Научная статья на тему 'Тьюторское сопровождение студентов вуза в аспекте здоровьесбережения'

Тьюторское сопровождение студентов вуза в аспекте здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ГТО / ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Никита Сергеевич, Моисеева Наталья Николаевна

В статье анализируется роль тьютора в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности обучающегося в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитин Никита Сергеевич, Моисеева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тьюторское сопровождение студентов вуза в аспекте здоровьесбережения»

широкого мировоззрения, системы нравственных, духовных качеств, предопределяющих поведения и поступки человека в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Громека Ю., Давыдов И., Лазеров В., Рубцов В., Слабодчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015года // Народное образование, 1993 г. № 1.

2. Гершунский Б.А. Образовательно-педагогическая прогностика. М.Н. Флинта. Наука, 2003. 768 с.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В АСПЕКТЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Никитин Н.С.1, Моисеева Н.Н.2

'Никитин Никита Сергеевич — магистрант;

2Моисеева Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, доцент,

факультет психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется роль тьютора в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности обучающегося в образовательной организации.

Ключевые слова: тьютор, ГТО, здоровьеориентированная деятельность, тьюторское сопровождение.

УДК 331.225.3

В современной системе образования создаётся новая модель специалиста, которая влечёт за собой формирование методологии содержания профессионального образования, методов, форм и условий обучения, разработку новых стандартов и программ. В связи с этим возникает множество новых направлений и подходов в работе организаторов физкультурно-спортивной деятельности в сфере образования, преподавателей и учителей физической культуры. Как никогда важно, чтобы специалисты в этой области были подготовлены к современным условиям и особенностям образовательной среды. В связи с процессами внедрения непрерывного образования с каждым днём в деятельности образовательной организации возникают новые проблемы, требующие новых знаний и творческого подхода.

Тьютор - это специалист, который помогает определить индивидуальный образовательный маршрут и составить индивидуальную образовательную программу, содействует достижению обучающимся поставленной цели. Тьютор сопровождает и направляет в процессе образования через максимальный учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающегося.

Таким образом, тьюторское сопровождение представляет собой выявление и развитие естественно возникающих реакций, процессов и состояний личности в русле социально одобряемых моделей и практик. Последнее немаловажно, поскольку тьюторское сопровождение является частью процесса обучения и социализации человека, следовательно, должно приводить к усвоению обучающимся социальных ценностей и компетентностей и его вхождению в культуру страны проживания. Тьютор -это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [2].

Среди моделей тьюторского сопровождения в области сохранения, укрепления, обеспечения безопасности здоровья обучающихся и развития физической культуры распространены два типа тьюторского сопровождения: сопровождение индивидуального маршрута развития педагогического работника по данной тематике либо сопровождение индивидуального маршрута развития обучающегося в области формирования у него культуры здорового образа жизни.

Тьютор как педагогический работник сферы образования в области формирования социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением и укреплением здоровья, обеспечением безопасности обучающихся, развитием физической культуры, оказывает содействие в самоактуализации и самореализации, помогает обучающемуся определить особенности личного стиля жизни, ориентированного на здоровье, разработать и реализовать индивидуальную программу развития в области здоровья и физической культуры [1].

В связи с возрождением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса появилось еще одно направление тьюторской практики - «тьютор в области развития физической культуры», «тьютор ВФСК ГТО».

Тьютор в области развития физической культуры и спорта в сфере образования (тьютор ВФСК ГТО) - это сотрудник организации системы образования, осуществляющий организационное, методическое, информационное, экспертно-аналитическое сопровождение процесса выбора и реализации обучающимися здорового образа жизни, формирования физической культуры в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями в условиях внедрения ФГОС и ВФСК ГТО в образовательных организациях.

Так тьютором ВФСК ГТО могут быть представители региональных институтов повышения квалификации, руководящие и педагогические работники образовательной организации, которые осуществляют данный вид деятельности на основании своих должностных обязанностей, трудовых функций, в процессе подготовки и реализации проектов и мероприятий по данной тематике. Говоря о тьюторе ВФСК ГТО, мы предполагаем, что это может быть организатор физкультурно-спортивной деятельности, учитель (преподаватель, инструктор) физической культуры, который, обладая необходимыми компетенциями, полученными в процессе повышения квалификации по программам подготовки тьюторов в области развития физической культуры и спорта, целенаправленно реализует деятельность, описанную в Положение о ВФСК ГТО и направленную на:

1) обеспечение уровня физической подготовленности обучающихся, необходимого для выполнения нормативов ВФСК ГТО;

2) повышение уровня знаний и умений обучающихся в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни;

3) привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом (в организациях обязательного и дополнительного образования, спортивных организациях, самостоятельно);

4) формирование у обучающихся осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

Одним из направлений работы тьютора-организатора (представителя регионального института повышения квалификации, руководящего работника, ответственного по направлению) является организация здоровьеориентированной деятельности и здоровьесберегающей (адаптивно-развивающей) среды организации, необходимой для индивидуализации процесса приобщения обучающихся и воспитанников к культуре здорового и безопасного образа жизни и занятиям физической культурой [4].

