УДК 37
Педагогические науки
Юшкова Анастасия Дмитриевна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития творческого мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для изучения проблемы было уточнено понятие «творческое мышление» относительно развития его на уроках изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. В работе обоснованы организационно-педагогические условия, которые способствуют благоприятному развитию творческого мышления детей данного возраста на уроках изобразительного искусства. К таким условиям отнесены поэтапность в развитии творческого мышления; осуществление благоприятной развивающей среды; организация творческой деятельности; становление эмоционального настроения для восприятия художественных произведений. Для реализации каждого подхода были определены педагогические методы: анализа произведения искусства, эвристический метод, проблемно-поисковый, создания ситуации успеха.
Ключевые слова: творческое мышление, возрастные особенности, организационно- педагогические условия, изобразительное искусство.
Annotation: The article is devoted to the actual problem of development of creative thinking of younger schoolchildren at the lessons of fine arts. To study the problem, the concept of "creative thinking" was clarified in relation to its development in the visual arts lessons of primary school children. The paper substantiates the organizational and pedagogical conditions that contribute to the favorable development of creative thinking of children of this age at art lessons. These conditions include stages in the development of creative thinking; the implementation of a favorable developing environment; the organization of creative activity; the formation of an emotional mood for the perception of artistic works. To implement each approach, pedagogical methods were defined: analysis of a work of art, heuristic method, problem-search method, creating a situation of success.
Keywords: creative thinking, age-related features, organizational and pedagogical conditions, fine art.
Постановка проблемы.
Целью современного образовательного процесса является оказание поддержки в становлении личности, которая должна обладать предприимчивостью, умением изобретательно мыслить, находить креативные ответы на поставленные задачи, а также поддерживать желание к самосовершенствованию. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования программам необходимо отражать изучение подходов к нахождению ответов на задачи созидательного и исследовательского свойства [7 с. 6]. Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги-учёные: Я.А. Пономарев, А. Рошка, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и многие другие [6; 8; 9; 11]. У каждого из них представлено своё объяснение определений «мышление, «творчество» и рассматриваемого нами понятия «творческое мышление». Несмотря интерес
исследователей к данной проблеме и освещением определенных ее аспектов, необходимо установить сущность данного понятия в контексте выдвинутой в работе проблемы. Обратимся к рассмотрению термина «творческое мышление».
А. Рошка предполагает, что творческое мышление - это форма мышления, составляющая элемент процесса творчества, продукты которого обладают оригинальностью и общественной важностью [10].
Я.А. Пономарев утверждает, что творческое мышление - это центральное психологическое ядро художественной практики [9 с. 302].
По мнению А. В. Брушлинского, «...в целом виде: творчество - главная форма тонуса и обособления от практики человека» [2 с. 6-78].
Проблема исследования особенно актуальна относительно детей младшего школьного возраста, так как «у детей в начальных классах впервые можно говорить о творческой мысли во всех отношениях, но она проявляется в конкретной ситуации и спонтанностью проявлений» (Е.К. Лютова) [4]. Изложение основного материала исследования.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «творческое мышление», на которое опирались в теоретическом обосновании возможностей организационно-педагогических условий в развитии творческого мышления младших школьников на уроках по изобразительному искусству.
Творческое мышление относительно уроков изобразительного искусства рассматривается нами как создание субъективно нового художественного образа и творческого продукта в процессе оригинального решения неординарных задач.
К сожалению, иногда в общеобразовательных учебных заведениях пренебрегают уроками изобразительного искусства в угоду других более «нужных» дисциплин, по которым проводится единый государственный экзамен. Это порождает следующие противоречия между:
- необходимостью развития творческого мышления у учеников и ориентацией современной системы образования на формализацию;
- существующими организационно-педагогическими условиями развития творческого мышления в общей педагогике и психологии, а также недостаточно разработанными условиями и методами развития творческого мышления у младших школьников в художественном образовании.
В связи с этим младшие школьники не получают адекватного образования в области изобразительного искусства. Исходя из пробелов в области знаний и умений учащихся общеобразовательных школ, необходимо выявить те организационно-педагогические условия, которые смогут быть внедрены на уроках изобразительного искусства для развития творческого мышления обучающихся.
В данном исследовании нами были определены организационно-педагогические условия для развития творческого мышления у младших школьников в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства. Организационно-педагогические условия - это характеристика педагогической системы, возможности пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы [5]. Нами были выделены следующие условия:
1. Поэтапность в развитии творческого мышления.
