Научная статья на тему 'ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ'

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CREATIVITY / CREATIVE SKILLS / VISUAL ART / VISUAL ACTIVITY / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Татьяна Анатольевна, Овсянникова Оксана Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Для исследования проблемы, авторы уточнили понятие «творческие способности» относительно проявления его у школьников на уроках изобразительного искусства в различных видах изобразительной деятельности (аппликация, рисование и другие). Для развития творческих способностей, обучающихся были выявлены и описаны методы развития данного качества обучающихся: метод использования нетрадиционных техник рисования; метод анализа художественных произведений; метод индивидуальной работы; метод коллективной работы; метод частичной работы преподавателя с учеником; метод сравнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова Татьяна Анатольевна, Овсянникова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 372.874

Педагогические науки

Тарасова Татьяна Анатольевна, студентка 2 курса Направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства. Для исследования проблемы, авторы уточнили понятие «творческие способности» относительно проявления его у школьников на уроках изобразительного искусства в различных видах изобразительной деятельности (аппликация, рисование и другие). Для развития творческих способностей, обучающихся были выявлены и описаны методы развития данного качества обучающихся: метод использования нетрадиционных техник рисования; метод анализа художественных произведений; метод индивидуальной работы; метод коллективной работы; метод частичной работы преподавателя с учеником; метод сравнения.

Ключевые слова: творчество, творческие способности, изобразительное искусство, изобразительная деятельность.

Annotation: The article is devoted to the actual problem of development of creative abilities in children of primary school age at the lessons of fine arts. To study the problem, the authors clarified the concept of "creative abilities" in relation to the

manifestation of it in students at art classes in various types of visual activities (application, drawing, and others). For the development of students ' creative abilities, methods of developing this quality of students were identified and described: the method of using non-traditional drawing techniques; the method of analyzing artistic works; method of individual work; method of collective work; method of partial work of the teacher with the student; method of comparison.

Keywords: creativity, creative skills, visual art, visual activity.

Постановка проблемы.

В современном мире остро стоит проблема востребованности творческих людей, которые способны предлагать нестандартные решения возникающих проблем.

Развитие творческих способностей школьников является важнейшей задачей образования. В ФГОС прописаны критерии, по которым можно определить успешность выпускника начальной школы. Например, это умение пользоваться новыми технологиями, активная жизненная позиция ученика, а также умение использовать свое личное время и проектировать траекторию саморазвития. Перечисленные критерии присущи творческому человеку, способному эффективно и оригинально решать разнообразные задачи. В основе всего этого лежит умение нестереотипно мыслить, что напрямую связано с развитием у ребенка творческого воображения. Творческие способности играют важную роль в развитии младших школьников, ведь с помощью творческого воображения человек способен преобразовывать действительность, создавать естественно-общественные условия жизни, оживлять абстрактные образы, с помощью воображения углубляется и распространяется процесс познания [3].

Творческие способности ещё с юных лет в большинстве случаев формируются именно в изобразительной деятельности. Так дети отображают не только свой взгляд на мир, но и своё отношение к нему. Изобразительная деятельность является важным средством развития художественно-

эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

Проблемой развития творческих способностей младших школьников занимались многие психологи: Д.Б. Богоявленская, О.И. Мотков, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков, и другие [2; 3; 4; 5]. Все они давали собственную трактовку понятия «творческие способности», но есть необходимость уточнения понятия относительно развития данного качества у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, а также нахождение наиболее эффективных методов развития этого качества у детей в общеобразовательной школе.

Рассмотрим понятия «творчество» и «творческие способности», чтобы попытаться решить данную проблему.

Н.А. Бердяев понимает творчество как свободу личности. Николай Александрович считает, что творчество является положительным моментом, способным очистить, возвысить человека [1].

Д.Б. Богоявленская же рассматривает творчество как ситуативно-нестимулированная активность для решения определенной проблемы [2].

Б.М. Теплов и В. Д. Шадриков связывают творческие способности с успешностью и качественным своеобразием освоения какой-либо деятельности

[4], [5].

По словам И.О. Моткова, творческие способности - это умение искать решения в самых нестандартных ситуациях, желание открывать и создавать новое [3].

Изложение основного материала исследования.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «творческих способностей», на которое опирались в выявлении и разработке методов развития творческих способностей у школьников.

Творческие способности в изобразительной деятельности - это отражение воспоминаний, собственных впечатлений, приобретённых в жизни, а также выражение собственного отношения к предмету в процессе сотворения уникального художественного образа, проявляющееся различными средствами выразительности при создании творческой работы в каком-либо жанре изобразительного искусства и виде изобразительной деятельности. Развитие творческих способностей является последовательным многоаспектным процессом, основанным на сочетании интуиции и интеллекта.

