УДК159.9/37.0(075.8)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ - ХУДОЖНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С АНИМАЛИСТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ)
В статье предлагаются к обсуждению результаты исследования важнейшего из компонентов профессиональной эмпатии студентов специальности «Изобразительное искусство»: эмпатии к животным. Авторы рассматривают в качестве психолого-педагогических условий развития данной психологической и эстетической категории максимальное погружение студентов в работу с анималистическим материалом.
Ключевые слова: эмпатия, эмпатическое состояние, вчув-ствование, анималистический жанр.
A. П. Даниленко
B. О. Фёдорова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
e-mail: [email protected]
Одним из необходимых условий для развития у художников такого профессионального качества, как проницательность, является эмпатия. В данной статье остановимся на кратком анализе эмпатии не только как психологическом феномене, но и как эстетической категории.
Ни одно произведение художника не может обладать настоящей художественной ценностью, в содержании которого не просматривается его собственное эмоциональное состояние, проникновение - вчувствование в переживания изображаемого им объекта (человека, животного, природы и т.п.). Психофизиологическим механизмом такого сопереживания является эмпатия.
Данный феномен в психологии впервые обозначен термином «эмпатия» Э. Титче-нером, который вслед за Э. КлиффордомиТ. Липпсом обобщилразвивавшиесявфилософ-скойтрадицииидеиосимпатиистеориямивчувствования. В каждом произведении изобразительного искусства легко прослеживаются три типа эмпатийного состояния. К первому можно типу отнести эмоциональную эмпатию, которая основывается на механизмахпро-екциииподражания художника моторнымиаффективнымреакциям изображаемого объекта. Второй тип - это эмпатия когнитивная, базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия, метафора и т.п.). Способность художника передавать средствами изобразительного искусства предчувствие эмоциональных реакций, изображаемых объектов, можно отнести к третьему предикативному типу эмпатии.
Известный швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии», труды которого обращены, в том числе и к природе искусства К. Г. Юнг считает эмпатию стержнем теории эстетики.
Идея эмпатии подспудно заложена в западной концепции анимизма (наделения неодушевленных предметов человеческими качествами) и составляет один из базовых принципов теории эстетического восприятия, согласно которой как художник, так и зритель вовлечены в процесс, основанный на сопереживании. Эмпатия проявляется, как в способности художника погрузиться в избранную тему, дабы затем выразить ее с помощью тех или иных средств, так и во взаимодействии зрителя с произведением искусства -в виде стремления зрителя настроиться на замысел художника или проникнуться его творческим духом. В искусствоведческих трудах и дискуссиях термин «эмпатия» впервые появляется в Англии второй половины XIX века, но первую систематическую теорию эмпатии разработал и опубликовал в 1893-1897 гг. немецкий эстетик Теодор Липпс, который в 1903 году определил эмпатию через взаимоотношения между объектом и субъектом восприятия (как «исчезновение двойственности в сознании между объектом и субъектом») [7,р. 375].
В психологии развитие представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом. Наиболее полное определение эмпатии дано К. Роджерсом в книге «Способ бытия»: она означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательное его обживание, подразумевает сензитивность к постоянно изменяющимся в этом другом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг в друга, к страху, или гневу, или нежности, или смущению, или чему бы-то ни было еще [5].Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки; эмпатия означает ощущение смыслов, частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руковод-ствование теми реакциями, которые вы получаете от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире».
Способность к эмпатии является необходимым условием для развития такого профессионального качества, как проницательность у будущих педагогов. По К. Роджерсу, эмпатия показывает, что человек чувствует внутренний мир другого, так как если бы он был его собственным, но никогда не переходя условие «как если бы». Он способен свободно переноситься в субъективный мир другого, воспринимать так же, как воспринимает он, чувствовать так же, как чувствует он, переживать так же, как переживает он. Роджерс сравнивает эмпатию с внезапным солнечным лучом, прорвавшимся сквозь густую листву в лесу. Понимая и принимая другого, человек устремляется к вершине взаимного принятия и понимания.
Эти идеи Роджерса перекликаются с теорией развития воображения К.С. Станиславского, в основе которого лежит категория «магического «если бы». Разница заключается лишь в том, что объектом эмпатии у Роджерса является реальный человек, у Станиславского - вымышленный образ. К.С. Станиславский, как и К. Роджерс, предостерегает от полного принятия состояния другого и призывает к сохранению собственного Я [3].
2. Психолого-педагогические условия развития эмпатии к животным у студентов специальности «Изобразительное искусство»
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей динамики способности к эмпатии у студентов специальности «Изобразительное искусство» в процессе работы с анималистическим материалом.
Мы предполагали, что специально-организованное взаимодействие студентов художников с объектом изображения в процессе разных типов занятий (лекций, занятий в музее, пленэрной практики и т.п.) может положительно влиять на развитие эмпатии художника к изображаемому им объекту.
