Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ-ХУДОЖНИК / INDEPENDENCE / CREATIVITY / CREATIVE INDEPENDENCE / DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE IN CREATIVITY / INDEPENDENT WORK OF A STUDENT / PROBLEMS OF DEVELOPING CREATIVE INDEPENDENCE / PROBLEM LEARNING / FUTURE TEACHER-ARTIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбач Надежда Сергеевна

Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития творческой самостоятельности у студентов художественно-педагогических специальностей. Автором рассмотрены основные проблемы развития творческой самостоятельности как личностного качества выпускников художественно-педагогических направлений, а также возможные пути решения этих проблем. Во внимание берется прежде всего организация образовательного процесса, как основной фактор развития творческой самостоятельности студентов как их личностного качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE INDEPENDENCE AMONG STUDENTS OF ARTISTIC AND PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article presents the results of a theoretical study of the problem of the development of creative independence among students of art and pedagogical specialties. The author considers the main problems of the development of creative independence as a personal quality of graduates of artistic and pedagogical directions, as well as possible ways of solving these problems. First of all, the organization of the educational process is taken into account, as the main factor in the development of students' creative independence as their personal quality.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Выводы. Таким образом, проведенная нами работа позволила сделать выводы, что межличностное общение в семье является центральным моментом ее жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования, ресурсы роста и развития.

Источниками социализации являются: передача культурного опыта через семью и другие социальные институты, взаимное влияние людей в совместной деятельности, опыт, процесс саморегуляции. На социализацию ребенка влияют микро - и макрофакторы, к которым относятся семейный климат, социальное окружение, средства массовой информации (СМИ), субкультура.

Основной задачей семьи в успешной социализации детей являются: удовлетворение потребности в социальном контакте, формирование компетентности в деятельности, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий, создание условий для развития самостоятельности и самосознания.

Литература:

1. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. Том 1. Экспериментальное обоснование. Биологический генезис. - М.: Либроком, 2011.

2. Выготский Л.С. К вопросу о психологии и педологии. // Культурно-историческая психология. -2007. - №4. - C. 101-112.

3. Гарбузов Виленин Исаакович. Воспитание ребёнка в семье: Советы психотерапевта. - Санкт-Петербург: КАРО, 2015. - 296 с.

4. Гогицаева О.У., Кочисов Ч.В. Теоретические основы социальнопедагогической работы с детьми из неблагополучных семей // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2015. № 3. С. 133-138.

5. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социальнопсихологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2014. № 4. С. 126-136.

6. Койшибаева И.А. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье: на примере российских, украинских и казахских семей: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т]. - Москва, 2010. - 20 с.

7. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Семья как условие социализации личности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015.№ 2 (21). С. 83-86.

8. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. М.: Генезис, 2013. - 196 с.

9. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении.- СПб. Изд.: Питер. 2009. 96 с.

10. Магометов А.А. Историческая ретроспекция современных проблем отечественного образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2018. № 3. С. 49-54.

11. Тарарухина О.В., Гуриева С.Д. Развитие методологии изучения межличностных отношений в социальной психологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2016. №1. С. 101-107.

12. Темирова М.М., Гогицаева О.У. Проблемы возрастных отношений в семье // Международный студенческий научный вестник. 2014. №4. С. 2

13. Техтелева Н.В. Формирование представлений родителей о характере ребенка-дошкольника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2008. - 22 с.

14. Чеджемов С.Р., Магометов А.А. Культура, интеллигенция, образование: история и теория (на материалах осетинского народа). Владикавказ, 2014.

15. Benjamin L.S. (1974). Structural analyses of social behavior (SASB). Psychological Review 81: 392-425.

Педагогика

УДК 37.013

аспирант, преподаватель кафедры изобразительного искусства Горбач Надежда Сергеевна

Педагогический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. Статья представляет собой результаты теоретического исследования проблемы развития творческой самостоятельности у студентов художественно-педагогических специальностей. Автором рассмотрены основные проблемы развития творческой самостоятельности как личностного качества выпускников художественно-педагогических направлений, а также возможные пути решения этих проблем. Во внимание берется прежде всего организация образовательного процесса, как основной фактор развития творческой самостоятельности студентов как их личностного качества.

