Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС / МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / ИНТЕРЕС К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEREST / MOTIVATION / PRIMARY SCHOOL STUDENT / VISUAL ACTIVITIES / NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES / INTEREST IN VISUAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатова Ольга Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника к изобразительной деятельности, поскольку искусство обладает мощным воспитательным потенциалом, ведь открывает чудесный мир чувств школьника, способного поделиться своими чувствами, переживаниями, волнением от увиденного, пережитого в реальном мире через средства изобразительного искусства. Успех любой деятельности зависит не только от способностей и знаний ученика, но и от мотивации, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, чем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Рассмотрена учебная мотивация как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сложившихся познавательных интересов ребенка. Установлено, что с самого начала обучения в школе у учащихся происходят значительные изменения в направленности их интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN PICTORIAL ACTIVITY IN YOUNGER STUDENTS

The article is devoted to the actual problem of forming the cognitive interest of younger students in visual activities, since art has a powerful educational potential, because it opens up a wonderful world of feelings of a student who is able to share his feelings, experiences, excitement from what he saw, experienced in the real world through the means of fine art. The success of any activity depends not only on the abilities and knowledge of the student, but also on motivation, that is, on the desire to assert themselves and achieve high results. The higher the level of motivation, the more factors that encourage the child to work, the more results they can achieve. Educational motivation is considered as an education that arises primarily on the basis of a set of existing cognitive interests of the child. It is established that from the very beginning of school, students experience significant changes in the direction of their interests.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

воплотить в жизнь идеал общинной жизни на принципах единоначалия и равноправия. На подрастающее поколение духоборцы и молокане возлагали надежды по укреплению и расцвету сектантского движения, воспитывая их в духе равенства и взаимопомощи, тогда как другие секты православного происхождения, например, скопцы, считали детей, рожденных от брака-скверны, грешниками.

Важную роль в просвещении подрастающего поколения играли религиозные источники, деятельность лидеров-проповедников, личный пример и семейные устои. Сильный коллективизм, характерный для сектантских общин, с одной стороны, оставлял мало свободы для творческого развития личности, но с другой, выполнял одну из главных задач жизни общины - поддержание ее устойчивости и стабильности.

Литература:

1. Громова Н.Ф. Сельские школы Таврической губернии в дореформенный период / Н.Ф. Громова // Гуманитарная парадигма. - № 3 (6). - 2018. - С. 48-62.

2. Животная книга духоборцев / Собр. и запис. В.Д. Бонч-Бруевич // Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола / Под ред. В.Д. Бонч-Бруевича. - СПб.: Типография Б.М. Вольфа, 1909. -Вып. 2. - 327 с.

3. Катунина Е.В. Культурная модель семейных отношений у молокан Таврической губернии XIX в.: исторический контекст / Е.В. Катунина // Культура народов Причерноморья. - 2014. - № 274. - С. 28-32.

4. Корсаков В. Молокане. Из заметок земского врача / В. Корсаков // Русский Вестник. - 1880. - №3. -С. 739-773.

5. Кутепов Н. Краткая история и вероучение русских рационалистических и мистических ересей: духоборцев, молокан, десного братства, штундобаптистов, пашковцев, толстовцев, хлыстов и скопцов / Н. Кутепов. - 4-е изд., испр. и дополн. - Новочеркасск: Частная Донская Типография, 1910. - 94 с.

6. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы: в 4 т. / Ф.В. Ливанов. - СПб.: Типографии М. Хана, П. П. Меркулова, 1870-1873. - Т. 2. - 1870. - 818 с.

7. Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники: Очерки и рассказы: в 4 т. / Ф.В. Ливанов. - СПб.: Типографии М. Хана, П.П. Меркулова, 1870-1873. - Т. 4. - 1873. - 624 с.

8. Столлов А.И. Несколько слов о молоканах в Таврических степях / А.И. Столлов // Отечественные записки. - 1870. - Т. СХС. - Отд. II. - С. 295-314.

