Научная статья на тему 'УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
803
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / СПОСОБНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОЦЕНКА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СРЕДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMMUNICATION / ABILITY / CREATIVE PERSONALITY / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS / ASSESSMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE / MEANS OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF VISUAL ACTIVITY / INNOVATIVE TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Наталья Юрьевна

В статье рассматривается развитие коммуникативных способностей у младших школьников на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства. Ведется речь о трех компонентах коммуникативных компетентностей (коммуникативном, интерактивном и перцептивном), формирующихся в рамках изобразительной деятельности в начальной школе. Предлагаются рекомендации по ведению занятий, так как они предоставляют учащемуся все необходимые знания и умения в области коммуникации. Автор приходит к выводу, что если использовать инновационные технологии, многообразие всех видов деятельности и форм работы на уроках, то изучение изобразительного искусства может послужить эффективным средством формирования коммуникативных навыков младших школьников. В заключение указывается, что развитие коммуникативных способностей есть одна из основных задач учителя изобразительного искусства современной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS AND CLASSES OF VISUAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER STUDENTS

The paper deals with the formation of communication skills in younger students on the lessons and classes of fine art. The authors present three components of communicative competence (communicative, interactive and perceptual) formed in the classroom of visual activity in primary school. Recommendations for conducting classes are offered, since these lessons and classes provide the child with all the necessary knowledge and skills in the field of communication. The author concludes that if you use innovative technologies, a variety of activities and forms of work on the lessons, the study of fine art will be an effective means of forming the communicative abilities of younger students. In conclusion, it is indicated that the development of communication skills of younger students is one of the main tasks of a teacher of fine arts in a modern school.

Текст научной работы на тему «УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 371.486-057.874

https://doi.org/10.24158/spp.2020.7.21

Петрова Наталья Юрьевна

учитель изобразительного искусства лицея № 25 г. Димитровграда,

соискатель кафедры изобразительного искусства и методики преподавания Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

УРОКИ И ЗАНЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ И ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Petrova Natalya Yuryevna

Fine Arts Teacher, Lyceum No. 25 of the city of Dimitrovgrad, External PhD student, Department of fine arts and Teaching Methods, Chuvash State Pedagogical University

LESSONS AND CLASSES OF VISUAL ACTIVITIES IN THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER STUDENTS

Аннотация:

В статье рассматривается развитие коммуникативных способностей у младших школьников на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства. Ведется речь о трех компонентах коммуникативных компетентностей (коммуникативном, интерактивном и перцептивном), формирующихся в рамках изобразительной деятельности в начальной школе. Предлагаются рекомендации по ведению занятий, так как они предоставляют учащемуся все необходимые знания и умения в области коммуникации. Автор приходит к выводу, что если использовать инновационные технологии, многообразие всех видов деятельности и форм работы на уроках, то изучение изобразительного искусства может послужить эффективным средством формирования коммуникативных навыков младших школьников. В заключение указывается, что развитие коммуникативных способностей есть одна из основных задач учителя изобразительного искусства современной школы.

Ключевые слова:

общение, способность, творческая личность коммуникативные учебные действия, оценка коммуникативной компетентности, средства образовательного процесса изобразительной деятельности, инновационные технологии.

Summary:

The paper deals with the formation of communication skills in younger students on the lessons and classes of fine art. The authors present three components of communicative competence (communicative, interactive and perceptual) formed in the classroom of visual activity in primary school. Recommendations for conducting classes are offered, since these lessons and classes provide the child with all the necessary knowledge and skills in the field of communication. The author concludes that if you use innovative technologies, a variety of activities and forms of work on the lessons, the study of fine art will be an effective means of forming the communicative abilities of younger students. In conclusion, it is indicated that the development of communication skills of younger students is one of the main tasks of a teacher of fine arts in a modern school.

Keywords:

communication, ability, creative personality, communicative educational actions, assessment of communicative competence, means of the educational process of visual activity, innovative technology.

Модернизация российского общества сегодня выдвигает на первый план проблему повышения качества образования, определяя приоритетом задачу подготовки выпускника школы, обладающего универсальными учебными знаниями, компетенциями и личностными качествами, способствующими успешной профессиональной деятельности в дальнейшем. В образовательных учреждениях изменяются традиционные методы и формы преподавания базовых предметов и дисциплин. Эти изменения обозначены в законе «Об образовании» и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Одно из главных требований современного образования заключается в формировании коммуникативных компетентностей учащихся уже в начальной школе. Возрастает роль отдельных предметов в образовательном процессе, которые участвуют в развитии коммуникативных способностей. Особое место в этом процессе занимают уроки и внеурочные занятия изобразительного искусства.