Ключевые слова: самостоятельность, творчество, творческая самостоятельность, развитие самостоятельности в творчестве, самостоятельная работа студента, проблемы развития творческой самостоятельности, проблемное обучение, будущий педагог-художник.

Annоtation. The article presents the results of a theoretical study of the problem of the development of creative independence among students of art and pedagogical specialties. The author considers the main problems of the development of creative independence as a personal quality of graduates of artistic and pedagogical directions, as well as possible ways of solving these problems. First of all, the organization of the educational process is taken into account, as the main factor in the development of students' creative independence as their personal quality.

Keywords: independence, creativity, creative independence, development of independence in creativity, independent work of a student, problems of developing creative independence, problem learning, future teacher-artist.

Введение. На современном этапе развития общества выпускник высших учебных заведений должен быть не только компетентным специалистом, но и личностью, обладающей творческим мышлением, способностью к самостоятельной творческой самореализации в профессиональной деятельности. В отношении выпускников художественно-педагогических специальностей данные требования вступают

неотъемлемыми показателями качества образования и успешности в осуществлении профессиональных (педагогических) и специальных (художественных) задач.

Наиболее часто под дефиницией «творчество» понимают именно художественную деятельность и ее продукт. И, казалось бы, кому как ни педагогам-художникам раскрывать свое творческое начало. Но, к сожалению, очень небольшой процент выпускников продолжает развивать себя как художника. Данный факт, имеет в своем корне много проблем, и одним из аспектов, мы считаем, не умение вести самостоятельную творческую деятельность. По нашему наблюдению, выйдя из стен родного вуза, большинство выпускников оказываются не способными самостоятельно организовать свою творческую направленность. Пока их развитие зависит от преподавателя, они показывают хорошие результаты, они учатся и решают учебные задачи, поставленные педагогом. Но оказавшись без непосредственного руководства, не могут реализоваться.

Поиск решений и возможностей развития одного из важнейших качеств личности - творческой самостоятельности у будущих учителей изобразительного искусства является проблемой, требующей научно-теоретического и методического осмысления. Данная проблема получила достаточно широкое освещение в научно-педагогических исследованиях.

Значительный вклад в развитие педагогики творчества внесли многие ученые. Проблема формирования и развития творческого потенциала личности исследована в работах В.А. Андреева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Ф. Шаталова, Б.Д. Эльконина и др. В психолого-педагогической литературе определено влияние творческих способностей на содержание деятельности, выявлены факторы и критерии развития творческого потенциала личности (И.Я. Лернер, Я.А. Пономарев и др.). Творческий характер самостоятельной деятельности рассматривался В.В. Дрозиной, В.А. Крутецким и другими исследователями.

Большой вклад в развитие теории и современной методики обучения изобразительному искусству будущих педагогов-художников внесли Г.В. Беда, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др.

Некоторые аспекты проблемы самостоятельной работы студентов в обучении изобразительному искусству исследовали в своих работах такие ученые, как А.Т. Антонов, Н.М. и А.Н. Бородины, Т.В. Глевицкая, В.И. Денисенко, О.Ф. Лейманис, С.П. Ломов, В.В. Пикалова и др. Вопросы индивидуального подхода в обучении, имеющие отношение к творческой самостоятельности студентов, рассматривались Н.С. Боголюбовым и Б.Н. Тамбиевым и другими.

Вопросы организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения рисунку исследовали О.П. Соанс и В.В. Босс, в живописи - Н.С. Савина, а условиях графической мастерской - Т.И. Бербаш.

Изложение основного материала статьи. Проводя анализ современного понимания самостоятельности в педагогической деятельности, мы находим различные подходы к их определению. Чаще всего самостоятельную работу считают обязательным элементом содержания образования, предусмотренного образовательным стандартом и учебным планом подготовки специалистов. Самостоятельную работу студентов также отождествляют с самостоятельной деятельностью, которая является необходимой частью и обязательным компонентом любого вида учебных занятий во всех учебных заведениях. Самостоятельная работа студентов в высших учебных заведениях - это такая деятельность, когда сам студент продумал материал, проанализировал и обобщил его, критически проверил свои выводы и результаты.