9. Юзов И. Староверы и духовные христиане. Ч. 2. Русские диссиденты / И. Юзов. - СПб.: Типография А.М. Котомина, 1881. - 180 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Игнатова Ольга Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования познавательного интереса младшего школьника к изобразительной деятельности, поскольку искусство обладает мощным воспитательным потенциалом, ведь открывает чудесный мир чувств школьника, способного поделиться своими чувствами, переживаниями, волнением от увиденного, пережитого в реальном мире через средства изобразительного искусства. Успех любой деятельности зависит не только от способностей и знаний ученика, но и от мотивации, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Чем выше уровень мотивации, чем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь. Рассмотрена учебная мотивация как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сложившихся познавательных интересов ребенка. Установлено, что с самого начала обучения в школе у учащихся происходят значительные изменения в направленности их интересов.

Ключевые слова: интерес, мотивация, младший школьник, изобразительная деятельность, нетрадиционные техники рисования, интерес к изобразительной деятельности.

Annоtation. The article is devoted to the actual problem of forming the cognitive interest of younger students in visual activities, since art has a powerful educational potential, because it opens up a wonderful world of feelings of a student who is able to share his feelings, experiences, excitement from what he saw, experienced in the real world through the means of fine art. The success of any activity depends not only on the abilities and knowledge of the student, but also on motivation, that is, on the desire to assert themselves and achieve high results. The higher the level of motivation, the more factors that encourage the child to work, the more results they can achieve. Educational motivation is considered as an education that arises primarily on the basis of a set of existing cognitive interests of the child. It is established that from the very beginning of school, students experience significant changes in the direction of their interests.

Keywords: interest, motivation, primary school student, visual activities, non-traditional drawing techniques, interest in visual activities.

Введение. Воспитание личности - сложная задача, она состоит из многих компонентов, формирующих чувства. Одним из таких компонентов является искусство. Оно открывает нам чудесный мир чувств человека, который может в красках, линиях, цветах, поделиться своими чувствами, переживаниями, волнением от услышанного, увиденного, пережитого в реальном мире, в реальной жизни. Каким способом достичь высоких результатов в обучении, прописанных в стандартах? Сначала необходимо сформировать интерес ученика к изобразительному искусству.

В научно-педагогической литературе освещались такие аспекты данной проблемы:

- содержание понятия «интерес» рассматривали такие ученые: Б.Г. Ананьев, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Конюхов, И.В. Метельский, Н.Г. Морозова, Д.И. Писарев,

А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский;

- виды интереса, его фазы, возрастные особенности формирование интереса более детально изучали такие ученые: Л.И. Божович, В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалев, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Г.И. Щукина;

- проблему мотивации к обучению в педагогике и психологии исследовали М.И. Алексеева, Л.И. Божович, П.А. Гончарук, А.К. Маркова, Г.С. Костюк, В.А. Семиченко;

- формирование интереса к изобразительному искусству нашло отражение в работах В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Н.Н. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

Изложение основного материала статьи. Изобразительная деятельность имеет особое значение для всестороннего гармоничного развития личности. В процессе создание образов у ребенка формируются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, развиваются творческие задатки. Условием раскрытия детского творчества является создание атмосферы доброжелательности, свободного развития возможностей, достижение успеха каждым ребенком. Следует стараться организовать общение так, чтобы каждый ребенок испытывал радость от результатов как собственного, так и совместного творчества. Занятия рисованием развивают ребенка как целостную личность. Именно во время рисования дети свободны от ограничений, и поэтому рисование из всех видов изобразительной деятельности им ближе всего. Дети, опираясь на свой творческий инстинкт, находят удивительные решения, самостоятельно открывают изобразительные законы.

Успех любой деятельности зависит не только от способностей и знаний ученика, но и от мотивации, то есть от стремлений самоутверждаться, достигать высоких результатов. Ведь чем выше уровень мотивации, чем больше факторов побуждают ребенка к деятельности, тем больших результатов он может достичь.

Мотивация учебной деятельности - одно из средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности активного усвоения содержания образования, которая зависит от уровня сформированности мотивации учение школьников. Хотя мотивация связана с возрастными особенностями ребенка, все же не возраст как стадия созревание определяет мотивы, а характер деятельности и система взаимодействия с другими детьми в этом возрасте.

Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее прежде всего на основе совокупности сложившихся познавательных интересов ребенка. Установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов.

Интерес - это внимание, возбужденное в отношении кого-то или к чему-то, значимому, важному, полезному или подобного такого.

