Научная статья на тему 'Диагностика и результаты опытно-экспериментальной работы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров'

Диагностика и результаты опытно-экспериментальной работы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ / УРОВНИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / CREATIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS-DESIGNERS / THE FORMATION STAGES / LEVELS AND INDICATORS OF DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

В статье рассматривается процесс формирования творческой самостоятельности. Рассматриваются этапы и показатели уровней сформированности творческой самостоятельности. Дается описание опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis and results of experimental work of formation of creative independence of students-designers

The article considers the process of formation of creative independence. Stages and indicators of levels of development of creative independence. The descri ption of experimental work on formation and development of creative autonomy of studentsdesigners in the process of study of disci pline "Fundamentals of production skills"

Текст научной работы на тему «Диагностика и результаты опытно-экспериментальной работы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров»

УДК 378.147

Ю. В. Даськова

Диагностика и результаты опытноэкспериментальной работы формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

В статье рассматривается процесс формирования творческой самостоятельности. Рассматриваются этапы и показатели уровней сформированности творческой самостоятельности. Дается описание опытно-экспериментальной работы по формированию и развитию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»

Ключевые слова: творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, этапы

формирования,уровни и показатели сформированности,педагогический эксперимент

Iu. V. Das' k ova

Diagnosis and results of experimental work of formation of creative independence of studentsdesigners

The article considers the process of formation of creative independence. Stages and indicators of levels of development of creative independence. The description of experimental work on formation and development of creative autonomy of studentsdesigners in the process of study of discipline ”Fundamentals of production skills'

Keywords: creative independence of students-designers, the formation stages, levels and indicators of development,pedagogical experiment

ворческая составляющая является • специфической характеристикой

Т

проектной деятельности дизайнера и характеризуется наличием творческого мышления, способностью студента-дизайнера планировать, организовывать и координировать проектную деятельность, критически анализировать, перерабатывать и использовать полученную информацию, в постоянно изменяющихся профессиональных условиях. В соответствии с этапами проектной деятельности, в составе творческой самостоятельности студентов-ди-зайнеров можно выделить следующие умения: умения входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать деятельность, находить новые способы решения), умения презентовать конечный результат (стремление к оригинальности, новизне, способность к выявлению рациональных способов решения проблемы). Особое внимание формированию и развитию творческой самостоятельности заслуживает определение таких педагогических технологий, в результате которых происходит активизация самосто-

ятельной деятельности; целенаправленность студентов на творчество [1]; развитие внутренних мотивов учебно-творческой деятельности (Л.А.Григорович, Т.Д. Марцинковская и др.). Творческая самостоятельность предполагает поэтапное развитие самостоятельности студентов. Со ссылкой на изученные исследования (П.И. Пидкасистый, Н.А. Половиников, Т.И. Шамо-ва, Г.И. Щукина и др), автор в рамках учебной дисциплины «ОПМ» выделяет три этапа процесса формирования творческой самостоятельности студентов дизайнеров:

1. Подготовительная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя на всех этапах учебного проектирования и характеризуется неустойчивым отношением к проектной деятельности. У студента отсутствует система знаний и нет готовности к их использованию в конкретных ситуациях. Цели и задачи определены в общем виде.

2. Частичная деятельность (самостоятельная работа). Деятельность студента характеризуется творческой самостоятельностью с незначительной помощью преподавателя. Преподава-

тель корректирует, направляет, консультирует, помогает составить план и способы выполнения работы. В отличие, от первого этапа, обучающейся проявляет инициативу, проявляет стремление и имеет определенные возможности выполнения части проекта самостоятельно, возникают элементы поиска новых решений в стандартных проектных условиях. В личности студента проявляется склонность к устойчивому творческому отношению к проектной деятельности.

