Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СКУЛЬПТУРНО-ПЛАСТИЧЕСКАЯ ФОРМА / КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕРЕСА / УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТЕРЕСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маковец Л. А., Савченко В. В.

Актуальность статьи обусловлена проблемой развития познавательного интереса младших школьников в процессе творческой деятельности, когда ученик становится не только объектом, но и активным субъектом обучения. Исследование, проведенное в одной из школ Красноярского края, позволило подтвердить, что интерес к теоретическим дисциплинам у обучающихся 9 - 10 лет можно успешно развивать путем совмещения преподавания предметов теоретического цикла с практическими занятиями, т.к. применение скульптурно-пластических форм способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала по истории изобразительного искусства. Цель статьи заключается в обосновании эффективности использования программы «Путешествие в прошлое…» на занятиях скульптурой, направленной на повышение интереса к истории изобразительного искусства. Авторами проанализировано современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике и дополнительном образовании, выявлен актуальный уровень сформированности познавательного интереса обучающихся детской школы искусств, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по решению данной проблемы. Статья предназначена для учителей изобразительного искусства, а также педагогов художественных школ и школ искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маковец Л. А., Савченко В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN TO THE HISTORY OF FINE ARTS

The relevance of the article is due to the problem of developing the cognitive interest of younger schoolchildren in the process of creative activity when one can see the formation of a student not only as an object but also as an active subject of learning. A study conducted in one of the schools of the Krasnoyarsk Territory confirms the successful development of cognitive interest of students aged 9-10 in the subject of the theoretical cycle by combining with practical lessons because the use of sculptural and plastic forms contributes to a more complete and deep perception of the educational material on the history of fine art. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of using the developed program "Journey into the past ..." in sculpture classes aimed at increasing interest in the history of fine art. The authors analyzed the current state of the problem in school practice and additional education, identified the current level of formation of cognitive interest of younger schoolchildren, presented the results of experimental work to solve this problem. The article is intended for teachers of fine arts, as well as teachers of art schools and art schools.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 159.9

Особенности развития познавательного интереса младших школьников к истории изобразительного искусства

Features of the development of cognitive interest of junior schoolchildren to the history of fine arts

Маковец Л.А., КГПУ им. им. В.П. Астафьева, makovez@mail.ru

Савченко В.В., МБУДО «Березовская детская школа искусств», lina.makovets@mail.ru

Makovets L., KSPU named after V.P. Astafyev, makovez@mail.ru

Savchenko V., Teacher of «Berezovska Children's Art School», lina.makovets@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.028

Ключевые слова: познавательный интерес, мотивация, потребность, активность, младший школьный возраст, скульптурно-пластическая форма, критерии сформированности интереса, уровни сформированности интереса.

Keywords: cognitive interest, motivation, need, activity, independence, primary school age, sculptural and plastic form, criteria of interest formation, levels of interest formation.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена проблемой развития познавательного интереса младших школьников в процессе творческой деятельности, когда ученик становится не только объектом, но и активным субъектом обучения. Исследование, проведенное в одной из школ Красноярского края, позволило подтвердить, что интерес к теоретическим дисциплинам у обучающихся 9 - 10 лет можно успешно развивать путем совмещения преподавания предметов теоретического цикла с практическими занятиями, т.к. применение скульптурно-пластических форм способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала по истории изобразительного искусства. Цель статьи заключается в обосновании эффективности использования программы «Путешествие в прошлое...» на занятиях скульптурой, направленной на повышение интереса к истории изобразительного искусства. Авторами проанализировано современное состояние исследуемой проблемы в школьной практике и дополнительном образовании, выявлен актуальный уровень сформированности познавательного интереса обучающихся детской школы искусств, представлены результаты опытно-экспериментальной работы по решению данной проблемы. Статья предназначена для учителей изобразительного искусства, а также педагогов художественных школ и школ искусств.

Abstract. The relevance of the article is due to the problem of developing the cognitive interest of younger schoolchildren in the process of creative activity when one can see the formation of a student not only as an object but also as an active subject of learning. A study conducted in one of the schools of the Krasnoyarsk Territory confirms the successful development of cognitive interest of students aged 9-10 in the subject of the theoretical cycle by combining with practical lessons because the use of sculptural and plastic forms contributes to a more complete and deep perception of the educational material on the history of fine art. The purpose of the article is to substantiate the effectiveness of using the developed program "Journey into the past..." in sculpture classes aimed at increasing interest in the history of fine art. The authors analyzed the current state of the problem in school practice and additional education, identified the current level offormation of cognitive interest of younger schoolchildren, presented the results of experimental work to solve this problem. The article is intended for teachers offine arts, as well as teachers of art schools and art schools.