Школьные интересы у учащихся начальных классов, по мнению И.В. Дубровиной, лишь в части учеников связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и выходят далеко за пределы школьной программы. В то же время эти интересы еще довольно неустойчивы, легко меняются. В этом возрасте дети не хотят выполнять работу плохо, поэтому в них пропадает интерес к тому виду деятельности, который у них не получается выполнять. Для этого учителю необходимо правильно организовать образовательный процесс и так разработать учебные задачи, чтобы пробудить интерес школьников и заинтересовать их [5].

Прежде всего интерес - это психическое явление, которое характеризуется желанием, влечением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Для «познавательного интереса» используются следующие понятие, как «духовная жажда» «позыв», «непреодолимое бескорыстное стремление». Так же важной характеристикой познавательного интереса является эмоциональная насыщенность, которая побуждает к умственной деятельности. Это означает, что процесс познание окрашен положительными эмоциями, которые могут быть обусловлены самим процессом мыслительной труда, или предметом познания, или перспективой, которая увлекает собой. Третьей отличительной чертой интереса является «независимость», отсутствие принудительных воздействий со стороны для его возникновения.

Интересы младших школьников очень разнообразны, но в то же время очень неустойчивы и динамичны. Если интересы дошкольников преимущественно направлены на игру, то с поступлением в школу на смену приходит интерес к обучению, познанию [6].

По своему содержанию познавательные интересы школьников отражают различные уровни познания младшими школьниками явлений, процессов и закономерностей: 1) элементарный - уровень познания характеризуется тягой к фактологическому описанию конкретных явлений, к действиям по образцу; низкий интерес к новым фактам явлений; 2) высокий уровень - интерес к зависимостям, причинно-следственных связей и закономерностей, самостоятельного поиска их в процессе познания действительности; 3) творческий - высший уровень развития интереса, который связан с интересом к глубине теоретических проблем, к осуществлению деятельности не простым путем, а своеобразным, особенным и по замыслу, и по способу, подобранному самим школьником.

Изучая проблему формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности, обнаружили, что интерес включает эстетический и художественный аспекты, поэтому важно изучить особенности эстетического и художественного интересов.

Эстетический интерес, в отличие от познавательного, адресован не только и не столько к содержанию, сколько к форме содержания, которое несет в себе эстетическую ценность для наблюдателя; ядром этого интереса являются эмоциональные процессы. В структуре эстетического интереса особая роль принадлежит волевым процессам. Составной частью эстетического интереса выступает художественный интерес, проявляющийся в стремлении к восприятию прекрасного в действительности и искусстве. Художественный интерес возникает на основе художественной деятельности, побуждающей к активному освоению эстетических сторон окружающей действительности [1].

По разным критериям художественные интересы младших школьников можно поделить:

- по широте: широкие (интерес к разным видам изобразительной деятельности и художественной творчества) и узкие (интерес к одному виду изобразительной деятельности, к определенной тематике, технике, материалу);

- по глубине: глубокие (характеризуется творческим отношением к работе, стремлением больше узнать о видах и жанрах, выразительных средствах искусства, изобразительной деятельности, материалах) и поверхностные (направленные на внешнее удовлетворение в деятельности);

- по стойкости: стойкие (преимущество определенного вида деятельности школьника, материала,

тематики вовремя выполнение индивидуальных заданий, возникновение любознательности к интересной теме, самостоятельная работа дома) и неустойчивые (частая смена видов изобразительной деятельности, тематики, материала);

- по активности: активные (выражается в активности, любознательности на занятиях, эмоциональной увлеченности процессом изобразительной деятельности) и пассивные (повторение однообразных сюжетов в работах по замыслу, безразличию к результату работы, отсутствием инициативы);

- по определенности действия (проявляется в степени активности ребенка в процессе деятельности, ребенок выражает инициативу, активность, самостоятельность в своем любимом деле, на фоне общего положительного отношения к различным видам деятельности);

- по предметной направленности (выражается в увлеченности ребенка определенным видом изобразительной деятельности, материалом) [4].

Цель, содержание и технология формирования интереса к изобразительной деятельности зависят от самой концепции этой деятельности, которая соответствует природе ребенка и предоставляет ему возможность выразить себя и самоопределиться.

Формирование интереса, с одной стороны, может быть целью работы, а с другой - средством повышения эффективности обучения изобразительной деятельности. Для возникновения, формирования и развития интереса нужна система обучения и воспитания, а не просто поиски кратковременных средств воздействия, которые пробуждают и поддерживают интерес школьников.

