УДК 372.874
Психолого-педагогические науки
Крамаренко Мария Вячеславовна, студентка 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет» Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент заведующий кафедрой искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет»
УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства. Для повышения эффективности развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства авторы уточнили понятие «творческие способности», рассмотрели способы развития данного качества младших школьников на уроках изобразительного искусства. Были выделены основные методы развития творческих способностей младших школьников: метод проблемно-поискового характера, метод дидактической игры, метод неожиданных творческих заданий, метод интеграции с другими предметами, метод индивидуального подхода к ребенку, метод стимулирования, метод использования различных техник изобразительного искусства, метод коллективного творчества. Использование указанных методов поможет достичь наилучших результатов в обучении изобразительному искусству в школе. Описаны примеры практического применения методов развития творческих способностей и их комбинации на уроках изобразительного искусства.
Ключевые слова: творческие способности, методы развития творческих способностей, младшие школьники, изобразительное искусство.
Abstract: The article is devoted to the topical problem of developing the creativity of junior schoolchildren in the lessons of fine arts. To improve the efficiency of creativity in the lessons of fine arts, the authors clarified the concept of "creative abilities", considered ways of developing this quality of junior schoolchildren in the lessons of fine arts. The main methods of developing the creative abilities of junior schoolchildren were highlighted: the method of problem-search nature, the method of didactic play, the method of unexpected creative tasks, the method of integration with other subjects, the method of individual approach to the child, the method of stimulation, the method of using various techniques of fine art, the method of collective creativity. Using these methods will help to achieve the best results in the teaching of the visual arts in school. Examples of practical application of creative methods and their combination in the lessons of fine art are described.
Keywords: creativity, creative methods, junior schoolchildren, visual arts.
Постановка проблемы.
В настоящее время особо актуальна проблема развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Современная педагогика, ориентированная на формирование творческой личности, способствует эффективному поиску новых средств, подходов в учебном процессе с целью максимального развития творческих способностей ребенка.
Существует объективная необходимость в развитии личности, готовой к решению творческих и учебных задач, способной проявлять свою индивидуальность. Многие педагогические и психологические исследования говорят о необходимости занятий изобразительным творчеством для более полного развития личности (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) [1; 3; 6].
Изложение основного материала исследования.
Проблема развития творческих способностей школьников исследуется в работах по педагогике, педагогической психологии и психологии творчества. Развитие творческих способностей проанализировано многими отечественными исследователями: Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев А.Г. Маклаков, Б.М. Теплов и другие [2; 6; 7; 9]. Каждый из них характеризует понятие «творческие способности» по-своему.
По мнению отечественного психолога А.Н. Леонтьева, «творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества (художественного, музыкального, технического и т. д.)» [6].
Л.А. Венгер под способностями понимал индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, имеющие отношение к успешности выполнения определенной деятельности, но не ограничиваются уже выработанными знаниями, умениями и навыками [2, с. 29].
Б.М. Теплов понимает творческие способности как «определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость и быстроту их приобретения» [9, с. 57]. A.M. Матюшкин подчеркивает обязательное наличие высокой познавательной мотивации и исследовательской активности у детей с развитыми творческими способностями [8].
С точки зрения А.Г. Маклакова, творческие способности - это «специальные способности, определяющие успех творчества» [7, с. 538]. Иначе говоря, это способность совершать новые открытия не только в научной среде, но и в духовной культуре. Анатолий Геннадьевич подчёркивает то, что «если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться» [7, с. 538].
Проанализировав понятие «творческие способности» в трудах педагогов и психологов, мы можем сделать вывод о том, что творческие способности в
изобразительном искусстве это не только врожденный талант, но и то, что человек в состоянии развить в себе сам. То есть развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства -это не только выявление способностей заложенных природой, но и результат кропотливой работы педагога и ученика. Творческие способности младших школьников на уроках изобразительного искусства мы трактуем как способность воспринимать и анализировать картины художников, способность создавать собственные изобразительные образы, основанные на опыте восприятия искусства.
В современных школах на уроках изобразительного искусства педагоги уделяют внимание в основном освоению основ рисунка, развитие же творческих способностей отходит на второй план ввиду необходимости выполнения основной программы и в связи с недостаточным количеством учебного времени, отведенного уроку изобразительного искусства.
Развитие творческих способностей необходимо начинать с раннего возраста. Наиболее благоприятным для этого является младший школьный возраст. Перед педагогами и родителями стоит задача не навредить, не «закопать» творческие способности, а развить в ребенке заложенный природой творческий потенциал. Помочь ему двигаться в нужном направлении, всячески поддерживать его. Огромное значение имеет комфортная психологическая обстановка. Это так же требует огромного труда со стороны педагога. Развивая творческие способности младших школьников на уроках изобразительного искусства, педагог дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики, направляет ребенка к индивидуальному творчеству и развитию. Творческие способности необходимо развивать целенаправленно, последовательно и кропотливо.
Наиболее эффективным средством развития творческих способностей является изобразительное искусство.
Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили понятие «творческие способности». Также были определены методы развития
творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства.
1) Метод проблемно-поискового характера.
2) Метод дидактической игры.
3) Метод неожиданных творческих заданий.
4) Метод интеграции с другими предметами.
5) Метод индивидуального подхода к ребенку.
6) Метод стимулирования.
7) Метод использования различных техник изобразительного искусства.
8) Метод коллективного творчества.
Остановимся подробнее на рассмотрении некоторых из этих методов.