Введение. Одной из главных задач педагогики остается развитие у школьников познавательного интереса к обучению, который во многом определяет эффективность учебного процесса. Познавательный интерес понимается как особая

избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний [10, с.7].

Развитие познавательного интереса к предмету «История изобразительного искусства» у обучающихся младшего подросткового возраста в детской школе искусств является актуальной проблемой, поскольку эта дисциплина входит в основную часть предпрофессиональной образовательной

программы «Живопись» и направлена на формирование мировоззрения, овладение теоретическими знаниями, умение использовать их в художественно-творческой деятельности.

Как показала практика преподавания предмета, усвоение теоретических знаний параллельно с практическими занятиями по созданию скульптурно-пластической формы приносит особый результат. Творческая работа помогает успешно усвоить и закрепить теоретические знания по истории искусства через сенсорные ощущения, которые формируют у ребенка психический образ окружающей среды. Прикосновения рождают первичное понимание свойств предметов или явлений [3, с.63-65]: мозг анализирует сигналы рецепторов и строит на их основе картину окружающей действительности, а визуальное восприятие преобразует информацию, поступающую прямо из внешней среды [2, с. 186]. «Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство», - писал В.А. Сухомлинский [8, с.354].

Совмещение теории с практикой помогает сделать процесс изучения истории искусств младших школьников более интересным и насыщенным, позволяет увеличить

воспитательное значение курса, оказать существенное влияние на поддержание интереса и развитие его в более высокую ступень (творческую), которая обеспечит

самостоятельный процесс познания.

Целью нашего исследования стало изучение проблемы развития познавательного интереса к «Истории изобразительного искусства у младших школьников» и обоснование эффективности разработанной программы «Путешествие в прошлое», используемой на практических занятиях скульптурой.

Материалы и методы исследования. Выбор предмета «Скульптура» связан, прежде всего, с тем, что это вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически трехмерного изображения, который может способствовать целостному восприятию предметного и окружающего мира [1;6]. Сам предмет для детей очень интересен, они любят лепить с раннего возраста, что в целом может повысить в дальнейшем их мотивацию и самостоятельность в изучении теории

посредством творчества. Обучающийся выступает активным участником

образовательного процесса, и в то же время занятия по скульптуре благотворно влияют на психику детей, позволяют испытать целую гамму положительных эмоций.

Исследование состояло из двух этапов: констатирующего и формирующего

эксперимента, проводилось на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Березовская детская школа искусств» (художественного отделения). В эксперименте, который проводился с 1 ноября по 31 мая 2020 года, приняли участие 20 человек (группы 4А и 4Б).

Опытно-экспериментальная работа в рамках констатирующего эксперимента была направлена на выявление актуального уровня развития познавательного интереса к истории изобразительного искусства младших школьников. Использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод математической обработки результатов.

Для выявления актуального уровня развития интереса у обучающихся 9 - 10 лет к предмету были определены следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, деятельностный. Соответственно использовались такие критерии, как знания о понятиях, определениях, видах, жанрах, выразительных средствах

изобразительного искусства; мотивация и потребности целенаправленной деятельности младших школьников по истории изобразительного искусства; проявление активности и самостоятельности в творческой деятельности младших подростков по этому предмету.

Для проведения констатирующего эксперимента нами были подобраны следующие диагностические методики: «Познавательная активность младшего школьника» (Г.И. Щукина [9]), «Познавательная потребность» (В.С. Юркевич [12]), «Познавательная

самостоятельность младшего школьника» (А.А. Горчинская), «Определения уровня усвоения системы знаний» (Г.А. Русских [7]), «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина [5]), «Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса» (Г.И. Щукина [11]).

