Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ'

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие / творчество / самостоятельность / творческая самостоятельность / диагностические методы / development / creativity / independence / creative independence / diagnostic methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушевская Светлана Николаевна, Евсеева Ольга Юрьевна

Статья посвящена разработке диагностического инструментария по развитию творческой самостоятельности у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству в детской художественной школе. Проблема развития творческой самостоятельности достаточно изучена, но, говоря о школьном возрасте, тема нуждается в дополнении как в теории, так и в практике образования художественных школ. На основе уточненного понятия «творческая самостоятельность», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрушевская Светлана Николаевна, Евсеева Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the development of diagnostic tools for the development of creative independence among students in fine arts classes at a children's art school. The problem of developing creative independence has been sufficiently studied, but speaking about school age, the topic needs to be supplemented both in the theory and in the practice of education of art schools. Based on the refined concept of “creative independence”, indicators of this quality among students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ»

обучающихся. Решение этой важной задачи должно быть направлено не только на поиск инновационных подходов к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза, но и на пересмотр педагогического дизайна. Также необходим всесторонний системный анализ не только процесса внутренней мотивации, но и перехода внешней мотивации во внутренний план действий по осуществлению интересной для обучающегося деятельности. Такой деятельностью может и должна стать учебная деятельность в вузе. Для этого должны использоваться цифровые сервисы и ресурсы, преподавателям нееобходимо повышать свою профессиональную компететность и непрерывно работать в этом направлении.

Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, интерактивность, активность, компетентность, педагогический дизайн.

Annotation. Currently, the problem of studying the internal motivation of students occupies priority positions in the problematic discourse of changes in modern higher education. The educational environment in higher education is currently experiencing a need for systemic changes in the paradigm of the search for meanings and motivation of students. This trend is due to the needs of the target audience in understanding their individual professional trajectory, success, competence. The teaching community, in turn, is concerned about the search for such pedagogical technologies and resources that will increase the level of internal motivation of students. The solution of this important task should be aimed not only at finding innovative approaches to the control and interactive assessment of students' knowledge in the digital educational environment of the university, but also at the revision of pedagogical design. It also requires a comprehensive system analysis of not only the process of internal motivation, but also the transition of external motivation into an internal action plan for the implementation of interesting activities for the student. Such an activity can and should be educational activities at the university. Digital services and resources should be used for this, teachers need to improve their professional competence and continuously work in this direction.

Keywords: motivation, external motivation, internal motivation, interactivity, activity, competence, pedagogical design.

Литература:

1. Боцоева, A.B. К вопросу об инновационных подходах к контролю и интерактивному оцениванию знаний обучающихся в цифровой образовательной среде вуза / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Л.А. Лазаренко // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№ 73-1. - С. 343-346

2. Боцоева, А.В. О ресурсах цифровизации высшего образования в контексте перехода на инновационный уровень / А.В. Боцоева, С.К. Гучетль, Ю.С. Кульбит // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 59-62

3. Генова, Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т.Н. Генова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 47 (442). - С. 488-490

4. Гордеева, Т.О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель / Т.О. Гордеева // Вестник Московского университета. - Серия 14. - Психология. - 2014. - №3. - С. 63-77

5. Соколова, Э.А Предикаты создания внутренней мотивации к обучению у студентов / Э.А. Соколова // Вестник БГУ. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/predikaty-sozdaniya-vnutrenney-motivatsii-k-obucheniyu-u-studentov (дата обращения: 17.09.2023)

УДК 378.2

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Петрушевская Светлана Николаевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.02 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Евсеева Ольга Юрьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. На сегодняшний день, в развитии художественного образования, особенно важным становится развитие самостоятельности в младшем подростковом возрасте. С учетом динамичных изменений в обществе России, сдвига в социокультурных ценностях и ускоренного научно-технологического прогресса, возрастает потребность в формировании творческих деятелях: самостоятельных, самоорганизованных, инициативных, обладающих широким кругозором, нестандартным мышлением, стремящихся к личностному развитию, способных автономно решать проблемы и достигать поставленных целей.

