Научная статья на тему 'Опыт разработки и внедрения нормативов ГТО для дошкольников: социальный проект "здоровый образ жизни"'

Опыт разработки и внедрения нормативов ГТО для дошкольников: социальный проект "здоровый образ жизни" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
615
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / НОРМАТИВЫ ГТО / СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / АКТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOLER / STANDARD GTO / SPORTS CELEBRATION / SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECT / HEALTHY LIFESTYLE / ACTIVITY / CREATIVITY / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сычевская Ольга Николаевна

Представлено описание социально значимого проекта «Здоровый образ жизни» суть которого заключается в работе с дошкольниками, вовлечение детей и педагогов в активную деятельность по физическому развитию средствами организации спортивных праздников и досуга в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты структура и содержание социально значимого проекта разработка и внедрение нормативов «Готов к труду и обороне для дошкольников. Представлено поэтапное описание проекта, его ресурсное обеспечение и ход реализации в г. Пушкино Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сычевская Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of development and GTO standard’s implementation for preschool children: social project “Healthy lifestyle”

The socially significant project description “healthy lifestyle” is presented, namely to work with preschoolers, involvement of children and pedagogues in intensive activity of physical development via organizing sport events and leisure time in preschool educational institute. Structure and content of socially significant project is disclosed, development and implementation standards for “Ready for working and defense for preschoolers”. The phased project description, its r e-sourcing, and the implementation in Pushkino city of Moscow district is presented.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и внедрения нормативов ГТО для дошкольников: социальный проект "здоровый образ жизни"»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 373.21; 613.71; 37.037; 796/799; 351.855.3

О. Н. Сычевская

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Представлено описание социально значимого проекта «Здоровый образ жизни» суть которого заключается в работе с дошкольниками, вовлечение детей и педагогов в активную деятельность по физическому развитию средствами организации спортивных праздников и досуга в дошкольном образовательном учреждении. Раскрыты структура и содержание социально значимого проекта разработка и внедрение нормативов «Готов к труду и обороне для дошкольников. Представлено поэтапное описание проекта, его ресурсное обеспечение и ход реализации в г. Пушкино Московской области.

The socially significant project description "healthy lifestyle" is presented, namely to work with preschoolers, involvement of children and pedagogues in intensive activity of physical development via organizing sport events and leisure time in preschool educational institute. Structure and content of socially significant project is disclosed, development and implementation standards for "Ready for working and defense for preschoolers". The phased project description, its r e-sourcing, and the implementation in Pushkino city of Moscow district is presented.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольник, нормативы ГТО, спортивный праздник, социально значимый проект, здоровый образ жизни, активность, творчество, физическое воспитание.

Keywords: preschool education, preschooler, standard GTO, sports celebration, socially significant project, healthy lifestyle, activity, creativity, physical education.

Тематика проекта: «Здоровый образ жизни»: работа с дошкольниками, вовлечение детей и педагогов в деятельность по развитию спортивных праздников и досуга, по развитию физкультуры и спорта в ДОУ.

Тип проекта: бессрочный, групповой, совместный детско-педагогический, спортивно-оздоровительный.

Участники проекта:

184 ребенка - 8 групп детского сада, возраст участников проекта - 4-7 лет;

20 педагогов - возраст участников проекта - 25-67 лет.

Срок реализации: проект бессрочный.

Актуальность проекта: Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Сила и работоспособность скелетный мускулатуры снижается, что влечет нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры, досуг и спортивные мероприятия.

В мой проект, реализованный в г. Пушкино Московской области, «Внедрение норм ГТО в ДОУ» были включены шесть следующих дисциплин - испытаний физического развития докольников:

• Скорость бега на 10 м с места (сек).

• Длина прыжка с разбега 5 м.

• Длина прыжка с места (см).

• Метание мешочков (100 г) правая (левая) рука.

• Дальность броска набивного мяча (0,5) из-за головы.

• Выносливость - челночный бег (30 м) 3х10.

В движении ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

В проекте принимают участие двадцать сотрудников нашего ДОУ.

Новизна проекта. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Тема «По улицам нашего города»

Цель проекта - познакомить детей с нормами ГТО, но для этого нужно рассказать детям, к чему готовиться и что оборонять. Развивать спортивные навыки, духовно-нравственные качества личности, воспитывать достойных будущих граждан России, патриотов, добрых и отзывчивых товарищей.

Задачи проекта:

• Воспитать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

• Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

• Создать предметно-развивающую среду.

• Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину, помнить о ветеранах и героях Великой Отечественной войны.

• Способствовать сплочению детей, педагогов и родителей на основе совместной спортивной и творческой деятельности; развивать понимание и восприятие своих эмоций и эмоций близких людей, чувства искренности, доброты, справедливости.