Результаты. В соответствии с уровнем развития познавательного интереса мы условно разделили обучающихся на три группы. Первая -низкий уровень: обучающиеся со слабо выраженной мотивацией и потребностью

целенаправленной деятельности, не проявляющие интереса к содержанию и процессу учения; вторая - средний уровень: школьники с ситуативным интересом, умеренно выраженной мотивацией и потребностью целенаправленной деятельности к учению; третья - высокий уровень: обучающиеся с устойчивыми творческими проявлениями интереса.

Использование диагностического

инструментария позволило поделить

обучающихся на контрольную (А) и экспериментальную (Б) группы по 10 участников. Развитие интереса у представителей этих групп по результатам констатирующего эксперимента определялось как равное и находилось преимущественно на среднем уровне с

тенденцией к низкому, что наглядно представлено на рисунке 1.

Формирующий эксперимент был направлен на развитие познавательного интереса к истории изобразительного искусства при реализации дополнительной образовательной программы по предмету скульптуры «Путешествие в прошлое...». Задания программы соответствуют учебному плану истории изобразительного искусства и федеральным государственным требованиям к ДПОП «Живопись» (8 лет обучения), реализуемой ДХТТТ и художественными отделениями ДШИ. Срок реализации программы формирующего эксперимента составляет 1 учебный год, это 2 учебных часа занятий в неделю. Занятия проводятся в группах по 7 - 10 человек.

Рисунок 1. -Исходныеуровни развития познавательного интереса младших школьников на этапе

констатирующего эксперимента, %

Основным кульминационным занятием по программе стало выполнение практических творческих работ: рисование форэскизов и набросков, совершенствование технических приемов лепки. К сопутствующим формам организации обучающей программы относились обсуждение новой темы, знакомство с литературой, посещение выставок, просмотр видеоматериалов, иллюстраций [4, с.543]. Все задания являлись примерными и были разработаны в соответствии с возрастными особенностями школьников.

Задания программы были выстроены в порядке усложнения материала. Первые давали возможность освоить технические приемы и способы лепки, построения и моделирования формы. Второй раздел был посвящен ознакомлению с созданием художественных образов в материале. Практические занятия сопровождались дополнительной исторической информацией. Последующие задания

предполагали композиционные решения, а итоговое состояло из работы над предварительным эскизом, создания

скульптурно-пластической формы и ее офактуривания.

На этапе контрольного среза проводилась итоговая диагностика познавательного интереса в обеих группах по тем же критериям, с использованием тех же методик, что и в первом констатирующем эксперименте. Анализ результатов показал положительную динамику в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что можно проследить на гистограмме, см. рисунок 2. Из рисунка 2 мы видим, что уровень развития познавательного интереса у младших школьников к истории изобразительного искусства в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента в целом увеличился на 65,4%, где высокий показатель повысился на 19,9%, средний на 12,8%, а низкий уменьшился на 32,7%. В

контрольной группе высокий показатель увеличился на 2,2%, а средний на 2% за счет уменьшения низкого уровня на 4,2%. Показатели демонстрируют рост высокого и среднего уровня

в экспериментальной группе, в контрольной группе можно заметить незначительные изменения.

Рисунок 2. -Данные изменения уровня развития познавательного интереса младших школьников до и после

проведения формирующего эксперимента, %

На уроках по истории изобразительного искусства школьники начали уверенно отвечать, точно формулировать вопросы по теме урока и проявлять интерес к предмету. Кроме того, они стали стремиться к поиску информации по изучаемой теме и рассказывать о том, что их удивило или заинтересовало, а также проявлять самостоятельность и креативность в выполнении практических заданий.

Для статистической проверки различий после формирующего эксперимента был применен и-критерий Манна - Уитни. Обработка данных в экспериментальной группе показала достоверные различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 95% вероятности.

Таким образом, исследование позволило определить, что программа занятий по скульптуре, направленная на развитие познавательного интереса к истории изобразительного искусства у обучающихся 9 -10 лет в ДШИ, является эффективной.

Заключение. Подводя итог о проделанной работе, отметим, что преподавание предметов теоретического цикла обучающимся 9 - 10 лет сопряжено с определенными сложностями по многим причинам, включая возраст учеников.