Чтобы развить у подростков желание самостоятельно заниматься искусством, изучать и проявлять инициативу в создание творческого продукта, перед преподавателями стоит задача организовать занятия таким образом, чтобы применяемые формы и методы, вызывали интерес у обучающихся. На уроках в детских школах искусств, необходимо давать задание на самостоятельную работу, поддерживать необычные идеи учеников, давать им свободу в реализации своих задумок. В таком случае ученики будут менее зажаты рамками каких-либо правил. И это будет способствовать развитию их креативности, самостоятельности, их творческого потенциала. Поэтому развитие творческой самостоятельности у обучающихся становится необходимой потребностью, а данная тема является актуальной.

Развитие творческой самостоятельности является не только полезно для детей, но и для общества в целом. Ведь чем больше новых необычных творческих продуктов появляется, тем интереснее становиться сфера искусства.

Поэтому существует необходимость поиска, обоснования и применения эффективных способов развития творческой самостоятельности в процессе обучения учеников изобразительному искусству в детской художественной школе.

Изложение основного материала исследования. Изучим понятие «творческая самостоятельность», но прежде необходимо обратится к понятиям «творчество», «самостоятельность».

По мнению Лапшина, A.B., «Творчество» понимается как деятельность, результатом которой является создание новых духовных и материальных ценностей. [8, С. 252].

Творчество включает в себя психологические аспекты, такие как процессуальный и личностный. Оно требует наличия у человека способностей, мотивации, навыков и знаний, которые позволяют создавать продукт, отличающийся оригинальностью, новизной и уникальностью.

Богоявленская Д.Б. в книге «Пути к творчеству» показывает неразрывную связь формирования творческой личности с решением задачи органического единства учебного и воспитательного процесса в школе [3, С. 96].

Самостоятельность, по мнению К.Д. Ушинского - это качество личности, состоящее, главным образом, в самостоятельности мышления и формирующееся в процессе самостоятельной деятельности учащегося под руководством учителя [11].

В психолого-педагогической и научно-методической литературе существуют разные подходы к исследованию проблемы творческой самостоятельности учащихся. Вопросы развития творческой самостоятельности в образовательном процессе рассматривали [6, С. 256], [7, С. 336], [12, С. 416].

Кон определяет самостоятельность как сочетание трех ключевых качеств: 1) способность принимать решения независимо, 2) ответственность за свои действия, 3) уверенность в социальной и моральной правильности своих убеждений [7]. Современные исследователи рассматривают творческую самостоятельность как: способность действовать в новых условиях, [4] мыслить творчески, использовать различные творческие процедуры в учебной деятельности [1], а также как особое качество личности, формируемое в процессе совместной деятельности [2]. К сожалению, в художественном образовании понятие "творческая самостоятельность обучающихся на уроках изобразительного искусства" остается недостаточно изученным.

Исследователи выделяют различные способы развития самостоятельности школьников. Например, Волков И.П подчеркивал важность вовлечения школьников к самостоятельной и творческой деятельности с использованием всех форм внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке [5].

Изучив термины «творчество» и «самостоятельность» относительно детей младшего подросткового возраста, обучающихся в детской школе искусств, можно сказать, что «творческая самостоятельность младших подростков на уроках изобразительного искусства» - это качество, отражающее способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя; способность самостоятельно выбирать тему творческой работы и ее реализовывать. В соответствии с темой и целью исследования была организована и проведена начальная диагностика - исследование уровня развития творческой самостоятельности.

Несмотря на обширные исследования и имеющуюся потребность общества в творчески самостоятельной личности, до сих пор недостаточно изучен процесс развития творческой самостоятельности младших школьников в условиях современной школы на уроках изобразительного искусства, недостаточно разработаны методы развития данного качества обучающихся.

