Научная статья на тему 'Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта'

Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / DESIGN METHOD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / PROFESSIONAL SKILLS / ТЬЮТОР / TUTOR / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Екатерина Юрьевна

Статья посвящена проектной деятельности студентов, как одному из методов образовательных технологий. Данная работа нацелена на развитие мотивации к двигательной активности учащихся 5 7 классов через формирование интереса к предложенным данной аудитории видам спорта. В основу настоящего проекта была положена идея о направленности практической деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Отличительной чертой и ключевым фактором проекта является привлечение к разработке и реализации студентов отделения среднего профессионального образования специальности Физическая культура, имеющих спортивные звания и квалификационные разряды. Выбранный метод проектной технологии взаимодействие «преподаватель-студент-ученик» позволяет осуществить формирование осознанного отношения школьников к двигательной активности как к основной составляющей здорового образа жизни и одновременно реализовать метод проектной деятельности в системе среднего профессионального образования. Проект был реализован и отображен в положительной динамике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR MOTOR ACTIVITY THROUGH THE FORMATION OF INTEREST IN SELECTED SPORTS

The article is devoted to the project activity of students as one of the methods of educational technologies. The purpose of the work is to develop motivation for the motor activity of pupils of grades 5 through 7 through the formation of interest in selected sports. The basis of this project was the idea of the orientation of students' practical activity on the result, which is obtained when solving a practical or theoretically significant problem. A distinctive feature and key factor of the project is the involvement in the development and implementation of students of the department of secondary vocational education specialty Physical culture, having sports ranks and qualification categories. The chosen method of the project technology the interaction of the "teacher-student-schoolboy" allows the formation of a conscious attitude of schoolchildren to motor activity as the main component of a healthy lifestyle and simultaneously implement the method of project activity in the system of secondary vocational education. The project was implemented and displayed in positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Развитие мотивации к двигательной активности через формирование интереса к избранным видам спорта»

педагогические науки

Акимова Екатерина Юрьевна РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ...

УДК 372.879.6

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗБРАННЫМ ВИДАМ СПОРТА

© 2018

Акимова Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры гуманитарных и искусствоведческих дисциплин Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Находке (692900, Россия, Приморский край, Находка, улица Озерная, 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена проектной деятельности студентов, как одному из методов образовательных технологий. Данная работа нацелена на развитие мотивации к двигательной активности учащихся 5 - 7 классов через формирование интереса к предложенным данной аудитории видам спорта. В основу настоящего проекта была положена идея о направленности практической деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Отличительной чертой и ключевым фактором проекта является привлечение к разработке и реализации студентов отделения среднего профессионального образования специальности Физическая культура, имеющих спортивные звания и квалификационные разряды. Выбранный метод проектной технологии - взаимодействие «преподаватель-студент-ученик» позволяет осуществить формирование осознанного отношения школьников к двигательной активности как к основной составляющей здорового образа жизни и одновременно реализовать метод проектной деятельности в системе среднего профессионального образования. Проект был реализован и отображен в положительной динамике.

Ключевые слова: двигательная активность, мотивация, образовательная технология, проектный метод, профессиональные навыки, тьютор, эффективность.

DEVELOPMENT OF MOTIVATION FOR MOTOR ACTIVITY THROUGH THE FORMATION

OF INTEREST IN SELECTED SPORTS

© 2018

Akimova Ekaterina Yurevna, senior lecturer of the department of humanitarian

and artistic disciplines Vladivostok State University of Economics and Service, branch of Nakhodka (692900, Russia, Primorsky Krai, Nakhodka, Ozernaya Street, 2, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to the project activity of students as one of the methods of educational technologies. The purpose of the work is to develop motivation for the motor activity of pupils of grades 5 through 7 through the formation of interest in selected sports. The basis of this project was the idea of the orientation of students' practical activity on the result, which is obtained when solving a practical or theoretically significant problem. A distinctive feature and key factor of the project is the involvement in the development and implementation of students of the department of secondary vocational education specialty Physical culture, having sports ranks and qualification categories. The chosen method of the project technology - the interaction of the «teacher-student-schoolboy» allows the formation of a conscious attitude of schoolchildren to motor activity as the main component of a healthy lifestyle and simultaneously implement the method of project activity in the system of secondary vocational education. The project was implemented and displayed in positive dynamics.