Несмотря на обширные педагогические исследования по вопросам развития коммуникативных способностей у обучаемых, ученые недостаточно раскрывают ресурсы уроков изобразительного искусства и потенциал самого предмета в методике и форме преподавания относительно формирования данных умений в общеобразовательной школе. В связи с этим развитие

коммуникативной компетентности и соответствующих навыков младших школьников на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства на сегодняшний день оказывается актуальной задачей в работе педагога начальных классов и во многом обеспечивает решение общесоциальных проблем. По нашему мнению, развитие коммуникативной компетентности школьников может быть эффективным, если использовать инновационные технологии и методы на занятиях по изобразительному искусству в общеобразовательной школе.

Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся во время освоения программы, рассмотрены в трудах российских ученых в областях педагогики и психологии -Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Д. Андреевой, И.Н. Садовниковой, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмоловой, Я.Л. Коломинского, А.В. Мудрика, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др. Педагоги-исследователи указывают на пути преодоления этих сложностей, объединенные в специальную систему общения всех обучаемых [1, с. 33-44].

Теоретико-методологическим обоснованием формирования одного из универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, а также на концепции совместных форм учебных действий и содействия во время учебы. В соответствии с теорией Л.С. Выготского М.И. Лисина определяет общение и коммуникативную деятельность как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2]. Взяв за основу теорию Л.С. Выготского, можно отметить, что развитие коммуникативных способностей школьников есть одна из первых задач любого общеобразовательного учреждения, поскольку качество и результативность связи в большой степени зависит от уровня коммуникативных навыков лиц круга общения.

В научной литературе по-разному оценивается сформированность способностей. Российский психолог В.А. Крутецкий считал признаком, определяющим наличие умений, свертывание мелких действий, сокращение деятельности в целом [3]. С.Л. Рубинштейн утверждал, что развитие способности характеризует «пригодность к деятельности» [4, с. 53]. Показатель сформированности умений служит основанием для предлагаемого подхода к определению признаков развития коммуникативных умений младших школьников на занятиях по изобразительному искусству.

Определение коммуникативной компетентности впервые сформулировал американский психолог Т. Гордон. Он трактовал ее как «умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма собственной внутренней свободы и в то же время не дав потерять ее партнеру по общению» [5]. Способность создавать и поддерживать партнерскую позицию в общении на равных - одна из главных черт продуктивного общения. Л.Д. Столяренко отмечала, что коммуникативная компетентность - это умение устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Она рассматривает ее как систему «внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [6, с. 240].

При этом коммуникативная компетенция включает в себя коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты, именно они рассматриваются исследователями в качестве основных [7, с. 34-35]. В то же время коммуникация обозначает информационный обмен, интеракция - процессы взаимодействия, а перцепция - восприятие и понимание людьми друг друга в процессе деятельности и общения.

Согласно ФГОС коммуникативные учебные действия разделены на три группы: коммуникация как взаимодействия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности; коммуникация как кооперация, сотрудничество по согласованию усилий достижения общей цели; коммуникация как речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии [8]. Критерием выступает «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления» [9, с. 128].

Под коммуникативной компетентностью понимается умение ребенка младшего школьного возраста устанавливать и поддерживать необходимые контакты с детьми и взрослыми. Сюда же относится совокупность знаний и навыков, которые обеспечивают успешное протекание всего коммуникативного действия, что дает учащемуся возможность в самой простой форме предсказывать отношения, определять социальный статус собеседника, управлять речевой ситуацией. Именно эти способности помогут школьнику легче переносить адаптационный период его новой школьной жизнедеятельности.

Изобразительное искусство является неким стержнем, основой развития комплекса практических умений и навыков, личностных, коммуникативных и познавательных действий младших школьников. Оно играет центральную роль в формировании творчески развитой, активной личности, помогает становлению чувства гармонии. Искусство, изобразительная деятельность позволяют

реализовать потенциал саморазвития для всесторонней и продуктивной коммуникации с окружающим миром. Соответствующий комплексный учебный предмет знакомит учащихся с теорией и грамотой изобразительной деятельности, художественными произведениями, элементами искусствознания, способствует формированию коммуникативных умений и творческому самовыражению.

Программа «Изобразительное искусство» для начальной школы учитывает естественные склонности, характер, интерес обучаемого, а также открытость к исследованию всего нового. Занятия с младшими школьниками имеют форму активного исследования окружающего мира. Уникальность и значимость искусства заключаются в том, что предметы, входящие в эту область, играют особую роль - развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру, пробуждают способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни. Искусство нацелено на развитие воображения и творческих способностей [10].

