Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста'

Физкультурно-спортивные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТ / SPORT / ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / MOTOR ACTIVITY / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SPORTING EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белетова Д.Б.

В статье показано, что физкультурно-спортивные мероприятия являются основой для развития у дошкольников интереса к занятию спортом. Представлен опрос родителей дошкольников, в котором отмечается, что дети в домашних условиях испытывают недостаток в движении. Этот недостаток можно компенсировать в рамках дошкольных учреждений, различными средствами, в том числе и физкультурно-спортивными праздниками. Автор определяет педагогические принципы, которые следует учитывать при организации и проведения физкультурно-спортивного праздника в дошкольном образовательном учреждении. Представлены педагогические задачи, которые решаются в процессе участия детей в физкультурно-спортивных праздниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белетова Д.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AS A MEANS TO OPTIMIZE THE MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN

The article shows that physical culture and sports activities are the basis for the development of pre-school children's interest in sports. A survey of parents of preschool children is presented, which notes that children at home have a lack of movement. This disadvantage can be compensated in the framework of preschool institutions, by various means, including sports and sports holidays. The author defines pedagogical principles that should be taken into account, when organizing and holding a sports festival in a pre-school educational institution. The work presents pedagogical tasks that are solved in the process of participation of children at sports festivals.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивные мероприятия как средство оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста»

6. Vajner V.L., Gladkih N.Yu. Kommunikacionnye lakuny razvitiya novyh media v Rossii. Biznes. Obschestvo. Vlast'. 2010; 5: 18 - 24.

7. Zil'berman N.N., Serbin V.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya prilozhenij dopolnennoj real'nosti v obrazovanii. Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie. 2014; 4 (56): 28 - 33.

8. Kuprienko A.A., Bazhina P.S. Dopolnennaya real'nost' v obrazovanii. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v sovremennoj sisteme obrazovaniya: Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya, Ussurijsk, 30 marta - 1 aprelya 2017 g. Dal'nevostochnyj federal'nyj universitet, Shkola pedagogiki; Otv. redaktory: T.N. Gornostaeva, O.P. Zhigalova, P.S. Bazhina, T.G. Sepik. Vladivostok: Dal'nevost. federal. un-t, 2017. Available at: http://uss.dvfu.ru/struct/conference/2017/

Статья поступила в редакцию 25.05.18

УДК 373.2

Beletova J.B., postgraduate, Department of Social Technologies, North Caucasus Federal University; Head of Zhuravlik

Kindergarten (Khalimbekaul Village, Buinakskiy District, Republic of Dagestan, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES AS A MEANS TO OPTIMIZE THE MOTOR ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN.

The article shows that physical culture and sports activities are the basis for the development of pre-school children's interest in sports. A survey of parents of preschool children is presented, which notes that children at home have a lack of movement. This disadvantage can be compensated in the framework of preschool institutions, by various means, including sports and sports holidays. The author defines pedagogical principles that should be taken into account, when organizing and holding a sports festival in a pre-school educational institution. The work presents pedagogical tasks that are solved in the process of participation of children at sports festivals.

Key words: physical education, sport, preschool child, motor activity, sporting events.

Д.Б. Белетова, соискатель каф. социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, заведующий

МКДОУ «Детский сад «Журавлик»», с. Халимбекаул, Буйнакский район, Республика Дагестан,

E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье показано, что физкультурно-спортивные мероприятия являются основой для развития у дошкольников интереса к занятию спортом. Представлен опрос родителей дошкольников, в котором отмечается, что дети в домашних условиях испытывают недостаток в движении. Этот недостаток можно компенсировать в рамках дошкольных учреждений, различными средствами, в том числе и физкультурно-спортивными праздниками. Автор определяет педагогические принципы, которые следует учитывать при организации и проведения физкультурно-спортивного праздника в дошкольном образовательном учреждении. Представлены педагогические задачи, которые решаются в процессе участия детей в физкультурно-спортивных праздниках.

Ключевые слова: физкультура, спорт, дошкольник, двигательная активность, спортивные мероприятия.

Не вызывает сомнений тот факт, что физическая культура и спорт являются компонентами общей культуры общества и проявляются в социальной деятельности. Физическая культура и спорт являются одними из основных средств воспитания детей и подростков. Системные занятия физической культурой и спортом способствуют гармоничному и всестороннему развитию личности, формированию (особенно в детском возрасте) волевых качеств, моральных устоев, развитию умственной деятельности и эстетического вкуса [1].

