)

3. Генова, Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т.Н. Генова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490

УДК 378.2

ЖИВОПИСНЫЙ ПОРТРЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ

Перевозкина Екатерина Андреевна студентка

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В настоящее время цифровое пространство в образовательной среде значительно превалирует, что постепенно ведёт к цифровизации сознания детей и подростков. Данный процесс в перспективе может привести к снижению способности видеть и отличать прекрасное от безобразного, сопереживать и проявлять эмпатию.

Одной из важных составляющих такой личности является эстетическая эмпатия, которая подразумевает под собой способность к эмоциональному погружению и сопереживанию другому человеку или художественному образу.

Изложение основного материала исследования. Вопросы развития эстетической эмпатии у подрастающего поколения предполагают изучение красоты, искусства и чувственного опыта и способности понимать и разделять чувства других.

Изучением понятия «эстетика» занимались многие учёные, среди которых Д. Юм, И. Кант, Т.В. Кузнецова и др. По мнению Д. Юма, эмоциональная реакция на объект или действие определяет, воспринимает ли индивид объект как красивый или уродливый, добродетельный или порочный [7, С. 471].

Учитывая эти исследования, можно утверждать, что, эстетика как понимание красоты тесно связана с эмоциями и чувствами, где эмпатия выражается через сопереживание и ответную реакцию на эстетику [2].

Важным аспектом в любой деятельности человека является эмпатия, изучением которой занимались многие отечественные и зарубежные учёные; Андреева М.Г., Бодалев А.А, Гаврилова Т.П., Липпс Т., Петровская Л.А., Петровский A.B., Роджерс, K.P. и др.

Так, американский психолог Роджерс, K.P., считал, что эмпатия это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания [4].

Известно, что, эмпатия как осознанное сопереживание может происходить и не только к другому человеку, но и к окружающим человека предметам или явлениям.

Так, в первой концепции Т. Липпса эмпатия считалась преимущественно психическим процессом, при котором человек проецирует своё эмоциональное состояние на воспринимаемый объект, что приводит к положительным или отрицательным эстетическим переживаниям [3].

Таким образом, эмпатия как ответная реакция на окружающий человека мир содержит в себе широкий спектр переживаний, которые выражаются в положительные или отрицательные эмоциональные состояния или чувства.

Как утверждают учёные, полноценное эстетическое восприятие мира и искусства возможно при условии сформированности эстетической эмпатии [61.

Под эстетической эмпатией специалисты в области образования подразумевают «вчувствование» в художественный объект, источник эстетического наслаждения, сотворчества, способность к сопереживанию, постижению, пониманию, эмоциональному погружению в мир другого человека (художественного образа)» [5].

Таким образом, эстетическая эмпатия обучающегося - это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию, отражённому в предметах искусства, развития у обучающегося способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Живопись одно из наиболее эмоциональных направлений в изобразительном искусстве, в процессе изучения которого обучающиеся имеют возможность прикоснуться к секрету создания гармонии цвета и композиции, которые воплощены в художественный образ кистью художника. Получив опыт сопереживания произведению, обучающиеся имеют возможность создать свой собственный творческий продукт.

Портрет - важный жанр в изобразительном искусстве, в котором художники - портретисты стремятся не только запечатлеть физическое сходство, но и передать уникальные черты личности портретируемого, его психологическое состояние.

Рассмотрим влияние живописного портрета на процесс развития эстетической эмпатии на примерах известных художников, работавших в разных направлениях и техниках: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Николая Ивановича Фешина.

Например, портрет В. Ван Гога «На пороге вечности» - одна из известных картин художника, отражающая негативные чувства.

На картине изображен Старик, сидящий у камина. Его поза выражает отчаяние: сгорбленная спина, сжатые кулаки, закрывающие лицо, локти, упирающиеся в колени, - все это даёт понять зрителю, что мужчина морально сломлен. Композиция фокусируется прежде всего на фигуре, вокруг почти ничего нет.

Внимание Ван Гога к деталям в изображении отчаяния так же сильно, как и в изображении счастья. Изношенная крестьянская обувь и костюм, а также залысины мужчины наводят на мысль о том, что он прожил долгую жизнь, омрачённую тяжёлым трудом, бедностью и болезнями, с лишь редкими проблесками счастья (Рисунок 1).

Рисунок 1. В. Ван Гог «На пороге вечности»

Но несмотря на это картина выглядит светлой, тем самым художник пытается донести до зрителя, что даже в безвыходном положении остаётся надежда на светлое будущее.

Похожий мотив отразил в своём известном портрете «Старый гитарист» основоположник кубизма Пабло Пикассо, который в своих работах изображал эмоции не только с помощью колорита, но и работая с формой.