В процессе исследования мы сконцентрировали внимание на изучении эмпатии к животным как одного из аспектов данной эстетической и психологической категории. Здесь мы исходили из особенностей тех видов практики студентов художников, в задачи которых входит изображение животных и птиц [4].
Преподаватели изобразительного искусства отмечают, что изображение животных и птиц развивает наблюдательность, чуткое, неравнодушное отношение к окружающему миру, учит любви и состраданию, ведь то, что знакомо, понятно, интересно, становится значимым и может вызвать желание изучать, оберегать и сохранять [6].
Мир живой природы очень богат по форме и цвету, по фактуре и текстуре. А за пластикой движения животных и птиц можно наблюдать часами, удивляясь и восхищаясь естественностью, ловкостью, силой и выразительностью. Из этого следует, что уроки изображения этого тематического материала развивают у студентов понимание объема, пропорций, конструкций, чувство цвета, пластики движения, навыки быстрого рисования (ведь животные редко позируют), а также зрительную память. Умение передавать характер животного, столь ярко и естественно выражаемый самим объектом, поможет в дальнейшем молодому художнику в работе над изображением человека. Ведь как бы мы ни присваивали себе доминирующую роль, мы все-таки очень похожи, а в чем-то даже и уступаем животным и птицам. Вот как писал об этом знаменитый русский анималист В. А.
Ватагин: «Как художник я преклоняюсь перед животным миром - мощным проявлением красоты.Как биолог я признаю в животном собрата человека и преклоняюсь перед стихией животного - предшественника человека на земле. Как человек я не могу забыть огромной жертвенной роли животного в построении человеческой цивилизации» [2, с.90].
Студенты НИУ БелГУ имеют все условия для изучения этой темы в университетском биологическом музее, ботаническом саду, оранжерее, а также в городском зоопарке и окрестностях города Белгорода. На практических занятиях по изобразительному искусству студенты знакомятся с целями и задачами изображения животных, набором необходимых инструментов и материалов для рисования. Предполагается, что теоретические основы изображения фауны, знакомство с анатомическими атласами происходит либо во время теоретической части аудиторных занятий, либо предлагается для самостоятельного изучения на основании списка литературы, рекомендованного преподавателем. Студенты могут найти необходимую информацию и самостоятельно в ресурсах Интернета. В этом случае преподаватель может предложить студентам список вопросов, чтобы направить их поиске. В качестве практического упражнения студентам в учебной аудитории предлагается выполнить зарисовки чучела птицы. Именно на этом этапе преподаватель объясняет закономерности компоновки изображения, приемы определения пропорций, выявления осей, лежащих в основе специфической формы птицы. В этот момент обсуждаются вопросы выявления характерных особенностей форм объекта (например, многообразие контуров клювов, лап, текстуры и фактуры оперения и т.д.) для акцентирования внимания студентов на этих формах с целью передачи характера живого существа. Нами замечено, что работа проходит более эффективно, если преподаватель использует следующие методы:
- покажет образцы работ профессионалов в этой области искусства,
- сделает сам набросок или зарисовку с натуры и прокомментирует свою работу,
- ограничит для начала выбор учащихся работой только над одним живым объектом, чтобы хорошо изучить натуру.
В своем учебном пособии для вузов «Черно - белая графика» Н. П. Бесчастнов [1] советует дать студентам следующие задания:
- зарисовать животное в различных поворотах и в движении;
- сделать быстрые изображения частей тела животного в движении;
- сделать зарисовки с задачей передачи силуэта;
- сделать зарисовки с задачей передачи фактуры кожи, шерсти или оперенья;
- сделать зарисовку животного с задачей передачи пластики и анатомии тела;
- выполнить зарисовки спящих животных;
- выполнить зарисовки пасущихся животных;
- выполнить зарисовки плавающих животных;
- выполнить зарисовки играющих домашних животных.
Такой подход хорошо направляет и конкретизирует работу студента.
Тема изображения животных благодатна еще и потому, что студент может поработать различными графическими материалами: углем, пастелью, гелевыми ручками, фломастерами, а не только акварелью и графитными карандашами. Возможны и смешанные техники. Сама натура зачастую подсказывает своим цветом и фактурой, какая техника поможет достичь выразительности изображения. Важным моментом является нацеливание студента на самостоятельную подготовительную работу, изучение жанра анималисти-ки, профессионального подхода к обучению.
Для оптимизации учебного процесса и привнесения элемента соревнования можно провести конкурсы:
- на лучшую работу, где главной целью может стать выполнение работы на определенную тему (жанр) - портрет, тема взаимоотношения животных;
- конкурс, где главная цель - изобразительная техника (линейный рисунок, рисунок пастелью, акварелью и т.д.);
- на лучший рисунок домашнего питомца;
- конкурс на создание лучшей презентации с рассказом о творчестве художника -анималиста.
