Научная статья на тему 'Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров'

Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расулов Хикмат Ахмедович, Шарифбаева Халида Ядкаровна

В статье рассматривается роль прогностических исследований в системе развития системы подготовки преподавателей для ССПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Расулов Хикмат Ахмедович, Шарифбаева Халида Ядкаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Расулов Х.А.1, Шарифбаева Х.Я.2

'Расулов Хикмат Ахмедович — кандидат технических наук, доцент, кафедра эксплуатации автомобильного транспорта, 2Шарифбаева Халида Ядкаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается роль прогностических исследований в системе развития системы подготовки преподавателей для ССПО.

Ключевые слова: прогнозирование, профессиональное образование, исследование, содержание образования.

Идея личностного подхода выражает фундаментальную цель непрерывного профессионального образования постоянное и разностороннее развитие личности в процессе обучения. В современных условиях наука, техника, производство и образование развивается как единая система и прогнозы социально - экономического и научно-технического развития страны должны органически сочетаться с прогнозами в области образования. Принципиальным при построении прогноза является анализ ситуации сложившийся в образовании, воздействие на которую может изменить положение в обществе [1]. Прогностические исследования актуальны на всех ступенях образования. Однако наибольшую остроту они приобретают для наиболее мобильной и разветвленной системы профессионального образования - системы подготовки инженеров-педагогов, т.к. она переплетена с развитием профессионально-технического образования, высшего образования, производства. В результате прогнозирования и планирования подготовки специалистов может быть получена опережающая информация о вероятных перспективах развития науки, техники, производства.

Решение задачи прогнозирования инженерно-педагогического образования требует взаимодействия специалистов различного профиля, активного сотрудничества. Важнейшую роль в ориентировании на будущее учебной профессии играет взаимосвязанные, но не перекрывающие друг друга идеи оптимизации и творческого подхода к обучению. Эффективность, научная обоснованность педагогического прогнозирования развития системы подготовки инженерно-педагогических кадров связана с организацией в нем эффективной системы информационного обеспечения, которая призвана отражать сведения, содержащиеся в книгах, статьях, докладах о перспективных различных проблемах и тенденциях социального развития, педагогических явлениях. Выводы прогностических исследований в экономике, социологии, психологии, экологии и т.п., связывать их с данными анализа практики передового, зарубежного педагогического опыта, обеспечивать наличие и взаимосвязь.

Трактовка педагогического прогнозирования как специально организованного научного исследования исключает получение, каких либо прогностических данных без предварительного проведения научных изысканий, полный цикл которых предполагает последовательную реализацию этапов, присущих подлинно научному поиску изучения проблемных ситуаций в теории и практике.

Педагогическое прогнозирование представляет собой исследование перспектив развития основных компонентов педагогической системы, целей, содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности [2].

Главное внимание в дидактике уделяется реализации триединой задачи - обучение, воспитание, развития. И поэтому структура содержания образования не могут ограничиваться только определенным набором знаний, пусть даже актуальных и прогностически необходимых. В него должны входить и другие, не менее важные компоненты - интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой деятельности, что следует подчеркнуть особо, материал способствующий воспитанию эмоционально-ценностного отношения студентов к миру, друг другу, формированию широкого мировоззрения, системы нравственных, духовных качеств, предопределяющих поведения и поступки человека в различных жизненны ситуациях.

В структуру содержания образования должны входить интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой деятельности, что следует подчеркнуть особо, материал способствующий воспитанию эмоционально-ценностного отношения студентов к миру, друг другу, формированию

широкого мировоззрения, системы нравственных, духовных качеств, предопределяющих поведения и поступки человека в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

1. Громека Ю., Давыдов И., Лазеров В., Рубцов В., Слабодчиков В. Концепция прогноза развития образования до 2015года // Народное образование, 1993 г. № 1.

2. Гершунский Б.А. Образовательно-педагогическая прогностика. М.Н. Флинта. Наука, 2003. 768 с.

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В АСПЕКТЕ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ Никитин Н.С.1, Моисеева Н.Н.2

'Никитин Никита Сергеевич — магистрант;

2Моисеева Наталья Николаевна — кандидат психологических наук, доцент,

факультет психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,

г. Уфа

Аннотация: в статье анализируется роль тьютора в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности обучающегося в образовательной организации.

Ключевые слова: тьютор, ГТО, здоровьеориентированная деятельность, тьюторское сопровождение.

УДК 331.225.3

В современной системе образования создаётся новая модель специалиста, которая влечёт за собой формирование методологии содержания профессионального образования, методов, форм и условий обучения, разработку новых стандартов и программ. В связи с этим возникает множество новых направлений и подходов в работе организаторов физкультурно-спортивной деятельности в сфере образования, преподавателей и учителей физической культуры. Как никогда важно, чтобы специалисты в этой области были подготовлены к современным условиям и особенностям образовательной среды. В связи с процессами внедрения непрерывного образования с каждым днём в деятельности образовательной организации возникают новые проблемы, требующие новых знаний и творческого подхода.

Тьютор - это специалист, который помогает определить индивидуальный образовательный маршрут и составить индивидуальную образовательную программу, содействует достижению обучающимся поставленной цели. Тьютор сопровождает и направляет в процессе образования через максимальный учет индивидуальных возможностей и потребностей обучающегося.

Таким образом, тьюторское сопровождение представляет собой выявление и развитие естественно возникающих реакций, процессов и состояний личности в русле социально одобряемых моделей и практик. Последнее немаловажно, поскольку тьюторское сопровождение является частью процесса обучения и социализации человека, следовательно, должно приводить к усвоению обучающимся социальных ценностей и компетентностей и его вхождению в культуру страны проживания. Тьютор -это педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [2].

Среди моделей тьюторского сопровождения в области сохранения, укрепления, обеспечения безопасности здоровья обучающихся и развития физической культуры распространены два типа тьюторского сопровождения: сопровождение индивидуального маршрута развития педагогического работника по данной тематике либо сопровождение индивидуального маршрута развития обучающегося в области формирования у него культуры здорового образа жизни.

Тьютор как педагогический работник сферы образования в области формирования социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением и укреплением здоровья, обеспечением безопасности обучающихся, развитием физической культуры, оказывает содействие в самоактуализации и самореализации, помогает обучающемуся определить особенности личного стиля жизни, ориентированного на здоровье, разработать и реализовать индивидуальную программу развития в области здоровья и физической культуры [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.