Профессиональный опыт и стратегия поведения студента в педагогической среде выступает основой для разработки симулятора и рассматривается нами как необходимое условие разработки проектных решений на основе средоориен-
тированного подхода. Применение симулятора «Управляй классом» ориентировано на включение студента в обучающие интеракции с содержимым среды и формирование конструктивного опыта.
Библиографический список
1. Клименко С.И. «11 сентября» VR -технологии ворвались в нашу жизнь. Available at: http://zoom.cnews.ru/md/article/item/stanislav_ klimenko_11_sentyabrya_vrtehnologii_vorvalis_v_nashu_zhizn/6
2. Чагин Д.П. Использование электронных средств обучения с возможностями 3D-моделирования в курсе основ безопасности жизнедеятельности. ЧиО. 2010; 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-sredstv-obucheniya-s-vozmozhnostyami-3d-modelirovaniya-v-kurse-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
3. Иващенко А.В., Горбаченко Н.А. Сценарная онтология учебного симулятора. Известия Самарского научного центра РАН. 2016; № 4-4. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/stsenarnaya-ontologiya-uchebnogo-simulyatora
4. Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Баяковский Ю.М., Черноризов А.М., Войскунский А.Е. Технологии виртуальной реальности: методологические аспекты, достижения и перспективы. Национальный психологический журнал. 2010; 1: 54 - 62. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnoy-realnosti-metodologicheskie-aspekty-dostizheniya-i-perspektivy-1
5. Бабенко В.С. Размышления о виртуальной реальности. Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. Прилож. 3 к вестнику «Аномалия». Москва: ИТАР ТАСС; Ассоциация «Экология Непознанного», 1996.
6. Сергеев С.Ф. Виртуальные тренажеры: Проблемы теории и методологии проектирования. Биотехносфера. 2010; 2: 5 - 20.
7. Монахов В.М., Щербаков Ю.И., Монахов Н.В., Никулина Е.В., Скамницкая Г.П., Саранов А.М. Управление образовательными системами: учебное пособие. Москва, 2003.
8. Никитина Е. А. Конвергентные технологии и трансформация структуры познания. Образовательные ресурсы и технологии. 2014; 5 (8): 10 - 17. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/konvergentnye-tehnologii-i-transformatsiya-struktury-poznaniya
References
1. Klimenko S.I. «11 sentyabrya» VR -tehnologii vorvalis' v nashu zhizn'. Available at: http://zoom.cnews.ru/rnd/article/item/stanislav_ klimenko_11_sentyabrya_vrtehnologii_vorvalis_v_nashu_zhizn/6
2. Chagin D.P. Ispol'zovanie 'elektronnyh sredstv obucheniya s vozmozhnostyami 3D-modelirovaniya v kurse osnov bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti. ChiO. 2010; 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-sredstv-obucheniya-s-vozmozhnostyami-3d-modelirovaniya-v-kurse-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti
3. Ivaschenko A.V., Gorbachenko N.A. Scenarnaya ontologiya uchebnogo simulyatora. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2016; № 4-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenarnaya-ontologiya-uchebnogo-simulyatora
4. Zinchenko Yu.P., Men'shikova G.Ya., Bayakovskij Yu.M., Chernorizov A.M., Vojskunskij A.E. Tehnologii virtual'noj real'nosti: metodologicheskie aspekty, dostizheniya i perspektivy. Nacional'nyj psihologicheskij zhurnal. 2010; 1: 54 - 62. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ tehnologii-virtualnoy-realnosti-metodologicheskie-aspekty-dostizheniya-i-perspektivy-1
5. Babenko V.S. Razmyshleniya o virtual'noj real'nosti. Tehnologii virtual'noj real'nosti. Sostoyanie i tendencii razvitiya. Prilozh. 3 k vestniku «Anomaliya». Moskva: ITAR TASS; Associaciya «'Ekologiya Nepoznannogo», 1996.
6. Sergeev S.F. Virtual'nye trenazhery: Problemy teorii i metodologii proektirovaniya. Biotehnosfera. 2010; 2: 5 - 20.
7. Monahov V.M., Scherbakov Yu.I., Monahov N.V., Nikulina E.V., Skamnickaya G.P., Saranov A.M. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: uchebnoe posobie. Moskva, 2003.