2. Осуществление благоприятной развивающей среды.
3. Организация творческой деятельности.
4.Становление эмоционального настроения для восприятия художественных произведений.
Организационно-педагогические условия, определенные в исследовании, направлены на то, чтобы школьники применяли свои художественные способности и знания для решения более сложных творческих проблем, учились работать в коллективе и создавать коллективные творческие продукты. Таким образом, выявленные организационно-педагогические условия
направлены на развитие всех элементов творческого мышления, указанных в определении.
Рассмотрим педагогические методы, которые используются в рамках обозначенных организационно-педагогических условий.
1. Поэтапность в развитии творческого мышления.
Чтобы добиться эффективного развития творческого мышления, учитель должен сначала перейти на стадию эмоционального созерцания, которую младшие ученики могут выполнять в форме познания различных произведений искусства. Например, ученикам 4 класса предложено рассмотреть такие произведения искусства как «Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Неравный брак» В.В. Пукирева, «Опять двойка» Ф.П. Решетникова и др., а затем поинтересоваться о том, какие чувства они испытывали, воспринимая их. Этот этап призван наполнить впечатления и определить интерес к произведениям искусства. Затем необходимо перейти к этапам оценки -отражения и ценностного регулирования. На первом этапе дети развивают знания для себя, рассматривая произведения искусства, а на втором этапе они развивают отношение к произведениям искусства как к личной ценности. Таким образом, используя метод анализа произведения искусства, школьники учатся общаться с произведением искусства.
2. Осуществление благоприятной развивающей среды.
Преподаватель на уроке изобразительного искусства должен
организовать среду развития, которая позволяет ученику проявить свои творческие способности, реализовать познавательные и эстетические интересы. Среда, организованная учителем, должна предоставить ребенку некоторую степень свободы и выразить влияние на его мировоззрение. Для этого учителю предлагается использовать эвристический метод, который используется для разработки самостоятельной исследовательской деятельности во время урока. Например, на уроке можно задать тему «Нарисуйте свои впечатления от произведения искусства». В этом задании ребенок должен проявить самостоятельность и проникнуть в атмосферу работы.
3. Организация творческой деятельности.
В данной деятельности педагог может прибегнуть к созданию проблемно-поисковых ситуаций на уроках изобразительного искусства. Они организуют поиск художественного занятия, способствуют активизации мышления, воображения, усвоению навыков, умений. Такие ситуации стимулируют любопытство и живую реакцию детей. Например, можно провести урок по теме «Фототипия». Ученикам нужно нарисованное масляными мелками изображение проявить на бумаге как на фотографии с помощью акварельной краски. Учитель должен показать универсальность методов изображения, смешивая и объединяя различные методы вместе. В этом случае учитель применяет метод экспериментальной деятельности, при котором учащиеся должны найти решение о том, как соотнести основное свойство акварели -прозрачность с толстой линией масляного мелка.
4.Становление эмоционального настроения для восприятия художественных произведений.
Задача учителя организовать эмоциональный настрой на благоприятную и продуктивную работу. Это можно сделать при помощи метода создания ситуации успеха для учащихся. Доброе слово учителя и похвала проявления чувств и эмоций, по тому или иному произведению поможет ученику совладать с препятствиями и поднять эмоциональный настрой для создания оригинального образа.
Более подробно хотелось бы остановиться на внедрении проблемно-поисковых ситуаций. Их применяет педагог на уроках изобразительного искусства для усвоения результатов научного познания, а также для активизации процесса создания нового образа в процессе самостоятельной деятельности ученика. В качестве примера нами был разработан конспект урока изобразительного искусства у школьников 2 класса на тему «Иллюстрация сказки «Жар-птица». Учащимся предлагается изобразить сюжетную композицию - проиллюстрировать русскую народную сказку «Жар-птица», но при этом педагог конкретизирует задачу, добавив определённое условие -
изобразить фрагмент сказки с высоты птичьего полёта, то есть полёта Жар-птицы. Можно сделать вывод, что этот пример демонстрирует метод индивидуальной поисковой деятельности, которая способствует повышению творческой активности учащихся и помогает найти оригинальное творческое решение при создании творческого продукта.
Можно выделить положительные характеристики использования проблемно-поисковых ситуаций в изобразительном искусстве:
1. Стимулирование внутренней учебной мотивации.
