Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1008
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / MORAL EDUCATION / METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL QUALITIES / ART / CREATIVITY / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антропова Дарья Владимировна, Овсянникова Оксана Александровна

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме развития нравственности обучающихся младших классов на уроках изобразительного искусства. Для улучшения процесса нравственного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства авторы уточнили понятие «нравственное воспитание», рассмотрели методы развития нравственных качеств младших школьников средствами изобразительного искусства. Были выделены и описаны основные методы нравственного воспитания: метод творческих заданий, метод анализа художественных произведений (на основе их восприятия), метод арт-терапии, метод иллюстрирования литературных произведений, метод наблюдения. Использование указанных методов поможет достичь наилучших результатов в обучении изобразительному искусству в школе, они достаточно эффективны, так как способствуют развитию у учащихся нравственных и душевных качеств, моральной культуры, этических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF FINE ART

The article is devoted to a rather urgent problem in the modern education to the development of primary school children morality in the lessons of fine art. To improve the process of moral schoolchildren education in the lessons of fine art, the authors have clarified the concept of “moral education”, have examined methods of developing the moral qualities of younger schoolchildren using the means of fine art. The main methods of moral education were identified and described: the method of creative tasks, the method of analysis of works of art (based on their perception), the method of art therapy, the method of illustrating literary works and the method of observation. Using these methods will help to achieve the best results in teaching fine art at school; they are quite effective, as they contribute to the development of students' moral and spiritual qualities, moral culture and ethical standards.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

PEDAGOGICAL SCIENCES

REFERENCES

1. Kataeva A.A., Strebeleva E.A. Didakticheskie igry i uprazhnenija v obuchenii umstvenno otstalyh doshkol'nikov: kn. dlja uchitelja [Didactic games and exercises in teaching retarded preschoolers]. Moscow: Buk-Master, 1993. 191 p.

2. Kolotygina E.A. Jemocional'noe razvitie umstvenno otstalyh pervoklassnikov v raznyh social'no-pedagogicheskih uslovi-jah. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [The emotional development of retarded first graders in different social pedagogical conditions. Ph. D. (Psychology) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2009. 26 p.

3. Nedolenko S.V. Pedagogicheskie uslovija razvitija igrovoj dejatel'nosti uchashhihsja s umerennoj umstvennoj otstalost'ju. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions for the game activity development of retarded schoolchildren. Ph. D. (Pedagogics) thesis]. Sankt-Peterburg, 2000. 17 p.

4. Shkljar N.V. Psihologicheskie osobennosti razvitija jemocional'noj sfery mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta. Avtoref. diss. kand. psihol. nauk [Psychological features of the development of the emotional sphere of primary retarded school children. Ph. D. (Psychology) thesis]. Nizhnij Novgorod, 2008. 28 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Алпатова, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной дефектологии и логопедии, НОУ ВО «Московский социально-педагогический институт», г. Москва, Россия, e-mail: alpatova.ns@mail.ru, ORCID: 0000-0002-0784-2396.

А.А. Малюгина, директор, детский центр «Бибигон», г. Волжский, Россия, e-mail: nuramaliugina@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Alpatova, Ph.D. in Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool Defectology and Speech Therapy, Moscow Social Pedagogical Institute, Moscow, Russia, e-mail: alpatova.ns@mail.ru, ORCID: 0000-00020784-2396.

A.A. Malyugina, Director of Children's center «Bibigon», Volzhsky, Russia, e-mail: nuramaliugina@yandex.ru. УДК 615.825

Дарья Владимировна Антропова г. Тюмень Оксана Александровна Овсянникова

г. Тюмень

Нравственное воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства

Представленная статья посвящена достаточно актуальной в современном образовании проблеме развития нравственности обучающихся младших классов на уроках изобразительного искусства. Для улучшения процесса нравственного воспитания школьников на уроках изобразительного искусства авторы уточнили понятие «нравственное воспитание», рассмотрели методы развития нравственных качеств младших школьников средствами изобразительного искусства. Были выделены и описаны основные методы нравственного воспитания: метод творческих заданий, метод анализа художественных произведений (на основе их восприятия), метод арт-терапии, метод иллюстрирования литературных произведений, метод наблюдения. Использование указанных методов поможет достичь наилучших результатов в обучении изобразительному искусству в школе, они достаточно эффективны, так как способствуют развитию у учащихся нравственных и душевных качеств, моральной культуры, этических норм.

Ключевые слова: нравственное воспитание, методы развития нравственных качеств, изобразительное искусство, творчество, младшие школьники.