8. Nikitina E. A. Konvergentnye tehnologii i transformaciya struktury poznaniya. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii. 2014; 5 (8): 10 - 17. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konvergentnye-tehnologii-i-transformatsiya-struktury-poznaniya
Статья поступила в редакцию 22.05.18
УДК 37.01:007
Bazhina P.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Far Eastern Federal University, School of Education (Ussuriysk, Russia),
E-mail: [email protected]
Kuprienko A.A., MA student, Far Eastern Federal University, School of Education (Ussuriysk, Russia),
E-mail: [email protected]
THE EXPERIENCE OF APPLYING THE TECHNOLOGY OF AUGMENTED REALITY IN EDUCATION. The ways of development of education are largely related to scientific and technological progress. The article is dedicated to an actual problem of application of the augmented reality technology in education, the definition of this technology is given, the experience of using technology as a means for implementing projects and development activities and applying the technology of augmented reality for the creation of educational applications is given. The article summarizes the practical experience of applying an experimental interactive art project with elements of augmented reality "Animals of the Red Book of the Far East". The structure and operation principle of the application with elements of augmented reality is described. The article presents the results of an analysis of the survey among users of "Animals of the Red Book of the Far East".
Key words: education, technology, augmented reality, marker.
П.С. Бажина, канд. пед. наук, ФГАУО ВО «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики,
г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
А.А. Куприенко, магистрант Школы педагогики ДВФУ г. Уссурийск, E-mail: [email protected]
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ
Пути развития образования во многом связаны с научно-техническим прогрессом. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме применения технологии дополненной реальности в образовании, дано определение данной технологии, приведен опыт использования технологии как средства для реализации проектно-конструкторской деятельности и применения технологии дополненной реальности для создания образовательных приложений. В статье обобщается практический опыт применения экспериментального интерактивного арт-проекта с элементами дополненной реальности «Животные красной книги Дальнего Востока». Описана структура и принцип работы приложения с элементами дополненной реальности. В статье представлены результаты анализа проведенного опроса среди пользователей приложения «Животные красной книги Дальнего Востока».
Ключевые слова: образование, технология, дополненная реальность, маркер.
Использование современных технологий при организации проектно-конструкторской деятельности позволяет не просто изучить актуальные компьютерные технологии, но и организовать учебный процесс таким образом, чтобы изучение новых технологий проходило одновременно с их интеграцией в личную информационно-коммуникационную среду педагога [1]. В противном случае новая технология не позволит качественно изменить образовательную среду [2].
Студенческое проектное бюро «Центр интерактивного обучения» создано для организации условий по реализации уникальных коллективных проектов, новых образовательных решений студентами Школы педагогики ДВФУ. Использование проектно-технологического подхода в системе обучения ориентировано на широкое использование информационных системы и ресурсов, современных технологий и средств обучения [3].
Технологии смешанной реальности применяются студен-тами.как средство реализации проектно-конструкторскойдея-тельности. В частности, при разработке образовательных приложений применялись технологии дополненной реальности, созооляющихоаксимальооевякаеь коврсменные ттхнелогии с реальным миром, окружающим обучающегося.
Суще ствуетмесколикеотредеренийдоп олнесник ре ал ьно-сти. Исследователь смешанной реальности Рональд Т. Азума в 1997 году опубликовал исследование посвященное способам ивпользовкния довооеенноКреолькосты в оедилиниороозвкд-стве, науке, промышленности и развлечениях. Он определил дополненную реальность как систему позволяющую совмещать сиртдальное иреслысоспри нзаимодействиы с поскзсвиселемв реальном времени и трехмерном пространстве [4].
Диполнсннря ряромавтоиов
как особая коммуникативная среда позволяющая получать дополнительную информацию или действия за счет размещения среадьной среде выходив к вирууальным втзмсжнустям[Ы]. Дополненная реальность может включаться в состав новых ме-диаканалов коммуникации, которые в настоящее время еще не солсчили шгрокого рткпрос-приврими].
Технологии дополненной реальности развиваются настолько стремительно, что исследования в области образования и пе-
предскаилятьметодические работы, освещающие вопросы применения технологии дополненной реальности при обучении школьников. В целом можно говорить о том, что сегодня технологии дополненной реальности в образовании находятся на этапе своего становления, и, учитывая перспективы их развития, возникает необходимость ставить образовательные эксперименты с дополненной реальностью в отечественных школах и ВУЗах [7].