В.И. Андреев представляет самостоятельную работу как форму учебно-воспитательного процесса. Самостоятельная работа ученика не является абсолютно самостоятельной, она постоянно направляется учителем [1]. Проблемы активизации самостоятельной работы связаны с комплексом проблем ускоренного обучения, которое есть естественный ответ на запросы нашего быстроразвивающегося общества. Поскольку самостоятельность и свобода являются базовыми категориями творческой деятельности, на их основе развивается способность человека к творчеству, то задача методики обучения изобразительному искусству будущих педагогов-художников в вопросах развития творческой самостоятельности заключается в организации свободной творческой самореализации личности. Понятие «самостоятельность» - можно рассматривать в двух аспектах: как качество личности и как целенаправленная деятельность, управляемая самим субъектом [3]. Эти два аспекта неразрывно связаны между собой. Самостоятельная деятельность может проявиться, только если самостоятельность сформировалась как личностное качество субъекта. Но и полученный опыт успешной самостоятельной деятельности в свою очередь влияет на дальнейшее развитие самостоятельности как свойства личности. Анализируя проявление творческой самостоятельности в деятельности педагогов-художников - выпускников вузов, мы приходим к выводу, что данное качество не было развито у них в процессе обучения в высшем учебном заведении. Это выражается прежде всего тем, как мало студентов проявляют себя творческими работами еще на этапе обучения.

Все методы, способы и технологии развития творческой активности и самостоятельности, разработанные в педагогике, имеют большое значение для совершенствования учебного процесса и его оптимизации. При обучении изобразительному искусству могут быть использованы многие педагогические технологии обучения и развития творческой самостоятельности студентов. И порой проблема заключается не в поиске новых, а в разумном сочетании уже известных подходов к планированию и решению учебно-воспитательных задач.

Имея достаточный набор средств и методов педагогического воздействия на процессы развития творческой самостоятельности студентов важно учитывать специфику их будущей профессиональной художественной деятельности и индивидуальные особенности. Изучение личности студентов, диагностика уровня образованности и развития дают основание для определения общей педагогической стратегии и системы мер, направленных на решение проблемы развития самостоятельности в творчестве студентов художественно-педагогических факультетов.

Данная проблема, по нашему мнению, вытекает из самой формы образовательного процесса, который больше направлен на пассивность обучаемого. В существующей практике обучения в вузе определяется лишь объем предметных знаний, в результате чего перед преподавателем не стоит задача развить самостоятельность у студентов. Учебный процесс - безальтернативное средство воспитания творческого мышления, развития познавательной самостоятельности и творческих способностей обучаемых, т.е. таких их индивидуальных свойств, которые обеспечивают успех их продуктивной творческой деятельности. Прослушивание лекций, выбор материла для практических занятий, на специализированных дисциплинах -решение только учебных задач, все это мало способствует развитию творческого потенциала и навыков

самостоятельной организации, а в дальнейшем и творческой самостоятельности, как профессионального качества выпускника. Соотношение удельного веса «репродуктивных» и творческих операций таково, что на творческую деятельность отводится 2-3% учебного времени [1, с. 63].

Границы между различными видами деятельности, в которых реализуется самостоятельная работа (непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; при выполнении индивидуальных и творческих заданий без контакта с преподавателем; и т.п.) достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы часто пересекаются, что позволяет самостоятельной работе студентов быть, как в аудитории, так и в не её. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу.

Опыт работы преподавателей в вузе убеждает в том, что наиболее сложным и важным в становлении самостоятельности студентов являются начальные этапы обучения (1-2 курсы). Психологи объясняют это значительной ломкой привычек и представлений вчерашних школьников, перестройкой их сознания, характера поведения и необходимостью поиска новых форм деятельности в изменившихся условиях. Для становления самостоятельности на первом этапе обучения на факультете необходимо развивать у студентов познавательные потребности и мотивы самоутверждения. Последующие этапы обучения, которые приходятся на старшие курсы, требуют развития мотивов успеха и общения. К этому времени у студентов уже частично сформированы профессиональные знания, умения и навыки. Они представляют, что им нужно для будущей профессиональной деятельности и где они будут работать после окончания учебы. В этот период одним из главных признаков их самоопределения является осознанная готовность к активной самостоятельной деятельности.