Важность занятиями физической культурой и спортом в детском возрасте отмечали профессор Е.А. Спиридонов (Москва), профессор Н.Ю. Мельникова (Санкт-Петербург), профессор В.Н. Курысь (Ставрополь), профессор К.Д. Чермит (Майкоп) и др.

Образ жизни детей дошкольного возраста, который они ведут, предопределяет возможность сохранения их здоровья. Зачастую, родители дошкольников ведут пассивный образ жизни, редко проявляют активность в организации совместной со своими детьми двигательной активности.

Под влиянием примера взрослых, дети, при нахождении дома, так же, как и родители, проводят время за компьютером, планшетом, телефоном или телевизором [2; 3; 4]. Они не проявляют интерес к физкультурно-спортивной активности и самостоятельности. Данный факт подтверждается результатами опроса родителей старших дошкольников, который проводился в детском саду «Журавлик» с. Халимбекаул Буйнакского района Республики Дагестан. В опросе приняли участие 41 родитель, дети которых посещают старшую и подготовительную группы детского сада.

82% родителей указали, что дети, находясь дома, предпочитают играть в компьютерные игры и практически не проявляют интерес к занятиям физической культурой и спортом. Спортивный инвентарь (мячи, гантели и т. п.) и «спортивные уголки» имеют дома только 25% семей. 8% родителей посещают спортивные занятия или занимаются физкультурой самостоятельно. Показа-

тели развития, в том числе и физического, знают 45% родителей. Практически все родители (92%) отметили, что нуждаются в консультации по организации физкультурно-спортивной активности своего ребёнка как дома, так и на прогулке. Все участники опроса указали, что надеются на помощь детского сада в этой работе.

Для оптимизации процесса физкультурно-спортивной активности дошкольников, необходимо определить систему мероприятий детского сада, которые будут способствовать достижению двигательной активности детей, способствовать развитию интереса к занятиям спортом. В системе работы детского сада по развитию физкультурно-спортивной активности дошкольников особое место занимают физкультурно-спортивные праздники. Интеграция физкультурно-спортивных праздников с другими видами работы по физическому развитию дошкольников способствует формированию потребности в двигательной активности детей дошкольного возраста [5].

Система работы детского сада по оптимизации двигательной активности дошкольников включает следующие компоненты:

- занятия физической культурой по оздоровительному типу;

- занятия конкретным видом спорта (плавание, футбол, бег и т. п.);

- самостоятельная физкультурно-спортивная активность;

- физкультурно-спортивные мероприятия (соревнование, день здоровья, эстафета);

- физкультурно-спортивные занятия в учреждениях дополнительного образования (спортивные школы, секции и т. д.).

Участие детей в физкультурно-спортивных мероприятиях способствует развитию не только двигательной активности, но и способствует реализации потребности детей в общении, что обеспечивает, в дальнейшем, полноценное развитие ребенка.

При организации физкультурно-спортивных мероприятий следует учитывать физические возможности детей, уровень их

подвижности, функциональные возможности организма, индивидуальные особенности дошкольников.

Одним из основных мероприятий, направленных на развитие двигательной активности, являются физкультурно-оздоровительные праздники. Физкультурно-спортивные праздники - это зрелищные массовые мероприятия, которые позволяют дошкольникам проявлять двигательную активность в различных видах спортивных состязаний, они способствуют пропаганде здорового образа жизни, физической культуры и спорта. Физкультурно-спортивные праздники нацелены на воспитание волевых черт характера, таких как воля, дисциплинированность, упорство, уважение к сопернику.

Количество физкультурно-спортивных праздников в каждом детском саду регулируется возрастом детей, условиями проведения (бытовые условия, наличие территории, наличие бассейна, наличие корта и т. д.), а также комплексным планирование работы детского сада на год. Целесообразно проведение физ-культурно-спортивных праздников не более четырех раз в год, по 30-40 минут. Желательно привлечение родителей дошкольников для участия в празднике не только в качестве зрителей, но и в качестве участников.

