Научная статья на тему 'Живопись пальцами как один из приемов работы мягкими графическими материалами в развитии раннего детского творчества на занятиях в ДХШ'

Живопись пальцами как один из приемов работы мягкими графическими материалами в развитии раннего детского творчества на занятиях в ДХШ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ ПАЛЬЦАМИ / ПЯТНО / СИЛУЭТ / ОБРАЗ / ВООБРАЖЕНИЕ / ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевцова Наталья Валерьевна, Сенько Вячеслав Константинович

В статье уделяется внимание влиянию нетрадиционных техник рисования на детское творчество, раскрываются особенности развития творческого воображения дошкольников и детей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Живопись пальцами как один из приемов работы мягкими графическими материалами в развитии раннего детского творчества на занятиях в ДХШ»

4. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения: 19.02.2017).

ЖИВОПИСЬ ПАЛЬЦАМИ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАБОТЫ МЯГКИМИ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В РАЗВИТИИ РАННЕГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ Шевцова Н.В.1, Сенько В.К.2

'Шевцова Наталья Валерьевна — студент-магистрант;

2Сенько Вячеслав Константинович - профессор, кафедра изобразительного искусства, Академия архитектуры и искусства Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Скитается по белу свету Обездоленная Золушка — чувство, А ведь именно дети — князья чувств, Поэты и мыслители.

Януш Корчак

«Избранные педагогические произведения»

Аннотация: в статье уделяется внимание влиянию нетрадиционных техник рисования на детское творчество, раскрываются особенности развития творческого воображения дошкольников и детей начальных классов.

Ключевые слова: живопись пальцами, пятно, силуэт, образ, воображение, тактильные ощущения.

У детского рисунка как самостоятельного, раннего вида творчества есть своя предыстория. Ее возникновение связано с развитием, пробуждением сознания ребенка, когда из множества загадочных ощущений у него формируются первые неустойчивые образы отдельных предметов. Ребенок постигает свойства вещей, материалов и свои непрочные, хрупкие возможности оперировать ими. Однажды в руках у ребенка оказывается кусочек мела, угля и наступает волшебный миг, когда на стене, асфальте появляются первые рисунки. С этого момента начинается то, что, возможно, в отдаленном будущем, станет постоянным профессиональным занятием. Но в любом случае первые встречи с прекрасным, неизведанным, таинственным, в дальнейшей жизни сослужат определенную роль в постижении и роли эстетических ценностей в любой профессии, окрасят монотонность рутинной работы в яркое, творческое начало. Начинается недолгий по времени, но важный по определению и результату ранний и средний ранний период творчества ребенка.

При наблюдении за дошкольниками, оказалось, что у большей части детей недостаточно развиты кисти рук, слабо развита общая и мелкая моторика рук, что неблагоприятно влияет на развитие речи, так как между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка существует прямая взаимосвязь. В настоящее время нетрадиционные приемы, формы и средства работы с детьми привлекают все больше и больше внимания. Если систематически использовать в работе упражнения для развития мелкой моторики, то развивающий процесс будет протекать более эффективно. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном и младшем школьном возрасте занятия изобразительной деятельностью. В процессе рисования развивается память рук, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Речь идет о развитии творческого воображения и других важных качеств у младших школьников при использовании одного из приемов работы мягкими графическими материалами, а именно - это живопись пальцами. Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, отечественные и зарубежные, отмечают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, и эстетическом развитии личности ребенка. Приведен пример уроков для учащихся начальной школы по созданию различных силуэтов, шаблонов, который поможет учителю развить у своих учеников способность видеть образы и реализовывать творческие идеи. В наше время родители стараются

сделать все возможное для разностороннего развития своих детей. Живопись пальцами относится к развивающим занятиям. На сегодняшний день написано достаточно много исследований о пользе таких занятий, а также их влиянии на развитие личности ребенка. Ускоряются эмоциональное, физическое развитие и мелкая моторика обеих рук, воспитываются волевые, трудовые качества, чувство прекрасного и собственного достоинства, познаются способы передачи красоты окружающего мира. Основное значение пальчиковой живописи, в связи с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка появляется потребность в преобразовании окружающей действительности и способность к созданию нового. Данный вид творчества расслабляет, успокаивает ребенка и не требует специальных навыков или мастерства. Работы выполняются при помощи пальцев рук и ладоней.

С помощью воображения дети познают окружающий мир, оно возникает в ситуациях неопределенности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С. Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно». Живопись пальцами - один из видов ассоциативного рисования, при этом ребенок в цветовом или тоновом пятне учится видеть силуэт, образ, прослеживать и дорисовывать его. Посредством дорисовки пятен улучшается возможность связать форму пятна с образом, развивается художественно-образное мышление в процессе изобразительной деятельности. Характерные особенности живописи пальцем - это непринужденность, простота, экспрессивность и тактильные ощущения. С помощью тактильно-двигательных манипуляций складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве.