Оздоровительные задачи:

1. Формировать представление о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.

2. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

3. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

4. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательные задачи:

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (бег, прыжки, метание и т. д.).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (скоростно-силовые, координационные и на выносливость).

3. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.

4. Давать знания о принципах выполнения основных движений.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к знаниям физической культуры как организованной форме максимального проявления двигательных и функциональных возможностей.

2. Поощрять двигательную и разнообразную спортивную деятельность детей.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умению общаться со сверстниками, взаимопониманию и сопереживанию.

Ресурсное обеспечение проекта:

• Физкультурный уголок в группе.

• Спортивный зал.

• Спортивный участок на территории ДОУ.

• Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.

• Методический инструментарий (картотека подвижных игр и игр с элементами спорта, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т. д.).

• Подборка методической литературы «Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста».

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья.

4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для педагогов:

1. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

2. Личностный и профессиональный рост.

3. Самореализация.

4. Моральное удовлетворение.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Физическая и психическая готовность детей к обучению в школе.

3. Педагогическая, психологическая помощь.

4. Повышение уровня комфортности.

Проектная деятельность будет отслеживаться через такие формы работы:

• Спортивные мероприятия, праздники, досуги с участием родителей и педагогов.

• Беседы с детьми.

• Наблюдения.

• Групповые и индивидуальные занятия.

• Совместная и самостоятельная деятельность.

Описание проекта

Мной было запланировано три этапа подготовки детей к нормам сдачи ГТО, во время которых необходимо познакомить детей с российскими праздниками, символами России, знаками отличий, провести спортивные мероприятия с родителями.

Деятельность педагога

Поставить цель, предложить тему, составить конспекты, познакомить детей с праздниками России во время планируемого мероприятия.

Объединить семью, раскрыть эмоции, искренность, поддержку, работу в команде «Папа, мама и Я».

Деятельность детей

Совместная и самостоятельная деятельность. Проведение подвижных игр и игры-эстафеты в основных видах движений на прогулках повышает двигательную активность детей, способствует дальнейшему закреплению навыков, улучшению здоровья.

Подготовительный этап. Теоретическая часть. Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, воспитателей и родителей. Образовательный процесс МБДОУ выстроен в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ.

Патриотическое воспитание в нашем учреждении - это процесс взаимодействия взрослых и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которые направлены на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность. Мне хочется пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Мероприятия в рамках проекта

Наш проект стартовал 4 ноября 2015 г. спортивным праздником, объединяющим семью, родителей и детей, посвященный Дню народного единства.

I. Первый шаг

До мероприятия мною была поведена работа по ознакомлению детей с истоками праздника, с Мининым и Пожарским.

II. Основной этап - практический.

Следующим важным спортивным мероприятием и знакомством ребят с новыми знаками отличия, эмблемами, флагом Военно-морского флота стало празднование 23 февраля и продолжение наших достижений в ГТО.

Также мы никогда не пропускаем празднование Дня космонавтики с участием родителей и знакомством ребят с первым полётом в космос и легендарной личностью летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.

В праздник Победы 9 Мая мы с ребятами совершили поход к мемориалу, почтили павших героев, поговорили о патриотизме и воле к победе. Провели спортивный праздник с участием родителей и детей подготовительной группы. В этом учебном году дополнением к проекту стало внедрение ИКТ-технологии «Патриотическое воспитание дошкольников посредством виртуальной экскурсии, приуроченной к празднованию 9 Мая».

1 июня в День защиты детей в нашем детском саду № 20 «Золотой ключик» г. Пушкино Московской области состоялась первая сдача норм ГТО в ДОУ.

3 мая - день рождения нашего детского сада!

В 2018 г. был дан старт третьей сдаче нормативов ГТО нашими участниками.

Охват проекта

Запланированные мероприятия проводились весь май. В них приняли участие 8 групп: 1 средняя, 5 старших, 2 подготовительные.

Затраченные ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сбор материала, плакаты, стенды, эмблемы, символы ГТО.

Подготовка дополнительной спортивной площадки для проведения сдачи норм ГТО.

Выбор места проведения мероприятия

Специально подготовленная спортивная площадка для проведения сдачи норм ГТО на территории детского сада (площадка подготовлена силами педагогов и родителей).

Выбор инвентаря:

• Набивные мячи (500 г).

• Мешочки для метания (100 г).

• Секундомер.

• Рулетка и др.

Выполнение норм ГТО по разным техникам

Нормы выполняются в следующих техниках:

- бег;

- метание;

- прыжки.

Все дисциплины выполняются в двух видах.

Звуковое оформление - музыкальные руководители ДОУ.