3. Методика исследования особенностей развития эмпатии будущих художников в процессе работы с анималистическим материалом
Описав некоторые технические особенности работы художника с изображаемым материалом, вернемся к проблеме развития эмпатии студентов в процессе изобразительной деятельности, поскольку работа с художественным материалом способствует не только обучению ремеслу, но и эстетическому, а также нравственному воспитанию студентов. Одна из важнейших задач изобразительного искусства - научить человека чувствовать, восхищаться, понимать другую форму жизни, в чем-то отличающуюся от нашей, уметь сострадать, уметь бережно, неназойливо, невраждебно контактировать с ней. Наблюдая за животными, внимательно и эмоционально изображая живую натуру, мы вносим свою лепту в формирование культурного, эстетически и нравственно развитого человека. Основой нравственности может выступать способность к эмпатии.
Далее мы рассмотрим результаты исследования особенностей развития эмпатии к животным у студентов будущих художников в процессе учебной деятельности на занятиях по изобразительному искусству.
В исследовании приняли участие 90 студентов 2-х и 4-х курсов Педагогического института НИУ «БелГУ». Выборку мы разделили на две группы. Контрольную группу составили студенты специальности «Методика начального образования» (п= 47), экспериментальную группу - студенты специальности «Изобразительное искусство» (п= 43). Исследования эмпатии проводились в два этапа. Констатирующий этап исследования проводился на втором курсе, контрольный на четвертом в одних и тех же группах.
Для исследования эмпатии мы использовали тест эмпатии (опросник И.М. Юсупова). Впервые опросник для оценки свойств эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном. В отечественной практике опросник применяется в модификации И.М. Юсупова, при сотрудничестве с Т. А. Верняевой и С.Г. Тарасовым.
Применяя данный опросник, мы исходили из того, что эмпатия - это эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. Эмоциональный отклик человека при сопереживании идентичен эмоции, переживаемой другим - это возможно только при осознании чувств переживающего. При сочувствии эмоциональный отклик выражается лишь в участливом отношении к другому. На наш взгляд в первом случае можно говорить об эмпатии как субъектном свойстве человека, во втором, как об определенной установке.
Опросник содержит шесть диагностических шкал эмпатии с родителями, животными, стариками, детьми, героями художественных произведений, с незнакомыми и малознакомыми людьми.
Таблица
Распределение испытуемых с высоким уровнем эмпатии (%)
тип ^эмпатии К родителям к животным к старикам к детям к героям худ.-х пр.-ий к чужим людям
конст. эт. контр.эт конст. эт. контр.эт конст. эт. контр. эт. конст. эт. контр. эт. конст. эт. контр. эт. конст. эт. контр эт.
Контрольная группа 46,9 46,5 26,6 27,0 46,7 47,1 46,1 54,2 24,7 26,6 32,2 33,0
Экспериментальная группа 45,5 45,6 20,3 38,7 42,4 43,2 32,5 35,1 36,1 48,2 31,4 32,3
На констатирующем этапе количество студентов с высоким уровнем эмпатии распределилось следующим образом: в контрольной группе- (90,4%), в экспериментальной - (84,4%).
Как показали результаты исследования, наиболее развитым ее уровнем является эмпатия с родителями в двух группах испытуемых. На наш взгляд, это обусловлено наличием достаточно большого опыта взаимодействия испытуемых с родителями, в результате чего внутренний мир последних является хорошо знакомым и понятным.
Исходя из данных показателей, можно сделать вывод о том, что развитие эмпатии обусловлено, прежде всего, наличием определенного опыта взаимодействия.
В контрольной группе самую низкую ступень занимают эмпатия с животными и героями художественных произведений. В экспериментальной группе студентов специальности ИЗО, для которых произведения искусства являются предметом повседневной учебной деятельности эмпатия по второму типу произведений занимает второе место из шести в данной иерархии, тогда как в экспериментальной - предпоследнее.
Третью позицию занимает эмпатия с чужими людьми, что можно объяснить следующим образом: интерес к внутреннему миру незнакомого человека обусловлен инстинктом самосохранения.
Описанные результаты подтверждают другие исследования, полученные ранее другими учеными. К примеру, как отмечает В.В. Гребнева, при обсуждении со студентами показателя эмпатии к старикам большинством испытуемых были высказаны мнения, свидетельствующие о высоком уровне уважения к пожилым людям, о существующих концепциях отношений со стариками, о сострадании и сопереживании им. На наш взгляд, это обусловлено не столько стремлением к пониманию мира стариков, сколько принятыми в нашей культуре концепциями отношения к старшему поколению [3].
