Научная статья на тему 'Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования'

Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6054
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ / УРОК / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / DEVELOPMENT / CREATIVE IMAGINATION / DRAWING TECHNIQUE / LESSON / VISUAL ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Ноговицына Надежда Михайловна

В статье раскрываются механизмы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Определяются педагогические условия развития творческого воображения у детей. Экспериментально обосновывается потенциал нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста. Также в статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития творческого воображения у учащихся 3-го класса и реализации комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, составленного с учетом возрастных особенностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидорова Евдокия Эдуардовна, Ноговицына Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION YOUNG SCHOOLCHILDREN THROUGH NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUE

The article reveals the mechanisms for the development of creative imagination among younger schoolchildren in fine arts. The pedagogical conditions for the development of creative imagination in children are determined. The potential of non-traditional drawing techniques in the development of the creative imagination of children of primary school age is experimentally substantiated. The article also presents a pedagogical experiment containing diagnostics of the level of development of creative imagination among students of the 3rd class and the implementation of a set of classes using non-traditional drawing techniques, taking into account the age characteristics of students.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого воображения младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования»

Литература:

1. Аитов В.Ф. Взаимосвязь подходов к обучению иностранному языку на факультетах языковых специальностей. - СПб., 2005. - 186 с.

2. Методические рекомендации по современным методам обучения иностранному языку студентов технических вузов. Вып. 1. Психология, педагогика, методика. - Минск, 2011. - 78 с.

3. Общее языкознание. / Учеб. пособие для филологических факультетов вузов. Под. ред. А.Е.Супруна. / - Минск: Вышэйшая школа, 1983. - 456 с.

4. Петроченко Л.А., Лукьянёнок П.И. Английский язык: пособие по переводу медицинских текстов. -Томск, Изд-во «Ветер», 2011. - 198 с.

5. Русский язык и культура в зеркале перевода. /Материалы Международной научной конференции. 29 апреля - 3 мая 2015 г.: электронное издание. - М.: Изд-во МГУ, 2015. - 725 с.

6. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2017. - 92 с.

7. Z. Grabarczyk Medical English in texts and exercises. - Wydaw: Uczelniane AM, 2002. - 269p.

Педагогика

УДК: 373

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова" (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ноговицына Надежда Михайловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова" (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства. Определяются педагогические условия развития творческого воображения у детей. Экспериментально обосновывается потенциал нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста. Также в статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития творческого воображения у учащихся 3-го класса и реализации комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, составленного с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Ключевые слова: младшие школьники, развитие, творческое воображение, техника рисования, урок, изобразительное искусство.

An^a^n. The article reveals the mechanisms for the development of creative imagination among younger schoolchildren in fine arts. The pedagogical conditions for the development of creative imagination in children are determined. The potential of non-traditional drawing techniques in the development of the creative imagination of children of primary school age is experimentally substantiated. The article also presents a pedagogical experiment containing diagnostics of the level of development of creative imagination among students of the 3rd class and the implementation of a set of classes using non-traditional drawing techniques, taking into account the age characteristics of students.

Keywords: younger schoolchildren, development, creative imagination, drawing technique, lesson, visual arts.

Введение. Реформирование различных сфер жизнедеятельности в России определяет необходимость воспитания личности активной, способной нестандартно мыслить при решении жизненных ситуаций, а значит, творческой и инициативной. Поэтому развитие творческого воображения как: «способности человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, обретенных в прошлом опыте» [6] является актуальной проблемой, требующей инновационных подходов в решении. По мнению А.В. Петровского: «ценность воображения в том, что она позволяет принимать решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии необходимой полноты знаний, необходимых для мышления. Фантазия позволяет обойти некоторые этапы мышления и все-таки представить конечный результат» [5].

Изложение основного материала статьи. Проблемой развития творческого воображения занимались такие видные психологи и педагоги, как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Но в практике школы вопросы влияния конкретных методик, применяемых на уроках изобразительного искусства, на развитие творческого воображения у обучающихся разработаны недостаточно, что стало основанием для выбора темы исследования, целью которого является выявление и экспериментальное обоснование эффективности нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения младших школьников. В данном аспекте мы руководствуемся ФГОС НОО, где говорится о «необходимости творческого развития обучающихся, которое происходит в большей степени на уроках эстетического цикла»[7], т.е. на уроках ИЗО в том числе. Такие уроки как ИЗО и технология имеют большой потенциал в разностороннем развитии личности учащегося, кроме того, особенно влияют на отдельные психические процессы, отвечающие за воображение и творчество. Если на этих уроках сочетать разнообразные методы и приемы обучения, то можно повысить эффективность уроков изобразительного искусства.