Следуетотметить,что однойиз основных задачей использования дополненной реальности является дополнение реального мира, раьдиряявоспринимаемую чеводеьомдьйстввтельность. На изображение реальной среды с помощью специально разра-ботанньгипрдграммноготбеспиченья,снособ ногдпьяобдазв-вать плоский рисунок и дополнить его цифровой информацией в режиме реального вpeмeни.Mвнэтомтexн оннги идоовл нен-ной реальности позволяют считывать и распознавать не только специаоиным ьйразом сьздьоныевзьОрижения.ноьвеальные объекты окружающей среды. Интерфейс реализуемый на мобильных теляфьоах иеиьлав шиьах, пведтдтахлоют вогеожо ность использования данной технологии в любое время и любом месте. [8]
Студентами магистратуры направления ООП 44.04.01 «Пе-дагогкчсское ябоазевовит» ни^зес^е бюро «Центр интерактивного обучения» Школы педагогики ДВФУ бити [^тдМ^^^н экcпeыимонталенрlсйнкeоaктисноlй арт-триекр с элементами дополненной реальности «Животные красной книги Дальнего Востока», позволяющий соединить в себе особенно-сеодбичекиы идоКриникельнему иcкyеcткyитeынoрoгии,тoпoр-ненной реальности. Проект разрабатывался с целью выявления условий применения приложений с элементами дополненной рналинссди вусыовиях оСрааосательногопоопкссэ.
Арт-проект с элементами дополненной реальности «Животные красной книги Дальнего Востока» состоит из двух частей: демснтфацииннаячссрь и втсверкмасс потисовтнию. страционная часть позволяет отследить процесс рисования ав-торсдитнисунмв живодных ктсимогя а дн ^(^н^^.Сэу
часть вошли десять двухмерных моделей животных занесенных в дрсснсюкногиПки
здсвсим мсдккрсм, котоиый являеткя (^оигкн^г^ом^^кражевия. С помощью управляющих кнопок пользователь может выбрать ипоeднлернсlйктоппкoтюcoткснкoрpaжeмитнли одобрсзттьинк фopдaснюыДизoбиaжннмoмщквoтним (е^^с^.и.
Р ис. 1. Демонстрация работы приложения «Животные Красной книги Дальнего востока»
Возрастные группы,%
Рис. 2. Количество человек в возрастных группах принявших участие в опросе
Рис. 3. Наиболееэффективныесферыпримененияобразовательныхприложенийс использованиемтехнологии
дополненной реальности в образовании
Мастер класс по рисованию, позволяет обучать рисованию животных самостоятельно. В него вошли два рисунка-модели. При наведении наспециальный маркер выводятся всеэтапы прорисовки модели, существует возможность рисовать на бумаге по необходимым линиям рисунка-модели выводимым приложением, цямоотонееннновосфьизвндиаьатап набумтге рцнерлть получившийся результат с рисунком-моделью.
Польатваньсяравробоьтнным примосемием счаньлагвт. Для того, чтобы дополненная реальность начала работать не нужно какин-мссплцифичеаких устроротв: треруимсо камера о дисплей обычных мобильных устройств, например, телефона или планшота.прсгмтммное обесречьнне гфилмжеоияоЖивот-ные красной книги Дальнего Востока» и маркер дополненной реальности, в качестве которого выступают авторские рисунки животцых Пpиммнcмoгл крея.Пpвl"pрммаoе обеаплоенне распеленает этот маркер, и на экране вместо него отображается необходимая инМмсмация, гртфлчеокисо бцектили аниманиЯт
В рамках дня открытых дверей Школы педагогики и втором регионалмном фестиваре инновнципрныт площамяк «Инфотна-ционные образовательные практики - 2017» Школы педагогики ДВФУ биlлoррoвьммыoиcрлeдoяaнилм аавью изя^^з^иоври^с^са актуальности использования технологии дополненной реальности для создания образовательных приложений. В просе приняло учанмие 47 молооек (рая. 2).
Из 47 человек 66% не были знакомы с приложениями, ре-ализоеaнвыlммоаeмcтлaмильпoлны^нoЫpнрлы^ocтм,M40M были
Библиографический список
знакомы с приложениями дополненной реальности, но они носили развлекательный характер.
Целесообразность использования технологии дополненной реальности в образовательной сфере поддержали 100% опрашиваемых.
В результате проведенного исследования, было выявлено, что технологии дополненной реальности перспективны для применения в образовательной сфере и вызывают интерес в современном обществе. При этом, сферы применения образовательных приложений в которых, по мнению опрашиваемых, они были бы наиболее эффективны разделились (рис. 3.)
Исследование показало, что реализация образовательных проектов с элементами дополненной реальности: может одновременно осуществляться с неограниченным числом пользователей; не требует специального оборудования; специальных навыков и компетенций со стороны обучающегося и позволяет применять приложения самостоятельно. Вызванный у обучающихся интерес к арт-проекту с элементами дополненной реальности «Животные красной книги Дальнего Востока» позволяет отметить готовность детей к использованию технологий дополненной реальности в обучении. При этом приложения дополненной реальности способствуют обогащению образовательного процесса и позволяют информативно наполнять его и вовлекать в него учащихся. Однако следует учитывать, применение технологий дополненной реальности в образовательной сфере требу-етболее детальногоизучения.