2. Формирование независимости.
3. Развитие творческого мышления, воображения.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5. Овладение исследовательскими навыками.
6. Растущий интерес к уроку искусства
С практической точки зрения нами был проведен дистанционный опрос и анализ результатов. В качестве респондентов выступили студенты направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Изобразительное искусство», всего в исследовании приняли участие 18 человек. Респондентам предлагалось ответить на 5 вопросов которые были направлены на выявление отношения к урокам изобразительного искусства, методам, которые использует в работе педагог и того, как они влияют на развитие творческого мышления младших школьников.
Первый вопрос «Какова, по вашему мнению, главная цель уроков изобразительного искусства в школе?», направлен на личностное отношение к участию изобразительной деятельности в жизни школьника. «Сформировать духовную культуру, познакомить с художественным наследием и развить потребность в общении с произведениями искусства» - оказался самым популярным ответом, занявшим 73% голосов.
Вторым рассматриваемым вопросом является «Как по вашему мнению, уроки изобразительного искусства влияют на развитие детей младшего школьного возраста?» Из двух вариантов ответов почти 100% отметили, что
уроки изобразительного искусства влияют положительно, так как развивают память, воображение, образное мышление, речь, внимание и многое другое. Рассмотрев третий вопрос, «Какова, по вашему мнению, роль педагога в развитии творческого мышления младших школьников?», по итогам опроса выяснилось, что 95% опрошенных считают роль педагога неотъемлемой в развитии творческого мышления младших школьников.
Вопрос четвёртый: «Какие методы к которым подходит учитель на уроках по изобразительному искусству в организации творческой деятельности вы знаете?». В ответе на него большинство респондентов назвали методы коллективной и индивидуальной деятельности, игровой метод, а также методы повтора и сравнения. И только небольшое количество человек затруднились дать ответ на данный вопрос. В пятом вопросе, «Считаете ли вы, уроки изобразительного искусства необходимыми в системе образования для младших школьников?», все респонденты без исключения проголосовали за то, что данные уроки способствуют благоприятному развитию творческого мышления у младших школьников.
В результате анализа опроса выявлено, что в 90% процентах случаев отношение респондентов к урокам изобразительного искусства положительное, а также можно сделать вывод о том, что именно благодаря педагогу, методам, которые он применяет и тому, что он делает для развития творческого мышления средствами изобразительного искусства, школьник более гармонично развивается \, имеет представление о творческой деятельности и активно в неё включается.
Выводы. Проанализировав литературу и рассмотрев определения понятий «творческое мышление», мы уточнили рабочее определение этого понятия. Изучив возрастные характеристики младшего школьного возраста, а также организационно-педагогические условия в художественных классах, можно сделать вывод, что при наиболее эффективной организации педагогических условий в общеобразовательных школах, наиболее активно развивается творческое мышление учащихся.
Библиографический список:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития // Центр инновационных технологий, Казань, 2000 (дата обращения: 3.05.20).
2. Брушлинский А.В. «Мышление и прогнозирование» - Психология мышления и проблемное обучение. Знание> Москва, 1983 С.6-78. (дата обращения: 3.05.20).
3. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности. // Международный научный журнал: «Теория и практика общественного развития» 2005. Выпуск № 8 (2012). (дата обращения: 31.05.20).
4. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. // eLIBRARY.RII: научная электронная библиотека: Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Самара: ПГСГА, 2014. (дата обращения: 3.05.20).
5. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия». // Журнал: Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, Тула, 2014. (дата обращения: 5.05.20).
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Педагогическая библиотека, СОЮЗ> Санкт-Петербург, 1997.
7. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ № 373 от 6 октября 2009 г. (дата обращения: 21.05.20).
8. Полынская И.Н. Проблемная ситуация как средство активизации художественно- творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. // Научный журнал: «Человек и образование» 2005. Выпуск № 2 (47) (2016). (дата обращения: 3.05.20).
9. Пономарев Я.А. «Психология творчества» - Наука> Москва, 1976. -302с. (дата обращения: 3.05.20).
10. Рошка А. Творческое мышление. Пути его определения и развития. -Наука> Москва, 1971. (дата обращения: 3.05.20).
11. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Электронная библиотека МГППУ, 2007 [сайт] URL: http://psychHb.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-2851.htm#$p285.