Физкультурно-спортивные праздники можно разделить на типы, в зависимости от решения педагогических задач:

- задача формирования здорового образа жизни;

Библиографический список

- задача воспитания интереса к физической культуре и спорту, формирование познавательного интереса к определенному виду спорта;

- задача демонстрации спортивных достижений дошкольников;

- задача воспитания интереса к народным видам спорта, интереса к народным подвижным играм;

- задача информирования об истории развития физической культуры и спорта.

Организация и реализация физкультурно-спортивных мероприятий должна опираться на ряд педагогических принципов: принцип системности, принцип единства воспитательного воздействия (педагогического и спортивного), принцип учета индивидуальных особенностей (физических, умственных) детей дошкольного возраста, принцип учета инфраструктуры дошкольного образовательного учреждения, принцип учета отсроченного эффекта физкультурно-спортивной деятельности детей.

Таким образом, отметим, что в период дошкольного возраста необходима двигательная активность детей. Родители не всегда могут обеспечить своему ребенку реализацию его потребности в движении. Дошкольные образовательные учреждения могут оказать семьям помощь в этой работе. Физкультурно-спортивные мероприятия способствуют достижению указанных целей, следовательно, они являются средством в развития двигательной активности дошкольников.

1. Бобрышов C.B., Саенко Л.А., Суменко Л.В. Персонификация ценностей свободы и достоинства личности в современных социально-педагогических процессах. Вестник Академии права и управления. 2016; 42: 170 - 175.

2. Гулухиди В.И. Физкультурно-спортивная активность студентов. Международный студенческий научный вестник. 2017; 3. Available at: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17193

3. Зритнева Е.И. Объективные и субъективные показатели кризиса института семьи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013; 1 (34): 148 - 150.

4. Саенко Л.А., Гукасова Г.С. Девиантное поведение в современном родительстве. Дискуссия. 2012; 9: 144 - 147.

5. Саенко Л.А. Аксиологическое содержание образования в условиях трансдисциплинарности. Мир науки, культуры, образования. 2017; 6 (67): 136 - 137.

References

1. Bobryshov S.V., Saenko L.A., Sumenko L.V. Personifikaciya cennostej svobody i dostoinstva lichnosti v sovremennyh social'no-pedagogicheskih processah. Vestnik Akademiiprava i upravleniya. 2016; 42: 170 - 175.

2. Guluhidi V.I. Fizkul'turno-sportivnaya aktivnost' studentov. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2017; 3. Available at: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=17193

3. Zritneva E.I. Ob'ektivnye i sub'ektivnye pokazateli krizisa instituta sem'i. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2013; 1 (34): 148 - 150.

4. Saenko L.A., Gukasova G.S. Deviantnoe povedenie v sovremennom roditel'stve. Diskussiya. 2012; 9: 144 - 147.

5. Saenko L.A. Aksiologicheskoe soderzhanie obrazovaniya v usloviyah transdisciplinarnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 6 (67): 136 - 137.

Статья поступила в редакцию 17.05.18

УДК 378.937:61

Glazyrina L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: glazyrinala@cspu.ru

COMPONENT COMPOSITION OF THE FUTURE TEACHER TRAINING SYSTEM FOR INTERACTION WITH HIV-INFECTED STUDENTS. The article proves the urgency to prepare future teachers to interact with HIV-infected students from the point of view of modern requirements to form new professional competences in a teacher. The objective of the research is to reveal the component composition of the training system for interaction with HIV-infected students and to show its effectiveness in the formation of social and preventive competence among students of a pedagogical university. The article gives a detailed description of the motivational and target, organizational-content, methodological and technological and evaluation-corrective components of the system for preparing future teachers to interact with HIV-infected students, including functions of these components, leading methods and means for their implementation. It is noted that the practical result of the use of these components is to form social and preventive competence as a new professional competence of future teachers.

Key words: teachers' training system for interaction with HIV-infected students, social and preventive competence, system components.

Л.А. Глазырина, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Е-mail: glazyrinala@cspu.ru

КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

В статье обосновывается актуальность подготовки будущего учителя к взаимодействию с ВИЧ-инфицированными учащимися с точки зрения современных требований к формированию новых профессиональных компетенций педагога. Цель статьи - раскрыть компонентный состав системы подготовки будущего учителя к взаимодействию с ВИЧ-инфицированными учащимися и показать его эффективность при формировании социально-профилактической компетентности у студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.