3. Творческая самостоятельная деятельность. В деятельности студента наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной деятельности: студент может выполнить проект полностью самостоятельно, опираясь на свои знания и умения, сам ставит цель, формулирует учебную проблему, планирует этапы ее решения. Преподаватель выступает в роли координатора действий, помогает студенту в нахождении способов самоконтроля. Личность студента характеризуется положительно-эмоциональной направленностью, устойчивой активностью в поиске новых методов проектной деятельности [2, 3]. ^

Процесс формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров представляет собой сложное и многоплановое явление, опосредованное влиянием многих педагогических условий и факторов, занимающих промежуточное звено между «целью» и «результатом». Под педагогическими условиями мы видим целенаправленный отбор, конструирование и применение элементов содержания учебной дисциплины, методов, способов и средств организации обучения, направленных на эффективность формирования творческой самостоятельности [4].

Данные условия стали основой разработанной нами педагогической модели формирования творческой самостоятельности студентов-дизай-неров в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства». В представленной модели целевой блок включает в себя цель, принципы, условия организации учебного процесса, а также характеристику компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятельностью; содержательный блок состоит из теоретического уровня, уровня учебной дисциплины, учебнометодического уровня(рабочая программа, комплекс информационного обеспечения учебного процесса, фонды оценочных средств творческой деятельности, программама самостоятельной работы студентов); проектировочно-организа -ционный блок содержит методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов; процессуально-деятель -ностный блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответству-

ющей этим задачам деятельностью преподавателя и студента; результативный блок определяет умения и способности, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности в соответствии с компонентами творческой самостоятельности.

Эффективность модели можно выявить в ходе проведения педагогического эксперимента. Исходя из этого, был сформулирован замысел опытно-экспериментальной работы (здесь и далее - ОЭР): проверить эффективность разработанной педагогической модели формирования творческой самостоятельности студентов-ди-зайнеров. Экспериментальное исследование осуществлялось в соответствии с основными требованиями педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент — исследовательская деятельность с целью изучения причинноследственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия [5]. Его подготовка, проведение и обработка результатов осуществлялась с учетом принятых подходов и научных рекомендаций С.А. Архангельского, П.И. Пидкасистого, В.В. Краевско-го, Шевандрина Н.И. и др.

Перед началом эксперимента была разработана рабочая программа, логика которой заключалась в следующем:

- выявить исходный уровень сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров;

- реализовать педагогическую модель формирования творческой самостоятельности сту-дентов-дизайнеров в процессе учебной дисциплины «ОПМ»;

- раскрыть изменения, которые произошли в результате использования предложенной модели.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайне-ров осуществлялась на базе ФГОУ Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Логика опытно-экспериментальной работы диктовала нам необходимость особого подхода к выделению экспериментальных и контрольных групп студентов-дизайнеров с учетом требований государственных стандартов высшего профессионального образования, а также индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их профессиональной подготовки.

В качестве экспериментальных групп (ЭГ) в нашем исследовании были выбраны две группы студентов архитектурного факультета ФГОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, обучающихся по

специальности "Искусство интерьера” номер специальности 070603 (ИИ31, ИИ32) в количестве 115 человек (2007-2008 - 38 чел., 2008-2009

- 30 чел., 2009-2010 - 21 чел., 2010-2011 - 26 чел.).

В качестве контрольных групп (КГ) выбраны четыре группы студентов две группы студентов этого же факультета: обучающихся по специальности "Дизайн среды” номер специальности 070601 (ДС 31) в количестве 67 человек (20082009 - 13 чел., 2009-2010 - 27 чел., 2010-2011

- 27 чел.); обучающихся по специальности "Дизайн костюма” номер специальности 070601 (ДК 31) в количестве 29 человек (2008-2009 - 10 чел., 2009-2010 - 9 чел., 2010-2011 - 10 чел.). Итого, общее количество участников в контрольной группе (КГ) за 4 года составило 96 человек.

