Научная статья на тему 'Технология формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров'

Технология формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРОВ / CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGNERS / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / TECHNOLOGY OF FORMATION / КОМПОНЕНТЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / COMPONENTS OF CREATIVE INDEPENDENCE / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / FORMATION STAGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

Рассматриваются значимость и особенности формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, автором представлена технология формирования творческой самостоятельности как совокупность методов, форм, способов, приемов обучения, в которой происходит продуманное взаимодействие участников образовательного процесса. Описываются этапы, организационно-методические аспекты и условия формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGN STUDENTS

The article considers the importance and features of formation of creative independence of design students. On the basis of the analysis and synthesis of the research data, the author presented the technology of formation of creative independence as a set of techniques, forms, ways, methods of training in which the circumspect interaction of education process participants take place. Stages, organizational and methodical aspects and conditions of formation of creative independence in the process of studying of the discipline “The basis of production ability” are described.

Текст научной работы на тему «Технология формирования творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров»

ПСИХОЛОГИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

УДК 378.147

Ю. В. Даськова

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Рассматриваются значимость и особенности формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, автором представлена технология формирования творческой самостоятельности как совокупность методов, форм, способов, приемов обучения, в которой происходит продуманное взаимодействие участников образовательного процесса. Описываются этапы, организационно-методические аспекты и условия формирования творческой самостоятельности в процессе изучения дисциплины «Основы производственного мастерства».

Ключевые слова: творческая самостоятельность дизайнеров, технология формирования, компоненты творческой самостоятельности, этапы формирования.

На необходимость формирования и развития творческой самостоятельности у студентов-дизайнеров указывают социальные и экономические перемены жизни общества, а также значимость ряда специфических навыков и установок творческой деятельности для специалиста, профессионально работающего в области дизайна (Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.). По мнению Л. В. Ермолаевой-Томиной, каждый посвятивший себя дизайн-деятельности должен уметь воспринимать мир глазами художника, мыслителя, исследователя и творца необходимого нового; в каждом конкретном объекте видеть и передавать одновременно единичное и всеобщее; уметь невидимое делать видимым, неожиданно и точно передавать собственные мысли и отношения языком дизайн-деятельности; включать творчество и избегать шаблонов в профессиональной деятельности. Л. В. Ермолаева-Томина выделяет следующие факторы, способствующие актуализации творческого потенциала в учебном процессе: включение самостоятельного поиска, развитие мыслительных операций, являющихся инструментом познания; оттачивание профессиональных навыков как главного инструмента творчества до автоматизма и совершенствования. Формирование творческого мышления включает одновременно развитие таких качеств мыслительного процесса, как гибкость, широта ассоциативного ряда, беглость, скорость рождения нестандартных, оригинальных идей [1].

По определению В. Л. Глазычева, проектирование в дизайне - это креативная деятельность, продуктом которой является модель визуальной (или предметно-пространственной) среды. Создание модели визуальной среды означает одновременно создание модели человека-потребителя, так как восприятие тоже является определенным видом потребления [2]. В таких условиях на первый план выходит творческая деятельность дизайнера, его способность предлагать оригинальные идеи проектирования, способные влиять на эстетическое, культурное и духовно-нравственное развитие общества.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, творческая самостоятельность является созидающей деятельностью и включает в себя как результат деятельности (проект или объект интерьера, экстерьера), так и сам процесс, в котором активизиру-

ется специфический стиль деятельности (В. В. Дрозина, М. Г. Гаруков, А. В. Качалов и др.). Творчество и самостоятельность, взаимодополняя и взаимоопределяя друг друга, способствуют формированию и развитию у студентов-дизайнеров следующих умений проектной деятельности: входить в проблему (добывать, анализировать информацию); решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать деятельность, находить новые способы решения); презентовать конечный результат (оригинальность, новизна, выявление рациональных способов решения проблемы), обуславливая в целом эффективность процесса формирования и развития творческой самостоятельности.

Эффективность процесса формирования и развития творческой самостоятельности во многом обусловливается активностью творческого мышления и самостоятельностью обучающихся. Исследуя процесс формирования творческой самостоятельности студентов вуза, мы выделяем следующие ее компоненты: когнитивно-деятельностный, рефлексивно-творческий, мотивационно-личностный. Более подробно характеристика и состав компонентов представлен в таблице.