1. Шапиро К.В. Личная информационно-коммуникационная среда (ЛИКС) педагога. Школа управления образовательным учреждением. Санкт-Петербург:ООО«Издательство Форум Медиа», 2015; № 5 (45): 12 - 13.
2. Корниенко Т.В., Потапов А.А. Использование элементов технологии «дополненной реальности» в урочной и внеурочной деятельности. Академия профессионального образования. 2017; № 4 (70): 20 - 25.
3. Жигалова О.П. Проектно-технологический подход обучения как основа подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в информационном обществе. Интернет-журнал «Мир науки» 2017; Том 5, № 6. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/55PDMN617.pdf
4. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality. Teleoperators and Virtual Environments. 1997; 6: 355 - 385.
5. Глазкова С.А. Технология дополненной реальности в новых медиа. Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные иэтическиепроблемы.2013: 117-122.
6. Вайнер В.Л., Гладких Н.Ю. Коммуникационные лакуны развития новых медиа в России. Бизнес. Общество. Власть. 2010; 5: 18 - 24.
7. Зильберман Н.Н., Сербин В.А. Возможности использования приложений дополненной реальности в образовании. Открытое и дистанционное образование. 2014; 4 (56): 28 - 33.
8. Куприенко А.А., Бажина П.С. Дополненная реальность в образовании. Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования: Региональная научно-практическая конференция, Уссурийск, 30 марта - 1 апреля 2017 г. Дальневосточный федеральный университет, Школа педагогики; Отв. редакторы: Т.Н. Горностаева, О.П. Жигалова, П.С. Бажина, Т.Г. Сепик. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2017. Available at: http://uss.dvfu.ru/struct/conference/2017/
References
1. Shapiro K.V. Lichnaya informacionno-kommunikacionnaya sreda (LIKS) pedagoga. Shkola upravleniya obrazovatel'nym uchrezhdeniem. Sankt-Peterburg: OOO «Izdatel'stvo Forum Media», 2015; № 5 (45): 12 - 13.
2. Kornienko T.V., Potapov A.A. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii "dopolnennoj real'nosti" v urochnoj i vneurochnoj deyatel'nosti. Akademiya professional'nogo obrazovaniya. 2017; № 4 (70): 20 - 25.
3. Zhigalova O.P. Proektno-tehnologicheskij podhod obucheniya kak osnova podgotovki uchitelya k realizacii professional'noj deyatel'nosti v informacionnom obschestve. Internet-zhurnal «Mir nauki» 2017; Tom 5, № 6. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN617.pdf
4. Azuma R.T. A Survey of Augmented Reality. Teleoperators and Virtual Environments. 1997; 6: 355 - 385.
5. Glazkova S.A. Tehnologiya dopolnennoj real'nosti v novyh media. Razvitie russkoyazychnogo mediaprostranstva: kommunikacionnye i 'eticheskie problemy. 2013: 117 - 122.
6. Vajner V.L., Gladkih N.Yu. Kommunikacionnye lakuny razvitiya novyh media v Rossii. Biznes. Obschestvo. Vlast'. 2010; 5: 18 - 24.
7. Zil'berman N.N., Serbin V.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya prilozhenij dopolnennoj real'nosti v obrazovanii. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2014; 4 (56): 28 - 33.
8. Kuprienko A.A., Bazhina P.S. Dopolnennaya real'nost' v obrazovanii. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sovremennoj sisteme obrazovaniya: Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya, Ussurijsk, 30 marta - 1 aprelya 2017 g. Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, Shkola pedagogiki; Otv. redaktory: T.N. Gornostaeva, O.P. Zhigalova, P.S. Bazhina, T.G. Sepik. Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2017. Available at: http://uss.dvfu.ru/struct/conference/2017/
Статья поступила в редакцию 25.05.18
УДК 373.2
Beletova J.B., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University; Head of Zhuravlik
Kindergarten (Khalimbekaul Village, Buinakskiy District, Republic of Dagestan, Russia), E-mail: [email protected]
PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AS A MEANS TO OPTIMIZE THE MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN.