В данном аспекте одним из эффективных средств развития творческого воображения младших школьников является нетрадиционная техника рисования. При использовании нетрадиционных техник рисунок создается с помощью различных средств и материалов, которые отличаются от традиционных карандаша и кисти. Анализ опыта работы образовательных организаций нашей республики показывает высокий интерес педагогов и детей к данной технике, которые с готовностью внедряют ее в практику работы детских садов и начальной школы.

Нетрадиционная техника рисования появилась как результат экспериментирования в практике педагогов дошкольного образования. Поскольку рисование является действенным способом познания мира и обладает огромным потенциалом в приобщении к искусству, очень важно, чтобы ребенок любил рисовать. Бесспорно,

каждый любит рисовать, когда у него это хорошо получается. В раннем детском возрасте рисование кистью или карандашом требует высокого уровня владения техникой рисования, должны быть сформированы навыки, многие дети испытывают трудности, что в свою очередь может привести к отвращению от рисования. Для нейтрализации возникающих трудностей из обширной практики сначала появилась разрозненно, а затем системно стала реализовываться нетрадиционная техника рисования. Она заключается в использовании материалов, инструментов, способов рисования, которые не считаются традиционными. «Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом, ватой по бархатной бумаге и т.д.). Координации мелкой моторики пальцев рук, способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требуют точности быстроты движений, терпения, усидчивости, развивается творчество, мышление, воображение, память. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, является важнейшим средством эстетического воспитания»[1]. Следовательно, рисование в целом, и рисование с использованием нетрадиционных техник в частности, дает толчок к развитию воображения, творчества, у ребенка развивается самостоятельность, инициативность, он способен к выражению индивидуальности.

Для подтверждения гипотезы о том, что использование нетрадиционных методик на уроках ИЗО способствует более эффективному развитию творческого воображения у младших школьников мы провели педагогический эксперимент на базе МБОУ «III Мальжагарская основная общеобразовательная школа им. И.А.Федорова» с. Чкалов Хангаласского района. В эксперименте участвовало 16 школьников из 3-го класса, в возрасте 9-10 лет. Выборка определяется объективными обстоятельствами и ограничивается количеством учащихся в классе. Педагогический эксперимент проводился в течение 2017-2019 учебного года.

Констатирующий этап эксперимента был нацелен на выявление уровня развития творческого воображения у младших школьников с помощью методик «Круги», «Неполные фигуры» (Е.П. Торренс) и «Нарисуй что-нибудь» (Р.С.Немов). При проведении диагностики в экспериментальной и контрольной группах были созданы схожие условия: содержание тестового материала; сложность вопросов; время, отводимое на ответы. В каждой методике присутствовоали свои критерии и шкала оценок, однако в целом мы ориентировались на логичность, способность к саморазвитию, творческий потенциал.

В методике «Круги»: «оценивалось разнообразие создаваемых образов, широта воображения, эмоциональность рисунков. За ограниченное время испытуемому предлагается придумать и нарисовать максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Можно пририсовывать к контурам любые детали и объединять фигуры в один рисунок. Время работы 15 - 20 минут» [3]. Основным показателем оценки уровня воображения и творческого мышления у ребенка служит количество отображенных идей. Если ребенок воспроизвел 9 и более тем, то у него высокий уровень развития творческого воображения, если изображено от 6 до 8 тем, то уровень считается средним, а низкий уровень определяется при 1-5 темах.

Среди участников эксперимента высокий уровень показал только один ребенок из контрольной группы, что составило 12,5% из числа испытуемых в группе. Средний уровень обнаружился у половины учащихся в каждой группе (по 50%). А низкий уровень показали 50% детей из экспериментальной группы и 37,5% учащихся из контрольной группы.

Затем мы провели методику «Нарисуй что - нибудь», мы раздали детям листы бумаги, наборы карандашей и фломастеров и предложили им нарисовать что-нибудь необычное по собственному желанию. На выполнение задания отвели 5 минут. Результаты оценивались по следующим критериям:

• 8-10 баллов - высокий уровень;

• 4-7 баллов - средний уровень;

• 0-3 баллов - низкий уровень.