Выбор экспериментальных и контрольных групп обусловлен тем, что профессиональная деятельности данных специалистов лежит в области проектирования, что предполагает наличие творческой характеристики профессиональной деятельности. "Учебное проектирование”

- основная дисциплина учебного плана. Далее

приводим варианты ее названия для различных специальностей: специальность "Искусство интерьера” - художественное проектирование интерьера; специальность "Дизайн среды” - проектирование в дизайне среды; специальность "Дизайн костюма” - проектирование в дизайне среды). Кроме того, в учебных планах названных специальностей имеется одинаковых перечень дисциплин, являющихся основой социально-гуманитарной, общепрофессиональ-

ной, а также специальной подготовки будущего выпускника архитектурного факультета строительного вуза. Также нами было учтено то, что обучающиеся по данным специальностям имеют примерно одинаковый уровень предметной подготовки, а преподаватели, соответственно,

- примерно одинаковых уровень профессиональной и учебно-методической квалификации. Исходя из этого мы считали соблюденым принятый в педагогике принцип примерной одинаковости традиционных начальных параметров групп эксперимента.

Опытно-экспериментальная работа (здесь и далее — ОЭР) по исследованию уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров проводилась в три этапа: констатирующий (подготовительный), формирующий (обучающий) и завершающий (сравнительный).

В ходе констатирующего эксперимента нами изучалась организация и ход учебного процесса, учебно-программная документация, посещались занятия по различным специальным дисциплинам, проводилось анкетирование, тестирование, проводились занятия автором по дисциплине «ОПМ», «Основы композиции в дизайне», «Реализация национальных проек-

тов», а также руководство производственной практикой. В результате нами были выявлены следующие проблемы учебного процесса: учебные занятия преимущественно ориентированы на решение частнопредметных целей; специальные дисциплины не актуализируют межпредметные знания студентов; отсутствует связь учебного процесса с реальными проектными задачами. В ходе исследования была выявлена и другая проблема учебной деятельности сту-дентов-дизайнеров. Характер предстоящей профессиональной деятельности связан с необходимостью выдвигать и исследовать множество оригинальных идей, однако, в учебном процессе студенты-дизайнеры часто оказываются не способными генерировать большое количество идей для решения творческих заданий, которые требуют «придумать что-то новенькое» [6, 7]. Наблюдается пассивная позиция обучающихся. Часто они просто сидят на занятиях, нечего не делают, объясняя это отсутствием вдохновения. Такое настроение бездействия тормозит развитие творческого мышления и как следствие требует дополнительного времени на выполнение задания. Также актуальность представляет выявленная нами проблема оценки процесса работы и непосредственно самих творческих работ студентов. В некоторых случаях имел место обычный подход оценивания результата по пятибалльной шкале без учета деятельности студентов-дизайнеров. Что, разумеется, сказывалось на уровне самооценки студентов, не повышало их мотивации в проявлении активности и самостоятельности в ходе учебно-творческой работы. Вскрытые проблемы не способствуют формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В связи с этим представляется необходимым ее целенаправленное формирование.

Теоретический содержания творческой самостоятельности позволил нам сделать вывод, что уровень сформированности творческой самостоятельности студента-дизайнера адекватно отражают такие показатели, как:

- владение знаниями методов творческой деятельности — проявляется в умении применять различные методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении в процессе учебно-творческой работы;

- владение формами и методами самостоятельной деятельности — проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически оценивать учебно-творческую деятельность;

- наличие соответствующих мотивов учебнотворческой деятельности, включающий рефлексию студентом-дизайнером собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней.

Другими словами, уровень творческой самостоятельности определяется органическим триединством компонент: побудительной (мотивы познавательной интеллектуальной деятельности), содержательной (опорные знания) и технической (формы и методы). Чем большим опытом располагает студент, тем значительнее и продуктивнее его творческое мышление, тем более разнообразны его действия, тем свободнее и результативнее самостоятельная дизайнерская деятельность, содержательнее учебные мотивы и интересы. Данные показатели соответствуют выделенными нами компонентами творческой самостоятельности: (когнитивно-деятельност -

ный; рефлексивно-творческий, мотивационно творческий компоненты).

