Научная статья на тему 'Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины "Основы производственного мастерства"'

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины "Основы производственного мастерства" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / FORMATION / ACTIVITIES / ACTIVITY APPROACH OF TEACHING / LEARNING / TRAINING DISCI PLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даськова Юлия Викторовна

В статье рассматривается специфика учебной дисциплины "Основы производственного мастерства". Дается описание содержания курса и методы организации учебнотворческого процесса,являющиеся средствами формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation and development of creative autonomy of students-designers. Analysis of the content of educational disci pline "Fundamentals of production skills"1

The article considers the specificity of educational disci pline "Fundamentals of manufacturing excellence. The descri ption of course content and methods of organization of educational process, which is the means of formation and development of creative independence of students-designers

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Анализ содержания учебной дисциплины "Основы производственного мастерства"»

УДК 378.147

Ю. В. Даськова

(формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Анализ содержания учебной дисциплины "Основы производственного мастерства

3 статье рассматривается специфика учебкой дисциплины "Основы производственного мастерства", бается описание содержания курса, и методы организации учебнотворческого процесса, являющиеся средствами формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров

Ключевые слова: формирование, деятельность, деятельностный подход обучения, содержание обучения, учебная дисциплина

Iu. V. Das'k ova

JoZmation and development oft creative autonomy oft students-designeZs. ^naQysis oft the content oft educational discipline "JundamentaQs oft production skips'

yhe aZticCe considers the specificity of educational discipline "JundamentaCs of manufacturing ex.ce££ence. Xhe descZi ption of course content and methods of organization of educational process, which is the means of formation and development of creative independence of students-designeZs

Keywords: formation, activities, activity disci pCine

ормирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в ходе учебно-творческой деятельности является обязательным условием их полноценного профессионального становления, что определяет потребность создания специально организованного целенаправленного педагогического процесса обучения, принципиальной основой которого является личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Формировать — создавать, составлять, организовывать (словарь Ожигова); с педагогической точки зрения, значит организовывать педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного учебного процесса. Мы придерживаемся того мнения, что формирование - это целенаправленный процесс, в ходе которого происходит преобразование имеющихся качеств личности. Данный процесс характеризуется набором определенных методов, средств и условий позволяющих его активизировать творческую деятельность. Деятельность — это основа, на которой и благодаря которой происходит формирование и развитие личности.

approach of teaching, CeaZning, training

Методологические основы деятельностного подхода были разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леотньевым, С.Л. Рубинштейном. С.Л. Рубинштейн сущность этого подхода усматривал в том, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и сформировать его самого» [5].

Л.С. Выготский утверждал, между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. На основании его теории, процесс обучения и воспитания развивают человека не сами по себе, а тогда когда имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.

П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Элько-нин и др. разрабатывали теорию деятельност-

ного подхода как теорию учебной деятельности для школы и не ставили задачи применить ее в высшей школе. Поэтому в качестве основной задачи развивающего обучения они рассматривали формирование у учащихся понятийного мышления. Процесс прочного усвоения знаний — центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводится к памяти или прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя и т.д [6].При этом новые знания, умения, операции «не переносятся из головы в голову» в готовом виде, они должны войти в личный опыт человека, должны быть сформированы самим субъектом обучения [1].

Функция обучения состо-ит в максимальном приспособлении знаковых и веществен-ных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогиче-ский процесс организации и стимулирования активной учеб-но-познавательной деятельности учащихся по овладению на-учными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственноэстетических взглядов. По мнению Д.Б. Элько-нин и В.В. Давыдов в процессе учения ученик не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами деятельности в отношении усваемого содержания. Основная задача преподавателя _ организация учебной деятельности обучающихся, направленной на формирование творческой самостоятельности, развитие творческого мышления, активной жизненной позиции.

Особую значимость для нашего исследования составляет Концепция содержания образования как педагогически адаптированного опыта, изложенная в работах В. В. Краевского, П. Я. Лернера, П. К. Журавлева. Концепция содержания образования как педагогически адаптированного опыта сформулирована и доказана в отношении школьного образования. По нашему мнению, она актуальна и для высшего образования, в частности в области формирования и развитии у студентов творческой самостоятельности. Кроме готовых знаний и опыта осуществления способов деятельности на репродуктивном уровне, концепция включает опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений.

В соответствии с этой концепцией, содержание образования, включаются четыре основных компонента:

1. Знания о человеке, природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний вооружает обучающихся

правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

2. Опыт коммуникативной, умственной, физической и трудовой деятельности, обеспечивающий формирование интеллектуальных, трудовых, организационных и гигиенических умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни, для участия в общественном производстве, для продолжения образования.

