студентки экспериментальной группы стали проявлять большую активность к физической деятельности. Так в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой на 31,8% увеличилось количество девушек посещающих различные спортивные секции.
Подводя итоги исследования мотивационной сферы девушек к учебным занятиям по самообороне, необходимо отметить сформировавшееся позитивное отношения девушек экспериментальной группы к учебным занятиям по самообороне. В процессе исследования у них на 72,7% увеличилось количество опрошенных, которым стали нравиться учебные занятия, и не зафиксировано, на данный момент, ни одной девушки, которой бы учебные занятия не нравились. В свою очередь, в контрольной группе на 31,7% увеличилось количество девушек недовольных нынешними учебными занятиями, и зафиксировано, всего лишь, 9,1% - тех, кому нравятся учебные занятия по разделу «Самооборона».
ВЫВОДЫ
Как показывают результаты эксперимента, у девушек экспериментальной группы сформировались внутренние мотивы к выполняемой деятельности, которые предопределяют появление заинтересованности в учебных занятиях, во время которых девушки испытываю моральное удовлетворение от происходящего действия. Резюмируя вышеизложенные факты, можно сделать заключение, что использование комплексов прикладной аэробики в качестве одного из средств подготовки позволило сформировать внутренние мотивы к выполняемой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие. - М. : Изд-во ред.-изд. отдела Рос. тамож. акад., 2001. - 92 с.
2. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов / Н.Н. Сизова, Ю.И. Исмагилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 173-177.
REFERENCES
1. Zuev, S.N. (2001), Physical training (professional-applied physical training), publishing house RIO RCA Moscow.
2. Sizova N.N. and Ismagilova Yu.I. (2014), "Experimental verification of the effective using aerobic exercise complex on self-defense classes with girls from high school", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 173-177.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.011
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Александровна Тиуно-
ва, преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Константин Геннадьевич Иванов, учитель, МБОУ гимназии «Лаборатория Сала-
хова», г. Сургут
Аннотация
В статье представлена модель деятельности тьютора в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном учреждении. Деятельность тьютора в образовательном учреждении направлена на обеспечение организационного и информационного
сопровождения системы внедрения ГТО для всех участников образовательного процесса, а также создание у учащихся положительной мотивации к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Ключевые слова: тьютор ВФСК ГТО, модель деятельности тьютора в образовательном учреждении в условиях реализации комплекса ГТО, результаты выполнения контрольных тестов Комплекса ГТО.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p256-260
DESIGN OF MODEL OF ACTIVITY OF THE TUTOR IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE GTO ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX IN EDUCATIONAL INSTITUTION
Nikolay Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexey Va-lerievich Fursov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tatyana Aleksan-drovna Tiunova, the teacher, Surgut State Pedagogical University, Surgut; Konstantin Gen-nadievich Ivanov, the teacher, Gymnasium "Salakhov's Laboratory", Surgut
Annotation
The model of activity of the tutor in the conditions of realization of the GTO All-Russian sports complex in the educational institutions is presented in the article. Activity of the tutor in the educational institution is aimed at the program and methodical, technological and organizational providing of the system for introduction of GTO with sports and military patriotic orientation for all participants of the educational process, and it also leads to creation of the positive motivation to delivery of the standards of All-Russian sports complex GTO.
Keywords: tutor of All-Russian sports complex (VFSK) GTO, model of activity of the tutor in educational institution in the conditions of realization of the GTO complex, results of implementation of control tests of the GTO Complex.
ВВЕДЕНИЕ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня № 540 утверждено Положение о комплексе ГТО, которым определены принципы, цели, задачи, структура, содержание и организация работы по внедрению и дальнейшей реализации комплекса ГТО [1].
Нормы ГТО ставят перед каждым учащимся определенную цель на протяжении не только всех лет учебы в школе, но и всей жизни. Умелая организация работы по комплексу ГТО позволит значительно повысить уровень физической подготовленности учащихся, добиться определенных результатов на более высоком и качественном уровне.
Деятельность тьютора в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса должна осуществляться на основе интеграции и направлена на подготовку обучающихся и других групп населения к выполнению нормативов Комплекса ГТО, приобретение обучающимися знаний и умений в области физической культуры и спорта, соответствующих требованиям Комплекса ГТО, организацию и проведение тестирования по нормативам Комплекса ГТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В методических рекомендациях «о поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров» [2], связанной с поэтапным внедрением Всероссийского физкультурно -спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в субъектах Российской Федерации отмечается, что в образовательных организациях должны быть назначены тьюторы (учителя физической культуры) выполняющие функции по внедрению Комплекса ГТО в образовательной организации.
Тьютор ВФСК ГТО - это сотрудник организации системы образования, осуществляющий педагогическое или методическое сопровождение процесса выбора и реализации
обучающимися здорового образа жизни, формирования физической культуры в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях [2].
В результате внедрения комплекса ГТО в образовательной организации на тьютора возлагаются функции по планированию, координации и контролю деятельности, а также представление результатов деятельности на педагогических советах, методических семинарах, совещаниях и иных организационных мероприятиях.
На основе анализа результатов проведенных исследований была разработана модель деятельности тьютора, направленная на реализацию задач ВФСК ГТО в образовательных учреждениях (рисунок 1).
Рисунок 1. Модель деятельности тьютора физической культуры, направленная на реализацию задач ВФСК ГТО
в образовательном учреждении
В представленной модели целевыми показателями в образовательном учреждении являются укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие личности школьника, ориентированного на сдачу нормативных требований ГТО, овладение жизненно-важными умениями и навыками.