На художественных дисциплинах (рисунок, живопись, композиция), студенты младших курсов лишь частично осознают задания, предложенные преподавателем, и действуют больше на основе предыдущего опыта, чем стараются решить вновь поставленные задачи. Педагоги часто акцентируют логическое начало в преподнесении своих дисциплин, не уделяя должного внимания его восприятию студентами. Междисциплинарные связи, преемственность учебных дисциплин оказываются выраженными неотчетливо, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные междисциплинарными связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку будущих учителей изобразительного искусства.

Творческая самостоятельность студента также связана с его личной активностью. Развитие самостоятельности возможно в такой учебной и творческой деятельности, в которой находится место открытию, конструированию, сочинению нового, ранее неизвестного. Это могут быть знания, новые способы рисования, а также использование незнакомых ранее изобразительных материалов, техники и технологии творческой работы.

Для развития творческой самостоятельности три последних метода из классификации методов традиционного обучения по степени самостоятельности и творческого участия учеников, разработанной И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным [5], имеют принципиальное значение и являются ведущими в организации практической деятельности на занятиях по специальным дисциплинам (живопись, рисунок, композиция) для обучения педагогов-художников. Эти методы способствуют созданию творческой ситуации во время учебы, приводят к необходимости самостоятельно решать проблемы изображения. Одним из таких методов является проблемное обучение, многие теоретические вопросы которого разработаны в трудах Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконя, К. Хайнце и других.

Под проблемным обучением понимается «обучение, заключающееся в создании перед студентами проблемных ситуаций, в усмотрении и формулировке проблемы, вытекающей из этой ситуации, решение этой проблемы в процессе совместной деятельности студентов и преподавателя» «при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего». Другими словами, проблемное обучение и процесс исследования неотделимы друг от друга и подразумевают решение задачи, протяженное по времени. В этом процессе студент, сродни деятелю, решает творческую задачу или проблему. Он постоянно думает над ней и не выходит из этого состояния, пока ее не решит. Именно этот процесс и помогает формировать прочные навыки, умения и знания. Настоящая проблема всегда связана с наукой, она содержит явное противоречие, не имеет окончательного ответа на главный вопрос проблемы и, следовательно, требует поисковой, исследовательской работы. Проблемная задача предполагает ряд действий, для ее решения студенту нужно самостоятельно провести частичный поиск [4].

В обучении будущих педагогов-художников метод проблемного обучения может реализовываться через те задачи, которые ставит преподаватель на специализированных дисциплинах (рисунок, живопись, композиция). Сама методика преподавания этих дисциплин предполагает степень участия преподавателя, лишь как наставника, и проявление основной активности - от студента. Таким образом, выполнение каждого учебного задания на этих дисциплинах для студента становится своего рода «творческой ситуацией» [2], небольшим исследованием, нахождением решения той проблемы, которую оно в себе несет. Постепенное усложнение проблемных задач, неизбежно приведет к тому, что будущему педагогу-художнику придется самостоятельно и творчески подходить к их решению. Если опыт такой работы успешен, то при появлении таких проблемных задач во вне учебной деятельности, например, подготовка творческой работы для участия в выставках, выпускник уже не будет теряться в самостоятельной постановке задач и нахождении путей их решения.

Еще одним немаловажным фактором для развития активной творческой самостоятельности студентов мы считаем активную творческую деятельность самого преподавателя, работающего по специальным художественным дисциплинам. Активная творческая реализация педагога именно как художника мотивирует студентов к собственной реализации в выбранной художественной направленности. Привить вкус к творчеству, самореализации в художественных видах искусства, поддержать студентов в этом направлении, вовлечь их в активную выставочную деятельность может только педагог-наставник, который способен провести их через трудности саморазвития как художников. Именно такой педагог-наставник сможет создать творческие задачи и проблемы, а также благоприятные условия для решения этих задач студентами.

Мы считаем, что реализация проблемного обучения в вузе - одно из важнейших условий развития самостоятельности студентов. Но это не значит, что методы обучения надо противопоставлять друг другу. Речь идет о рациональном сочетании существующих и проблемных методов обучения в целях развития творческой самостоятельности студентов.