Darya Vladimirovna Antropova

Tyumen

Oksana Aleksandrovna Ovsyannikova

Tyumen

Moral education of primary schoolchildren by means of fine art

The article is devoted to a rather urgent problem in the modern education to the development of primary school children morality in the lessons of fine art. To improve the process of moral schoolchildren education in the lessons of fine art, the authors have clarified the concept of "moral education", have examined methods of developing the moral qualities of younger schoolchildren using the means of fine art. The main methods of moral education were identified and described: the method of creative tasks, the method of analysis of works of art (based on their perception), the method of art therapy, the method of illustrating literary works and the method of observation. Using these methods will help to achieve the best results in teaching fine art at school; they are quite effective, as they contribute to the development of students' moral and spiritual qualities, moral culture and ethical standards.

Keywords: moral education, methods for the development of moral qualities, art, creativity, junior schoolchildren.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

13

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Введение.

На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск путей усовершенствования и развития методов обучения детей с целью развития нравственных и моральных качеств учащихся на уроках изобразительного искусства.

В современном мире многие дети испытывают недостаток нравственных представлений, и сама проблема формирования духовно-нравственной культуры личности ребенка является немаловажной. Об этом в своих статьях писали В.В. Чере-мушкина, А.А. Петрова [6; 10]. Среди людей наблюдается рост бездуховности, отсутствие моральных качеств, этических норм. Поэтому в школах необходимо формирование нравственных основ поведения, ценностных установок к семье, культуре, труду, любви к Родине. Именно в детстве происходит заложение основ морально -нравственных качеств, которые незаменимы в жизни в обществе.

Проблематикой нравственности и нравственного воспитания занимались многие ученые и педагоги: Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, Л.Н. Толстой [3; 4; 7; 9]. Все они давали трактовку этим понятиям, тем не менее, существует необходимость уточнения понятия «нравственное воспитание» относительно развития нравственных и моральных качеств у обучающихся на уроках изобразительного искусства, а также поиск наиболее эффективных методов развития данных качеств у детей в общеобразовательной школе.

Исследовательская часть.

Для решения данной проблемы мы изучили понятия «нравственность» и «воспитание».

Классическая педагогика рассматривает воспитание как социально значимое явление, важнейшее условие развития и формирования личности. «Пренебрежение воспитанием есть гибель для людей, семей, государств и всего мира», - писал Я.А. Коменский [3]. Этот тезис стал основополагающим в классической педагогике. Воспитание -это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление и развитие человека [1].

Нравственность - это совокупность духовных и душевных качеств, обеспечивающих выполнение человеком правил поведения в обществе. Нравственность является в этике синонимом понятия «мораль». По словарю В.И. Даля, мораль - это нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Нравственное воспитание -это система воздействий на человека, направленная на формирование у него нравственных качеств и нравственного поведения [2; 5].

Л.Н. Толстой утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра [8]. А советский педагог

В.А. Сухомлинский утверждал, что нравственное начало должно пронизывать все аспекты воспитания детей. Без усвоения норм нравственности невозможно и усвоение моральной культуры человечества. По определению В.А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения [7].

Нравственный человек не ограничивается усвоенными нормами, с тем, чтобы действовать так или иначе, потому что так принято. Нравственность требует осознания самим человеком разумности того или иного поступка [1]. Следовательно, нравственное воспитание заключается в том, чтобы каждый человек осмыслял ответственность за свои действия и стремился понять, что является разумным и необходимым в условиях своего окружения и следовал этому.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы уточнили рабочее определение понятия «нравственное воспитание», на которое опирались в выявлении и разработке методов развития нравственных качеств у школьников.

Нравственное воспитание в изобразительном искусстве мы трактуем как процесс формирования у учащихся духовных и душевных качеств, моральной культуры, этических норм на основе изобразительного творчества, развитие посредством его способности чувствовать, различать добро и зло, воспринимать красоту в искусстве и жизни, осваивать культурное наследие.

Изобразительное искусство является одним из более совершенных средств воспитания духовно-нравственных ценностей учащихся. В задачи преподавания изобразительного искусства входит формирование у учащихся нравственно-эстетических представлений об окружающем мире, отзывчивости на прекрасное и безобразное, любви к Родине. Школьники должны научиться совершать свои действия на основе морального выбора, осуществлять нравственный самоконтроль, критически оценивать свои собственные намерения, владеть навыком нравственной оценки чужим поступкам.