3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом, _ требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний, умений и навыков в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности. Опыт творческой деятельности — специфический вид содержания образования. Он отличается тем, что творческую деятельность, по мнению И.Я. Лернера, нельзя предписать, нельзя продиктовать шаги, операции действий. Нельзя показать обучающемуся, как нужно увидеть проблему, структуру объекта, построить оригинальный способ решения и т.д. Для того чтобы студент мог усвоить содержание творческой деятельности, опыт такой деятельности, И.Я. Лернер предлагает включиться в процесс творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач [2].

4. Опыт общественных и личностных отношений, опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности и ее объектам. Опыт чувств, умение переживать, эмоционально реагировать являются также специфическим элементом содержания образования. Способом усвоения эмоционального опыта является переживание, испытываемое личностью в связи со значимыми для нее ценностями — объектами, деятельностью и т.д. [3, 7].

Дисциплина «Основы производственного мастерства» входит в состав специальных дисциплин в курсе профессиональной подготовки по направлению «Дизайн» («Дизайн среды», «Дизайн интерьера»). Курс «Основы производственного мастерства» логически связан с дисциплинами данного цикла: «Проектирование», «Пропедевтика», «Современное производство и основы его организации», «Методология дизайнерского проектирования», «Макетирование», «Социальные и экологические основы дизайнерского проектирования», «Основы композиции в проектировании интерьера», «Основы ландшафтного проектирования», «Архитектурная физика», «Архитектурное конструирование»; дисциплинами «История искусств», «Академическая живопись», «Академический рисунок», «Технический рису-нок».Процесс освоения дисциплины «Основы производственного мастерства» направлен на формирование и развитие у студентов: способности творить, создавать нечто новое; осмысленно и самостоятельно работать сначала с

pnojournal.wordpress.com 117

учебным материалом, затем с научной информацией; основ самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию. Дисциплина «Основы производственного мастерства» дает возможность студенту углубить профессиональные знания и умения, сформировать и развить творческую составляющую через ознакомления с принципами и методами технического проектирования, художественного оформления основных видов оборудования, декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера. Шагом на пути к формированию творческих способностей студента должна стать работа над практическими заданиями (курсовой работой). Построение методики учебного процесса по практическому курсу «Основы производственного мастерства» опирается на базовые принципы реального процесса профессиональной деятельности художника-проектировщика. Особый акцент ставится на формирование и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В контексте дизайнерской деятельности творческая самостоятельность — важная характеристика профессиональной компетентности, определяется неповторимостью и своеобразием, проявляется в форме индивидуального, творческого подхода к разработке и созданию объектов, а также в новизне и уникальном авторском стиле, объекта проектирования. Научно доказано, успех формирования, и развития творческой самостоятельности напрямую зависит от личной заинтересованности студентов. А.Дистервег утверждал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...» Каждое задание по курсовой работе ориентировано на осознанную активную работу студентов в направлении познания самих себя и на сознательный контроль своих мыслей, чувств, представлений и действий. Каждое задание — это сконструированная проблемная ситуация, которая провоцирует студента на творческий поиск способов разрешения проблемной ситуации, и вместе с тем самостоятельное получение новых знаний [9].

Учебная дисциплина «Основы производственного мастерства» расширяет знания студентов о современных тенденциях в декорировании интерьеров, многообразии техник и материалов, принципах сочетания цвета и фактур. Что достигается на материале конкретных образцов исторического и современного дизайна при выполнении графических заданий, в процессе специальных творческих упражнений, творческого эксперимента и творческого

поиска, а в дальнейшем при выполнении макета (фрагмента) детали интерьера. Данное направление в рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» реализуется в курсе (разделе) «Технологии декорирования интерьеров».

Содержание практических занятий. Практический курс (раздел) «Технологии декорирования интерьеров» в рамках учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» знакомит с различными техниками оформления интерьеров: витраж, фресок, мозаика, декупаж, батика и др.; упражнения по созданию композиций; вопросы для самостоятельного изучения; учит создавать определенный стиль и настроение в помещении за счет использования различных материалов и предметов декора.