Для развития у детей творческого мышления, необходимо использовать новое, интересное, нестандартное. С практической точки зрения нами были определены методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

Творческие способности можно развивать с помощью следующих методов:

-метод использования нетрадиционных техник рисования;

-метод анализа художественных произведений;

-метод коллективной работы;

-метод частичной работы преподавателя с учеником;

-метод сравнения.

Остановимся на описании некоторых развивающих методов и заданий для школьников.

Метод использования нетрадиционных техник рисования направлен на поиск новых творческих решений, которые способствуют развитию творческого воображения и способностей ученика. Художественная деятельность является одной из форм отражения действительности, что еще больше придает роли воображения в жизни ребенка. Привычные уроки изобразительного искусства академической направленности с простым копированием образцов уже не так интересны детям, их трудолюбие и интерес к творчеству порождают оригинальные и нестандартные техники, а также разнообразие инструментов и материалов. Нетрадиционная техника - это

совокупность нестандартных приемов, приспособлений и материальных средств, используемых для осуществления процесса творчества, включающих новые художественные приемы. Примером могут служить:

• отпечатки-картинки;

• рисование ватными палочками;

• кляксография;

• пластилинография;

• граттаж.

Рисование свечой, на наш взгляд, служит одним из самых интересных приёмов в нетрадиционной технике. Дети сначала рисуют свечой на бумаге, затем покрывают лист акварелью, после чего рисунок свечой остаётся белым сквозь краску.

Метод коллективной работы заключается в выполнении задания несколькими школьниками совместно на одном рабочем поле. В процессе работы, учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения, происходит обмен творческими знаниями. Метод коллективной работы на уроках изобразительного искусства пользуется популярностью среди учителей, а также учеников, он вызывает большой интерес к художественному процессу. Данный метод придумал и описал в своих работах известный советский педагог И.П. Иванов. Коллективное творческое дело понималось им как социальная деятельность детский группы, направленная на создание нового творческого продукта. Причём было не столь важно, был ли этот или аналогичный продукт создан ранее, главное, чтобы дети создавали его в первый раз.

Коллективные композиции могут служить украшением интерьера школ. Темы могут быть самыми разнообразными, например:

• «Мир бабочек»;

• «Цветочный луг»;

• «Зоопарк».

Достаточно интересна тема «Подводный мир», где дети могут придумать своего морского персонажа и воспроизвести его на бумаге. В конце урока все подводные обители объединяются в единую композицию.

Метод сравнения предполагает демонстрацию различных вариантов поставленной задачи. Большое значение для успешного усвоения материалов дисциплины изобразительного искусства имеет активное применение наглядных примеров. Важно быть учителем, который будет проводником для детей в мир искусства, а в не шаблонность, не загонять их в строго очерченные рамки. Так на уроке учитель должен показывать хотя бы два примера детям для сравнения; можно несколько примеров подготовить заранее. Ученики должны видеть вариативность, тогда они пойдут, что у задания, темы может быть огромное количество решений, нет какого-либо единого, правильного варианта на уроке изобразительного искусства.

Принято выделять четыре блока, согласно которым строятся занятия по изобразительной деятельности. К ним можно отнести:

• Рисование;

• Лепку;

• Аппликацию;

• Конструирование.

Каждый из перечисленных выше четырех блоков содержит специализированные возможности для отражения в работах впечатлений детей об окружающем их мире, предметах, явлениях, формах, цветах и даже фактурах. Потому общие цели, стоящие перед всеми категориями изобразительного искусства, в свою очередь, конкретизируются в зависимости от специфики каждой из категорий занятий, своеобразия материала и методов работы с ним. Каждый из видов, который включает в себя детская изобразительная деятельность в школе, имеет свои индивидуальные особенности и подходы.

Выводы. Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «творческие способности». Выявленные и описанные нами методы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста достаточно эффективны, так как способствуют созданию нового, оригинального творческого продукта в определенном виде и жанре изобразительной деятельности.

Библиографический список:

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989. - С. 522.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская М.: Академия 2003. - С. 292.

3. Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие/О. И. Мотков. - М.: Педагогика, 2006. С. - 320.

4. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. - М.: Просвещение, 2013. - С. 242.

5. Шадриков, В. Д. Способности человека / В. Д. Шадриков -Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 2001. - С. 288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.