Keywords: motor activity, motivation, educational technology, design method, professional skills, tutor, efficiency.

Физическая активность занимает значительное место в жизни человека. Её особая роль ощущается в наш современный век, отличающийся процессом научно-технической революции, активным внедрением в жизнь телевидения, видеотехники, компьютеров, который проявляется в гиподинамии.

Дефицит движений, характерный для современного общества, несоразмерность энергетических затрат и чрезмерного употребления пищи стали главной причиной возросшего числа заболеваний во всех странах, в том числе и в России.

Успешное развитие общества определяется здоровьем нации. Поэтому правительство Российской Федерации уделяет большое внимание пропаганде здорового образа жизни, развитию интереса и осознанного отношения к физическому здоровью каждого из нас.

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%. Достичь указанных целей предполагается с помощью ряда мер, разработанных на государственном уровне [1]. Ключевой из них является введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне».

Главная цель данной меры - охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе общего образования [2].

Физическое здоровье человека, здоровье как образ

жизни основан на его отношении к двигательной активности. Это отношение формируется с детства. Поэтому целенаправленное развитие мотивации, формирование позитивного психо-эмоционального отношения к физ-культурно-спортивной деятельности у школьников являются важнейшим моментом формирования здорового образа жизни [3].

Целенаправленное воздействие на отношение школьников к двигательной активности, привлечение к физкультурно-спортивной деятельности, развитие осознанного отношения к двигательному режиму может быть организовано в форме одной из базовых образовательных технологий ФГОС, основанной на реализации проектной деятельности.

Проектный метод, как образовательная технология, ориентирован на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности, на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе проектной деятельности учащиеся расширяют знания по изучаемым предметам, формируют навыки исследовательской деятельности, подходы к решению проблем в границах изучаемого предмета [4-8].

Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение определённой базы знаний и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.

В настоящее время реформируемая образовательная среда определяет специалиста, который помогает обучающемуся выстраивать свою индивидуальную образовательную программу.

Таким специалистом становится тьютор.

Akimova Ekaterina Yurevna pedagogical

DEVELOPMENT OF MOTIVATION ... sciences

Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта, т.е. сопровождаемого.

Тьютор создаёт насыщенную множеством предложений образовательную среду, которая потенциально может быть интересна обучаемому, затем он сопровождает движения тьюторанта в этом пространстве предложений, обсуждая и внедряя при этом различные проекты и стратегии [9-14].

Настоящий проект ориентирован на студентов среднего профессионального образования и классифицирован как групповой и долгосрочный.

При разработке тьюторского проекта по развитию мотивации к двигательной активности у учащихся 5 - 7 классов были учтены возрастные психологические особенности объекта воздействия, такие как предпочтение игровой формы деятельности; большее доверие в передаче социального опыта представителям однопоколен-ной среды, нежели старшему поколению. Школьники с большим интересом воспринимают мнение студентов, чем учителей потому, что студент для них, по сути, это их будущая проекция.

С учетом специфики филиала ФГБОУ ВО «ВГУЭС» в г. Находке, который включает в себя все образовательные ступени (общее образование, СПО, ВО), к разработке и реализации данного проекта были привлечены студенты отделения среднего профессионального образования, получающие квалификацию Педагог по физической культуре и спорту, имеющие опыт тренировочного процесса и соревновательной деятельности, спортивные звания и квалификационные разряды по видам спорта: рукопашный бой, тайский бокс, карате, самбо, дзю-до, футбол.

Такой подход, на наш взгляд, обеспечит с одной стороны - эффективное достижение цели проекта и превращение осознанного отношения учащихся 5-7 классов к двигательной активности к двигательной активности как к образу жизни, с другой - станет актуализацией профессионально-ориентированного образования. В этом заключаются уникальные особенности проекта.

Целью данного проекта является развитие мотивации к двигательной активности школьников через формирование интереса к конкретным видам спорта, и организация проектной деятельности в рамках профессионально-ориентированного образования в системе СПО.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Определить состояние объекта воздействия, а именно - отношение учащихся к двигательной физической активности в частности и к спорту в целом.

2. Разработать мероприятия по развитию интереса к физкультурно-спортивной деятельности.

3. Оценить эффективность разработанных мероприятий.