Сформировать коммуникативные умения на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства значит научить младших школьников ставить вопросы и четко отвечать на них, обсуждать рассматриваемые темы или проблемы, пояснять высказывания партнеров и давать им критическую оценку, доказывать свое мнение в группе, а также развивать эмпатийные тенденции.

Как мы отмечали ранее, критериями развития коммуникативной компетентности обучающихся на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства являются:

- умение взаимодействовать с другими обучающимися в процессе изобразительной деятельности;

- умение вести диалог в процессе общения в предметном поле искусства;

- умение осуществлять продуктивную совместную деятельность, сотрудничество с окружающими в ходе художественно-творческой деятельности [11].

Умение осознанно взаимодействовать в ходе изобразительной деятельности с другими обучающимися отражает навыки интерактивного взаимодействия в рамках общения. К ним относятся способность вести беседу на заданную тему, поддерживать обсуждение, излагать мысли, задавать вопросы, увлекать за собой, формулировать требование, продолжать общение в спорных ситуациях, а также управлять своим поведением во время занятия по изобразительному искусству.

Для развития связной монологической речи можно рекомендовать в программу уроков и внеурочных занятий включать упражнения по составлению рассказа-описания по картине художников или сюжетной фотографии. Важно подбирать произведения, доступные для понимания учащимися начальных классов. Сначала классу предлагается внимательно изучить композицию картины, образы, определить художественные средства, использованные авторами. Затем школьники делятся впечатлениями в группе, что способствует развитию их коммуникативных способностей и эмпатии. Следующий этап работы - подготовка рассказа. При этом целесообразно прибегать к прослушиванию музыкальных произведений или просмотру видеофрагментов. Кроме того, мы практикуем составление отзыва о проделанной работе, выступлении товарища или просмотре эпизода обучающего фильма в устной форме.

Способность вести диалог в ходе общения в предметном поле искусства - навык, который развивается и закрепляется на уроках и внеурочных занятиях изобразительной деятельности. Диалог - это определенная организация общения, коммуникации младших школьников. Формирование диалогических умений у обучаемых - актуальная и сложная задача. Для развития данного умения целесообразно использовать на уроках сюжетно-ролевые игры. В методическом пособии В.И. Колякиной «Методика организации уроков коллективного творчества» представлены ряд вариантов коллективной изобразительной деятельности и их классификация [12].

На школьных занятиях по рисованию для развития данного умения применяются интерактивные формы: деловые игры, мозговой штурм, анализ художественных картин с проблемными (или другими) ситуациями, игровое проектирование и др. Учащимся начальной школы интересно представлять себя художниками, скульпторами или архитекторами. Метод работы в парах и группах обеспечивает закрепление умения вести диалог. Примером служат уроки по программе Б.М. Неменского [13]. Совместно-последовательная деятельность по созданию работ на общую тему вовлекает в коллективную творческую деятельность большую группу учащихся. Итогом подобных занятий становятся масштабные творческие проекты, например «Времена года», «По дорогам сказок», «Народные праздники», «Древняя Москва», «Города Древней Руси» и т. п.

Для закрепления связной, имеющей форму диалога речи применяется проблемный метод обучения в виде викторин по искусству или контрольных вопросов теста. Школьники выясняют тему урока по загадкам или наводящим вопросам, что способствует активному диалогу обучаемых и учителя.

Умение осуществлять совместную деятельность, реализовывать продуктивное сотрудничество с окружающими в процессе художественно-творческой деятельности понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия» [14, с. 114].

В ходе эффективной изобразительной деятельности (рисования, лепки и т. д.) развиваются такие личностные качества учащегося, как активность, инициативность, самостоятельность. Младший школьник приобретает навыки лидерства, выполнения качественной работы, самостоятельности при продумывании содержания творческой работы, подборе средств и способов художественной выразительности в сотворчестве с одноклассниками. Чем разнообразнее и богаче выбор художественных материалов, тем успешнее и эффективнее сотрудничество. Наиболее подходящим условием для включения большого числа младших школьников в общение является выполнение любого творческого проекта, что легко реализуется на уроках и занятиях по изобразительной деятельности. Создание коллективных творческих работ, панно, произведений декоративно-прикладного искусства ориентировано на организацию новых культурных зон в классе, школе и городе. Для закрепления данного умения можно рекомендовать в конце творческого процесса осуществлять обмен мнениями, защиту проектов или обсуждение возможностей учащихся во время совместной деятельности. При знакомстве с национальными традициями и ремеслами, изготовлении изделий народного творчества считаем обязательным условием прослушивание национальных музыкальных произведений с последующим обсуждением эмоционального настроя младших школьников. Народные напевы, частушки вызывают желание у обучаемых общаться, мотивируют к работе и сотрудничеству.