Метод дидактической игры направлен на выявление и развитие в детях воображения, фантазии, наблюдательности. В процессе игры дети учатся творчески играть, работать с художественными материалами, моделируя с их помощью свой воображаемый образ. Например, рассмотрим метод дидактической игры на уроке «Строим город». Детям необходимо представить себя в роли архитектора собственного домика. С помощью техники бумагопластики, они конструируют отдельные домики. Каждый ребенок фантазирует и создает свой оригинальный домик.
Метод коллективного творчества. С помощью этого метода дети учатся работать в команде, сотрудничать с одноклассниками в процессе работы, учатся слушать и принимать мнение друг друга. Продолжая тему предыдущего урока «Строим город», дети конструируют воображаемый город из выполненных каждым ребенком домиков. При создании общего проекта они овладевают приемами коллективной творческой работы под руководством педагога.
Метод неожиданных творческих заданий. На таких уроках развивается детская фантазия, воображение, навыки поиска собственного решения. Можно использовать такие задания, как нарисовать сказочного героя, фантастический город и так далее. Например, на уроке детям дано задание - создать образ
ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Для его создания подойдут конфетти, пайетки, семена, трава и так далее. Чем разнообразнее будут материалы для творческой деятельности, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности, тем интереснее будет созданный образ.
Метод использования различных техник изобразительного искусства. Разнообразные техники помогают развить творческую инициативу, развивают индивидуальность и воображение, повышают мотивацию детей. На уроках с использованием этого метода дети знакомятся с новыми возможностями художественных материалов, развивают навыки работы красками, цветом. Например, с помощью приема техники монотипии. Рисунок красками наносят на лист бумаги, а потом делают с нее отпечаток на другом, смоченном водой листе. Детям очень нравятся уроки с использованием различных техник, они стимулируют детей к творчеству.
Метод интеграции с другими предметами. Используется для более эффективного объяснения и усвоения нового материала на уроке. В основном интеграция осуществляется с параллельно идущими уроками музыки и литературного чтения. Для этого используются музыкальные и литературные произведения, соответствующие теме урока. Например, во вступительной беседе педагога с учениками звучит стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», Для того, чтобы в дальнейшем у ребенка создался более яркий и выразительный образ зимнего пейзажа.
Метод стимулирования. Этот метод так же важен для развития творческих способностей. Каждый ребенок стремиться быть первым, победить, достичь какого-то успеха. Задача педагога изобразительного искусства -организация выставок, конкурсов творческих работ. Школьникам интересно рассматривать работы своих одноклассников, оценивать их. Как следствие, дети стараются выполнять работы аккуратнее, интереснее, проявляя фантазию.
Чем разнообразнее и интереснее будут проходить уроки изобразительного искусства в школе, тем быстрее ребенок научится
самостоятельно мыслить и получит неограниченные возможности для воплощения их в творчестве. Пересмотр педагогом привычных правил проведения учебного процесса обеспечивает эффективность развития творческих способностей учащихся.
Рассмотрим вариант проведения урока изобразительного искусства для школьников младших классов с использованием некоторых методов для развития их творческих способностей по программе учебника «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, 1-4 класс [5].
На примере урока по теме: «Картина - особый мир. Картина-пейзаж» в 3 классе, опишем использование рассматриваемых методов. В начале урока звучит стихотворение И.А. Бунина (метод интеграции с предметом литературное чтение). В процессе беседы с детьми идет анализ окружающей природы (наблюдения по дороге в школу) и услышанного стихотворения. Ребята озвучивают свои представления и образы пейзажей. Далее проходит проведение игры «Третий лишний» с угадыванием слайда с лишней репродукцией картины (метод дидактической игры). На одном из слайдов показаны 3 картины, две из которых с изображением пейзажа. Третья картина -любого другого жанра, то есть лишняя. Детям предлагается определить, какая из картин лишняя. В основной части урока демонстрируется показ фоторепродукций картин знаменитых художников-пейзажистов на тему осени под музыку П.И Чайковского «Времена года» «Октябрь» (Осенняя песня) (наглядный метод с интеграцией урока музыки). Во время этой демонстрации дети более гармонично воспринимают художественные образы картин в сочетании с музыкой на тему «Осень». Благодаря этому в их воображении раскрывается образ осени более полно. Дети готовы выполнять творческую работу по новой теме.
«Главной задачей учителя является - не «донести», «объяснить» и «показать», а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Такие условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех
желающих, встать на позицию каждого отвечающего, чтобы понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к ответу» [4].
Выводы. Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства, мы уточнили понятие «творческие способности». Определили, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей в изобразительном искусстве. Так же были выделены педагогические методы для более эффективного развития творческих способностей школьников.
Развитие творческой личности на уроках изобразительного искусства подразумевает комбинирование различных методов развития творческих способностей школьников. Это способствует формированию интереса к искусству и самостоятельному творчеству.
Библиографический список:
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 80 с.
2. Венгер, Л. А. Педагогика способностей [Текст] / Л. А. Венгер. -Москва: Педагогика, 1973 - 96 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991 - 396 с.
4. Гин С.И. Условия формирования креативности [Электронный ресурс] / С.И.Гин - 2004. - Режим доступа: http://1.gшnway.z8.m/art/artide/137.html (дата обращения 10.05.2020).
5. Изобразительное искусство. Рабочие программы. И38 Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева и др.]; под ред. Б.М.Неменского. - 5-е изд. - М. : Просвещение, 2015, - 128 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
7. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер,
2008.
8. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. -М.: Педагогика, 1991.
9. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.