Выводы. Формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности складывается из различных видов и форм деятельности, которые имеют непосредственное отношение к творческой деятельности: игровой, продуктивной, индивидуальной, совместной, трудовой, учебной. Реализация творческой самостоятельной деятельности предполагает возникновение у личности оригинального, принципиально нового (не только для человечества, но и для самого субъекта) решения проблемы. Причем такого, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы. Увеличение доли активных, творческих методов и форм работы в вузе серьезным образом повышают инициативность и активность студентов в учебном процессе, развивают склонность к креативным видам деятельности, формируют творческие умения, опыт профессиональной деятельности, и как следствие, обеспечивают эффективность развития творческой самостоятельности у студентов. Организуя обучение студентов на художественных дисциплинах нужно учитывать, что самостоятельная работа является формой определенного способа деятельности и одновременно средством самоорганизации личности в учебно-творческом процессе. Под воздействием внешних и внутренних факторов происходит развитие чувств и эмоций, мотивов и потребностей, способностей и интеллекта, что приводит к становлению творческой и самостоятельной личности.

Литература:

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества / В.И. Андреев .— Казань: Казанский ун-т, 1988. — 238 с.

2. Качалов, А.В. Творческие ситуации как средство формирования творческой самостоятельности будущих учителей / А.В. Качалов // Наука и школа. — Б.м. — 2011 .— № 6. — С. 40-42

3. Качалов, А.В. Технология формирования творческой самостоятельности у студентов педвуза / А.В. Качалов, Д.В. Качалов, Л.П. Качалова // Современные проблемы науки и образования - Б.м. - 2009 - № 6 - С. 52-53

4. http://www.den-za-dnem.ru/school.php?item=231

5. http://murzim.ru/nauka/pedagogika/didaktika/26920-klassifikaciya-metodov-obucheniya-lemer-iya-skatkin-mn.html

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ГУМАНИТАРНЫМИ УНИВЕРСИТЕТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые положения, связанные с определением и описанием стратегий и технологий осуществления взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе профессиональной подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлений. В связи с этим в статье был рассмотрен и изучен феномен целевого отбора, являющегося на сегодняшний день одной из наиболее популярных стратегий взаимодействия предприятия и университета.

Ключевые слова: стратегии взаимодействия вуза и организации, гуманитарное образование, гуманитарный вуз, профессиональная подготовка в вузе, трудоустройство студентов.

Annotation. The article discusses the key provisions related to the definition and description of strategies and technologies for the implementation of interaction between organizations and humanitarian universities in the process of professional training and employment of young specialists in various fields. In this regard, the article considered and studied the phenomenon of targeted selection, which is currently one of the most popular strategies for interaction between an enterprise and a university.

Keywords: strategies of interaction between the university and the organization, humanitarian education, humanitarian university, vocational training at the university, employment of students.

Введение. Современные образовательные ситуации, существующие в рамках высшего профессионального образования, достаточно неоднозначны и понимаются всеми исследователями по-разному. Единственное, в чем сходятся все научные деятели, педагоги, социологи и психологи, - это в том, что на сегодняшний день остается наиболее распространённой стратегия взаимодействия предприятия с вузом с точки зрения государственного заказа. Эта тема особенно актуально на сегодняшний день, поскольку с каждым годом все большее число научных исследований посвящено стратегиям и технологиям взаимодействия между организациями и гуманитарными университетами в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов различных направлениях подготовки. Такой интерес обусловлен нестабильной ситуацией, диктуемой быстроразвивающимся социокультурным пространством, которое ориентируется на достижение максимальных выгод при выполнении минимального количества работы.

Изложение основного материала статьи. Достаточно длительный период времени такая ситуация выражалась исключительно в модели целевого обучения студентов, которые на сегодняшний день приобретает новый вид и трансформируется в соответствии с государственным заказом и социальной необходимостью в тех или иных специалистах. Говоря же о целевой подготовке, то на сегодняшний день к ней могут приобщаться исключительно те организации, которые находятся во владении государства. То есть исключительно государственные гуманитарные вузы, в то время как частные предприятия вынуждены осуществлять такую процедуру, основываясь на собственные средства, что неизбежно приводит к огромным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.