Все мероприятия, направленные на решение и выполнение поставленных задач, отображены в следующей последовательности:

1. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта.

2. Разработка анкет-опросников.

3. Проведение опроса.

4. Обработка данных опроса.

5. Сбор информации, подготовка презентаций по видам спорта.

6. Презентация видов спорта.

7. Мастер-класс от студентов-спортсменов.

8. Подготовка и разработка примерного учебно-тренировочного занятия.

9. Проведение примерного учебно-тренировочного занятия с учащимися 5-7 классов.

10. Проведение контрольного опроса.

11. Обработка данных контрольного опроса.

12. Круглый стол.

13. Оформление проекта.

14. Защита проекта.

Для решения первой задачи совместно со студентами были разработаны анкеты-опросники, содержащие вопросы на определение мотивов школьников к занятиям физической культурой.

В разработке анкет, проведении опроса и обработке данных активное участие принимали студенты. Исходная позиция опроса - мотивация к двигательной активности коррелирует с мотивацией к занятиям по дисциплине физическая культура. Анкета включала 15 вопросов.

На основе обработки данных, полученных в ходе опроса, было выявлено, что доминирующими мотивами двигательной активности и посещения дополнительных занятий физической культурой учащимися является восприятие занятий физкультурой как средства развлечения и общения и как помощь в снижении умственного напряжения. Оценки мотивов были ранжированы следующим образом (в порядке убывания значимости):

- интересная организация занятий;

- потребность в движении;

- совершенствование двигательных умений и навыков;

- совершенствование физических качеств;

- повышение спортивного мастерства.

Таким образом, было выявлено, что наибольшую значимость в занятиях физкультурой имеет форма организации занятий.

Результаты опроса так же показали, что большинство школьников среднего звена имеют малую заинтересованность в физической двигательной активности и расценивают дополнительные занятия физической культурой как средство развлечения и возможность отвлечься от уроков и обыденных домашних дел. Эти мотивы были взяты за основу разработки программы мероприятий по развитию мотивации к двигательной активности учащихся 5 - 7 классов.

Программу мероприятий разработали студенты среднего профессионального образования специальности "Физическая культура" в рамках изучения дисциплины "Физическая культура".

Проектные мероприятия студенты разрабатывали под руководством преподавателя физической культуры. Программа включает поэтапное проведение следующих мероприятий: Презентация видов спорта, Мастер-класс от спортсменов, Примерное учебно-тренировочное занятие.

Реализация программы началась с представления своего вида спорта в форме презентаций и видеороликов.

Задача студентов состояла в отображении истории создания и развития своего вида спорта, знакомстве с выдающимися личностями и представлении интересных фактов, связанных с избранным видом спорта.

При этом интерес школьников должен был быть усилен в результате того, что вид спорта представляли студенты, имеющие определенные достижения в своей специализации.

Так, например, тайский бокс представляла мастер спорта, чемпионка России, рукопашный бой - кандидат в мастера спорта, чемпион Дальнего Востока, а самбо и дзю-до - мастер спорта по самбо, призер международных спортивных игр «Дети Азии». В результате проведения данного мероприятия школьники получили представление о многообразии форм спортивной деятельности, прикоснулись к романтическому духу спорта.

Далее вниманию учеников был предложен мастер-класс, содержащий демонстрационный характер. Студенты - участники проекта непосредственно с показательными номерами выступили перед той же аудиторией, демонстрируя мастерство, профессионализм в области своего вида спорта, освоенные умения и закрепленные навыки.

Перед студентами была выдвинута задача за счет Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Акимова Екатерина Юрьевна РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ...

зрелищности, показательности привлечь и усилить внимание школьников к избранным видам спорта.

В ходе мастер-класса студенты спортсмены рассказали о своих достижениях, о пути становления себя как спортсмена, ответили на ряд вопросов со стороны учеников.

Следующей задачей для студентов стала разработка и проведение примерного учебно-тренировочного занятия, где они стремились обучить школьников элементарным приемам, стойкам и финтам, простейшим элементам, служащим основой в отдельных видах спорта.

Подготовка к этому этапу требовала особую тщательность, теоретическую подготовленность и продуманность.