К сожалению, никто не показал высокий уровень. Средний уровень показали 5 учащихся из экспериментальной группы, что составило 62,5%, и 4 школьника из контрольной группы (50%). Например, Игорь Р. нарисовал свое настроение, хотя изображение сложно назвать чем то совершенно новым, однако ярко проявляется фантазия ребенка в выборе красок и форм, рисунок получился очень эмоциональным, запоминающимся, при этом хорошо проработаны детали картины. Низкий уровень развития творческого воображения оказалось у 37,5% детей из экспериментальной и 50% детей из контрольной групп. Рисунки детей из этой категории отличаются простотой, шаблонностью, детали прорисованы слабо, используется преимущественно 2-3 цвета, нет оттенков цветов.

Целью методики «Неполные фигуры» (Е.Торренса) является изучение особенностей творческого воображения, тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей. Каждый испытуемый получил карточку с элементами геометрических фигур, которые надо дорисовать. По мнению С.А. Павловой: «Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза». Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д. от уровня сформированности операций анализа и синтеза во многом зависит продуктивность деятельности воображения. Одной из характеристик творческого воображения является гибкость использования идей, в результате все детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:

Типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг - колесо машины, самоката, велосипеда, мотоцикла). Рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращались в часы). Такого рода композиции расцениваются как повторяющиеся, из них общего числа при дальнейшем анализе учитывается только одна композиция (как идея).

К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения. Данный критерий при анализе работ позволяет выделить из общего числа созданных композиций те изображения, которые являются оригинальными» [4].

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что высокий уровень оригинальности воображения показал 1 ребенок (12,5%) из экспериментальной группы. У ребенка получилось много предметов, использовала все геометрические фигуры. Средний уровень показали 37,5% в экспериментальной и 50%

контрольной группе. И низкий уровень показали по 50 % детей из каждой группы. Они нарисовали только с помощью одной - двух форм типичные рисунки.

В целом, по методике «Нарисуй что-нибудь» мы сделали выводы о том, что уровень развития воображения в целом соответствует возрасту детей, при этом есть категория учащихся, и которые испытывают затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение. Именно эти дети слабо справились с заданиями.

В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах имеют незначительные различия, в контрольной группе показатели даже чуть выше, при прочих равных условиях уровень развития творческого воображения у детей в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковый.

Итак, подведем итоги диагностики развития воображения младших школьников по трем методикам (см. табл. 1).

Таблица 1

Сводные показатели уровня развития воображения учащихся в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

Уровень / Методика №1 Методика №2 Методика №3 Общий уровень

результаты Экс- Кон- Экс- Кон- Экспер. Кон- Экспер.гр. Кон-

пер. гр. тр. гр. пер.гр. тр. гр. гр. тр. гр тр. гр

Высокий 0% 12,5% 0% 0% 12,5% 0% 4% 4%

Средний 50% 50% 62,5% 50% 37,5% 50% 50% 50%

Низкий 50% 37,5% 37,5% 50% 50% 50% 46% 46%

Таким образом, выявлено, что уровень развития воображения младших школьников экспериментальной и контрольной групп - средний. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили необходимость проведения занятий для развития творческого воображения с использованием нетрадиционных техник. Задания, предлагаемые обучающимся, в рамках разработанных занятий составлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

В рамках формирующего эксперимента мы предложили детям комплекс последовательных и взаимодополняющих занятий с применением нетрадиционных техник рисования по следующим темам:

• Вводный урок-беседа о нетрадиционных техниках рисования;

• «Ленские столбы» - выдувание;

• «Богатство реки Лена» - кляксография;

• «Космическое небо» - набрызги;

• «Разноцветные бабочки» - монотипия;

• «Волшебство ниток» - рисование нитками;

• «Удивительные звери» - тычкование;

• «Новый год» - оттиск печаткой.

Очень важно в работе с ребенком пытаться проникнуть в его состояние, понять настроение, ход его размышлений. Очень помогает в этом разговоры о мечтах ребенка, помочь с рефлексией, спросить: «Все ли задуманное получилось?», «Какие трудности были?», «Что бы ты поменял(а)?» и др. Приобщение к художественному творчеству и искусству является необходимым составляющим в разностороннем развитии личности каждого ребенка. На уроках ИЗО дети знакомятся с красивым и одухотворённым миром живописи, узнают интересные факты из истории создания шедевров и т.д.

После формирующего эксперимента, на контрольном этапе, мы провели повторную диагностику в обеих группах, с помощью тех же методов исследования, которые использовали на констатирующем этапе, чтобы выявить динамику развития воображения у детей посредством нетрадиционных техник рисования.