Младший школьник на уроках по изобразительному искусству овладевает основными навыками соответствующей деятельности. Он способен выбирать себе занятие и участников по совместной творческой работе в игре, викторине, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и т. п.

Кроме того, применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства содействует формированию коммуникативных умений. Данный метод развивает моторику рук, способствует укреплению осанки, формирует изобразительные навыки, стимулирует активизацию творческого потенциала младших школьников. Монотипия, оттиски печаток из ластика, рисование мыльными пузырями, кляксография с помощью трубочек требуют от учащихся начальной школы не только определенного уровня владения всеми видами нетрадиционных материалов, но и достаточной степени коммуникативной компетенции. На таких занятиях школьники пытаются рассмотреть и распознать формы и образы в пятнах, полученных с помощью нетрадиционной техники рисования. Ее использование повышает эмоциональный уровень обучаемых, что делает занятие привлекательным.

Применение информационно-коммуникативных технологий позволяет полноценно формировать и закреплять коммуникативные способности у учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства. Занятия становятся яркими, эмоциональными, так как имеется возможность привлекать большой иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты, что превращает процесс в своеобразное путешествие в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного искусства, музеев, природы и т. п. Считаем, что использование мультимедийных ресурсов компьютера делает урок более современным, а образовательный процесс - комфортным для младших школьников, формируя коммуникативные компетентности, охватывая все этапы учебной изобразительной деятельности.

Устойчивость коммуникативных навыков обеспечивается через занимательность и наглядность. Данные элементы вызывают у учащихся удивление, живой интерес к процессу познания через творчество, а также помогают освоить любой сложный теоретический материал. Школьники стремятся самостоятельно готовить демонстрационный материал по теме урока. Именно компонент занимательности предмета побуждает их высказываться и делиться впечатлениями.

Ведущая цель организации учебного процесса на уроках и занятиях изобразительной деятельности - развитие коммуникативных навыков и умений. Формирование данных способностей возможно путем создания благоприятных условий обучения, при которых младший школьник чувствует свою успешность, становится инициатором действий, что делает обучение продуктивным.

Итак, задача школы - обеспечить такую обстановку на уроках и внеурочных занятиях изобразительного искусства, при которой достигается максимальное развитие индивида, способного к самостоятельной творческой деятельности. При формировании коммуникативных компетенций

задачами учителя по изобразительному искусству являются создание дружеских взаимоотношений младших школьников, организация атмосферы доброжелательности, уступчивости, инициативности, уважения и доверия, а также развития интереса к происходящему вокруг [15].

Уроки рисования, аппликации, лепки и художественного труда развивают все необходимые навыки общения в кругу одноклассников и взрослых, позволяют выстраивать продуктивные взаимоотношения с другими людьми, которые нужны для полноценного формирования чувства красоты и гармонии с природой, миром искусства, миром людей, для выражения оригинальных идей и фантазий, понимания себя и окружающих. Такие занятия вырабатывают у младших школьников социальную компетентность, что оказывается неотъемлемой частью процесса становления счастливой личности в будущем.

Ссылки:

1. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Е.М. Кравцова, О.А. Москвина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых ; под ред. И.В. Дубровиной. М., 2007. 148 с.

2. Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми / В.В. Ветрова, Д.Б. Годовикова, М.Г. Елагина, М.И. Лисина, А.Э. Рейнстейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова ; под ред. М.И. Лисиной. М., 1985. 208 с.

3. Крутецкий В.А. Психология : учебник для учащихся педагогических училищ. М., 1980. 352 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : курс лекций. М., 2020. 959 с.

5. Gordon T. Parent Effectiveness Training: The Tested New Way to Raise Responsible Children. N. Y., 1975. 256 p.

6. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата. М., 2015. 509 с.

7. Андреева Г.М. Психология социального познания : учебное пособие. М., 2004. 288 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

9. Воробьева С.В. Современные средства оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе : учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 740 с.

10. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М., 2006. 174 с.

11. Петрова Н.Ю. Критерии формирования коммуникативной компетентности младших школьников на занятиях изобразительной деятельности // European Social Science Journal. 2017. № 12-2. С. 174-179.

12. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства. М., 2004. 173 с.

13. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : книга для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2012. 240 с.

14. Гребнюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М., 2018. 319 с.

15. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий : пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПб., 2014. 93 с.

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.