Анализ психолого-педагогической

литературы позволил нам спланировать опытно-экспериментальную работу по проведению констатирующего и формирующего

экспериментов. Выделив основные компоненты

познавательного интереса (когнитивный, мотивационный, деятельностный), мы определили критерии и уровни

сформированности интереса к истории изобразительного искусства, подобрали диагностический инструментарий. Анализ результатов констатирующего эксперимента определил содержание программы по предмету скульптуры с составленными к ней специальными творческими заданиями. Контрольный срез показал, что программа эффективна, способствует актуализации учебного процесса и делает изучение предмета «История изобразительного искусства» более полным, интересным и насыщенным. Предлагаемая программа, позволит повысить значение курса «История изобразительного искусства» среди других предметов в художественном образовании, окажет существенное влияние на развитие способностей к восприятию теоретического материала у обучающихся, преобразуя его в творческий самостоятельный процесс познания. Эксперимент, проведенный в «Березовской детской школе искусств» Красноярского края, подтвердил гипотезу о том, что предложенная авторами программа «Путешествие в прошлое» значительно повышает уровень развития познавательного интереса школьников к изучению содержания курса и способствует успешному освоению предмета «История изобразительного искусства».

Результаты исследования могут быть полезны профессионального образования, в

в педагогической практике дополнительного художественных школах и школах искусств.

Литература:

1. Боголюбов Н.С. Место и роль скульптуры в художественном воспитании детей / Н.С. Боголюбов // Творчество юных. - М.: Просвещение, 1973. - С. 75-81.

2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. - М.: Педагогика, 1990. - 418 с.

3. Казакова Е.В. Общая психология: учебное пособие для высшей школы / Е.В. Казакова. -Архангельск: РАО, 2018. - 237 с.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2010. - 647 с.

5. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: Просвещение, 1984. - 246 с.

6. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия: в 2 т. Т. 2 [Электронный ресурс] / В.М. Полевой. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - 464 с. -Режим доступа: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/popular-ай/агйс1е5/217/skulptura.htm

7. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика / Г.А. Русских. - М.: Ладога-100, 2002. - 298 с.

8. Щербаков А.И. Хрестоматия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Щербаков; под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.

9. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

10. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: книга для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 142 с.

11. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

12. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 8392.

References:

1. Bogolyubov N.S. The place and role of sculpture in the artistic education of children / N.S. Bogolyubov // Creativity of the Young. - M.: Education, 1973. - P. 75-81.

2. Zankov L.V. Selected pedagogical works / L.V. Zankov. - M.: Pedagogika, 1990. - 418 p.

3. Kazakova E.V. General psychology: a textbook for higher education / E.V. Kazakova. - Arkhangelsk: RAO, 2018. - 237 p.

4. Likhachev B.T. Pedagogy: course of lectures: textbook. allowance / B.T. Likhachev. - M.: Vlados, 2010. -647 p.

5. Matyukhina M.V. Motivation of the teaching of primary schoolchildren / M.V. Matyukhina. - M.: Education, 1984. - 246 p.

6. Polevoy V.M. Popular art encyclopedia: in 2 volumes. Vol. 2 [Electronic resource] / V.M. Polevoy. - M.: Soviet encyclopedia, 1986. - 464 p. - Access mode: http://art.niv.ru/doc/encyclopedia/popular-art/articles/217/skulptura.htm

7. Russkikh G.A. Preparation of a teacher for designing an adaptive educational environment for a student / G.A. Russians. - M.: Ladoga-100, 2002. - 298 p.

8. Shcheibakov A.I. Psychology reader: textbook. manual for ped students. in-tov / A.I. Shcherbakov; ed. A.V. Petrovsky. - M.: Education, 1987. - 447 p.

9. Shchukina G.I. Topical issues of the formation of interest in teaching / G.I. Shchukina. - M.: Education, 1984. - 176 p.

10. Shchukina G.I. The role of activity in the educational process: a book for a teacher / G.I. Shchukina. -M.: Education, 1986. - 142 p.

11. Shchukina G.I. Revitalization of students' cognitive activity in the educational process / G.I. Shchukina. - M.: Education, 1979. - 160 p.

12. Yurkevich V.S. Development of initial levels of cognitive needs in a schoolchild / V.S. Yurkevich // Questions of psychology. - 1980. - № 2. - P. 83-92.

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторах:

Маковец Людмила Анатольевна (г. Красноярск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, e-mail: makovez@mail.ru

Савченко Виктория Васильевна (г. Красноярск, Россия), педагог МБУДО «Березовская детская школа искусств», e-mail: lina.makovets@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.