III. Заключительный этап

Когда дети принимают непосредственное участие в мероприятии, они радуются своим результатом, грамотам и наградам, показывая свои достижения родителям, педагогам, сверстникам, что имеет важную воспитательную, коммуникативную функцию. Это их первые ответственные шаги готовности к труду и обороне!

Результаты работы

Дети, которые участвуют в проектной деятельности, проявляют спортивную активность в достижении наилучшего результа-

та, четко выполняют поставленные цели, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей, физической и психической готовности детей к обучению в школе.

Физически здоровые дети - залог успешного будущего нашей страны. Дети приобрели знания и представления о главных праздниках России. Сформированы понятия Победа, ветеран, оборона, захватчики, патриот, чувство гордости за свой народ, уважение к культурному прошлому России. Развиты понимание искренности, справедливости, доброты, нравственно-патриотические качества, храбрость, мужество, стремление гордиться и защищать свою Родину. Сплочение семьи, детей с родителями на основе совместной спортивной и познавательной деятельности.

Что такое нормы ГТО?

ГТО представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обязательную физическую подготовку граждан разных возрастных категорий. Это нормативная основа физического воспитания, существовавшая с 1931 г. по 1991 г., которая вновь внедряется. Это оценивание уровней физической подготовленности производится в соответствии с нормативами общероссийской системы мониторинга физического развития детей, которые предусматривают высокий, средний и низкий уровни физической подготовленности в зависимости от принятых нормативов. Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость. Дисциплины для определения уровня развития физических качеств проводятся по методике, описанной Т. С. Грядкиной.

Быстрота - это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок; определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Дисциплина на определение быстроты: и. п. - стоя за линией старта, одна из стоп расположена у самой линии, вторая - сзади, в удобном для ребенка положении.

Задание: после сигнала как можно быстрее бежать до противоположной ограничительной линии. Расстояние между линиями -10 м. Оценивается время преодоления 10-метровой дистанции в секундах. Фиксируется результат одной попытки.

Выносливость - челночный бег; дистанция состоит из небольших отрезков: обычно движение в одну сторону занимает от

10 до 30 м. В конце дистанции установлено препятствие, указывающее на необходимость разворота. Участник должен обогнуть препятствие по минимальной траектории движения и побежать обратно. В конце обратного отрезка также стоит препятствие, которое надо обогнуть. Таким образом, спортсмен выполняет определенное количество повторов.

Скоростно-силовые качества. Прыжок в длину с места является ациклическим скоростно-силовым движением. При выполнении прыжка большую роль играет координация движений и деятельность вестибулярного аппарата. Тест на определение скорост-но-силовых качеств: и. п. - стойка на горизонтальной нескользкой поверхности, ноги врозь на ширине ступни. Задание: выполнить мах руками вперед-вверх, второй мах - вперед-вниз, одновременно с третьим махом руками вперед на двух ногах прыгнуть как можно дальше.

Техника прыжка в длину с разбега подразумевает не только разгон и полет, но и сам толчок, который является залогом хорошего результата. Насколько правильно и сильно легкоатлет оттолкнется от дорожки, настолько высокими будут его итоговые показатели. Оценивается расстояние от ближайшего следа до линии старта с точностью до 1 см. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Бросок набивного (медицинского) мяча двумя руками из-за головы, из исходного положения стоя. Испытание проводится на ровной площадке длиной 10 м. Ребёнок встаёт у контрольной линии разметки и бросает мяч двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь.

Метание мешочков (100 г) вдаль - испытание проводится на ровной подготовленной площадке. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мешочек правой рукой вдаль, затем тоже - левой рукой.

Описание мероприятия

Открытие праздника началось с торжественной линейки под руководством музыкальных руководителей, представлением ребятами музыкальных выступлений и поздравлением.

Затем старшие дошкольники праздничным парадом двинулись к месту сдачи нормативов по ГТО.

СТАРТ дан - первыми участвуют старшие дошколята, наши выпускники!

В конце первой половины дня (тихий час) инструктором, воспитателями и группой наблюдателей были подведены итоги.

Во второй половине дня состоялось торжественное награждение грамотой участника всех детей, участвующих в сдаче норм ГТО, и ребят, занявших призовые места в беге, прыжках, метании.

Завершением стало праздничное чаепитие в группах с воспитателями и родителями.

Праздник удался благодаря поддержке всего нашего дружного и сплоченного коллектива.

Приложения к проекту ГТО: листы участников и их достижений.

Хотелось бы получить губернаторскую поддержку на самообразование, развитие нашего проекта по ГТО, на усовершенствование нашей спортивной площадки в детском саду.

Май 2018 г.

aîuiîUîiîi jyüiH^1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.