В своих работах, посвященных исследованию эмпатии у студентов дошкольного, начального и специального образования автор отмечает, что у студентов факультета начального образования эмпатия к детям занимает предпоследнюю позицию, в то время, когда у студентов дошкольного факультета - вторую. Это также подтверждает предположение о том, что развитие эмпатии обусловлено опытом взаимодействия с «предметом» эмпатии. Студенты начального образования отмечают, что им не хватает опыта взаимодействия с детьми. Они испытывают чувство дискомфорта в присутствии детей. Для более детального изучения данной проблемы студентам двух специализаций было предложено в течение нескольких недель вести «дневники наблюдений», в которых испытуемые должны были фиксировать факты дня, привлекшие их внимание. В итоге, после прочтения дневников, испытуемым предлагалось отметить факты обращения внимания на ситуации, связанные с детьми до 10 лет. Анализ результатов показал, что дети как объект внимания значительно чаще встречались в группе студентов факультета дошкольного образования. Причем внимание к детям у старшекурсников оказалось выше, чем у студентов 1-го и 2-го курсов.
Таким образом, можно сделать вывод, что на развитие эмпатии влияют такие факторы: субъектный опыт взаимодействия с объектом эмпатии; а также личная заинтересованность во взаимодействии.
Это позволяет нам утверждать, что занятия студентов, в содержании которых заложена анималистическая тематика, в процессе профессионального становления способствуют развитию эмпатии к животным. Это подтверждено результатами нашего исследования на контрольном этапе.
Как следует из таблицы, процент студентов с высоким типом эмпатии к животным в контрольной группе практически остался на прежнем уровне, в то время как в экспериментальной - увеличился с 20,3% до 38,7%. Радует и тот факт, что в процессе учебной деятельности у студентов экспериментальной группы увеличились показатели эмпатии к героям художественных произведений (36,1%- 48,2%), что вполне соответствует ожиданиям преподавателей, основной задачей которых является погружение будущих художников в мир искусства.
Заключение
Очевидно, что хорошие навыки в изображении животных - это и «цепкий» взгляд, и быстрое рисование, и владение различными графическими материалами и техниче-
скими приемами рисования. Однако это не только вопрос профессиональной подготовки студента. Мы ставим перед собой и перед нашими воспитанниками и нравственные цели. Эмпатия художника, как безусловно, положительное отношение к изображаемому животному означает духовное развитие личности, когда он настолько проникается переживаниями, изображаемого объекта, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нём, когда объектом эмоциональной восприимчивости индивида становятся переживания не только других людей, но и природных живых субъектов. Заложенное в эмпа-тии умение проявлять помогающее, альтруистическое поведение в ответ на переживания другого, и отражает уровень нравственного развития будущего специалиста. В свою очередь, неподдельный интерес, понимание значимости и ценности окружающей природы, не допускающие отчужденности и безразличия в ее адрес, выступают важнейшими характеристиками нравственности человека, не только как личности, но и как профессионала.
Для будущего профессионала в сфере изобразительной деятельности, выявленный нами высокий уровень эмпатии к животным и героям художественных произведений, свидетельствует о широком диапазоне эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия окружающего мира.
Исследование эмпатии, как одной из составляющих нравственности будущего профессионала на этапе профессиональной подготовки в вузе, позволит в условиях возрастания социальной ответственности систем профессионального образования в целом и коллектива каждого учебного заведении за личностное развитие будущего специалиста, разработать пути и способы повышения не только нравственного развития будущего профессионала в образовательной среде профессионального учебного заведения, но и способствовать развитию профессиональных способностей будущих художников.
Список литературы
1. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика/учебное пособие. М.: Изд-во «Владос», 2008. -
273 с.
2. Ватагин В. А. Записки анималиста. Статьи. - М.: Советский художник, 1980. - 213 с.
3. Гребнева В.В. Человекоцентрированное взаимодействие в вузе: теория, практика: учебное пособие. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2004. - 299 с.
4. Маслов Н. Я. Пленэр: Практика по изобразительному искусству. Учебное пособие. М.: Просвещение,1984. - 112 с.
5. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций ; Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрей-тер. — М., 1984. — 288 с.
6. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. Учебно-методическое пособие. - М.: Просвещение, 1980. -47 с.
7. Theodore Lipps. Empathy, Inner Imitation and Sense Feeling. 1903, p. 375.
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EMPATHY
OF STUDENTS OF ART DEPARTMENT (BASED ON WORK WITH ANIMAL PAINTING MATERIAL)
A.P. Danilenko V.O. Fyodorova
Belgorod State National Research University
e-mail:
The article proposes to discuss the results of a study of the most important components of professional students' empathy of the fine Arts department: empathy for animals. The authors consider the maximum immersion of the students into the work with animal painting material to be a psychological and pedagogical conditions for the development of the psychological and aesthetic category.
Keywords: empathy, empathic state, animal genre