С практической точки зрения нами были предложены методы нравственного воспитания на уроках изобразительного искусства. Выявленные методы направлены на освоение основ морального поведения, нравственности, на способность анализировать художественные произведения на основе их восприятия.

Нравственные качества на уроке изобразительного искусства можно развивать с помощью следующих методов:

Метод творческих заданий, направленный на оценку нравственных качеств личности каждого ребенка, выявление у детей общественно значимых свойств и качеств личности или отсутствие таковых. В задании обучающимся предлагается нарисовать

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

рисунок на предложенную тему (тема Родины, семейных ценностей, заботы о природе и окружающем мире, добра и зла). Затем проводится анализ детских работ с точки зрения отраженных в них нравственных ценностей. Выполнение таких заданий развивает у ребят собственный чувственный опыт, эмоционально-образное восприятие мира.

Метод анализа художественных произведений (на основе их восприятия) предполагает просмотр детьми произведений известных художников на духовно-нравственные темы (патриотизм в картине «Письмо с фронта» А.И. Лактионова, материнство в картине Ю.П. Кугача «У колыбели», любовь к родному краю в картине А.М. Васнецова «Родина» и т.д.). Детям задаются вопросы по одной из картин. (Примеры вопросов к произведению А.И. Лактионова «Письмо с фронта»: Какой теме посвящено данное произведение? Какова атмосфера картины, что наполняет её радостью? Как вы думаете, что написано в письме? Какие эмоции герои испытывают при прочтении письма, было ли оно для них долгожданным? Каким на картине представлен солдат-фронтовик, принесший письмо? Выскажите ваше отношение к сюжету произведения). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей пробуждает лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Метод арт-терапии, целью которого является выражение своих чувств и переживаний посредством творчества. Учащиеся развивают рефлексию и анализ своего поведения, мыслей, своих собственных поступков. Такой метод особенно полезен в начальной школе, ведь дети младшего возраста не

всегда могут выразить свои эмоции. Работа может быть, как индивидуальной, так и коллективной. В групповой работе при выполнении коллективного творческого продукта необходимо делать акцент на взаимодействие между детьми, имеет большое значение разговор о том, кто что выполнял, и насколько детям было комфортно вместе.

Метод иллюстрирования литературных произведений. Многие стихи, сказки, произведения известных писателей вызывают эмоциональную отзывчивость. Иллюстрации помогают детям больше вникнуть в суть литературного произведения. Метод направлен на развитие умения представления поведения героев, пробуждение добрых чувств, сопереживание героям. Сначала учитель обсуждает с детьми то или иное произведение, учащиеся рассказывают, что им больше всего запомнилось или понравилось, анализируют поступки персонажей. После этого дети выбирают эпизод из произведения и на основе представления образов героев создают иллюстрацию.

Метод наблюдения. Ребятам предлагается находить и рассматривать красоту в окружающем мире, наблюдать природные явления, рассуждать об увиденном. Метод развивает эстетическое восприятие природы, учит видеть прекрасное вокруг. Свои наблюдения, впечатления школьники затем выражают в рисунках.

Заключение.

Проанализировав литературу и рассмотрев определение понятий «нравственность», «воспитание», мы уточнили рабочее определение понятия «нравственное воспитание». Выявленные и описанные нами методы развития нравственных качеств школьников достаточно эффективны, так как способствуют развитию сочувствия, сопереживания героям произведений изобразительного искусства при их восприятии, развивают способность различать добро и зло в образах живописи и графики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Емельянова. - М. : Академия, 2008. - 256 с.

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. - 640 с.

3. Коменский, Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих [Текст] / Я.А. Коменский // Педагогическое наследие / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., 1989. - С. 131.

4. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А.С. Макаренко. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - 416 с.

5. Мораль [Электронный ресурс] // Толковый словарь В.И. Даля. - Режим доступа: http://slovardalja.net/word.php?wordid= 15980. - 02.05.2020.

6. Петрова, А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «личность», «нравственное воспитание», «духовно-нравственное воспитание» [Электронный ресурс] / А.А. Петрова // Научные исследования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-ponyatiy-vospitanie-nravstvennost-moral-duhovnost-lichnost-nravstvennoe-vospitanie-duhovno-1. - 17.05.2020.

7. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: советы воспитателям [Текст] / В.А. Сухомлинский. -М. : Педагогика, 1990. - 287 с.