Содержательный компонент включает 6 ступеней в соответствии, с чем определены нормативы в форме государственных требований к уровню физической подготовки, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека. Требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта предусмотрены пунктом 15 Положения о «Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) и включены в раздел III Положения «Структура и содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса» [1].
Также даны рекомендации к недельному двигательному режиму, которые предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.
Содержательный компонент модели предполагает, что деятельность тьютора должна быть направлена не столько на сдачу тестовых испытаний ВФСК ГТО, а сколько
на процесс подготовки к их выполнению. Определенный в содержательном компоненте двигательный режим для каждой ступени позволяет учащимся достичь необходимого уровня для выполнения тестирующей части. Подготовка должна осуществляться систематически как в урочной, так и внеурочной деятельности по предмету « Физическая культура», а также при обязательном медицинском сопровождении процесса подготовки и допуска к выполнению нормативных требований тестовых испытаний. Данный подход обеспечивает принцип оздоровительной направленности занятий физической культурой и спортом.
Компонентом программно-методического обеспечения процесса в рамках деятельности тьютора по внедрению комплекса ГТО является:
- внесение изменений в рабочие программы по физической культуре с учетом программно-нормативной основы Комплекса ГТО;
- разработка программ внеурочной деятельности спортивной и военно-патриотической направленности всех участников образовательного процесса;
- разработка плана мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательной организации.
Деятельность тьютора по внедрению комплекса ГТО в блоке информационного сопровождения и проведения масштабной информационно-разъяснительной и пиар-компании заключается в создании в сети Интернет на официальном сайте образовательной организации вкладки «ГТО», предполагающей публикацию анонса событий, новостей, результатов соревнований, видеороликов, фото-отчетов. Информирование участников образовательного процесса о реализации проекта в течение учебного года на совете по внедрению комплекса ГТО. Информирование участников образовательного процесса о сроках и местах сдачи нормативов комплекса ГТО в центрах тестирования.
Организационный компонент деятельности тьютора по внедрению комплекса ГТО включает подготовку реестра регистрации участников на сайте, подготовку заявки о прохождении медицинского допуска к сдаче норм ГТО, отслеживание графика прохождения видов испытаний в центрах тестирования. Подготовка описательного отчета о реализации ВФСК ГТО в образовательной организации.
Результативный компонент деятельности учителя физической культуры включает аналитический отчет количестве выполнивших нормативы по обязательным тестовым испытаниям для оценки физической подготовленности по ступеням и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития личности.
Представленная модель деятельности учителя физической культуры, направленная на реализацию задач ВФСК ГТО, реализуется в образовательном учреждении МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», Сургут.
В ходе реализации данной модели с помощью программы ЭВМ «АС ФСК ГТО» (онлайн-сервиса rosinwebc.ru) были подсчитаны результаты тестирования 37 школьников, добровольно принявших участие в центре тестирования г. Сургута по выполнению нормативов 5 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», с целью определения количества учащихся выполнивших требования по присвоению золотого значка ГТО среди поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования, были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1
Полученные данные показали, что среди юношей 6 (35,3%) участников выполнили требования на присвоение золотого значка, нет выполнивших требования на серебряный значок, норматив на бронзовый значок выполнили 3 (5,9%), не выполнивших требования на присвоение значка 10 (58,8%). Среди девушек 3 (13,6%) участницы выполнили требования на присвоение золотого значка, на серебряный значок выполнили требования 3 (13,6%), норматив на бронзовый значок выполнила 2 (9,1%), и не выполнивших требова-
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). ния на присвоение значка 14 (63,6%).
Результаты выполнения государственных требований
Таблица 1
Кол-во участников Ю17/Д 22 Выполнение на соответствующий значок ГТО, кол-во чел /%
Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили нормативы
Ю Д Ю Д Ю Д Ю Д
17/22 6/35,3 3/13,6 0/0,0 3/13,6 1/5,9 2/9,1 10/58,8 14/63,6
Всего 37 9 3 3 24
ВЫВОД: таким образом, предлагаемую модель деятельности тьютора, направленную на реализацию задач Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном учреждении, а также организацию работы по обеспечению информацией участников образовательного процесса о сроках и местах сдачи нормативов комплекса ГТО в центрах тестирования, можно считать эффективной и рекомендовать для внедрения в образовательных учреждениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fizvosp.ru/ (дата обращения: 20.02.2015). - Заглавие с экрана.
2. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), «Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (одобрены протоколом Минспорта России от 23.07.2014 N 1) [Электронный ресурс] // Режим доступа : minsport.gov.ru/polojgto.doc. - Дата обращения 20.02.2016.
3. Мониторинг физической подготовки школьников к выполнению нормативов комплекса «Готов к труду и обороне» с применением автоматизированной системы «АС ФСК ГТО» / Н.И. Синявский, А.В. Фурсов, Иванов К.Г. Игнатов, О. В., Гусева М.А. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 178-181.
REFERENCES
1. All-Russian complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://fizvosp.ru/.).
2. The methodical recommendations on the organization of testing, forming the All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense" (RLD), "Methodical recommendations on the fulfilment of aspects of tests, forming the All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense" (RLD) (approved by the report of Ministry of Sports of 23.07.2014 №1),, available at: minsport.gov.ru/polojgto.doc.
3. Sinyavskiy, N.I., Fursov, A.V., Ignatov, O.V., Ivanov, K.G. and Guseva, M.A. (2015), "Monitoring of schoolchildren's physical proficiency to realize the norms of the complex 'Ready for labor and defense' using automatized system 'AS FSK GTO'", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 178-181.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.04.2016
УДК 796.011:61
ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ЧЕЛОВЕКА В
ОНТОГЕНЕЗЕ
Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы полового диморфизма (ПД) двигательной активности человека. ПД двигательной функции у представителей разного пола человека характеризуется вы-