Участие школьников в данном мероприятии позволило студентам проявить свои формирующиеся педагогические компетенции, а школьники, в свою очередь, имели возможность прочувствовать на себе тот примерный объем и поток практической информации, который получает спортсмен от тренера.

По завершении данных мероприятий, учащимся 5 - 7 классов было предложено вновь принять участие в анкете-опроснике. Учащиеся тестировались по той же анкете-опроснику, что и в начале разработки проекта. На данном этапе работы представляла интерес оценка динамики ответов респондентов. Анализ полученных результатов позволяет говорить о положительных изменениях отношения школьников к двигательной активности в частности и физкультурно-спортивной деятельности в целом.

Результаты мероприятий, направленных на формирование заинтересованности в осознанном отношении к двигательной активности и физкультурно-спортивной деятельности в условиях внедрения ВФСК «Готов к труду и обороне» были обсуждены за Круглым столом. Из 48 учащихся, показавших индифферентное отношение к двигательной активности на начале проекта, 9 записались в спортивные секции, 4 хотят провести летние каникулы в спортивно-оздоровительном лагере, многие из остальных показали возросший интерес к предстоящим физкультурным мероприятиям в нашем учебном заведении и Находкинском городском округе, что является положительным результатом реализации проекта. Положительно и то, что 16 учеников, занимающихся спортом, готовы подать заявки в ближайшее время к сдаче норм ГТО.

Для студентов среднего профессионального образования данный проект явился практическим развитием и применением профессиональных навыков. Педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем: во-первых, это воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям; во-вторых, проекты - это опыт разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки, в том числе и опыт работы с информацией, и умение планировать и распределять работу во времени, навыки сотрудничества и самопрезентации; а также, проекты - это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию. В рамках вну-тривузовского мероприятия «Проектная деятельность как вид самостоятельной творческой работы учащихся» состоялась защита данного проекта.

Успешная реализация данного тьюторского проекта основывается на эффективном взаимодействии «преподаватель-студент-ученик», на высоком уровне спортивной и теоретической подготовки студентов среднего профессионального образования по специальности Физическая культура, на доступности библиотечных ресурсов. Возможности реализации проекта так же связаны с оснащенностью учебного заведения компьютерной техникой, с тесным взаимодействием участников обра-

зовательных ступеней в вузе.

В основу проекта была положена идея о направленности практической деятельности студентов на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат был увиден, осмыслен и применен в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт практической профессиональной деятельности - стал бесценным достоянием студентов, соединяя в себе формирующиеся знания и умения, компетенции и ценности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на 2013 - 2020 годы.

2. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» // Российская газета. 26.03.2014. № 68.

3. Козлов Д.В. Интегративные формы повышения двигательной активности студентов в процессе физического воспитания в вузе / Д.В. Козлов, В.В. Пономарев // Вестник КГУ. Гуманитарные науки. 2013. № 6/2. С. 154-159.

4. Малыгин С.Ю. Проектная деятельность как инструмент профессионального самоопределения детей и подростков // Методист. 2014. № 5.

5. Тигров В.В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. 2013. №10.

6. Васенина Н.Л. Методическая готовность учителя как условие успешности проектной деятельности учащихся на уроках технологии в условиях обновления образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 36-40.

7. Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П., Лисовская А.И. Теоретико-методологические основы организации проектной деятельности учащихся в учреждениях детского и юношеского творчества // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 198-203.

8. Якунчева М.Г. Реализация технологии организации проектной деятельности на уроках истории (на примере курса «История и культура мордовского края») // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 144-147.

9. Дугина Е.О. Проектно-исследовательская деятельность учащихся в условиях внедрения ФГОС ООО // Образование в современной школе. 2013. № 6.

10. Перевозчикова Н.Г., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

11. Павлова И. Особая папка: проект / Практический журнал для учителя. 2014. № 5.

12. Дружинина Л.А., Лапшина Л.М., Рязанова Е.В., Цилицкий В.С. Тьюторская деятельность как ресурс формирования графомоторного навыка детей с ОВЗ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 227-230.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Сиденко Е.А. Разработка педагогического проекта // Народное образование. 2012. № 5.

14. Текучева Е.Н. Опыт использования исследовательской и проектной деятельности в обеспечении нового качества образования / Методист. 2014. № 2.

Статья поступила в редакцию 19.01.2018

Статья принята к публикации 26.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.