Картина выполнена в холодных, тёмных, сине-чёрных оттенках. Центром композиции является фигура худого, истощённого старика, босого и в рваной одежде. Его тело, как будто сделано из пластилина, местами выглядит неестественно, голова наклонена вниз так, будто вот рухнет с плеч. Все детали указывают на то, что гитарист стоит на пороге жизни и смерти и гитара - последнее утешение в его нелёгкой судьбе (Рисунок 2).

Рисунок 2. Пабло Пикассо «Старый гитарист»

Рассмотренные нами портреты Ван Гога и Пикассо во многом похожи: на обоих изображены старые, бедные мужчины, которые находятся в состоянии отчаяния, схоже так же и композиционное решение, однако впечатление, которое производят картины совершенно разное.

У Ван Гога фигура старика изображена мягко, плавные формы и линии, а также пастельные цвета не дают зрителю погрузиться в негативные эмоции при созерцании портрета. У Пикассо же наоборот: ломанная форма тела, неестественные, местами острые изгибы, мрачные, холодные цвета так и кричат зрителю о том, что картина - сборник самых негативных эмоций.

Ещё одним примером проявления высокого уровня эстетической эмпатии в портретной живописи являлся Николай Иванович Фешин - олицетворение русского импрессионизма. Он был учеником И.Е. Репина, у которого подчерпнул искренней интерес и любовь к тем людям, которых изображал.

Например, портрет «Индейская девочка» наполнен счастьем, радостью, надеждой. На картине изображена улыбающаяся молодая девушка из индейского племени, ослепительно белая улыбка и сверкающие глаза которой не могут оставить зрителя равнодушным. При взгляде на портрет зритель на интуитивном уровне понимает, что в глазах художника героиня картины является олицетворением жизни, молодости и беззаботности (Рисунок 3).

Рисунок 3. Н.И. Фешин «Индейская девочка»

Художник мастерски использовал колорит для достижения своей цели: всего несколько живых мазков жёлтым, красно-оранжевым, фиолетовым цветом и картина уже приобретает динамичное, радостное настроение.

Образы, которые создавал художник, настолько прочувствованы и вместе с этим настолько глубоко проанализированы, что не остается сомнений: живописец каждую свою работу пропускал через себя, подвергая каждую деталь своей внутренней эстетической эмпатии.

Выводы. Таким образом, живописный портрет является эффективным средством развития эстетической эмпатии у обучающихся. Анализируя портреты известных художников, обучающийся способен «вчуствоваться» в художественный образ, пропустить его через себя, проявить эмпатию к герою художественного произведения. Прикосновение к творческому опыту мастера дает возможность обучающемуся понять, какими средствами выразительности художник добился эстетики в картине, передавая эмоции и чувства портретируемого.

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эстетической эмпатии средствами живописного портрета. Анализируя литературу по теме исследования, авторы рассмотрели понятия «эмпатия» и «эстетика». Авторы рассмотрели возможность влияние живописного портрета на процесс развития эстетической эмпатии на примерах известных художников, работавших в разных направлениях и техниках: Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо и Николая Ивановича Фешина. Анализ психологических портретов, по мнению авторов, убедительно доказывает, что с помощью анализа живописного произведения обучающийся имеет возможность «вчуствоваться» в художественный образ, проявить эмпатию к герою художественного произведения.

Ключевые слова: эстетическая эмпатия, анализ художественного произведения, живописный портрет.

Annotation. The article deals with the problem of the development of aesthetic empathy by means of a pictorial portrait. Analyzing the literature on the research topic, the authors examined the concepts of "empathy" and "aesthetics". The authors considered the possibility of the influence of a pictorial portrait on the process of developing aesthetic empathy using the examples of famous artists who worked in different directions and techniques: Vincent Van Gogh, Pablo Picasso and Nikolai Ivanovich Feshin. The analysis of psychological portraits, according to the authors, convincingly proves that with the help of the analysis of the painting, the student has the opportunity to "feel" into the artistic image, to show empathy for the hero of the artwork.

Key words: aesthetic empathy, analysis of a work of art, pictorial portrait.

Литература:

1. Кант, И. «Критика способности суждения» / И. Кант. - Москва, «Искусство», 1994.

2. Кузнецова, Т.В. «Об эстетическом» / Т.В. Кузнецова // Философия и общество. - 2008. - С. 127-138

3. Липпс, Т. Самосознание / Т. Липпс. - СПб.: Тип. М. Сойкина, 1903.

4. Роджерс, К.Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework / К.Р. Роджерс 11 Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. - Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. - Т. 3.2.

5. Творчество: теория, диагностика, технологии / Словарь - справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / под общей редакцией Т.А. Барышевой. -Санкт-Петербург, 2014.

6. Торшилова, Е.М. Маршруты эстетического развития современных детей и подростков: теория и диагностика / Е.М. Торшилова. - Москва: Музыка, 2016. - 208 с.

7. Юм., Д. «Из стандарта вкуса». Энциклопедия эстетики / Д. Юм. - Оксфорд: издательство Оксфордского университета. - Том 2. - 1998. - С. 428-33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.