Курс «Технологии декорирования интерьеров» представляет собой цикл занятий по технологиям обработки наиболее распространенных и наиболее используемых в декорировании интерьеров материалов - дерева, металлов, керамики, текстиля, стекла. Важная задача - освоение учащимися всего диапазона инструментов и технологий декоративной обработки материалов. Курс целиком работает на специализацию в области моделирования, конструирования и декорирования средовых объектов. Но даже самые простые изделия из самых простых материалов нужно предварительно спроектировать. Курс начинающийся с 3 семестра дизайн-образования, тесно связан с практикой учебного проектирования: профессиональным языком выражения (законами композиции, теорией цветоведения, изобразительными средствами); методикой проектирования (соблюдение принципов проектирования «от простого к сложному»; стадий творческого подхода проектирования). В состав курса входят практические занятий, объединенные темой курсовой работы. Практические занятия предполагают групповую и индивидуальную деятельность по решению проблемно-творческих заданий. Методические этапы разработки детали интерьера, являются основой для организации учебно-творческой деятельности по теме курсовой работы. Выполняя задачи каждого этапа, студенты имеют возможность, освоить традиционные методы их решения и также применить индивидуальные подходы к выполнению деятельности будущего дизайнера. Учебно-творческие задания позволяют также сформировать познавательные компетенции. Мы соглашаемся с Е.Р. Никоновой в том что, учебно-познавательные компетенции - это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целепо-лагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими метода-

ми решения проблем [3]. Мы рассматриваем, данные характеристики как основополагающие в определении творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Этапы учебно-творческой работы. На основе требований Государственного образовательного стандарта содержание учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»

- «Разработка фрагмента или детали интерьера. Знакомство с его выполнением в материале». Любой фрагмент или деталь интерьера сначала возникает в сознании в виде образа, проектного замысла, идеи (концепции). Дизайн-концепция _ идея решения проблемы и путей достижения поставленных целей на основе анализа ситуации и профессиональной интуиции прогнозирования. Затем происходит всестороннее обдумывание идее: она конкретизируется, проверяется на уместность и своевременность в конкретной ситуации. На этом же этапе рассматривается практическая возможность воплощения идеи то есть ее технологические возможности и финансовые затраты и т.д. После этого начинается процесс реализации идеи, сначала в виде проекта, его разработки с помощью композиционного формообразования, и только потом _ и самой новой детали интерьера. Именно последовательное прохождение пути от идеи к окончательному ее воплощению позволяет создать креативная, оригинальная, инновационная деталь интерьера. Разработка формы детали интерьера и ее декоративное оформление, как правило, протекают следующим образом:

• сбор и анализ теоретической информации технике декорирования; работа с различными источниками; изучение нормативной документации;

• подбор аналогов применения данной техники;

• обдумывание проблем задания по оформлению детали интерьера в данной технике; составление технического задания;

• клаузура;

• эскизирование (поиск) вариантов их решения;

• подбор материала для изготовления;

• разработка макета или реальное исполнение детали интерьера с применением декоративной техники оформления.

Методические приемы поиска художественного образа. Художественный образ всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно — такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием (Большая советская энциклопедия). Образ в дизайне

— эмоционально-чувственное представление о назначении, смысле, качестве и оригинальности произведения дизайнерского искусства, категория эстетической оценки результатов дизайнерского "зодчества». Художественному образу объекта интерьера присущи следующие свойства:

— функциональная окрашенность конкретного образного решения, указывающая через утилитарные задачи потребления на его роль в образе данного интерьера;

— стремлением к оригинальности, запоминаемость решения;

— броскость, яркость формальных решений, нацеленная на привлечение внимания [9].

В требованиях работодателей к кандидатуре на должность дизайнера, на ряду с общими профессиональными требованиями, такими как, владение графическими программами, визуализация, рисунок от руки и т.д., в 85% случаях указываются следующие: творческий подход к работе, организованность, стремление совершенствовать свои способности, активность, целеустремленность, желание развиваться в творческом и карьерном плане. Это еще раз доказывает, что творческая составляющая самостоятельной деятельности является особенно важной частью профессиональной деятельности дизайнера. Специфика специальности связана с ее творческим характером, требующим нестандартных подходов, как к продукту деятельности, так и к процессу ее протекания. Востребованный специалист, в области дизайна должен уметь творчески решать поставленные перед ним задачи, используя в своей работе, наряду с историческим опытом знания о современных технологиях и материалах. Эти особенности заставляют дизайнера-профессионала пытаться выйти за пределы привычного, создавать в своем воображении новые образы предметности, используя различные сферы творческой деятельности и области человеческого знания. Поэтому актуально принять на вооружение методики раскрепощения дизайнерского воображения, стимулирования творческого мышления. Успеху этой операции способствует методика образного подхода, содержащая эвристический потенциал [8].