Структура творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Когнитивно-деятельностный компонент (овладение знаниями творческих приемов и эвристических методов дизайнерской деятельности) Рефлексивно-творческий компонент (самоорганизация дизайнерской деятельности, стремление к самосовершенствованию, критическое отношение, анализ и оценка деятельности) Мотивационно-личностный компонент (сформированная мотивация на овладение и применение индивидуальных, новаторских способов дизайнерской деятельности)

Умения генерировать набор возможных решений и подходов к выполнению творческой задачи Умение прогнозировать, планировать и организовывать дизайнерскую деятельность Стремление принимать оригинальное решение

Умение применять рациональные приемы поиска, систематизации и использования информации Способность сопоставлять результаты деятельности с поставленными условиями и корректировать их Умение презентовать результаты творческой деятельности

Способность формулировать критические суждения

Технология формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров рассматривается как планируемая, программируемая совокупность методов, форм, способов, приемов обучения, в которой происходит продуманное взаимодействие участников образовательного процесса. Формирование и развитие творческой самостоятельности происходят в активной учебно-творческой деятельности. В результате студенты-дизайнеры приобретают следующие характеристики творческой самостоятельности: наличие творческого мышления; владение необходимыми приемами и методами творческой деятельности; владение навыками организации самостоятельной учебно-творческой деятельности (планирование, корректирование и критическая оценка самостоятельной творческой деятельности); наличие мотивации учебно-творческой деятельности.

Технология формирования творческой самостоятельности обязательным образом предусматривает возможность сопоставления промежуточных результатов обучения с намеченными ориентирами, а также их коррекцию на любом этапе.

Со ссылкой на то, что основой творческой самостоятельности является творчество, творчество, по мнению Ермолаевой-Томиной, как процесс изменения, преобразования, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством - созданием необходимого, не существующего ранее результата [1], мы выделяем три этапа формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров:

1. Подготовительная деятельность (самостоятельнаяработа). Деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирова-

ния и характеризуется неустойчивым отношением к проектной деятельности. У студента отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных ситуациях. Цели и задачи определены в общем виде.

2. Реконструктивно-вариативная деятельность. Деятельность студента характеризуется творческой самостоятельностью с незначительной помощью преподавателя. Преподаватель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. В отличие от первого этапа, обучающийся проявляет инициативу, стремление и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно, возникают элементы поиска новых решений в стандартных проектных условиях. В личности студента проявляется склонность к устойчивому творческому отношению к проектной деятельности.

3. Творческая самостоятельная деятельность. В деятельности студента наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения, сам ставит цель, формулирует учебную проблему, планирует этапы ее решения. Преподаватель выступает в роли координатора действий, помогает студенту в нахождении способов самоконтроля. Личность студента характеризуется положительно-эмоциональной направленностью, устойчивой активностью в поиске новых методов проектной деятельности [3].

Процесс формирования творческой самостоятельности будет эффективным лишь на основе сочетания деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации обучения. Именно эти подходы могут в процессе обучения облегчить переход от учебной к профессиональной деятельности. Такой переходной формой деятельности - от учебной к профессиональной - мы избрали учебно-творческую деятельность. Использование методологических основ деятельностного и личностно ориентированного подходов с целью формирования творческой самостоятельности студентов в процессе учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» (здесь и далее - «ОПМ») предполагает, с одной стороны, разработку содержания учебного материала с учетом структуры деятельности, с другой стороны, разработку такой организации учебного процесса, которая позволила бы не только подкрепить теоретические знания на практике, но и приобретать их, погружаясь в активную сознательную самостоятельную учебно-творческую деятельность. При этом цели технологии формирования творческой самостоятельности будущего дизайнера предполагают определение адекватного им содержания, в котором необходимо предусмотреть комплекс творческих профессиональных задач, которые должен будет решать будущий дизайнер. При проектировании технологии содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» мы разработали следующие основных учебные программы «Социально-ориентированное проектирование», «Технологии декорирования интерьеров», а также диагностический материал.