8. Тихонова, Э.В. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка [Текст] / Э.В. Тихонова, А.А. Барчева // Молодой ученый. - 2017. - № 13 (147). - С. 607-609.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 2 (46) 2020

15

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

9. Толстой, Л.Н. Воспитание в свободе. Избранные педагогические статьи [Текст] / Л.Н. Толстой. - М. : Карапуз, 2005. - 240 с.

10. Черемушкина, В.В. Современные проблемы нравственного воспитания учащихся [Электронный ресурс] / В.В. Черемушкина // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2017. - №1. - С. 136-140. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-uchaschihsya. - 17.05.2020.

REFERENCES

1. Emel'janova I.N. Teorija i metodika vospitanija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Theory and methods of upbringing]. Moscow: Akademija, 2008. 256 p.

2. Il'in E.P. Psihologija dlja pedagogov [Psychology for pedagogues]. St. Petersburg: Piter, 2012. 640 p.

3. Komenskij Ja.A. Vseobshhij sovet ob ispravlenii del chelovecheskih [Universal Council for the Remediation of Human Deeds. Klarin V.M. (eds.) Pedagogicheskoe nasledie [Educational heritage]. Moscow, 1989, pp. 131.

4. Makarenko A.S. O vospitanii [About education]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1990. 416 p.

5. Moral' [Elektronnyi resurs] [Moral]. Tolkovyj slovar' V.I. Dalja [Explanatory Dictionary V.I. Dalya]. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid= 15980 (Accessed 02.05.2020).

6. Petrova A.A. Psihologo-pedagogicheskaja sushhnost' ponjatij «vospitanie», «nravstvennost'», «moral'», «duhovnost'», «lichnost'», «nravstvennoe vospitanie», «duhovno-nravstvennoe vospitanie» [Jelektronnyj resurs] [The psychological and pedagogical essence of the concepts of "education", "morality", "morality", "spirituality", "personality", "moral education", "spiritual and moral education"]. Nauchnye issledovanija [Scientific research], 2015, no. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskaya-suschnost-ponyatiy-vospitanie-nravstvennost-moral-duhovnost-lichnost-nravstvennoe-vospitanie-duhovno-1 (Accessed 17.05.2020).

7. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat' nastojashhego cheloveka: sovety vospitateljam [How to raise a real person: tips for educators]. Moscow: Pedagogika, 1990. 287 p.

8. Tihonova Je.V., Barcheva A.A. Vklad otechestvennyh uchenyh v razvitie problemy duhovno-nravstvennogo vospitanija lichnosti rebenka [Contribution of domestic scientists to the problem of spiritual and moral education development of a child's personality]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2017, no. 13 (147), pp. 607-609.

9. Tolstoj L.N. Vospitanie v svobode. Izbrannye pedagogicheskie stat'i [Education in freedom. Selected Pedagogical Articles]. Moscow: Karapuz, 2005. 240 p.

10. Cheremushkina V.V. Sovremennye problemy nravstvennogo vospitanija uchashhihsja [Elektronnyi resurs] [Modern problems of moral students education]. Vestnik Taganrogskogo instituta imeni A.P. Chehova [Bulletin of Taganrog Institute named after A.P. Chekhov], 2017, no. 1, pp. 136-140. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-nravstvennogo-vospitaniya-uchaschihsya (Accessed 17.05.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Д.В. Антропова, студент 2 курса, направления подготовки «Педагогическое образование» профиль «Изобразительное искусство», ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: dacha0229@gmail.com, ORCID: 0000-0001-8058-2589.

О.А. Овсянникова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень, Россия, e-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1999-8360.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

D.V. Antropova, 2-year student, training direction "Pedagogical education" profile "Fine art", Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: dacha0229@gmail.com, ORCID: 0000-0001-8058-2589.

O.A. Ovsyannikova, Ph.D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Arts, Tyumen State University, Tyumen, Russia, e-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-1999-8360.

УДК 615.825

Ольга Викторовна Анфилатова

г. Киров

Татьяна Михайловна Коршунова

г. Киров

Развитие силовых способностей лыжников-гонщиков 11-12 лет методом интервального упражнения

В настоящее время развитие силы мышц во взаимосвязи с другими физическими качествами стало одной из актуальных тем. Поэтому повышение уровня силовых способностей должно осуществляться путем специальных тренировок. Разработкой вопроса развития силы мышц занимались многие исследователи и практические работники. Авторы отмечают важность силы и предлагают методы ее развития для спортсменов разных видов спорта, но не дают рекомендаций, до каких величин ее надо развивать и каков должен быть удельный вес занятий по специальной

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ ___ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (46) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.