Научная статья на тему 'К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн»'

К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА / ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА / COMPETENCE / COMPETENCY / CORE COMPETENCIES / PROFESSIONAL COMPETENCE DESIGNER / DESIGN / DESIGNING / CREATIVE COMPONENT OF THE DESIGNER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

В статье раскрывается сущность понятий "компетенция" и "компетентность", проведен анализ состава ключевых профессиональных компетенций дизайнера. Выделен творческий компонент и определен его характер в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению "Дизайнер".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of artistic autonomy as a significant component in the content of the professional graduate competencies in the direction of «Design»1

In the article the essence of the notion of "competence" and "competency", the analysis of key competencies for the designer. Allocated a creative component, and defined his character in the content of the professional graduate competencies in the direction of "Designer".

Текст научной работы на тему «К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн»»

УДК 378.147

Ю. В. Даськова

К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн»

В статье раскрывается сущность понятий "компетенция" и "компетентность, проведен анализ состава ключевых профессиональных компетенций дизайнера. Выделен творческий компонент и определен его характер в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению "Дизайнер".

Ключевые слова: компетенция, компетентность, ключевые компетенции,

профессиональные компетенции дизайнера, дизайн-проектирование , творческий компонент деятельности дизайнера.

Iu. V. Das' k ova

To the question of artistic autonomy as a significant component in the content of the professional graduate competencies in the direction of («Design»

In the article the essence of the notion of "competence" and "competency", the analysis of key competencies for the designer. Allocated a creative component, and defined his character in the content of the professional graduate competencies in the direction of "Designer".

Keywords: competence, competency, core competencies, professional competence designer , design, designing, creative component of the designer.

последние годы понятие «компетенция» вышло на обще дидактический и методологический уровень. Усиление внимания к данному понятию обусловлено также рекомендациями Совета Европы, относящимися к обновлению образования, его приближению к заказу социума. Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [1].

В Концепции модернизации российского образования также отмечена необходимость формирования школы ключевых компетенций. Ключевыми называются компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Они определяют степень владения специальными своими профессиональными компетенциями и дают выпускнику возможность быть востребованным на рыке труда и при необходимости, реализовывать себя

в других сферах деятельности, не связанных с полученной в вузе квалификацией [2, 3].

Рассмотрим примерный перечень ключевых компетенций определенный во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»:

• изучать

- уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

• искать

- запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;

• думать

- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение; видеть важность

политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы;

• сотрудничать

- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты; уметь сотрудничать и работать в группе;

• приниматься за дело

- нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; включаться в проект;

• адаптироваться

- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения [4].

Представленный перечень компетенций показывает их творческую направленность. К компетенциям творческой направленности деятельности из данного списка можно отнести: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения».

Выше представленные компетенции являются обобщенным описанием универсальных компетенций и не представляют весь комплекс знаний, умений, способов определенной профессиональной деятельности. Нас интересуют ключевые компетенции дизайнера. По одному из определений, компетенция — отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенция характеризует определенный круг деятельностей (причем, не только практических), а также определеный круг объектов (предметов), по отношению к которым компетенция задается. Компетенция дизайнера — задается такими атрибутами, как целостные эстетические выразительные комплексы предметной среды, их планировка, строительные и отделочные материалы, и пр. Компетенции существуют в виде осознанной деятельности, к решению разного рода задач, позволяют человеку действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации. Возможность действовать в нестандартной ситуации, является признаком творческой направленности самостоятельной деятельности и характеризует степень владения компетенциями. Творческий подход к профессиональной деятельности, по нашему мнению, и дает возможность говорить о профессиональной ком-

петентности. Компетентность — динамическая характеристика, но рассматривается как свойство, как процесс, как состояние специалиста-профессионала.[5]. По мнению В.А. Болотова и В.В. Серикова, компетентность — способ существования знаний, умений и образованности. Она способствует самореализации, нахождению обучающегося своего места мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность. По определению О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицына, профессиональная компетентность — «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [6].

Дизайн представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности — техники, инженерного конструирования, технологии, экономики, социологии, искусства — и проявляется в специальной, социальной, личностной и индивидуальной компетенциях будущего дизайнера. Профессиональная компетентность дизайнера

— это интегративное качество личности, позволяющее результативно осуществлять свою профессиональную деятельность и творчески самореализоваться в профессии. Согласно специфике профессиональной дизайнерской деятельности, это такое целостное состояние личности, которое выражает качественные характеристики ее сознания, стиль мышления, проектную культуру и гражданскую позицию [7] .