Для измерения уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-ди-зайнеров была разработана 3-х уровневая шкала (низкий уровень — подготовительная деятельность; средний уровень — частичная деятельность; высокий уровень — самостоятельная творческая деятельность).

Низкий уровень (подготовительная дея -тельность) характеризуется низкой способностью студентов самостоятельно организовать учебно-творческую деятельность; низким уровнем мотивации к профессиональной деятельности; слабой мотивацией к успеху, нерешительностью; построением деятельности по алгоритму; копированием идей; предложением шаблонных, стереотипных решений, низким уровнем развития творческого мышления; низким уровнем знаний в области творческих приемов, эвристических методов. У них отсутствуют внутренние устойчивые мотивы учебной деятельности; творческие интересы ситуативны, кратковременны.

Средний уровень (частичная деятельность). Уровень предполагает наличие у обучающихся знаний, необходимых для решения задач организации и самоорганизации учебно-творческой деятельности. Знания в области творческих приемов и эвристических методов применяются в учебно-творческой деятельности самостоятельно с незначительной помощью преподавателя в выполнении заданий воспроизводящего характера; проявляется творческая активность, эпизодически появляется желание выполнить более сложное задание.

Характеризуется средней способностью студента организовать и выполнить (планирование, корректирование и критическая оценка) учебно-творческую деятельность; средним уровнем решительности и направленности на успех; переходом от репродуктивных форм к индивидуальным путем видоизменения аналога; средним уровнем развития творческого мышления; средним уровнем развития навыков и знаний в области творческих приемов, эвристических методов.

Высокий уровень (самостоятельная творческая деятельность) выражается в высокой самостоятельности студента в организации, планировании, корректировании и критической оценке учебно-творческой деятельности; в высоком уровне мотивации к профессиональной деятельности и стремлении к их реализации; высокой степени решительности и направленности на успех; вере в собственные силы, способности создавать оригинальные объекты и предлагать нестандартные решения. Характеризуется осознанием обучающихся необходимостью дальнейшего творческого профессионального саморазвития. Проявляется стремление к дальнейшему совершенствованию, самостоятельное применение знаний в области творческих приемов и эвристических методов в учебно-творческой деятельности.

Для оценки сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров нами был выбран следующий диагностический инструментарий: опросник креативности Джонсона, адаптированный Е.Е. Туник; «Методики изучения мотивов учебной деятельности» (модификация Н.Ц.Бадмаевой на основе методики диагностики учебной мотивации А.А. Реана, В.А. Якунина); наблюдение за деятельностью студентов; изучение результатов деятельности

[6, 7].

На завершающим этапе педагогического эксперимента было обнаружено, что положительная динамика наблюдается в изменении всех показателей творческой самостоятельности в среднем на 12-14% (в контрольной группе на 6-7%). Таким образом, из исследования видно, что произошли изменения и в контрольной и в экспериментальной группах. Изменения в контрольной группе мы объясняем тем, что по ряду предметов студентам-дизайнерам приходится выполнять творческие задания, принимать участие в коллективной деятельности и др. Но изменения, как показывают диаграммы, незначительны по сравнению с экспериментальной группой. И это мы объясняем тем, что студенты из контрольной группы не были вовлечены в организованную целенаправленную на формирование и развитие творческой самостоятельности учебно-творческую деятельность.

Все это позволило сделать следующий вывод: процесс формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров представляет собой систему организации учебно-творческой деятельности, включающей содержание, методы, способы и средства самостоятельной творческой, профессиональной деятельности, ситуации эвристического поиска, самостоятельного выбора и принятия решения, творческой самореализации. Такая организация учебно-творческой деятельности представляется как учебный процесс, ориентированный на сознательное самостоятельное творчество студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мереняшева М.А. Метод художественно-композиционного моделирования в обучении профессии дизайнера [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014. № 2 (8). URL: http://pnojournal.wordpress.com/ (дата обращения: 15.06.2014).

2. Даськова Ю.В. Профессиональная направленность обучения как средство формирования и развития творческой самостоятельности будущих дизайнеров (на примере изучения дисциплины «Основы производственного мастерства») // Вестник костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. Т.18. № 2. С. 111-114.

3. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования, 2014. № 2 (8). URL: http://pnojournal.wordpress.com/ (дата обращения: 15.06.2014).

4. Даськова Ю.В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной научной конференции, (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск.: Два комсомольца, 2012.

5. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 5-е изд., стереотип. М. : Издательский центр «Академия», 2007. 480 с.

6. Торшина И.Б.. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2002. 246 с.

7. Челядинова О.А. Формирование творческой самостоятельности студентов в культуросообразной среде педагогического вуза: автореф дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Шуя, 2012.

8. Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Торренса: адаптивный вариант. СПб.: Речь, 2006. 174 с.

9. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб. :СпбГУ, 1997. 34 с.

10. Щедровицкий Г.П. Система педагогических исследований: Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 200 с.

REFERENCES

1. Mereniasheva M.A. Method artistic modeling in teaching the profession of designer. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2(8). Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ (accessed 15 June 2014).

2. Das'kova Iu.V. Professional orientation of education as a means of formation and development of creative independence future designers (on the example of study of discipline "Fundamentals of production skills". Vestnik kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriia Pedagogika. Psikhologiia. Sotsial'naia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika - Bulletin of the Kostroma state University named after N.A. Nekrasov. A Series Of: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile studies. Sotsiokinetics, 2012, V.18, no.2, pp.111-114 (in Russian).

3. Das'kova Iu.V. Formation and development of creative autonomy of students-designers. Analysis of the content of educational discipline "Fundamentals of production skills". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.2(8). Available at: http://pnojournal.wordpress.com/ (accessed 15 June 2014).

4. Das'kova Iu.V. Formation and development of creative autonomy of students-designers (on the basis of the discipline "Bases of production skills"). Pedagogika: traditsii i innovatsii (II): materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, (g. Cheliabinsk, oktiabr' 2012 g.) [Pedagogy: traditions and innovations (II): materials of International scientific conference, (Chelyabinsk, October 2012).]. Cheliabinsk, Dva komsomol'tsa, 2012.

5. Slastenin V.A. Psikhologiia i pedagogika: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Psychology and pedagogy: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiia, 2007. 480 p.

6. Torshina I.B.. Formirovanieprofessional'noi kompetentnosti budushchego dizainera po kostiumu (Na materiale khudozhestvennogo proektirovaniia shkol'noi odezhdy): Dis.... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Formation of professional competence of the future designer costume (On the material of art design school service): Diss. ... Cand. Ped. Sciences: 13.00.08]. Kursk, 2002. 246 p.

7. Cheliadinova O.A. Formirovanie tvorcheskoi samostoiatel'nosti studentov v kul'turosoobraznoi sredepedagogicheskogo vuza: avtoref dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Formation of creative autonomy of students in the cultural environment of the pedagogical University: Abstract Diss. ... Cand. Ped. Sciences: 13.00.08]. Shuya, 2012.

8. Tunik E.E. Diagnostika kreativnosti. Test Torrensa: adaptivnyi variant [Diagnosis of creativity. Test Torrens: adaptive variant]. Saint Petersburg, Rech', 2006. 174 p.

9. Tunik E.E. Psikhodiagnostika tvorcheskogo myshleniia. Kreativnye testy [Psychodiagnostics creative thinking. Creative tests]. Saint Petersburg, SpbGU, 1997. 34 s.

10. Shchedrovitskii G.P. Sistema pedagogicheskikh issledovanii: Pedagogika i logika [System of educational research: Pedagogic and logic]. Moscow, Kastel, 1993. 200 p.

Информация об авторе

Даськова Юлия Викторовна

(Россия, Пенза) Преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ" Пензенский государственный университет архитектуры и строительства E-mail: [email protected]

Information about the author

Das'kova Iuliia Viktorovna

(Russia, Penza)

Lecturer of the Department "Design and KHPI" Penza State University of Architecture and Construction E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.