Процесс формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизай-неров возможен в освоения учебной дисциплины «ОПМ». Эффективность данного процесса, требует соответствующей педагогической модели обучения, а также ее последовательной реализации на практике. Такая модель должна в первую очередь обеспечивать обучающихся систематизированными, прочными и одновременно оперативными знаниями, а также предоставлять условия для проявления творческих способностей и самостоятельности.

pnojournal.wordpress.com 11

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языкув школе. - М: Просвещение, 1991. - 222 с

2. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ Новое в жизни, науке, технике/ серия «Педагогика и психология»/ издательство «Знание». - №1, 1978. - 48 с.

3. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Электронный ресурс] II Перспективы науки и образования, 2013. №5 - С.107-113.

4. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО, 1994. - 131 с.

5. Прокопенко Г.И. Формирование умений самостоятельно-творческой работы с учебно-методической литературой у студентов педагогических вузов. Дис... канд.пед. наук. - Челябинск, 1995. - 186 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2т. Т.1 - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.; Т. 2. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с., Т.2

7. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 352 с.

8. Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению «Дизайн» [электронный ресурс] II Перспективы науки и образования, 2014 -№1(5).-С.165-168.

9. Даськова Ю.В., Борзова Е.В. Техники декорирования интерьеров: учебное пособие [Текст] / Ю.В. Даськова, Е.В. Борзова. - Пенза: ПГУАС, 2012. - 87 с. (50% личного участия)

10. Даськова Ю.В. Методика формирования творческой самостоятельности в процессе профессионального обучения (на примере дисциплины «Основы производственного мастерства» кафедры «Дизайн» ПГУАС) [Текст]/ Даськова Ю.В. II «Теория и практика средового дизайна»: Сборник научных статей III Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, май 2009. - С.87-91.

REFERENCES

1. Zimniaia I.A. Psikhologiia obucheniia inostrannomu iazyku v shkole [Psychology of foreign language teaching at school]. Moscow, Prosveshchenie, 1991. 222 p.

2. Lerner I.Ia. Quality of knowledge of pupils. What should they be? Novoe v zhizni, nauke, tekhnike - New in life, science, technology, 1978,no.l,48 p.

3. Nikonova E.R. Competence-based component of the training of architects for professional activity in the process of social engineering in the University. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.5, pp.107-113 (in Russian).

4. Vrognosticheskaia kontseptsiia tselei i soderzhaniia obrazovaniia / Pod red. I. Ia. Lernera, I. K. Zhuravleva [Prognostic the concept of the objectives and content of education / edited by I.J.Lerner, I.K.Zhuravleva]. Moscow, ITP i MIO, 1994. 131p.

5. Prokopenko G.I. Formirovanie umenii samostoiatel'no-tvorcheskoi raboty s uchebno-metodicheskoi literaturoi u studentov pedagogicheskikh vuzov. Diss... kand.ped. nauk [Development of skills of self-creative work with educational literature for students of pedagogical universities. Diss... Candid. Ped. of Sciences]. Cheliabinsk, 1995. 186 p.

6. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Basis of General psychology]. Moscow, Pedagogika, 1989. V.2. 488 p.

7. Teoreticheskie osnovy soderzhaniia obshchego srednego obrazovaniia / Pod red. V.V.Kraevskogo, I.Ia.Lernera [’tteoretical basis of the content of General secondary education / edited by V.V.Kraevsky, I.Ja.Lerner]. Moscow, Pedagogika, 1983. 352 p.

8. Das'kova Iu.V. To the question creative independence as an important component in the content of professional competences of graduates in the direction of "Design". Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no.l(5), pp.165-168 (in Russian).

9. Das'kova Iu.V., Borzova E.V. Tekhniki dekorirovaniia inter'erov: uchebnoe posobie [Technique of decorating of interiors: the manual]. Penza, PGUAS, 2012. 87 p.

10. Das'kova Iu.V. Metodika formirovaniia tvorcheskoi samostoiatel'nosti vprotsesseprofessional'nogo obucheniia (naprimere distsipliny «Osnovy proizvodstvennogo masterstva» kafedry «Dizain» PGUAS) [Methods of forming of creative independence in the process of professional education (on the example of the discipline "bases of production skills" of the Department "Design" PGAS)]. «Teoriia ipraktika sredovogo dizaina»: Sbornik nauchnykh statei III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii ['"tteory and practice of environmental design": Collection of scientific articles III International scientific-practical conference]. Penza, Privolzhskii Dom znanii, may 2009, pp.87-91.

Информация об авторе Даськова Юлия Викторовна

(Россия, Пенза)

Преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ".

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

E-mail: daskowa_yliy@mail.ru

Information about the author Das'kova Iuliia Viktorovna

(Russia, Penza)

Lecturer of the Department "Design and KHPI". Penza State University of Architecture and Construction.

E-mail: daskowa_yliy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.