На базе «Детская художественная школа им. А.П. Митинского» города Тюмени было проведено исследование, в котором приняли участие 6 учащихся младшего подросткового возраста. На основе содержания определения понятия -«творческая самостоятельность», были выделены следующие показатели: способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя, способность самостоятельно придумывать творческую идею и реализовывать ее. Для каждого из показателей были определены диагностические методы и разработаны задания. Показатели и соответствующие им диагностические методы отражены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели уровня познавательного интереса Диагностические методы Уровни развития

Способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя тестирование Высокий Средний Низкий

Способность самостоятельно выбирать тему творческой работы и ее реализовывать Творческое задание Высокий Средний Низкий

Диагностика проводилась в два этапа. Первым этапом, учащимся предлагается заполнить анкету и ответить на вопросы, о их творческой инициативности. Анкетирование (авторское) было разработано на основе современных видов художественных практик. В нем ученикам нужно ответь насколько утверждения подходят им (да,нет).Оно показывает то насколько учащиеся самим интересно заниматься и развиваться в сфере рисования. Примеры вопросов из анкеты:

1. Я пошел(а) в художественную школу по своему желанию.

2. Мне нравится рисовать для себя.

3. Я люблю самостоятельно находить информацию для изучения рисования.

Результаты анкетирования показало что, у 2 из 6 учеников высокий показатель «Способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя» у 3 средний и 1 низкий.

Результаты показали, что при прохождении анкетирования у обучающихся не возникло особых сложностей.

Результаты позволили сделать вывод о том, что большинство обучающихся имеют хороший потенциал к развитию творческой самостоятельности.

На второй части урока было проведено задание, направленное на выявление уровня показателя: «Способность самостоятельно придумывать творческую идею и реализовывать ее». Учащимся предлагается выполнить задание по выбору. Обучающимся нужно выбрать самостоятельно одну из тем «образ осени», «день защиты животных», «день учителя» или свою тему и самостоятельно создать работу на эту тему.

Материалы для выполнения: акварель.

В ходе выполнения работы у ребят возникали такие трудности с выбором темы рисунка. Тем, кто не хотел рисовать на предложенные темы, было трудно придумать собственную идею. Для ребят такое занятие было неким выходом из зоны комфорта, так как они привыкли рисовать на темы по программе. Было так же заметно что многим такой метод понравился и ученики хотели бы больше занятий направленных на развитие их творческой самостоятельности.

Однако по итогам этого задания у двух человек был низкий уровень показателя «Способность самостоятельно выбирать тему творческой работы и ее реализовывать» у 4 средний. Высокого не было ни у кого.

Выводы. Исходя из этого, можно сделать вывод что, необходимо развитие творческой самостоятельности является актуальной проблемой среди учеников художественных школ. И необходимо проводить больше занятий на развитие каких показателей как «Способность проявлять инициативу в создании творческого продукта без помощи учителя», «Способность самостоятельно выбирать тему творческой работы и ее реализовывать».

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по развитию творческой самостоятельности у обучающихся на занятиях по изобразительному искусству в детской художественной школе. Проблема развития творческой самостоятельности достаточно изучена, но, говоря о школьном возрасте, тема нуждается в дополнении как в теории, так и в практике образования художественных школ. На основе уточненного понятия «творческая самостоятельность», формулируются показатели данного качества у обучающихся. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания. Данная статья будет интересна преподавателям художественных школ.

Ключевые слова: развитие, творчество, самостоятельность, творческая самостоятельность, диагностические методы.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the development of creative independence among students in fine arts classes at a children's art school. The problem of developing creative independence has been sufficiently studied, but speaking about school age, the topic needs to be supplemented both in the theory and in the practice of education of art schools. Based on the refined concept of "creative independence", indicators of this quality among students are formulated. Methods and diagnostic tasks have been developed for each indicator. This article will be of interest to teachers of art schools.

Keywords: development, creativity, independence, creative independence, diagnostic methods.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, университета, 1988. -238 с.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. -М.: Просвещение, 2008. - 162 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Знание, 1981. - 96 с.