Основываясь на предложенном нами определении понятия «технология формирования», а также учитывая психолого-педагогические особенности формирования творческой самостоятельности, разработали педагогическую модель формирования и развития творческой самостоятельности в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ». Представленная модель состоит из следующих блоков:

- целевого блока, который включает цель, принципы, условия организации учебного процесса, а также характеристику компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятельностью;

- содержательного блока, состоящего из теоретического уровня, уровня учебной дисциплины, учебно-методического уровня (рабочая программа, комплекс информационного

обеспечения учебного процесса, фонды оценочных средств, программа самостоятельной работы студентов);

- проектировочно-организационного блока. Блок содержит методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов;

- процессуально-деятельностного блока. Блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответствующей этим задачам деятельностью преподавателя и студента;

- результативного блока. Блок определяется комплексом умений и способностей, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Педагогические условия - одна из сторон закономерности образовательного процесса в вузе. Они создаются для того, чтобы образовательный процесс стал более эффективным и успешным. Соглашаясь с Е. Р. Никоновой, под комплексом педагогических условий мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в вузе, от реализации которых зависит процесс профессиональной подготовки специалистов такого уровня [4]. При выявлении комплекса педагогических условий эффективности формирования творческой самостоятельности учитывался социальный заказ общества, степень разработанности этой проблемы в научно-методической литературе, критерии и уровни творческой самостоятельности с опорой на деятельностный, личностно ориентированный, компетентностный подходы. Комплекс педагогических условий, эффективного функционирования педагогической модели формирования творческой самостоятельности включает:

- профессионально-практическую направленность учебной дисциплины «ОПМ» в рамках когнитивно-деятельностного, рефлексивно-творческого, мотивационно-личностно-го компонентов творческой самостоятельности студентов-дизайнеров;

- использование деятельностного и личностно ориентированного подходов к организации процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ», а именно последовательное усложнение изучаемого материала, определенный порядок построения занятий, использование технологий активизации творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов, создание среды диалогического взаимодействия субъектов учебно-творческого процесса;

- внедрение групповых, индивидуальных, коллективных способов организации учебного процесса и методов активизации и стимулирования самостоятельной творческой деятельности, а также методов контроля и оценки творческой деятельности, адекватных компонентам творческой самостоятельности [5].

Вышеописанная модель успешно апробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ» и наглядно отображает технологию формирования творческой самостоятельности. Сочетание указанных форм, приемов и условий позволяет успешно формировать творческую самостоятельность студентов-дизайнеров.

Список литературы

1. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.

2. Глазычев В. Л. Модели деятельности проектирования // Теоретические и методологические исследования в дизайне: Труды ВНИИТЭ. М., 1990. Ч. 2. № 61. С. 4.

3. Даськова Ю. В. Самостоятельная работа в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. Март 2014. № 3. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/03/31660

4. Никонова Е. Р. Системный подход к выявлению комплекса педагогических условий процесса подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе социального проектирования в вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1 (3). С. 19-22.

5. Даськова Ю. В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. Март 2014. № 3. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2014/03/32125

Даськова Ю. В., преподаватель кафедры «Дизайн и художественное проектирование интерьера». Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Ул. Г. Титова, 28, Пенза, Россия, 440028. E-mail: daskowa_yliy@mail.ru

Материал поступил в редакцию 01.04.2014.

Yu. V. Das'kova

TECHNOLOGY OF FORMATION OF CREATIVE INDEPENDENCE OF DESIGN STUDENTS

The article considers the importance and features of formation of creative independence of design students. On the basis of the analysis and synthesis of the research data, the author presented the technology of formation of creative independence as a set of techniques, forms, ways, methods of training in which the circumspect interaction of education process participants take place. Stages, organizational and methodical aspects and conditions of formation of creative independence in the process of studying of the discipline "The basis of production ability" are described.

Key words: creative independence of designers, technology of formation, components of creative independence, formation stages.

References

1. Yermolaeva-Tomina L. B. Psychology of art creativity, manual for higher education institutions. Moscow, Akademicheskiy Proekt Publ., 2003. 304 p. (in Russian).

2. Glazychev V. L. Models of activity of design. Theoretical and methodological researches in design: Works VNIITE, Moscow, 1990, part 2, no. 61. Р. 4 (in Russian).

3. Das'kova Yu. V. Independent work in the course of formation of creative independence of students designers. Modern scientific researches and innovations. March 2014, no. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31660 (in Russian).

4. Nikonova E. R. System approach to identification of a complex of pedagogical conditions of process of training of architects to professional activity during social design in higher education institution. Pedagogical Review, 2014, vol. 1 (3), pp. 19-22 (in Russian).

5. Das'kova Yu. V. The role of methods of active training in the course of formation of creative independence of students designers. Modern scientific researches and innovations. March 2014, no. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/32125 (in Russian).

Penza State University of Architecture and Construction.

Ul. G. Titov, 28, Penza, Russia, 4400628. E-mail: daskowa_yliy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.