Проведенное исследование показало, что составленные нами уроки по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования позволили в целом повысить уровень творческого воображения детей. У обучающихся наблюдается расширение горизонтов восприятия искусства в целом, и рисунка в частности, они научились, не стесняясь, придумывать и рисовать образы. Рисунки детей стали более разнообразными, яркими, сочетающими много различных форм и цветов. Кроме того, дети предпринимают попытки самостоятельно продумывать композицию рисунка, использовать различную технику по своему желанию. Мы убедились в том, что занятия с использованием нетрадиционных техник рисования создают личностно - значимый для каждого ребенка мотив деятельности и обеспечивают высокую результативность в развитии творческого воображения.

Итоги экспериментального исследования подтвердили результативность использования нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО для развития творческого воображения учащегося, его творческой самореализации. Для педагогов данный комплекс занятий дает дополнительный арсенал для создания условий для воспитания гармонично развитой личности и реализует принцип своевременного включения ребенка в творческую деятельность. При этом каждый учитель может подобрать свои нетрадиционные техники рисования с учетом возможностей, способностей и возрастных особенностей обучающихся.

Результаты контрольной диагностики представлены в сводной таблице 3, 4, 5.

Таблица 3

Показатели уровня развития воображения учащихся экспериментальной группы на контрольном

этапе

Экспериментальная группа Методика №1 Методика №2 Методика №3 Общий уровень

Высокий 25% (2 уч.) 37,5% (3 уч.) 37,5% (3 уч.) 34%

Средний 50% (4 уч.) 62,5% (5 уч.) 37,5% (3 уч.) 50%

Низкий 25% (2 уч.) 0% (0 уч.) 25% (2 уч.) 16%

Таблица 4

Показатели уровня развития воображения учащихся контрольной группы на контрольном этапе

Контрольная группа Методика №1 Методика №2 Методика №3 Общий уровень

Высокий 12,5% (1 уч.) 0% (0 уч.) 12,5% (1 уч.) 8%

Средний 50% (4 уч.) 62,5% (5 уч.) 37,5% (3 уч.) 50%

Низкий 37,5% (3 уч.) 37,5% (3 уч.) 50% (4 уч.) 42%

Таблица 5

Сводные показатели уровня развития воображения учащихся из экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе

Экспериментальная группа До эксперимента (%) После эксперимента (%)

Высокий 4% 34%

Средний 50% 50%

Низкий 46% 16%

Контрольная группа До эксперимента (%) После эксперимента (%)

Высокий 4% 8%

Средний 50% 50%

Низкий 46% 42%

Из данных таблиц наглядно видно, что положительная динамика присутствует в показателях экспериментальной группы. Из таблицы 5 мы видим, какие изменения произошли «до» и «после» нашего эксперимента. В экспериментальной группе, с которой мы работали, уровень развития воображения повысился. Высокий уровень до эксперимента составлял 4%, после эксперимента повысился до 34%. Средний уровень в этой группе показывал 50%, сейчас этот уровень составляет 50%. И низкий уровень снизился до 16%, до эксперимента этот уровень показывал 46%.

Выводы. Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческого воображения младших школьников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества им удалось воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли. Творческий процесс научил детей исследовать, и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям. Они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что это шаги к достижению цели, а не препятствие. Ведь главным является не готовый продукт - рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. При применении нетрадиционных техник рисования, методов у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Кроме того, следует особое внимание уделять отношению окружающих к результатам художественного творчества ребенка. Дети должны видеть, что их работы видят, ценят, надо проводить демонстрацию рисунков, выставки и т.д.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, что нетрадиционные техники рисования позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, дают им больше раскрыть свои фантазии, проявляет больший интерес к урокам рисования, улучшают моторику пальцев, а это значит, развивается их память, мышление, умение правильно держать ручку, кисть и другие предметы.

Литература:

1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников [Текст]: Л.Н.Азарова // Начальная школа. - 2003. №4. 80-81 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. - Т. 2 -М., 1982 /Воображение и его развитие в детском возрасте: 436-455 с.

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности: учебное пособие / Е.П. Ильин. -[эл.ресурс]. - [https://psy.wikireading.ru/10255]

4. Павлова, С.А. Умственное воспитание младших школьников в процессе внеучебной изобразительной деятельности: автореферат к дисс. На соискание ученой степени канд.пед.наук / С.А. Павлова. - эл.ресурс. - [http://www.dissercat.com]].

5. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учебник / И.П.Подласый. - Москва: Владос, 2008. - 463 с.

6. Психолого-Педагогический словарь: справочное издание / Пидкасистый П.И. - М., 1998. - с. 544.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - режим доступа: http//www.standart.edu.ru

Педагогика

УДК: 37

старший преподаватель, аспирант Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доцент, кандидат искусствоведения Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университете имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация. В статье освещаются актуальные тенденции цифровизации высшего образования. Целью является анализ процесса внедрения цифровизации в процесс подготовки педагогов-музыкантов. Авторы предприняли попытку осмыслить этап, подготавливающий переход образовательного процесса к цифровым технологиям, а также взвесить все «за» и «против», касающиеся их внедрения в данный процесс. Не умаляя рисков, связанных с созданием в творческом образовании цифровой среды, авторы приводят аргументы в пользу её внедрения и отстаивают позицию позитивного отношения к возможностям, открывающимся при новом, цифровом подходе к образованию педагогов-музыкантов.

Ключевые слова: цифровизация в образовании, цифровая среда, норматино-правовая база, возможности, риски, творчество, эфффективность, альтернатива, актуальность.

Annotation. The article highlights the current trends of digitalization of higher education. The aim is to analyze the process of implementation of digitalization in the process of training of teachers-musicians. The authors made an attempt to comprehend the stage preparing the transition of the educational process to digital technologies, as well as to weigh all the pros and cons concerning their implementation in this process. Without diminishing the risks associated with the creation of a digital environment in creative education, the authors argue in favor of its implementation and defend the position of a positive attitude to the opportunities offered by a new, digital approach to the education of teachers and musicians.

Keywords: digitalization in education, digital environment, regulatory framework, opportunities, risks, creativity, efficiency, alternative, relevance.

Введение. В условиях современного этапа развития общества, все увереннее и активнее используется термин «цифровизация», т. е. «переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую». На протяжении последнего десятилетия, в научной литературе в области образования и педагогики, прочно устоялось понятие «информатизация образования». Одной из новейших тенденций развития образования является уже «цифровизация образования».

Изложение основного материала статьи. Информатизация образования подготовила определенную базу с целью перехода на новый уровень развития общества. Тенденция цифровизации образования направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение (повышение квалификации) с помощью электронного обучения [6]. «Вопросы информатизации и цифровизации образования так или иначе связаны с общими вопросами информатизации общества, создания информационно-образовательных сред, совершенствования системы образования на основе информационно-коммуникативных технологий» [8]. В этой связи, возникает необходимость внесения определенных изменений в программы по подготовке творческого кадрового резерва.

Актуальность исследования подкрепляется нормативными документами в области стратегии развития образования.

Реформа цифровизации образования заключается в обеспечении и образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира [1].

Формами, в которых реализуются новейшие цифровые технологии, могут при этом стать разнообразные формы обучения — такие, как медиа-лаборатории, с возможностью проведения, например, он-лайн эксперимента, участники которого (активные и пассивные) могут находиться в разных частях мира, открытые электронные школы-тренажеры, специальные электронные курсы, предпоалагющие он-лайн общение студентов с преподавателем (тютором) и друг с другом. Согласно дорожной карты проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» к середине 2019 года должна быть реализована интеграция платформы онлайн-обучения с информационными системами с целью автоматизированной передачи информации об учебных достижениях, создания единой информационно-образовательной среды для обучающихся при одновременном обучении в нескольких образовательных организациях [7]. Соответственно тенденция цифровизации образования, нацелена на оптимизацию процесса по сбору необходимой информации в интересующей предметной области, на повышение эффективности и результативности научно-педагогической деятельности.

Цифровые технологии, с одной стороны, способствуют дальнейшему повышению объемов и эффективности производства, с другой — позволяют реализовывать индивидуальный подход в различных сферах [6]. Цифровые технологии широко внедряются и используются в различных сферах и областях знаний: инженерия, экономика, медицина, однако область музыкальной педагогики остается не до конца охваченной. Цифровые технологии в современном мире — это не только инструмент, но и среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. [6].

Следует отметить, что цифровые технологии также позволяют оптимизировать процесс документооборота в вузе, что также способствует высвобождению ресурсов и служит более гибкому и мобильному их применению.

Широкое распространение и использование информационных и цифровых устройств открывает новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.