4. Брушлинский, А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А.В. Брушлинский // Национальный психологический журнал. -2013. - № 2 (10). - С. 10-16

5. Волков, И.П. Много ли в школе талантов? / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. - 42 с.

6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - С. 240.

7. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. -М.: Академия, 2003. - С. 336.

8. Лапшина, А.В. Взгляды на понятие «творчество» и его различные трактовки / А.В. Лапшина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2010. - № 5 (16). - Т. 1. - С. 252-254

9. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб, 2001. - 720 с.

10. Тряпицына, А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников / А.П. Тряпицына. -Л.:ЛГПИ,1989. -84 с.

11. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти томах / Сост. Егоров С.Ф. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 3.

12. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. -М.: МПСИ; Воронеж:НПО "МОДЭК". - 2001. - С. 416.

УДК 378.2

РОЛЬ НЕОЛОГИЗМОВ В НЕМЕЦКИХ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ

Сивкова Мария Константиновна бакалавр

Вятский государственный университет (г. Киров);

Швецова Марина Геннадьевна кандидат филологических наук, доцент Вятский государственныйуниверситет (г. Киров)

Постановка проблемы. Современный мир стремительно меняется, требуя постоянного обогащения и обновления языка для отражения этих изменений. Немецкий язык, как и многие другие иностранные языки,находится в постоянной эволюции. Ежедневно он порождает все новые слова, фразы и выражения, которые насыщают его лексикон для освещенияактуальных социальных вопросов, новейших технологий, интересов, образов жизни и прочихважных тем. Неотъемлемой частью языка в этом мире изменений становятся неологизмы, или новообразования. Неологизмы представляют собой слова и выражения, которые возникают с целью точного и актуального отражения новых явлений и концепций, развивающихся в обществе. Благодаря быстрому распространению информации через интернет и социальные сети, неологизмыпроникают в повседневный обиход и становятся тотчас используемыми в разнообразных областях, включая публицистические тексты. В сфере журналистики, где своевременная и эффективная коммуникация имеет первостепенное значение, неологизмы предлагают уникальную линзу, через которую можно понять меняющийся ландшафт общественного дискурса. С помощью новых слов и выражений можно более точно и наглядно обозначать новейшие понятия и концепции, возникающие в результате стремительного развития технологий и изменений в обществе в целом. Привлечению внимания читателейспособствуют неологизмы, оказывая эмоциональное воздействие и вызывая интерес к обсуждению актуальных тем. Новые слова представляют собой зеркало современной реальности и позволяют нам лучше понять и оценить быстро меняющийся мир, в котором мы живем. Важным вкладом в понимание лексической динамики немецкого языка и его способности адаптироваться к современным реалиям становится исследование неологизмов и их роли в публицистических текстах. Это помогает нам следить за эволюцией языка и его способностью отражать актуальные явления и изменения, которые происходят в нашем быстро меняющемся мире.

Изложение основного материала исследования. В сегодняшнем современном мире, где обновление информации происходит со скоростью света, лексика становится исключительно подвижной и постоянно совершенствующейся частью языка. Она отражает не только изменения в окружающей нас реальности, но и социокультурные и технологические сдвиги и трансформации. Следовательно, лексика развивается параллельно с ходом жизни, отражая новые потребности и реалии.

Эти изменения часто проявляются в возникновении новых слов, обладающими временным оттенком новизны. Отношение слов к неологизмам признано свойством историчным и относительным. Это означает, что ученые и лингвисты не всегда сходятся во мнениях при определении того, что можно считатьнеологизмами. Определение термина "неологизм" является одной из ключевых проблем неологии. Согласно точке зрения Н.М. Шанского, неологизмы - «новые лексические образования, которые возникают в силу общественной необходимости и служат для обозначения нового предмета или явления» [8].

С точки зрения британских неологистов, "neologism" - это просто "новые слова, которые люди придумывают" («newwordspeoplemakeup»). Определение, предложенное Дитером Хербергом, достаточно полно описывает суть неологизма и его происхождение: неологизмы - это лексические единицы или значения, которые появляются на определенном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.