Как отмечает Н.П. Сакулина, формирование интереса будет происходить более эффективно, если сначала для него готовится почва, позже - создается положительное отношение к предмету или деятельности и, наконец, - формируются соответствующие интересы в процессе специально организованной познавательной и творческой деятельности детей [6].

В процессе развития интереса детей к изобразительной деятельности можно выделить два направления: 1) прямой - связанный с включением ребенка в деятельность, формированием ее специальных и общих умений и способностей; 2) косвенный, который предусматривает создание условий для утверждения личностной значимости ребенка, раскрытия его индивидуальности, саморазвития.

Сегодня в обществе человек не только «потребляет» знания, но и умеет их добиваться. Нестандартные ситуации требуют от нас широты интереса. Педагогическая работа по формированию художественного познавательного интереса у детей школьного возраста должна быть целенаправленной, систематической и включать в себя несколько этапов: эмоциональный, интеллектуальный, волевой с элементами творчества.

Изобразительная деятельность отличается многообразием, начиная от детских рисунков с натуры и заканчивая творческими работами, представляя собой произведения искусства. От вида изобразительной деятельности (рисование с натуры, творческая тематическая композиция) зависят и характер, и особенности протекания процессов художественного познания на разных ступенях. В работе с натуры, очевидно, больше будет непосредственного наблюдения, изучения натуры в процессе ее восприятия и изображения. Под время рисования с натуры познания начинается из «живого созерцания», которое обязательно предполагает чувственное, эмоциональное отношение. Эффективность познавательной деятельности в этом случае зависит от того, насколько ребенок заинтересован представленным для рисования предметом [2].

Другой важной потребностью младшего школьника является потребность в действии, движении. При создании рисунка активно работают все познавательные процессы и прежде всего мышление. В этом случае потребность в движении, действии реализуется через движение мысли. Интеллектуальные чувства младшего школьника развиваются в процессе познавательной деятельности на уроках рисования. Обучение изобразительному искусству - это непрерывное познание законов, свойств, качеств предметов и явлений, связей между предметами и явлениями. Развитие интересов, и на этой основе развитие интеллектуальных чувств, способствуют экскурсии в природу в разное время года, в музеи и выставки.

Эстетические чувства возникают во время восприятия и создания прекрасного, возвышенного, комического и трагического. Красота предметов и явлений окружающей действительности обогащает духовный мир ребенка, делает его жизнь богаче и прекраснее. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание, побуждает рассматривать еще раз, придает эстетическое наслаждение. Эстетические чувства также развиваются на уроках изобразительного искусства и проявляются в самых разнообразных формах. Например, демонстрация произведений искусства, репродукций, рисунков учителя вызывают у учеников восторг, восторг, которые ученики порой не в силах сдержать. Однако эмоциональные переживания во время восприятия произведений искусства у младших школьников обычно относятся к содержанию произведения. Художественные качества изображения детьми, как правило, мало осознаются. Только, даже будучи неосознанными детьми, они оказывают сильное влияние на детское восприятие [4].

Изобразительная деятельность имеет терапевтический эффект. Увлекаясь рисованием, ребенок будто уходит от всех жизненных невзгод в свой мир - спокойный и счастливый. Поэтому изобразительная деятельность является для таких детей своего рода средством, снимающим нервное напряжение. Однако, если ребенок находится в состоянии плохого настроения или обеспокоен страхом неудачи, ей нужен особый подход в формировании интереса. Настрой на успех, удачу, поддержка, а иногда и помощь в изображении наиболее трудных моментов рисунка способствуют коррекции эмоционального состояния ребенка. Явление регресса» означает возвращение к простому, элементарному, постепенно заполняя пробелы в знаниях, умениях и навыках. Поэтому учителю изобразительного искусства современной школы необходимо учитывать эмоциональное состояние своих учеников во время формирования познавательного интереса [2].

На первых ступенях обучения изобразительной деятельности удивление учащихся вызывают самые разные моменты: новые наглядные материалы, необычные, яркие красочные сочетания, найденные на палитре, мастерство выполнения рисунка на доске учителем, нетрадиционные техники рисования и тому подобное.