Основные виды деятельности дизайнера:

• художественно-проектировочная — осуществление процесса, направленного на разработку новых дизайнерских проектов, осуществление авторских и дизайнерских проектов и воплощение их в материале;

• организационно-управленческая — организация работы коллектива исполнителей; выполнение работ, связанных с проектированием форм сопроводительных документов; осуществление контроля за процессом изготовления изделий в производстве в части соответствия их авторскому образцу; принятие управленческих решений, использование компьютерной и организационной техники в профессиональной деятельности.

Диапазон деятельности дизайнера охватывает как исполнение, так и управление — с бес-

конечностью вариантов. Поэтому и содержание ключевых компетентностей дизайнера через виды его профессиональной деятельности можно раскрыть следующим образом: специальная и профессиональная компетенция в области дизайна интерьеров; компетенция в области общей теории и истории, технологии дизайна интерьеров; художественно-графические компетенции; социально-культурные эстетические компетенции; эмоционально-психологические компетенции. В исследовании Н.М. Кришталь сформулированы следующее основные ключевые компетенций дизайнера: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, социально-правовая компетенция, компетенция самосовершенствования, деятельностная компетенция, историко-культурная и культурно-просветительская компетенция, художественные компетенции, графическая компетенция, технологическая и проектно-технологическая компетенция, экономическая компетенция. Каждая из этих компетенций трактуется с позиции таксомании Б.Блума: «знает» — умеет воспроизводить и самостоятельно интерпретировать; «умеет» — способен действовать на основе знаний, решать практические задачи; «владеет» -сожжет свободно пользоваться, решать любые практические задачи.

Творческий компонент входит в состав следующих ключевых компетенций профессиональной деятельности дизайнера и определяется следующими признаками:

• информационная компетенция:

использовать рациональные способы получения, преобразования, систематизации и хранения информации; способность актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности; способность критически оценивать полученную информацию; умение применять рациональные приемы поиска, отбора, систематизации и использования информации и научной литературы;

• социально-правовая компетенция:

умение соотносить свои интересы с интересами общества; способность брать на себя ответственность;

• компетенция самосовершенствования:

потребность в саморазвитии; умение выстраивать персональную жизненную стратегию; тесное единство интеллектуального развития с формированием личности, способность справляться с противоречиями и неопределенностями своего жизненного опыта; способность самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства; адекватная оценка достигнутых в саморазвитии результатов и постановка новых перспективных задач; профессиональное мастерство с теоретическим осмыслением, творческим поиском;

• деятельностная компетенция:

умение видеть и формулировать проблему, найти решение и выбрать наиболее эффективное из них;

• экономическая компетенция:

компетенция в организации и управлении

проектным циклом.

Художественные компетенции, графическая компетенция, технологическая и проектно-технологическая компетенция без наличия творческой составляющей существовать по определению не могут. Данные компетенции являются основополагающими профессиональной деятельности дизайнера.

Содержание профессиональной компетентности дизайнера, определяется квалификационной характеристикой, которая представляет собой нормативную модель компетентности специалиста и отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Дизайн» определяет следующие компетенции выпускника, с признаками творческой направленности: «владеет культурой постановки цели и выбору путей ее достижения»; «способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность»; «стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»; «умеет критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства самосовершенстования»; «обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности»; «владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации»; «ориентирован для интеллектуального развития, повышения культурного уровня и профессиональной компетенции»; «способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновывает свои предложения»; «разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи», «способен планировать учебный процесс». Данные компетенции сформированы по двум направлениям: общекультурные компетенции и профессиональные компетенции в рамках проектной деятельности. Сама проектная деятельность характеризуется наличием определенных этапов с определенным набором действий. Последовательное выполнение, которых приводит к творческому самовыражению в дизайн-проекте.