The article shows that physical culture and sports activities are the basis for the development of pre-school children's interest in sports. A survey of parents of preschool children is presented, which notes that children at home have a lack of movement. This disadvantage can be compensated in the framework of preschool institutions, by various means, including sports and sports holidays. The author defines pedagogical principles that should be taken into account, when organizing and holding a sports festival in a pre-school educational institution. The work presents pedagogical tasks that are solved in the process of participation of children at sports festivals.
Key words: physical education, sport, preschool child, motor activity, sporting events.
Д.Б. Белетова, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, заведующий
МКДОУ «Детский сад «Журавлик»», с. Халимбекаул, Буйнакский район, Республика Дагестан,
E-mail: [email protected]
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье показано, что физкультурно-спортивные мероприятия являются основой для развития у дошкольников интереса к занятию спортом. Представлен опрос родителей дошкольников, в котором отмечается, что дети в домашних условиях испытывают недостаток в движении. Этот недостаток можно компенсировать в рамках дошкольных учреждений, различными средствами, в том числе и физкультурно-спортивными праздниками. Автор определяет педагогические принципы, которые следует учитывать при организации и проведения физкультурно-спортивного праздника в дошкольном образовательном учреждении. Представлены педагогические задачи, которые решаются в процессе участия детей в физкультурно-спортивных праздниках.
Ключевые слова: физкультура, спорт, дошкольник, двигательная активность, спортивные мероприятия.
Не вызывает сомнений тот факт, что физическая культура и спорт являются компонентами общей культуры общества и проявляются в социальной деятельности. Физическая культура и спорт являются одними из основных средств воспитания детей и подростков. Системные занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному и всестороннему развитию личности, формированию (особенно в детском возрасте) волевых качеств, моральных устоев, развитию умственной деятельности и эстетического вкуса [1].
Важность занятиями физической культурой и спортом в детском возрасте отмечали профессор Е.А. Спиридонов (Москва), профессор Н.Ю. Мельникова (Санкт-Петербург), профессор В.Н. Курысь (Ставрополь), профессор К.Д. Чермит (Майкоп) и др.
Образ жизни детей дошкольного возраста, который они ведут, предопределяет возможность сохранения их здоровья. Зачастую, родители дошкольников ведут пассивный образ жизни, редко проявляют активность в организации совместной со своими детьми двигательной активности.
Под влиянием примера взрослых, дети, при нахождении дома, так же, как и родители, проводят время за компьютером, планшетом, телефоном или телевизором [2; 3; 4]. Они не проявляют интерес к физкультурно-спортивной активности и самостоятельности. Данный факт подтверждается результатами опроса родителей старших дошкольников, который проводился в детском саду «Журавлик» с. Халимбекаул Буйнакского района Республики Дагестан. В опросе приняли участие 41 родитель, дети которых посещают старшую и подготовительную группы детского сада.
82% родителей указали, что дети, находясь дома, предпочитают играть в компьютерные игры и практически не проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом. Спортивный инвентарь (мячи, гантели и т. п.) и «спортивные уголки» имеют дома только 25% семей. 8% родителей посещают спортивные занятия или занимаются физкультурой самостоятельно. Показа-
тели развития, в том числе и физического, знают 45% родителей. Практически все родители (92%) отметили, что нуждаются в консультации по организации физкультурно-спортивной активности своего ребёнка как дома, так и на прогулке. Все участники опроса указали, что надеются на помощь детского сада в этой работе.
Для оптимизации процесса физкультурно-спортивной активности дошкольников, необходимо определить систему мероприятий детского сада, которые будут способствовать достижению двигательной активности детей, способствовать развитию интереса к занятиям спортом. В системе работы детского сада по развитию физкультурно-спортивной активности дошкольников особое место занимают физкультурно-спортивные праздники. Интеграция физкультурно-спортивных праздников с другими видами работы по физическому развитию дошкольников способствует формированию потребности в двигательной активности детей дошкольного возраста [5].
Система работы детского сада по оптимизации двигательной активности дошкольников включает следующие компоненты:
- занятия физической культурой по оздоровительному типу;
- занятия конкретным видом спорта (плавание, футбол, бег и т. п.);
- самостоятельная физкультурно-спортивная активность;
- физкультурно-спортивные мероприятия (соревнование, день здоровья, эстафета);
- физкультурно-спортивные занятия в учреждениях дополнительного образования (спортивные школы, секции и т. д.).
Участие детей в физкультурно-спортивных мероприятиях способствует развитию не только двигательной активности, но и способствует реализации потребности детей в общении, что обеспечивает, в дальнейшем, полноценное развитие ребенка.
При организации физкультурно-спортивных мероприятий следует учитывать физические возможности детей, уровень их