Работа мягкими графическими материалами предполагает различные приемы относительно самого материала (уголь, мел, сангина и пр.) изобразительной поверхности и возможности их нанесения. Классические приемы работы, например, рисовальный уголь, наносится при помощи таких выразительных средств как: штрих, пятно, линия. Метод растушевки позволяет выявить наиболее полно красоту материала [5, 114-115]. В профессиональной работе художник нередко использует ластик, в «растирку» - пальцами, таким образом, организуя пятно, силуэт определенного тона и формы. Этот прием принято называть «рисование пальцами», который легко приживается в детском творчестве и не только на начальном этапе. Впервые методика «Рисования пальцем» была описана в 1932 году, а в ХХ веке пальчиковая живопись приобрела особую популярность. Данный вид рисования можно использовать не только для красок, но и для некоторых мягких графических материалов, к ним могут относиться: соус, уголь, сангина, сухая пастель. Эти материалы разные по форме, с их помощью на плоскости можно создавать различные по фактуре пятна, их можно использовать в одной работе, не используя кисточек и карандашей проводить различные по толщине и форме линии и штрихи. Мягкий материал может раскрошиться, сломаться, его можно держать в руке с совершенно разной формой. Тактильные ощущения позволяют ребенку мысленно сравнивать различные поверхности. Огромное разнообразие фактур, получаемых с помощью работы мягкими графическими материалами, предоставляет большие творческие возможности. Одним из художественно-выразительных средств, в технике мягких материалов является пятно. Для младших школьников при работе с мягкими материалами предлагается несколько практических упражнений:

1 Упражнение:

Набор тона в форме неопределенного пятна, в данном упражнении ведется работа соусом, техника работы - плашмя, пальцами и ластиком. Сначала требуется соусом нанести на поверхность пятно неопределенной формы, затем растереть его пальцами, посмотреть на него с разных сторон, и дорисовать ластиком.

2 Упражнение:

Для второго упражнения используется материалы: сангина, уголь. С закрытыми глазами нанести на поверхность пятно любой формы, растереть его пальцами, рассмотреть с разных сторон, увидев образ, дорисовать углем, с помощью линий, так же ведется работа пальцами.

Тактильное восприятие имеет обособленное значение при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где не обойтись без навыков ручного труда. Более того в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений, к таким видам деятельности относится живопись пальцами.

В настоящее время существует научно подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, мышление, внимание, воображение, зрительную и двигательную память.

Детское творчество является наиболее чувственным и эмоциональным, с непредсказуемым порой результатом, всплеском эмоций на эвристическом уровне и безграничным в своих фантазиях образах, нежели, рациональная прагматическая работа, присущая иногда зрелому автору, что, собственно и определяет поэтику детского творчества и периода детства как такового.

90

Список литературы

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная психология», 2007. С. 72-73.

2. Шокурова Н.Ю. Развитие тактильных ощущений у детей // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международная научная конференция, 2015. С. 84-86.

3. ИгнатьевЕ.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения, 1956. С. 254.

4. Выгодский Л. С. Собрание сочинений // Воображение и его развитие в детском возрасте. С. 436-455.

5. ИваницкийМ.Ф. Школа изобразительного искусства. С. 114-115.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖЕЙ

Имомов М.П.

ИмомовМусурмон Пирназарович - начальник отдела, отдел по внедрению в практику образовательных программ и передового опыта, Отраслевой центр по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена раскрытию вопросов и проблем, связанных с формированием профессиональной культуры у учащихся средних специальных профессиональных колледжей. Названы принципы, функции формирования профессиональной культуры у учащихся колледжей и показатели уровней их культурной воспитанности.

Ключевые слова: учащийся, преподаватель, колледж, специальность, культура, образование.

Государство рассматривает улучшение материального положения и повышение социального статуса работников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни является необходимым условием модернизации системы непрерывного образования, особенно среднего специального, профессионального образования. Именно возраст учащихся профессиональных колледжей и академических лицеев является наиболее важным в становлении каждой личности, поэтому формирование профессиональной культуры у учащихся данных образовательных учреждений является актуальным.

Развитие и формирование культуры у учащихся необходимо осуществлять в соответствии со следующими принципами:

1) динамичности - создания эффективной практики передвижения учащихся в образовательном пространстве, включая признание периодов обучения в колледжах;

2) научности - усиления научной составляющей мобильности и привлечения обучающихся к исследовательской деятельности;

3) гуманизации - психолого-педагогического сопровождения процесса формирования профессиональной культуры у учащихся;

4) культуросообразности - обусловленности обучения и воспитания учеников колледжей контекстом культур (мировой, региональной и национальной);

5) изучение учениками дисциплин, содержащих значимую информацию, с использованием современных методов и средств обучения и корректировки учебной программы;

6) функциональности - согласованности управленческих функций на всех этапах организации формирования профессиональной культуры у учащихся.

К функциям формирования профессиональной культуры у учащихся средних специальных профессиональных колледжей относятся:

1. Наднациональные функции:

- развитие интеграционных процессов в среднем специальном профессиональном образовании;

- поддержка и развитие международного рынка подготовки компетентных специалистов различных профилей;

- повышение эффективности трудоустройства выпускников колледжей в условиях глобализации международного рынка труда.

2. Национальные функции: повышение качества образования и конкурентоспособности республики в сфере образовательных услуг.

3. Институциональные функции, выделяемые на уровне конкретных образовательных учреждений: повышение престижности каждого учебного заведения; развитие информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.