Приобщать младших школьников к изобразительной деятельности удается с помощью нетрадиционных техник рисования. Каждая из таких техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более открытыми, смелыми, непосредственными, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные художественные техники, в частности рисования, позволяют использовать различные простые и доступные материалы, легко овладеть приемами работы, приносящие быстрый результат, открывают широкие возможности созидания, обеспечивают младшим школьникам высокий эмоциональный подъем, желание творить, фантазировать и воплощать фантазии различными

художественными средствами, развивают самостоятельность и уверенность в своих силах, что положительно влияет на формирование мотивации и воспитывает любовь к искусству.

На уроках рисования прежде всего необходимо вызвать интерес к объекту изображения. Как известно, внимание детей младшего школьного возраста привлекает все яркое, необычное.

Интерес к изобразительной деятельности возникает тогда, когда перед учеником возникает необходимость преодоления любых трудностей, проблем. «Проблемная ситуация», по мнению психологов, педагогов, методистов, считается одним из эффективных методов обучения. Согласно определению, проблемное обучение - это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулировка проблем (постепенно к этому приучаются сами учащиеся), оказание учащимся необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепление приобретенных знаний [3].

Задания, предлагаемые детям, не должны быть легкими. Однако здесь необходимо подходить индивидуально. Способности у каждого ребенка разные. Одно и то же задание для одного ученика будет слишком простым, для другого - представляет большую сложность. Проблемные ситуации должны содержать элементы, которые позволят найти путь решения задачи. Они должны быть разработаны учителем так, чтобы быть интересными для всех учеников. Проблемная ситуация вызовет интерес, активизирует творческую активность, работу воображения. Школьник включается в процесс поиска решения.

Задачи, поставленные перед ребенком, должны быть посильными и стимулировать работу образного мышления и осознанность нарисованных действий, то есть соответствовать свойствам и своеобразию нервных процессов. Поэтому, планируя изобразительную деятельность детей, необходимо учитывать тип нервной системы и темперамент ребенка [5].

Важным моментом в проблеме «угасания» интереса выступает и тот факт, что в практике общеобразовательных школ все еще не решена важная задача - передать преподавание изобразительного искусства специалистам. Во многих начальных классах изобразительное искусство преподают основные учителя младших классов, которые не всегда обладают необходимыми знаниями и навыками, сводя урок изобразительного искусства к репродуктивной деятельности учащихся.

Изучая, что искусство влияет не только на духовную сферу человека, но и на ее физическое состояние, оно должно быть в сфере влияния компетентных преподавателей. На снижение интереса младшего школьника также влияет несоответствие между уровнем притязания и возможностями детей; методика преподавания, недостаточность знаний детей о художественных материалы и отсутствие навыков и умений применения их в рисовании [6].

Выводы. Детское творчество - это важная составляющая образовательного процесса, который обобщает детский жизненный опыт (чувственный, ценностный, нравственный, эстетический, познавательный, трудовой). Это создает фундамент успешной творческой деятельности детей.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что: 1) познавательный интерес - один из важнейших мотивов обучения изобразительному искусству младших школьников; 2) интерес к изобразительной деятельности тесно связан с психологическими особенностями младшего школьника, его эмоциональной, познавательной, волевой сферами; 3) интерес связан с потребностями, а основные потребности этого школьного возраста - потребности в познании, действии, в выражении своих чувств, впечатлений; 4) интерес возникает во время преодоления трудностей, в процессе поиска решение любой проблемы, например поиска способа создания выразительного образа в рисунке.

Включение в уроки по изобразительному искусству нетрадиционных техник и материалов рисования вызывает живой интерес к работе у учащихся, обеспечивает развитие творческого потенциала и дает им необходимые знания, умения и навыки, дает реальную возможность познакомиться с искусством шире. Возможность работать в нетрадиционной технике открывают широкий простор для эстетического воспитание. Дальнейшего развития требуют обобщения педагогического опыта и разработки системы развития детского творчества, которая направлена на формирование интереса к изобразительной деятельности.

Литература:

1. Выгодский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выгодский. - М., Просвещение, 1991. - 348 с.

2. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019. - 434 с.

3. Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. Планы и сценарии уроков изобразительного искусства [Текст] / В.И. Колякина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 176 с.

4. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей [Текст]: учеб. пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М., 2018. - 236 с.

5. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М., 2014. - 186 с.

6. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. - М.: КноРус, 2014. -718 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.