В свою очередь под здоровьеориентированной деятельностью образовательной организации мы понимаем деятельность, представляющую собой создание безопасных для здоровья условий обучения, воспитания и развитие потенциала здоровья обучающихся, воспитанников, в том числе через реализацию образовательных программ и мероприятий, направленных на формирование у них культуры здорового и безопасного образа жизни. Термин созвучен с распространенным словосочетанием «здоровьесберегающая деятельность», которое отражает лишь охранительную и тренирующую стратегии и не включает значимую в современных образовательных условиях преобразующую стратегию, направленную на развитие личностного потенциала обучающихся, воспитанников для приобщения их к культуре здорового и безопасного образа жизни [3].

Обобщая, можно сказать, что тьютор в области развития физической культуры осуществляет сопровождение процесса формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности обучающегося в образовательной организации.

Тьютор в области развития физической культуры осуществляет сопровождение процесса формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности обучающегося в образовательной организации.

Список литературы

1. Дегтярева Т.О., Готская А.И. // Подходы, формы, методы и технологии работы тьютора в области здорового образа жизни и физической культуры // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». Москва, 2015. С. 551.

2. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. // Профессия «тьютор». М. Тверь: «СФК-офис», 2012. 246 с.

3. Леван Т.Н., Айзман Р.И., Блинова Н.Г. // Формирование здоровья детей и подростков в условиях непрерывного образования: Коллективная научная монография / Под общ. ред. Т.Н. Леван. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013.

4. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/ (дата обращения: 19.02.2017).

ЖИВОПИСЬ ПАЛЬЦАМИ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ РАБОТЫ МЯГКИМИ ГРАФИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ В РАЗВИТИИ РАННЕГО ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В ДХШ Шевцова Н.В.1, Сенько В.К.2

'Шевцова Наталья Валерьевна — студент-магистрант;

2Сенько Вячеслав Константинович - профессор, кафедра изобразительного искусства, Академия архитектуры и искусства Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

Скитается по белу свету Обездоленная Золушка — чувство, А ведь именно дети — князья чувств, Поэты и мыслители.

Януш Корчак

«Избранные педагогические произведения»

Аннотация: в статье уделяется внимание влиянию нетрадиционных техник рисования на детское творчество, раскрываются особенности развития творческого воображения дошкольников и детей начальных классов.

Ключевые слова: живопись пальцами, пятно, силуэт, образ, воображение, тактильные ощущения.

У детского рисунка как самостоятельного, раннего вида творчества есть своя предыстория. Ее возникновение связано с развитием, пробуждением сознания ребенка, когда из множества загадочных ощущений у него формируются первые неустойчивые образы отдельных предметов. Ребенок постигает свойства вещей, материалов и свои непрочные, хрупкие возможности оперировать ими. Однажды в руках у ребенка оказывается кусочек мела, угля и наступает волшебный миг, когда на стене, асфальте появляются первые рисунки. С этого момента начинается то, что, возможно, в отдаленном будущем, станет постоянным профессиональным занятием. Но в любом случае первые встречи с прекрасным, неизведанным, таинственным, в дальнейшей жизни сослужат определенную роль в постижении и роли эстетических ценностей в любой профессии, окрасят монотонность рутинной работы в яркое, творческое начало. Начинается недолгий по времени, но важный по определению и результату ранний и средний ранний период творчества ребенка.

При наблюдении за дошкольниками, оказалось, что у большей части детей недостаточно развиты кисти рук, слабо развита общая и мелкая моторика рук, что неблагоприятно влияет на развитие речи, так как между развитием тонких движений пальцев рук и речевым, интеллектуальным развитием ребенка существует прямая взаимосвязь. В настоящее время нетрадиционные приемы, формы и средства работы с детьми привлекают все больше и больше внимания. Если систематически использовать в работе упражнения для развития мелкой моторики, то развивающий процесс будет протекать более эффективно. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном и младшем школьном возрасте занятия изобразительной деятельностью. В процессе рисования развивается память рук, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Речь идет о развитии творческого воображения и других важных качеств у младших школьников при использовании одного из приемов работы мягкими графическими материалами, а именно - это живопись пальцами. Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, отечественные и зарубежные, отмечают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, и эстетическом развитии личности ребенка. Приведен пример уроков для учащихся начальной школы по созданию различных силуэтов, шаблонов, который поможет учителю развить у своих учеников способность видеть образы и реализовывать творческие идеи. В наше время родители стараются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.