В требованиях работодателей к кандидатуре на должность дизайнера, на ряду с общими профессиональными требованиями, такими как, владение графическими программами, визуализация, рисунок от руки и т.д., в 85% случаях

Перспективы Науки и Образования, 2014, №1

указываются следующие: творческий подход

к работе, организованность, стремление совершенствовать свои способности, активность, целеустремленность, желание развиваться в творческом и карьерном плане. Это еще раз доказывает, что творческая составляющая самостоятельной деятельности является особенно важной частью профессиональной деятельности дизайнера. Специфика специальности связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. Востребованный специалист, в области дизайна должен уметь творчески решать поставленные перед ним задачи, используя в своей работе, наряду с историческим опытом знания о современных технологиях и материалах. Это еще раз доказывает, что творческая самостоятельность является особенно важной частью профессиональной деятельности дизайнера.

Проведенный нами анализ состава ключевых компетенций, научных работ по проблеме компетенции и компетентности, документов определяющих состав профессиональных компетенций дизайнера, требований работодателей, а также самого процесса проектирования позволяет особым образом выделить творческий ком-

понент в содержании компетенций. Творческий компонент профессиональных компетенций дизайнера представляет собой, с одной стороны, сквозную составляющую, т.е. имеет место во всех видах деятельности, с другой стороны, отражает функции, задачи, этапы выполнения самостоятельной деятельности, в процессе проектирования. Анализ профессиональной деятельности дизайнера, определение значения и места в ней творческого компонента позволяют выдвинуть следующие требования к процессу формирования данного компонента: обеспечение устойчивой мотивации творческой самореализации студентов; овладение в процессе обучения современной методологией творчества и применение ее для генерирования нестандартных идей; осуществление междисциплинарной связи основных курсов; включение реальных практических задач. Этим требованиям полностью реализуются в использовании профессионально-ориентированного принципа обучения. Целесообразность использования профессионально-ориентированного обучения для развития творческого компонента обусловлено его направленностью на формирование качеств личности, необходимых в самостоятельной проектной деятельности дизайнера.

1.

2.

4.

5.

6.

4.

5.

ЛИТЕРАТУРА

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня, 2004. - №3. - С.10-13.

Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. - №2. - С.5

Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / Sec. (96)43. Берн, 1996, С. 109-110. Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров // Компетентность, 2010. - № 7. - С. 4-10. Шаповал Г.Н. О понятии «профессиональная компетентность» в современной педагогической науке, сборник статей III Общероссийской студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум»15-20 февраля 2011 г. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2011/ (дата обращения: 15.02.2014).

Торшина И.Б. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Курск, 2002. - 246 с.

REFERENCES

Khutorskoi A.V. Didakticheskaia evristika. Teoriia i tekhnologiia kreativnogo obucheniia [Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning]. Moscow, Izd-vo MGU, 2003. 416 p.

Tatur Iu.G. Competence in the structure of the model of the quality of training of specialist. Vysshee obrazovaniesegodnia - Higher education today, 2004, no.3, pp.10-13 (in Russian).

Khutorskoi A.V. Key competence as a component of a personality-oriented education paradigm. Narodnoe obrazovanie - National education, 2003, no.2, p.5

Council of Europe: a Symposium on «Key competences for Europe», Doc. DECS / SC / Sec. (96) 43. Bern, 1996, pp. 109-110. Krishtal' N.M. The structure and content of key competences designers. Kompetentnost' - Competence, 2010, no.7, pp.4-10 (in Russian).

Shapoval G.N. O poniatii «professional naia kompetentnost'» v sovremennoi pedagogicheskoi nauke [On the notion of «professional competence» in the modern pedagogical science]. Sbornik statei III Obshcherossiiskoi studencheskoi elektronnoi nauchnoi konferentsii «Studencheskii nauchnyi forum» 15-20 fevralia 2011 [The collection of articles III Russian student scientific e-conference «Student's scientific forum» 15-20 February 2011]. Available at: http://www.rae.ru/forum2011/ (accesed 15 Febryary 2014). Torshina I.B. Formirovanie professional'noi kompetentnosti budushchego dizainera po kostiumu (Na materiale khudozhestvennogo proektirovaniia shkol'noi odezhdy): Diss.... kand. ped. nauk [Formation of professional competence of the future designer costume designer (On the material of art design school clothes): Diss. ... PhD in Ped. Sciences: 13.00.08]. Kursk, 2002. 246 p.

Информация об авторе

Даськова Юлия Викторовна

(Россия, Пенза) Преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ". Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. E-mail: [email protected]

Information about the author

Das'kova Iuliia Viktorovna

(Russia, Penza)

Lecturer of the Department "Design and KHPI" Penza State University of Architecture and Construction. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.